Псалом 67
В конец, псалом песни Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь». Псалом сей есть торжественная победная песнь Еврейского народа, а в духовном смысле – Церкви Христовой. В буквальном смысле толкователи относят этот псалом к освобождению Евреев из Египта и дарованию закона на Синае (Еврейск. раввины), к чудесному поражению Ассириян (Кимхи, Ферранд); к перенесению ковчега завета из Кириафирима, из дома Аминодава, в Сионскую скинию (Беда, Боссюст и др.)391. Впрочем, в сем псалме упоминаются события разных времен: исшествие Евреев из Египта (ст. 1), чудеса в пустыне, Синайские события (8–11), победы над врагами. В духовном смысле св. Афанасий в псалме сем видит «изображение пришествия Господня, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена, обещание дарований Св. Духа, утешение св. Апостолам, их избрание, обращение язычников, вознесение Господне». – Бл. Феодорит находит молитву об ускорении пришествия Господня для спасения людей, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел. Для объяснения сей псалом представляет большие и в иных местах непреодолимые трудности, есть один из труднейших392.
2. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Да восстанет, да поспешит Господь поразить врагов Своих. Эти же слова сказаны были Моисеем при поднятии ковчега (Числ. 10:35). Давид прилично относит их к своему времени в виду врагов, которых ему надлежало покорить, и которые были вместе врагами Божиими, особенно если при этом было действительно перенесение ковчега на Сион. Св. Афанасий и бл. Феодорит под врагами разумеют демонов, а под воскресением последний – не только прекращение Божия долготерпения, но и воскресение Христово.
3. Тако да погибнут грешницы, – враги, ненавидящие Господа, ст. 1. Так перевели, уверяет бл. Феод., и прочие переводчики, так называет их Еврейский текст и Сирский переводчик, и под нечестивыми разумеет не людей, а демонов, враждующих на людей. «Как дым рассеевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню, так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку» (Бл. Феод.). С Евр.: «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия».
4. А праведницы да возвеселятся. «Когда демоны будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы и прославят спасшего Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости».
5. Путесотворите возшедшему на запады:393 Господь имя Ему. С Евр.: «Превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его». Симмах перевел: «Уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Бл. Феодорит, приведши этот цитат, продолжает: «Необитаемая же пустыня, а пустынею Бож. Писание называет часто язычников (Ис. 35:1, 51:1). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света и потому названною западом, взошло Солнце правды. И так, здесь пророческое слово предлагает св. Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам и уготовать путь Всецарю всяческих». Св. Афанасий: путесотворите и проч. «Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями (Господа) на последок времен Явившегося во плоти живущим на земли; или: возшедшему на запады – значит: снисшедшему до ада». Отцы, разумея под западом языческую тьму, видят здесь шествие Господа, чрез Евангелие, с Своим словом и благодатию к язычникам.
6. Да смятутся394 от лица Его. Т.е. полчища демонов, поясняет св. Афанасий. Отца сирых, и судии вдовиц. Т.е. «демоны не стерпят пришествия Господа, зная, что Он – правдивый Судия, отец сирых и судия вдовиц» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под сирыми разумеет беззащитных, а под вдовицами – «души, неуневещенные Слову». Бог в месте святем Своем. С Евр.: «Отец сирот и судия вдов, Бог во святом Своем жилище», – т.е. на небе (Св. Афан. и бл. Феод.).
7. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. С Евр.: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне». По LХХ буквально можно так понимать: хвалите Бога, ибо Он вселил (или вселяет, соединяет) единоверных Евреев в дом Свой, т.е. в Церковь, извел Своим могуществом окованных узами рабства из Египетского плена, а тех, которые преогорчевали, оставил в гробах, в пустыне, т.е. погубил, наказал. Под преогорчевающими можно разуметь и Евреев, которые роптали в пустыне, оскорбляли Бога, и за то наказаны смертию, и Египтян, погибших в волнах Чермного моря. По крайней мере, последующие стихи ясно говорят о событиях в пустыне. Отцы и учители понимают в духовном смысле. Св. Афанасий под единомышленными разумеет тех, «которые Единому Богу посвятили свою жизнь и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания; – таковым Господь обещает вселение в дому Его, небесном граде; под окованными – связанных узами греха и тьмы служением демонам; под преогорчевающими – духов противльшихся иногда, коим Господь проповедал, когда сходил во ад» (1Пет. 3:19). Бл. Феодорит так объясняет: «единомышленными называет пророк тех, у которых одна цель, которые решились иметь попечение об одной только добродетели и не предпочитают иногда одно, а иногда другое; пророк говорит, что они вселяются в Божий дом. Окованными же именует обложенных узами греха, и о них предрекает, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными... Но пророк говорит, что не только окованных делает мужественными; но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, – вместе с первыми сподобит спасения».
8, 9. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити395 Тебе в пустыни: земля потрясеся, ибо небеса кануша396. С Евр.: «Боже, когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею; земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева». Симмах перевел: «Когда предшествовал Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло». Т.е. когда в облачном столпе предшествовал Ты в пустыне народу Твоему, тогда тряслась земля и небеса источали дождь и манну (См. Числ. 11:9; Суд. 5:4; Авв. 3:6) от лица Бога Синаина, т.е. явльшегося на Синае. Св. Афан: «Когда предшествовал Ты народу Своему, исшедшему из Египта, земля потряслася, т.е. шествие Его стало известно по всей земле, небеса искапали духовную пищу, разумеет же манну». Бл. Феодорит: «Когда намеревался Ты проходить оною необитаемою и неприявшею еще в себя лучей Света пустынею397, всколебал и сотряс землю: с неба же уканул росу благодати. Совершилось же сие и в то время, как был Ты на кресте; ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по возшествии на небо; ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостолов как бы подобно каким каплям росы».
10. Дождь волен398 отлучиши399, Боже, достоянию Твоему, и изнеможе, Ты же совершил400 еси е. С Евр.: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его». «Дождем вольным, – говорит св. Афан., – именует евангельское слово (Пс. 71:6), вольным называет в отличие от служения подзаконного; изнеможе – изнемог (вообще – человек) древле, когда идолопоклонствовал, но Ты совершил еси е, призвав евангельскою проповедию». «Дождем, – говорит бл. Феод., – называет упоение учением; именовал же его вольным по произвольному желанию; потому что не принужденно напоевается человек, но убедившись учением, приемлет благодать. Изнеможением наименовал восстание злочестивых, а изнемогшим – достояние. Но и во время восстания Ты утвердил и подкрепил подвижников; потому что они – Твое достояние».
11. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже. С Евр.: «Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного». – По св. Афан. – под животными разумеются верующие, приобщившиеся животворящей пищи; на ней, т.е. в Церкви, в достоянии Божием Господь уготовал небесные блага нищему, т.е. нищим духом. По бл. Феод. – под животными Божиими разумеются св. Апостолы, которые будут жить в достоянии Божием, т.е. среди язычников, а под нищим – обнищавшее естество человеческое.
12. Господь даст глагол блоговествующым силою многою. «Сказанное, – говорит св. Афан., – силою многою – должно понимать в связи с словами: Господь даст глагол; ибо выражает ту мысль, что Господь с великою силою дает глагол благовествующим (св. Апостолам), т.е. намеревающимся возвестить нам блага наши. Тот же подает и слово, кто подаст случай к благовествованию». См. Мф. 10:18. Лк. 21:15. С Евр.: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество». Еврейский текст, вероятно, дает разуметь о женских хорах тимпанщиц, которые были у Евреев. См. Исх. 16:20; Суд. 5:1, 11:84; 1Цар. 18:6; Иудиф. 16:1 и здесь ст. 26.
13. Царь сил возлюбленного401, красотою дому разделити корысти. С Евр.: «Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу». Св. Афанасий так объясняет: «Царь сил возлюбленного – Сам Господь дал глагол таинникам; потому что Он есть Царь возлюбленного народа. Красотою дому разделити корысти. Дом – уверовавшие во Христа; красота дома – святые Его ученики и Апостолы. Посему говорит, что красоте дома, т.е. Евангелистам дает глагол, чтобы разделить корысти, т.е. привлечь язычников к вере и расхитить корысти у сатаны». Бл. Феод. под царями воинств разумеет учителей, которые и называются возлюбленными, под воинством – верующих, под корыстями тех, которые собственные свои члены соделали рабами греха (т.е. язычников). «Их-то разделил св. Апостолам, одного поставил учителем Римлян, а другого – Еллинов; одних соделал проповедниками у Индов, а других у Египтян. Сии корысти св. Апостолам разделила красота дому. Дом же Божий, по словам Бож. Апостола, суть уверовавшие (Евр. 3:6), а красота дому – благодать Св. Духа, украшающая и осиявающая их всяким обилием даров» (Бл. Феод.). Следующие Еврейскому тексту разумеют о победах, одержанных Еврейским народом по исходе из Египта, и настоящий 13 стих считают содержанием или началом песни тимпанщиц. Т.е. Сам Господь дал воспеть с великою силою женам: «Вот бегут, бегут цари воинств, а сидящая дома, т.е. община Израилева, делит воинскую добычу». Повторение слова: бегут – означает необыкновенно скорое бегство побежденных и великость поражения.
14. Аще поспите402 посреде предел403, криле голубине посребрене, и междорамия404 ея в блещании злата. Если и возляжете посреди горнов, посреди огней, т.е. подвергнетесь огню искушений, то и тогда вы будете подобны голубю, блестящему серебром и золотом на его перьях, выйдете из искушений чистыми и благолепными. Может быть, Давид разумеет здесь самых Евреев, которые шли по пустыне среди враждебных им народов, но защищаемые Господом, они из всех опасностей выходили целыми и невредимыми. С Евр.:405 «Расположившись в уделах (своих), вы стали как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом». Отцы относят ко временам христианским. Аще поспите и проч. «Речь сия, – говорит св. Афан., – обращена к св. Апостолам. Если, говорит, примут вас пределы (пределами же называет уверовавших из двух народов); и потому, если успокоитесь в них, то даны будут им крыле голубине с позлащенными междорамиями, разумеет же, что приявшие св. Апостолов сподобятся Св. Духа. Междорамия же голубиные называет позлащенными, потому что умы приявших соделает многоценными, т.е. мудрыми». Бл. Феодорит так объясняет: «Крылами голубиными пророк называет благодать Духа, потому что в виде голубине снисшел на струи Иорданския. Говорит же, что крыла Его посребрены, а междорамия украшены золотом, потому что людям простым предлагает простейшее и удобнейшее к разумению, а совершенным более глубокое... Пределами же называет два завета. Посему в том и другом учении говорит: приступите и узрите многоразличную благодать Св. Духа»
15. Внегда разнствит406 Небесный цари на ней, оснежатся во Селмоне407. С Евр.: «Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле; она забелела, как снег на Селмоне». – Т.е. когда небесный Царь отверг языческих царей на земле обетованной, тогда она очистилась, заблистала, как снег, на горе Селмоне, явилась чистою от скверн язычества. Всего более это идет к Церкви христианской. «Царями, – поясняет св. Афан., – именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния. Оснежатся же сказано вместо: очистятся, а в Селмоне толкуется: в воздаянии. Посему говорит, что приявшю св. Апостолов (учение) в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя приимут очищение грехов». Бл. Феодорит под царями разумеет также св. Апостолов, как наследников небесного царствия. «Предсказывает же снисшествие Всесвятого Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему, сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет, потому что Селмоном наименовал Иерусалим».
16. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная408, гора тучная. С Евр.: «Гора Божия, гора Васанская409; гора высокая, гора Васанская». Под горою нужно разуметь Церковь Божию. Церковь Божия будет тучною, т.е. преисполненною благодати Божией, усыренною, т.е. вожделенною, сладостною по небесным благам; плодородною, как Васан, горою высокою, потому что вознесена превыше всего, и всех возвышает до неба. «Горою, – говорит св. Афан., – именует Церковь; называет ее тучною, потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. Усыренное значит напитанное млеком, т.е. простым словом учения». По бл. Феодориту, «гора Божия, или Церковь Божия потому называется тучною и усыренною, что доставляет обильное питание пасущимся на ней стадам, и прияла много тука от Бож. благодати».
17. Вскую непщуете410 горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца. С Евр.: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать, и будет Господь обитать вечно?» Акила перевел: «Для чего состязуетесь горы надменные с горою, которой возжелал Бог, чтобы восседать на ней?» У бл. Феод. под горою разумеется истинная Церковь Христова, а под высокими или холмистыми горами – общество еретиков и неверующих. «Пророческое слово сие, – говорит бл. Феод., – обращено к Иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которые именуют себя церквами. Оно говорит: для чего вы кичитесь, состязуетесь и равняете себя с горою, которую Бог соделал Своею обителию, горою, на которой иметь будет вечное жилище?» «Давид (поясняет св. Афан.) здесь упрекает тех, которые нредполагают, что и еретическия церкви могут быть усыренными, потому что нет в них (в еретических сборищах) ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния; поэтому вскую непщуете, будто вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, юже благоволи Бог жити в ней» (т.е. истинная Церковь Христова)?
18. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих411): Господь в них в Синаи во святем. С Евр.: «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч. Среди их Господь на Синае, во святилище». «Колесницею Божиею, – поясняет св. Афан., – называет небесные и умные силы, которые носят на себе Бога. Они суть и гобзующие или радующиеся, потому что избавлены от греха. Посему носимый тьмами на сей колеснице есть Тот же Господь, Который и на святой горе Синае дал закон». Бл. Феодорит под гобзующими или «плодоприносящими Богу благочестие» разумеет «святых людей в Церкви Христовой; их бесчисленные тысящи и тьмы, ими правит Тот Самый Господь Бог, Который явился и на Синае».
19. Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех412, ибо413 непокаряющыяся, еже вселитися. С Евр.: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Образ речи взят от древних восточных царей и победителей, которые, после победы, вели за собою пленных, восходили на высоту и принимали дары. Св. Ап. Павел относит это место прямо к Спасителю, как предсказание в том смысле, что Он восшел на высоту превыше небес, пленил плен, (т.е. «возвратил, – поясняет св. Афан., – из плена души, плененные диаволом) и дал дары человекам» (Еф. 4:8–9); «ибо приемля от приходящих к Нему веру, дарует благодать», говорит бл. Феодорит. Но св. Афанасий слова: приял еси даяния в человецех – понимает так, что Господь Христос приял в наследие Себе (Пс. 2:8) самых людей и даже непокорявшихся – для того, дабы вселиться в них. «Те самые, которых приял Ты в даяние, древле были непокоряющимися, но и в них вселился Ты».
20. Благословен Господь день дне и проч. С Евр. весь стих: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». По Св. Афан. – это говорит лик Апостольский, по совершении великого дела спасения. Поспешит – «отверзет дверь слова, дабы благоуспешен был путь проповеди».
21. Господня, Господня исходища смертная. С Евр.: «Во власти Господа Вседержителя врата смерти». «Ясно выражает уверенность свою, – говорит св. Афан., – что доведенных до смерти за проповедь изведет победоносно, потому что Его суть исходища смертная». «Господь отверз нам неисходную темницу смерти, сокрушил врата медная и сломил вереи железные (Ис. 45:2)» (Бл. Феод.). У Господа – ключи ада и смерти. Апок. 1:18.
22. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас переходящих414 в прегрешениих своих. С Евр.: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Т.е. «Бог сокрушит, – поясняет св. Афан., – головы врагов лика Аностолов. Но сия речь имеет приложение и к начальникам народа Иудейского. Верх влас415 преходящих в прегрешениих своих. Верхом влас называет опять главу; разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно». Бл. Феод. под волосом разумеет самый маловажный поступок. «Смысл слов сих, – говорит он, – следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человеческую, не опускает из вида и самого маловажного, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа, облеченного тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной (Ин. 14:30). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад».
23. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. С Евр.: «Господь сказал: от Васана возвращу, выведу из глубины морской». По св. Афанасию, «Васан толкуется горечь или преогорчение. Посему говорит (т.е. Бог чрез Давида), что обратит к Себе от дома преогорчевающего, т.е. от дома Израилева. Обращу во глубинах морских. И низринувшихся в бездну сластолюбия обращу к Себе». По бл. Феод. – «Васан416 в переводе значит: стыд, а стыд есть плод греха. Посему от греха и из глубин морских (т.е. от множества зол) обратил нас Бог всяческих».
24. Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес Твоих от враг от него. С Евр.: «Чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». Симмах перевел: «Да сокрушит нога твоя до крови, и язык псов твоих полижет каждого из врагов твоих»417. Говорится о совершенном поражении врагов Церкви Божией. «Т.е. кровопролитие при поражении врагов Твоих или врагов Церкви будет столь велико, что нога Твоя углубится в крови их, и язык псов Твоих полижет ее, особенно кровь оного власатого верха или главы врагов Твоих»418. Св. Афанасий видит здесь поражение лукавых сил, а под псами разумеет «стражей духовного стада», святых проповедников. «Язык их, – говорит св. Афан., – едва не вкушает крови мысленных врагов. Посему пророк разумеет, что Апостольское слово едва не соделается причиною смерти для лукавых демонов». По бл. Феод. – «псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, которые при том брошены непогребенными и оставлены в снедь псам (Ис. 63:3)».
25. Видена Быша шествия419 Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. С Евр.: «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне». Под шествиями или Божиими путями можно разуметь чудные и славные пути Божии, коими Он вел Еврейский народ из Египта по пустыне, когда шествовал на ковчеге, или во святом ковчеге, как победитель-царь на колеснице, сопровождаемый певцами, музыкальными хорами, среди дев с тимпанами (ст. 26). Всем были видны эти пути Божии, под которыми, конечно, должно разуметь и другие пути или дела Божии и особенно события в царстве благодати; во святем, т.е. в кивоте или в Церкви Христовой. Св. Афанасий под шествиями Божиими разумеет события новозаветного домостроительства: «рождение от Девы, чудотворения, шествие на крест, домостроительственно восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на небеса. Пророк проповедует о совершающем шествия, что Он и Бог и Царь его, что Он во святем, т.е. на горе Синае». См. ст. 18. Бл. Феодорит под шествиями Божиими также разумеет дела Бож. домостроительства, а слово: во святем – значит: «во храме, восприятом от семени Давидова» (т.е. в теле, в человечестве).
26. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. С Евр.: «Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами». В буквальном смысле можно понимать, как сказано выше, о торжественном шествии кивота Божия в пустыне, или о перенесении его из Кириафирима в Иерусалим. В духовном смысле св. Афан. и бл. Феод. разумеют под князьями св. Апостолов (Пс. 44:17), под поющими – приносящих словесные жертвы хвалы. «Посему пророк говорит, что князи предвариша, т.е. первые предначали служение духом и истиною, или служение евангельское. Девами называет души уверовавших» (св. Афан.), или по бл. Феод. – «хранящих девство и приносящих Богу Бож. сладкопение».
27. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. С Евр.: «В собраниях благословите Бога, Господа, вы – от семени Израилева». – Т.е. видя эти пути или дела Божии, благословляйте Господа в своих собраниях, вы, происшедшие от источника, или от семени Израилева, от Авраама и Сарры (Ис. 51:1. Втор. 33:28. Числ. 24:7). «Источниками Израилевыми, – говорит св. Афан., – были блаж. пророки и прежде них закон. Посему говорит (т.е. Давид), что должны мы славословить Бога, не отъинуда почерпая славословие, а только у них, говорит же сие по причине неправославных еретических писаний». Бл. Феодорит под источниками Израилевыми разумеет также – «пророческие и апостольские книги», а под словом: в церквах – прекращение Ветхого Завета, ибо храм Иудейский был один.
28. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудови владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. С Евр.: «Там Вениамин младший, князь их; князья Иудины, владыки их; князья Завулоновы, князья Неффалимовы». Во ужасе, с Греческого: в экстазе, в иступлении, или в изумлении. Т.е. там, среди торжествующих, или сопровождающих Царя, в собрании народа, находится младшее из всех но времени и числу своего племени (Суд. 21:3; 1Цар. 9:21) колено Вениаминово в изумлении от путей Божиих, или от страшного поражения их врагов (ст. 24); или: там младший Вениамин, но в лице Саула, обладатель Израиля; там князи колена Иудова, от которого ведут свое начало владыки, порфироносцы-цари Еврейского народа; там князи колен Завулонова и Неффалимова. Св. Афанасий и бл. Феодорит под князьями разумеют св. Апостолов, под Вениамином – св. Ап. Павла из колена Вениаминова; он был в ужасе, или в изумлении от того, что «гонимый и почитаемый мертвым (Господь Иисус Христос) – на небесах» (Бл. Феод.). Князья Иудовы – это Матфей и другие апостолы, по св. Афан., происходившие из Иудина колена; князья колен Завулонова и Неффалимова – это св. Апостолы, происшедшие из Галилеи, которую занимали эти колена, – Петр, Андрей, Иаков и Иоанн.
29. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. С Евр.: «Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас». Симмах перевел: «Повели, Боже, о силе Твоей; укрепи, Боже, что соделал Ты нам, (ст. 30) ради храма Твоего, который над Иерусалимом». Молитва обращена к Богу Сыну, Которому Бог Отец Его заповедал укрепиться. Т.е. Поскольку Бог Отец Твой поведал или определил укрепиться Тебе – Сыну Божию, Спасителю мира, или укрепить Свое достояние – Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал для нас, для Своей Церкви, сохрани и доверши собственное Твое дело. «Утверди, – так объясняет бл. Феодорит, – Владыко, благодать, какую даровал ради храма Твоего (т.е. человечества), от нас Тобою занятого и посажденного превыше всякого начальства (Еф. 1:21). Ибо Иерусалимом пророк называет вышний град (Гал. 4:28). Посему просит ради родства с храмом утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смешение насладилось сообщенным даром». По св. Афанасию, «здесь лик Апостолов умоляет Отца, чтобы чрез Сына Своего укрепил, еже соделал в них, т.е. тело их. Посему просят, чтобы, освободив от тления, облек их в нетление».
30. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. С Евр.: «Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары». Эти слова можно с бл. Феодоритом понимать как предсказание, которое буквально исполнялось и исполняется доселе: цари и сильные земли приносили и приносят дары Господу Богу в Иерусалимском храме. Св. Афанасий, разумея под храмом Церковь, под царями – вообще христиан (1Пет. 2:9), под Иерусалимом – небо или вышний Иерусалим, дает такой смысл: «из земного храма, т.е. из Церкви, по вере призванные в вышний Иерусалим принесут Ему дары, очевидно, духовные».
31. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. С Евр.: «Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней». Немного иначе переводит В. М. М. Филарет: «Прети зверю тростника, сонму тельцов в юнцах народов, посыпающему сотрения серебра. Расточи народы, которые браней желают», – и так объясняет: «зверь тростника значит или зверя, живущего в тростнике, дикого и нечистого, или зверя Египетского; поскольку тростник есть произведение Египетское (Ис. 19:6) и символ Египта (Ис. 36:6; Иез. 29:6–7), или врага, вооруженного стрелою или копьем из трости. Как бы то ни было, пророк сим открывает общее значение загадки: он ясно говорит, что дело идет о народах, браней желающих. Прети зверю тростника, т.е. удержи, воспяти стремление врагов, подобно зверям, нападающих на Твое наследие, и некогда имеющих соединить все свои силы под образом двух зверей из моря и от земли (Апок. XIII). Прети сонму тельцев, т.е. сонму сильных, которые среди народов являются как крепкие тельцы между младыми юнцами. Прети сему лукавому сонму, который, дабы показаться истинною Твоею церковию, подобно сребровидной голубице (ст. 14), осыпает себя сотрением серебра – украшается притворною чистотою. Словом: расточи народы, которые желают браней и возмущают покой Твоего царства благодатного». Бл. Феодорнт под зверями тростными разумеет «мысленных зверей или демонов, под сонмом юнец – все множество Иудеев за обычную их дерзооть, под юницами людскими – уверовавших из язычников, по новости их призвания. Еже затворити искушенныя сребром.420 Пророческое слово предсказывает восстания Иудеев на благочестивых, бывшие в начале проповеди. Поступят же так Иудеи в намерении отлучить и данного благого жребия лишить тех, которые, подобно разженному серебру, оказались драгоценными (Гал. 4:17)» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под зверями тростными разумеет также мысленных львов или демонов: под сонмом юнец – начальников Иудейского народа. «Они назывались, – продолжает сей св. отец, – юнцами; потому что юницами именовался народ (Пс. 21:13). Еже затворити искушенныя сребром. Сребро – Бож. словеса. Говорит же: запрети – и мысленным и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: запрети тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди. Расточи языки хотящыя бранем: очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани, воздвигаемые против святых».
32. Приидут молитвенницы421 от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу. «После того, как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь Египтяне и Ефиопляне. Именем же Египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития Израилева, а именем Ефиоплян – пределы земли. Но каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха Ефиоплянина» (Св. Афан. и бл. Феод. Деян. 8:27. Сн. Ис. 19:19; Соф. 3:10).
33. Царства земная пойте Богу. «Показывает, – говорит св. Афан., – что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа».
34. Возшедшему на небо небесе на востоки: се даст гласу Своему глас силы. С Евр.: «Воспевайте шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы». «Присовокупленное: на востоки – сказано, – говорит св. Афан., – сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке: так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Гласом силы называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению». Бл. Феодорит под гласом сильным разумеет глас Божий при сошествии Св. Духа, проявившийся в бурном дыхании (Деян. 2:2).
35. Дадите славу Богови, т.е. прославите Бога в теле вашем и в духе вашем (1Кор. 6:20. Св. Афан. и бл. Феод.). На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Под велелепотою или величием бл. Феод. разумеет величие чудес Божиих, совершенных св. Апостолами, а под облаками – св. учителей, «которые подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря Всесвятого Духа, приносят людям орошение». Св. Афанасий в словах: «Израиль, облака, св. люди – видит различные чины святых, а в словах: велелепота, сила, дивное, держава – различные почести, какие возданы будут святым, которые в небесных обителях непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов».
36. Дивен Бог во святых Своих. Т.е. в людях святых и чрез святых Бог проявляет чудную силу свою. Но с Евр.: «Страшен Ты, Боже, во Святилище Твоем, Бог Израилев: Он дает силу и крепость народу (Своему). Благословен Бог!» Во святилище, т.е. на небе, во храме, в Церкви.
* * *
См. у Калмета.
В этом псалме, говорит один из толковников (Мuis), столько же подводных камней и лабиринтов, сколько слов и стихов, и по справедливости может назваться crucem ingeniorum et interpraetum opprobrium. См. у Калм.
На запады, Евр. слово арава значит пустыня и небеса, а эрав – вечер, тьма – запад.
Да смятутся от лица Его. Сих слов нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом, читают Отцы.
Мимоходити εν τω διαβαινειν – νω – прохожу, перехожу и т. п.
Канута εσταξαν – σταζω – каплю, пускаю каплями, теку и т. п.
Пустынею. Под пустынею бл. Феод. разумеет язычников. См. Выше.
Волен εκουσιον – добровольный, т. е. дождь не в определенное время являющийся, а по воле Божией ниспадающий во всякое время.
Отлучиши αφοριεις – ζω – отделяю, распределяю, определяю и т. п.
Совершил κατηρτισω – ζω – установляю, учреждаю, восcтановляю, снабжаю.
Бозлюбленнаго. Это слово повторяется в Римск. издании LХХ и в Вульгате. Красотою, в Славянск. поправлено: ради красоты – ωραιοτητι; ωραιοτης значит также – зрелость, крепость, сила. Т. е. Царь сил ради силы или славы дома Своего возлюбленного народа разделит добычи – σκυλα.
Поспите κουμηθητε – κοιμεω – усыпляю, успокаиваю, ложусь, сплю.
Предел κληρων – ος – жребій, – камешки, ветки, прутики. Вероятно, LХХ последнее и разумели под Евр. словом: шепаттаим – lapides focarii – очажные камни, ряд камней, на которых ставят коноб или котел. См. у Иез. 24:3, 40:43.
Междорамия μετα_γρενα – νον – спина, зад.
Новейшие раввины переводят ст. 14: «ляжете ли у очагов – крылья голубки покрыты серебром, ее перья – блестящим золотом» и разумеют благословенную общину Израилеву, подобную голубю с блестящими перьями. См. Пcалмы Давида. Перев. и объяснение Пумпянского. Варшава. 1872. Переводят и понимают различно.
Разнствит εν τω διαστελλειν – λλω – разлучаю, разделяю, удаляю.
Селмон гора в кол. Ефремовом, близь Иордана, гора сама по себе тенистая и мрачная, но блестит, когда покрывается снегом. От Евр. слова: цалам – был мрачен.
Усыренная τετυεωμενον – τυροω – делаю сыр, обращаюсь в сыр. Гора как бы обратившаяся в сыр, т. е. приятная, вожделенная.
Васанская – от страны Васат на восточной стороне Иордана. См. Пс. 21, 13.
Непщуете υπολαμβανετατι – vω – подхватываю, отвечаю, противоречу, понимаю и т. п. Усыренные – питательные и вожделенные.
Гобзующих ευθηνουντων – νεω – изобиловать, быть в цветущем состоянии и т. п. Vulg: laetantion. Митр. М. Филарет переводит: усугубляющих, и объясняет так: «я вижу на горе Божией две или многие колесницы Божии, т. е. Ангелов, служащих Ему... За ними следуют тысячи усугубляющих или составляющих второе воинство Церкви земное и небесное (Апок. 19. II–). В них Господь,– Он сам является предводительствующие сими воинствами. Святилище присутствия Его столь обширно, что Синай со всеми чудесами своими является, как часть украшений оного». См. «Прав. Обозр.». 1869 г. № 3.
В человецех в Римск. изд. LХХ: в человеке. – εν ανθρωπω.
Ибо. Частица эта здесь имеет значение не причины, а частицы: даже. Бл. Феод., Акила.
Преходящих διαπορευομενων – переходящих т. е. от одного беззакония к другому, или проводящих жизнь свою в одних беззакониях.
«Верх власатый, поясняет М. М. Филар. (Прав. Обозр. 1869 г. № 3), означает человека зверонравного, или главу многочисленного народа. Т. е. Господь сокрушит врагов, и особенно не пощадит верх власатый – сильного земли, который, как власами, потрясает подвластными ему народами, не обращается, а более простирается в согрешениях, приходит во глубину зол».
Васан, поясняет М. М. Филар., по могуществу, означает сильное восточное язычество, – Я избавлю Церковь от врагов, возвращу ее от Васана, возвращу отовсюду, даже от глубин моря (Ис. XI, 2). Іbid. Калмет и др. видят в приведенном стихе указание на истребление Васанидян (Числ. 21, 33–) Моисеем и Египтяи в Чермном море. Т. е. как Я истребил Ога – царя Васанского со всем Его пародом, и как погубил Египтян во глубине моря: так истреблю и ваших врагов, избавлю вас от погибели. Обращу и пр. Vulg: соnvеrtam іn profundum maris.
Vulg: «ut іntingаtur реs Тuus іn sangvіnе; linbgva саnum Тuоrum ех іnimicis, аb ipse».
М. Филар. ibid.
Вместо: видена – в нек. Греческ. изд. LХХ: «видели», как перевели: Акила, Симмах и Феодот. «видели» шествіе или пути Твои, Боже». См. 61 письмо к Суннии бл. Иерон.
Еже затворити μη αποκλεισθηvαι (– κλειω запираю, исклю-чаю, недопускаю и т. п.) искушенные τους δεδοκιμασμενους – сребром τω αργυριω, т. е. запрети врагам, чтобы искушенные сребром (евангельск. словом) не были воспрепятствованы (проповедывать слово Божіе).
Молитвенницы πρεσβεις – послы. Vulg: legates. В Евр: хашманим – magnates, optimates. «Приидут вельможи из Египта: Ефиопия прострет руки свои к Богу».