Источник

Псалом 67

Пс.67:1. В конец, псалом песни Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начaльнику певцу псалом песни Давидовой.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид в сем псалме торжественно описывает свои победы, одержанныя при помощи Божией над врагами; и потому в начале прославляет Божие всемогущество и благость, но причину прославления предлагает общую, взяв оную от управления всего мира. Потом приступает к описанию изведения избраннаго народа из Египта, к чему присовокупляет безпрерывное продолжение Божиих благодеяний, оказанных к роду Авраама; далее, продолжая ту же материю, доходит до своих побед и величественными словами проповедует чудную Божию силу, открывшуюся на нем пред очами всего Израильскаго народа. Отсюду заключает, что, по восшествии его на престол, церковь Иудейская пришла в лучшее состояние, нежели в каком была она при Сауле. Впрочем, нет сомнения, что под сими чертами изображает величественную Божию славу, открывшуюся наконец во Христе. Сей псалом исполнен высоких выражений, преносных слов и стихотворческих описаний, и потому сколько красив, столько и труден. Таинственное онаго толкование зри в первом издании.

Пс.67:2. Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его.

Пс.67:3. Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия:

Сии слова полагает вместо предисловия, в котором предуведомляет, о каких вещах во псалме сем говорить намеревается. Сущность слов состоит в том, что хотя Бог на время и попускает нечестивым озлоблять Его церковь, однако наконец возстанет и отмстит им; и что для верных довольно находить защиту в Его помощи. Впрочем, слова сии взяты из четвертой книги Моисеевой, Чис. 10:34. Он предписал употреблять сей образец молитвы при случае преношения кивота с места на место, дабы верные, взирая на сей священный залог, яко на видимый присутствия Божия знак, были благонадежны и спокойны. Аки бы сказал, что Бог не имеет нужды в великом приуготовлении для поражения врагов, ибо они в Его состоят власти,и что довольно для Него перст поднять, и всех их разсыпать. Зело утешительно и то, что враги, угнетающие церковь, нарицаются врагами Бога, Который, приняв нас под Свое покровительство, не иначе раздражается наносимыми нам обидами, как бы было раздражаемо собственное величество Его. Пророк еще лучшеи зображает, коль легко и удобно Богу разрушить все усилия врагов наших, употребляя следующее прекрасное подобие: яко исчезает дым, тако исчезнут; и яко тает воск от лица огня, тако погибнут. Нам почти не вероятно кажется, чтоб толикая сила, какую враги имеют иногда, вдруг исчезала и погибла. Но Дух Святый сим образом хотел исправить чрезмерную боязливость нашей плоти, аки бы сказал: враги ваши не имеют такой крепости, какую вы в них воображаете, они как дым исчезают; вы обманываетеся судя по видимому о крепости их, и не помышляя, что пред лицем Божиим и самыя горы, яко воск, растаивают.

Пс.67:4. а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

Здесь яснее говорит Давид, что Бог единственно для блага церкви Своея страшен есть врагам и, как кажется, прикровенно противополагает веселие той печали, которою стеснены были сердца всех благочестивых при Сауле. Аки бы сказал: Бог, смиряя рабов Своих на время, ныне приносит новый радостный свет, дабы не всегда воздыхали, будучи подавляемы бременем печали. Между тем научает, что благочестивые тогда прямо радостны и веселы бывают, когда зрят, что Бог к ним милостив и что спасение их Ему любезно. Собранием многих, одно и то же значащих слов, Пророк изображает, что веселие благочестивых будет не посредственное, но такое, которое восхитит все чувства их.

Пс.67:5. Воспойте Богу, пойте имени его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя ему: и радуйтеся пред ним.

Пс.67:6. Да смятутся от лица его11, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем своем.

Пс.67:7. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

Воспойте Богу, пойте имени Его. Сими словами располагает верных к хвалению Бога. Причину хвалы прежде полагает общую (как сказано выше), показывая, что Бог силою Своею содержит и управляет весь свет: потом особенную, или частную, понеже печется о бедных, и хранит под Своим покровительством вдов и сирот. В доказательство безпредельной Божией силы берет то, что Бог ходит на облаках, которыя преносят Его мгновенно от востока до запада: отсюду заключает, что Он превыше всего мира, так что ни земля, ни небо не могут вместить величества славы Его. Следущия за сим слова, Господь имя Ему, с намерением полагает. Ибо как в тогдашния времена весь почти свет заражен был суеверием и наполнен ложных богов кумирами: сего ради хотел единому истинному Богу дать место, повелевая всем идолам сокрыться, когда исходит на среду Бог Израилев. Но понеже не довольно было бы для верных почитать Бога с рабским страхом, Котораго и нечестивые трепещут и чтут принужденно: сего ради повелевает с веселием и радостию приступать к Нему, глаголя, радуйтеся пред Ним. Потом и о чудной благости Его проповедует, показывая, что Он и сирот и вдовиц посещать не гнушается, и что непостижимая слава Его не препятствует Ему быть к нам снисходительну, коль не велико между Им и нами грешными разстояние. Ибо под именем сирых и вдовиц, без сомнения, чрез фигуру синекдоху объемлет всех тех, коих мир, яко недостойных воззрения и помощи, обыкновенно презирает. Люди, по большей части, оказывают услуги там, где есть некоторая надежда вознаграждения, и потому везде почти первое место занимает достоинство и блеск, откуду происходит то, что нищие повсюду лежат презренны, но Бог печется о них. Следующия слова, Бог в месте святем Своем, хотя к небу отнесем, хотя ко храму, будут весьма согласны с настоящею материею. Ибо Бог не так заключен на небеси, чтоб сидел там празден, но паче небо служит Ему вместо престола, откуду простирает Он взор Свой на вселенную, и оную судит. А как избрал Он жилище и посреди людей, откуду милостиво их к Себе призывает, то для сирых и убогих нет лучшаго утешения, как слышать, что могут найти Его недалеко. В следующем стихе и другие виды благости присовокупляет, глаголя: Бог вселяет единачествующия в дом, то есть, людей безпомощных и от всех оставленных благословляет счастливым супружеством, и умножает в домах их изобилие, а связанных разрешает от уз, изводит от плена и дает свободу. В последнем члене нечестивым презрителям Бога возвещает суд, не токмо для устрашения их, но и для того, дабы верные не завидовали счастию тех, которые хотя на время и процветают, однако благополучие их, наконец, обратится им в погибель. Ибо жить в местах безводных, или жить во гробах, не что иное означает, как быть всего лишену, и не иметь участия в Божиих отеческих щедротах.

Пс.67:8. Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни,

Пс.67:9. земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

Сих слов: да смятутся от лица Его, в Еврейском тексте нет, а стих начинается так: Он есть Отец сирых и Судия вдовиц. Здесь особенно описывает благость Божию, бывшую к Иудейской церкви, которую избрал Бог единственно на тот конец, чтоб быть ей зерцалом отеческаго промысла Его. Сие же для того присовокупляет Пророк, дабы сынов Авраамовых лучше приближить к Богу и показать, что они принадлежат к избранному народу. А понеже изведение Израильтян из Египта было особенным и вечным залогом Божией любви, посредством котораго (залога) утверждался и завет, давно учиненный со Авраамом, для того вкратце помещает здесь историю происшествия онаго, котораго сущность состоит в том, что Бог чрез оное достопамятное изведение засвидетельствовал всем векам, колико любил Он церковь Свою. Ибо на какой конец соделал толикия чудеса? К чему потряс небом, землею и горами, ежели не для того, чтоб показать, что Божия сила соединена с благосостоянием народа? Сего ради должность вождя присвояет Богу, Который под Своим предводительством препровождал народ и охранял его не токмо при переправе чрез Чермное море, но и во все время пребывания его в пустыни. Трясение же земли разумеет не токмо бывшее при обнародовании закона, но и иносказательное, понеже чрез все продолжение пути чин природы часто переменялся, так как бы все стихии трепетали и сотрясалися от присутствия Бога. А как наипаче явил Бог страшную Свою силу на горе Синайстей,(понеже и громы слышимы были на небеси, и весь воздух исполнен был молний и перунов): для того Пророк ясными словами упоминает о горе сей, дабы светлее показать величество Бога, явльшагося на ней.

Пс.67:10. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию твоему, и изнеможе, ты же совершил еси е.

Пс.67:11. Животная твоя живут на ней: уготовал еси благостию твоею нищему, Боже.

Здесь глаголет Давид о безпрерывном продолжении Божиих милостей, коими наслаждался Израильский народ с того самаго времени, как вступил в обетованную землю. Сия бо нарицается достоянием Божиим, которое назначил Господь сынам своим. Она по справедливости получила имя сие: ибо с того самаго времени, как поселились в ней сынове Авраамовы, никогда не преставал Бог оказывать к ним отеческия любви Своея, яко нежнейший и чадолюбивейший домовладыка; понеже для содержания жизни без их просьбы самоохотно дождь низпосылал. Сие же глаголет, без сомнения, взирая на местоположение и свойство земли Иудейския, которой плодоносие зависело от дождя и от росы небесныя. В том же разуме глаголет и следующия слова: егда изнеможет, Ты укрепляеши е. Сии слова не к земле относятся, но к достоянию, которое, будучи изнуряемо гладом и жаждею, было подкрепляемо от Бога то манною свыше одождяемою, то источниками вод, чудесно из камене изводимыми. А дабы Иудеане лучше познали сию Божию милость, то сравнивает их с голодными нищими, которые питаемы были Богом туне, не заботясь, чем на другой день будут содержаться. Впрочем хотя Бог питал их до сытости от тука пшеницы, вина, меда и елеа; однако так милость Свою соразмерял, чтоб они не пресыщалися, и всегда ожидали от Него пищи.

Пс.67:12. Господь даст глагол благовествующым силою многою:

Пс.67:13. Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

Здесь описывает Давид те преславныя победы, которыя Израильский народ, исходя из Египта, над сопротивными народами одержал. А как все сие действовал Бог, Который, по поражении врагов, и землю миром благословил и пределы царства Израильскаго распространил, то честь всех военных подвигов приписывает единому Богу. Под именем глагола разумеет торжественную песнь, назнаменуя, что успехи военные состоят во власти Бога: под именем же благовестниц разумеет жен, так называемых тимпанниц. Ибо древние Израильтяне обычай имели пение победных песней препоручать женам, как видим из примера Мариами, сестры Моисеевой, которая по прехождении Израильтян чрез Чермное море с ликом жен воспела Божии хвалы на тимпане (Исх. 15:20). Победу Давида над Голиафом и над Филистимлянами те же жены тимпанницы прославили (1Цар. 18:6). В следующем 13 стихе содержание песни показывает, глаголя, что враги хотя бы во ополчении величайших сил устремилися на церковь, однако разсыпаны будут. А сим обстоятельством более увеличивает Божию милость, которая и самых сильнейших царей обратила в бегство, коих силам слабые Израильтяне никак противостать не могли бы. Откуду же произошло то, что они не токмо без всякаго успеха отошли, но и постыдному бегству предалися? Они легко могли бы Иудейскую землю силами своими подавить, ежели бы не Бог народ Свой чудесно защитил. Глагол побегнут сугубо повторяется для того, что нападение врагов часто небесною помощию отражаемо было. Следующими словами, обитающая в доме корысти разделит, такое множество добычи замечает, что не токмо воины обогатилися ею, но и самыя жены, спокойно в домах пребывающия, возимели участие в ней.

Пс.67:14. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата:

Понеже сказал, что Бог за народ Свой на бранях сражался: сего ради в наставление присовокупляет здесь, что хотя бы верным случилось иногда в самой густейшей тьме зол лежать, то и тогда Бог изыдет к ним на помощь. Здесь без сомнения прикровенно означает то бедственное и смутное время, в которое народ Божий при Сауле много зла претерпел. Свобода, воспоследовавшая после, тем приятнее и замечательнее была, что народ вдруг как бы из тьмы на свет вышел. Пророк учение свое еще далее распространяет, напоминая всем вообще, что верные чудесною и сокровенною Божиею силою, даже и посреде тяжчайших страданий целы сохраняемы бывают; а иногда вдруг и нечаянно такую свободу получают, что и следов злострадания не остается, ибо слова и тот и другой смысл допускают. Сие изображает приличным подобием. Якоже бо голубица, очернившаяся сажею, легко и удобно оную смывает, и паки бывает чиста и бела; криле ея подобятся белизною сребру, а перие ея блестящему злату: тако и человек верный, хотя бы возлег между очерненными треногами, однако никогда так очернен не будет, чтоб не мог обмыть черноты. Откуду следует, что и церковь, хотя не всегда наслаждается приятным светом, однако не всегда же остается и во мраке; но извлеченная из тьмы, паки получает свой блеск, так как бы никакого не пострадала зла.

Пс.67:15. внегда разнствит небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

Пророк продолжает вышереченную мысль о церкви, показывая, что хотя бы она от жестокаго нападения врагов вся покрылась прахом или тьмою, однако паки возвратит свою красоту и будет подобна белизною горе Салмону, которой верхи вечным покрыты снегом. Гора сия хотя сама по себе темна (ибо толкуется тень мрачная), но понеже свыше покрыта снегом, то и представляется бела аки снег.

Пс.67:16. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.

Здесь показывает главную причину Божиих к народу Израильскому благодеяний, понеже гору Сион избрал себе в жилище, откуду милость Божия как бы струями изливалася на весь народ. А как обетование сие дано было Давиду, то отсюду прилично доказывает о себе, что он есть законный и от Бога определенный царь, и что гора Сион особенным преимуществом почтена была. Два сии обстоятельства так между собою соединены были, что Давид сидя на царском престоле, народ управлял, а Бог имел на горе оной храм, Ему посвященный вместо жилища. Почему и нарицает гору сию тучною, усыренною, и пред прочими горами отличнейшею.

Пс.67:17. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.

В сем стихе нет ничего темнаго и прикровеннаго. Ибо Давид рекши о горе Сионе, что она одна токмо во всем свете угодна была Богу, унижает здесь все прочия высокия горы, противополагая оным гору Сион. Впрочем, поскольку Давид глаголет здесь о горах в смысле преносном, то сии иносказательныя слова его должно понимать в другом высочайшем разуме, относя оныя к царству Христову, которое несравненно превосходит все царства мира сего. Здесь хотя не прямо, однако сильно востает Пророк против высокомерия века сего, ведая, коль презренно царство Христово у плотских и нечестивых людей, которые, предавшись сладострастию и своим утехам, ни о чем духовном не помышляют, ниже пекутся. Учение Пророка тем обширнее распространяется, чем более плоть высокоумствует и гордится. Впрочем, сколько бы сынове века сего ни гордилися, но верные должны быть довольны тем одним преимуществом, что Бог благоволит жить посреди их. Они доколе соединены пребывают с Богом, в Котором сокрыто совершенное и полное их благополучие, дотоле не могут раскаиваться и сожалеть о своем состоянии.

Пс.67:18. Колесница Божия тьмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.

Понеже многие по большей части судят низко о всемогуществе Божием, а о присутствии Его и не помышляют, сего ради Давид величественными словами свидетельствует о сем. И как мысли человеческия весьма склонны к сомнению, то и при малейших искушениях, встречающихся в мире, колеблются и падают. Отсюду происходит страх и трепет, а иногда самое отчаяние. Чего ради? Понеже не помышляют о безпредельной Божией силе, или, по крайней мере, много унижают оную. Сего ради Пророк, желая уврачевать сей недуг, предлагает на среду безчисленное множество Ангелов, превозмогающих все неудобствия мира сего. Колесница Божия тьмами тем, тысяща гобзующих. Сие выражение то же значит, аки бы сказано было, что Бог в готовности имеет безчисленное множество небесных сил ко охранению нашего здравия. Сего довольно к ободрению наших умов и сердец, хотя бы тысящи смертей угрожали нам. Следующее присовокупление: Господь в них, относится также к похвале вездеприсутствия Божия, аки бы сказано было, что Богу так нельзя не иметь власть над Ангелами, как нельзя отрещися от Божественнаго существа Своего. Между тем однакож прикровенно научает, что Бог несравненно больше имеет силы един, нежели десять тысящ, так сказать, Ангельских миров. А дабы далечайшее разстояние, находящееся между нами и Богом, как мы обыкновенно воображаем, не остановило течения нашей веры: сего ради предлагает нам гору Синайскую, на которой ясно открылось величество Его. Упоминает и о святилище, дабы показать в нем присутствие Бога, и тот священный союз, который утвердил Он между Собою и между сынами Авраама, как сказал и Моисей: да не речеши в сердце твоем: кто взыдет на небо, или кто прейдет на ону страну моря? Близ тебе есть глагол, во устех твоих и в сердце твоем (Втор. 30:12–14). Сими словами означает Моисей, что ежели хотим мы безопасны быть под защитою Бога, то не инде где должны искать присутствия Его, как в законе и Пророках, а потом в самих себе. В сем разуме и Давид упоминает здесь о присутствии Бога посреди Ангелов, також о горе Синайстей и о святилище Божием: Господь в них в Синаи во святем.

Пс.67:19. Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо непокаряющыяся, еже вселитися.

Пророк, сравнивая здесь различныя времена, без сомнения, прославляет новую Божию милость, которая при Сауле как бы во мраке погребена была, а по возшествии Давида на престол просияла паки. Ибо здесь подразумевается прикровенное противоположение между низложением Саула и между возвышением Давида; аки бы сказал Пророк, что слава Божия при печальном состоянии людей не являлася в таком сиянии, в каком являлася прежде, донележе Господь по низложении Саула проявил свет милости Своея при Давиде, котораго возведя на престол, ясно доказал, что он есть законный царь, понеже избран был Богом. Следующими словами, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех, описывает свои над врагами победы, однако славу побед приписывает не себе, но единому Богу. Ибо глаголет, что враги не им пленены были, но Богом, Который и дань давать понудил их и не покоряющихся по жестокосердию под иго покорности подклонил. Потом и намерение покорения означает, глаголя: еже вселитися в нас. Сими словами показывает, что люди, живущие под покровительством Бога, совершенно блаженны суть. Впрочем, поскольку место сие святый апостол Павел в послании к Еф. 4:8, относит ко Христу, то надобно разсмотреть, коль изрядно согласует он с мыслями Пророка. Здесь, во-первых, должно принять за основание то, что Давид с таким намерением поставлен был царем над древним народом, дабы в лице его проображен был Христос предвечный царь. Во-вторых, заметить должно обетование, данное Давиду о вечном преемстве, которое наконец в лице Иисуса Христа событие свое прияло. Якоже убо рукою Давида открыл Бог силу Свою, котораго возведши на высоту престола, возставил людей Своих: тако в лице единороднаго Сына явил предивную славу Свою. А дабы все члены Апостольскаго свидетельства между собою согласовали и чтоб сень соответствовала истине, то Христос прежде нежели возшел на высоту, истощил Себя самаго, не точию зрак раба приим, но и смирив Себя даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:7–8). И паки, дабы возшествие на высоту не отнеслось к единому телу Христову, сего ради описывается сила и плод возшествия Его: то есть, что Бог Отец покорил под власть Его небо и землю, а с ними и врагов, доселе не покорявшихся, понудил к повиновению, соделав их данниками; так что неверные, оставя мудрование плоти с упорством, не токмо вся своя, но и самих себя, по учению Евангелия, предали Христу, пленив и чувства и страсти в послушание веры. А что касается до демонов и отверженных людей, которых ожесточенная злоба всегда к мятежам подстрекает, тех Христос, яко Бог, сокровенною Своею силою связанных содержит, дабы неистовством своим не делали замешательства в мире, и никому вреда не причиняли. А что Павел в некоторых словах не согласует Давиду (ибо вместо: приял еси даяния в человецех, полагает: даде даяния человеком ): сие не делает противоречия в сущности вещи. Якоже бо Бог корыстьми врагов не Себя, но народ Свой обогатил, тако и Христос не сам обогатиться искал, понеже ни в чем нужды не имеет, но для украшения церкви Своея соделал Себе врагов данниками. Следовательно в разсуждении таинственнаго между главою и телом союза обоя глаголются прилично и в собственном разуме, то есть, что Бог, явльшийся во плоти, и приял и разделил между Своими взятыя у пленных корысти. Не меньше приличествует Христу и глаголемое при конце стиха, еже вселитися. Ибо Христос не с тем от нас отшел, чтоб мы искали Его далече, но как тот же Апостол глаголет, да исполнит всяческая (Еф. 4:10). Он, возшед на небеса, и Божества Своего силу гораздо в большем сиянии открыл, и нас любить не престал. Хотя бо во плоти уже не обращается с нами на земле, однако плотию и кровию Своею невидимо питает наши души. Разстояние мест не препятствует, чтоб плоть Его не была истинная для нас пища, а кровь истинное для нас питие.

Пс.67:20. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших.

Пс.67:21. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.

Пророк, исчисляя благодеяния Божии, так везде слова Свои соразмеряет, что никогда от одной цели не уклоняется, то есть, что церковь стоит непоколебима, будучи охраняема не другою какою-либо силою, но всегдашним покровительством Бога. Сего ради и здесь глаголет: Господь Бог благословен, благословен Господь день от дне. К сему присовокупляет: поспешит нам Бог спасений наших, показывая, что и спасение наше, и всякое временных благ довольство от единаго Бога зависит. Мысль сия в Еврейском тексте выражена так: благословен Господь, на всяк день обременяяй нас благими своими; аки бы сказал Давид, что Бог в подвиге благотворения Своего никогда не утруждается, но всегда новыми благами народ Свой преисполняет. Но как мысли человеческия весьма склонны к заблуждению, то сими словами налагает на них узду, содержа оныя под единым Богом. Впрочем, хотя спасение, приносимое Богом, относится без изъятия ко всем, но наипаче к избранным, понеже нечестивые неблагодарностию своею живот превращают в смерть. Не без причины положил и слово спасения в множественном числе, сказав: Бог спасений наших, дабы ведали мы, что Бог в готовности имеет безчисленные способы спасать людей, хотя бы обстояли нас тьмочисленныя смерти, так что ныне находяся в самых челюстях ада, заутра можем быть благонадежны. В сем же разуме должно брать и последний член, где сказано, что во власти того же Бога состоят исходища смертная, то есть, что Бог имеет многоразличные способы, коими рабов Своих изводит от смерти в живот. Сие изречение заметить должно, ибо оно научает нас, чтоб мы никогда не измеряли Божию помощь слабым понятием нашим: но хотя бы случилось нам погрязнуть во глубинах морских, то и тогда не должны отчаиваться, но уповать на Бога, Которому свойственно открывать путь ко спасению даже и там, где их совсем нет.

Пс.67:22. Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

Понеже церковь часто от сильных и лютых врагов нападение терпит, а иногда и безпрестанное гонение страждет: то не иначе спасена быть может, как сильною и крепкою рукою. Сего ради Пророк вводит здесь Бога, вооруженнаго силою страшною, довлеющею сокрушить всех ея врагов. Здесь заметить должно, что врагами Божиими нарицаются все те, кои людей благочестивых неправедно озлобляют и гонят, дабы мы не сомневалися, что Бог всегда предстоит готов защищать нас. Колико же печется Он о спасении нашем, то весьма изрядно изображается следующими словами: Бог сокрушит главы врагов, и верх влас преходящих в прегрешениих своих. Аки бы сказал Пророк, что Бог поразит смертельными и неисцельными язвами всех тех горделивцев, которые озлобляют церковь Его, и тем смертно и непростительно согрешают против величества Его. Почему в следующих двух стихах описывает Бога, как бы ходящаго по трупам избиенных врагов, и оные ногами попирающаго.

Пс.67:23. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских:

Пс.67:24. яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него.

Дабы Израильтяне не радовалися о победах своих подобно сынам века сего, но признавали бы Бога виновника оных, и всегда уповали на Него, Пророк представляет им первобытные примеры, приводя на память, каким образом отцы их древле победительною десницею Бога, как бы из ада изведены были. Ибо слова сии, от Васана возвращу, возвращу из глубин морских, такой имеют разум, что Бог как древле неоднократно исхищал народ Свой из рук исполинов, и из бездн Чермнаго моря, так и ныне в подобных опасностях не оставит, но ежели востребует нужда, тотчас предстанет с помощию. А дабы слово возимело большую силу, вводит Самого Бога глаголющаго: от Васана возвращу, возвращу из глубин морских. Сими словами показывает, что Бог имеет силу воскрешать людей из мертвых: понеже изведение Израильскаго народа из бездн Чермнаго моря, и избавление из рук сильных исполинов было подобно воскресению. А что Пророк вводит Бога как бы омоченнаго и червленеющаго кровию, сие не должно брать за знак жестокости Его, но за праведное мщение, дабы верные восчувствовали, колико они драгоценны и любезны Богу, когда так гневается Он, защищая их. Мы ведаем, что и Давид был муж кроткаго духа; но когда разсуждал о судьбах Божиих, то мог воспламеняться святою ревностию, и радоваться о погибели нечестивых. Притом заметить должно, что здесь приписывается Богу то, что есть общее всей церкви, то есть, что Бог руками Своих рабов производит праведную казнь над нечестивыми. Следующия за сим слова, яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него, в Еврейском тексте яснее читаются так: яко да омочится нога твоя в крови, и язык псов твоих полижет кровь врагов твоих, пролитую от единаго коегождо их.

Пс.67:25. Видена Быша шествия твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем.

Можно стих сей разуметь как об успехах военных, так и о благодарении, приносимом Богу за одержанныя над врагами победы. Ибо известно, что древние Израильтяне по одержании какой-нибудь знатной победы обыкновенно шествовали во храм, где приносили Богу, так называемыя, мирныя жертвы. Итак некоторые толковники под именем шествия Божия разумеют толпы народа, стекающагося во святилище. Но другие основательнее приписывают слова сии Богу, яко вождю, управляющему и в порядок приводящему воинство. А слово: во святилищи – присовокуплено для означения несомнительнаго присутствия Божия: ибо Господь потому приял на Себя долг управлять Израильским народом и отражать нападения врагов, предшествуя ополчению Израиля, понеже обещал выслушивать молитвы рабов Своих, приносимыя во святилище. Сего ради прилично Пророк глаголет: Видена Быша шествия Твоя, Боже, так как бы Бог явно исходил из священнаго онаго места вести народ под Своим руководством для поражения врагов. Далее, нарицая Бога Царем своим, не на себя повелевает народу обращать свои очи, дабы имя царя, присвояемое смертному человеку, не помрачило сияния высочайшия главы. Ибо хотя и от лица своего народа глаголет, однако и себя из числа онаго не изъемлет.

Пс.67:26. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.

Пс.67:27. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Пс.67:28. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

Здесь уже не о воинстве, ополчающемся на брань, но о торжественном собрании народа глаголет, вводя различные лики певцов, воспевавших хвалы в честь Бога, дарователя побед. И в первом месте поставляет начальнейших певцов, которые по переводу седмидесяти толковников названы князьми не собственно, потом играющих на трубах, посреди же их дев тимпанниц, о которых сказано выше под стихом 13. Следующия за сим слова, благословите Бога от источник Израилевых, некоторые толкуют о сердце, понеже лицемерныя хвалы, которыя в одних токмо устах слышимы бывают, ненавистны Богу. Но сие толкование неосновательно. Давид призывает здесь к хвалению Бога всех тех, которые ведут начало от святаго патриарха Иакова, иначе Израилем проименованнаго. Трудно однако понять, почему Пророк, говоря здесь вообще о священных собраниях народа, в первом месте поставляет колено Вениаминово. Некоторые толковники догадываются, что потомки Вениаминовы по соседству близки были к дому Давидову, так как и другия два колена, Завулоне и Неффалимле, хотя по разстоянию мест и отдалены были, но понеже близким сродством между собою были соединены, то и удостоены чести сея. Другие чрез фигуру синекдоху под именем дальних и ближних весь народ разумеют. Но как могла быть и другая причина, неизвестная нам, чего ради Пророк поставляет колено Вениаминово в первом месте, то лучше сие оставить без решения, не отвергая однако и вышереченных резонов. Впрочем, поскольку Пророки, говоря о семействах, часто относятся к родоначальникам: то не дивно, что потомки Вениаминовы в разсуждении праотца своего, который был меньший между сынами Иакова, нарицаются Вениамином юнейшим. Далее, владыкою нарицает Вениамина, может быть, потому, что был некто в колене оном муж храбрый, оказавший на брани знаменитые подвиги, так как и в двух прочих коленах, о которых упоминает. По переводу седмидесяти толковников, тамо Вениамин во ужасе, то же означает, что Вениамин имел удивительную силу, и оказал отличные подвиги, которые ужасили врагов. Почтив таким образом колено Вениаминово, Неффалимле и Завулоне достославным свидетельством, далее всю честь относит к верховнейшей главе, поставляя князей Иудиных начальнейшими вождями над всеми военными силами, так как и над всем собранием народа.

Пс.67:29. Заповеждь, Боже, силою твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас.

Пс.67:30. От храма твоего во Иерусалим тебе принесут царие дары.

Описав торжественное собрание народа, стекшагося во храм по случаю одержанных побед, Пророк просит Бога, дабы силу Свою, которую явил в низложении врагов, и в возстановлении церкви Своея, продолжил и на будущее время, укрепляя и сохраняя людей Своих. А понеже люди часто присвояют себе то, что единому Богу приписывать долженствовали, сего ради прикровенно напоминает, что народ не своею силою преодолел врагов, но получил оную свыше. Ибо прося Бога о укреплении соделаннаго, показывает, что Его силою было соделано все, коль ни мужественно Израильтяне сражалися на брани; а сим образом к благодарности увещавает их, низлагая гордость и высокоумие. А дабы лучше преклонить их к смирению, сего ради припоминает, что они имеют и впредь крайнюю нужду в продолжении милости Божией. Следующия за сим слова, от храма Твоего, иже во Иерусалиме, имеют непосредственную связь с предидущим изречением. Ибо здесь дается причина, чего ради благоволил Бог силою Своею одарить Израильтян паче, нежели других: понеже де имел во Иерусалиме храм, который силою Своею прославить хотел, где также находился и ковчег завета. На сем основании и выше изобразил Пророк Бога живущим во святилище. Понеже убо не всуе избрал Себе Бог святилище оное, но оттуду и милости Свои ниспосылал на народ, и нужные ответы ему давал: сего ради прилично просит Пророк, дабы явил силу Свою от храма, ибо по силе завета и обетований оттуду надлежало просить всякия милости. Но здесь встречается вопрос: чего ради Давид упоминает о храме, который не был еще построен? На сие ответствуем, что под именем храма разумеется здесь ветхозаветная скиния, в которой, как всем известно, тогда уже был поставлен ковчег завета. Впрочем, как выше приписывал Богу одержанныя над врагами победы, так и плод их относит здесь к тому же Богу. Ибо глаголет, что побежденные цари, как ему, так и преемникам его не токмо дань будут платить, но и познают Бога сильнаго во бранех. А сим доказательством сильнее убеждает верных приносить Богу жертву хвалы и благодарения.

Пс.67:31. Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем.

В сих словах содержится прошение Давида молящагося, дабы Бог, истребя кровожаждущих врагов, защитил избранный Свой народ. Зверьми тростными нарицает неприятельских воинов, вооруженных копьями. Ибо как в восточных странах растут трости, величиною и твердостию подобныя дереву, то древние обыкновенно делали из них копья, луки и стрелы, которыя по большей части употребляли на войне. Потом нарицает врагов сонмом или скопищем крепких волов с юнцы людскими. А сими преносными словами, без сомнения, назнаменует жестокую лютость врагов, или, по крайней мере, увеличивая силы их, признается, что Израильтяне не равносильны были сопротивляться им, ежели бы Бог не помогал им. Следующими словами, изжени искушаемые сребром, означает величайшую алчность к корыстям, коею побуждаемы будучи враги, часто делали набеги на пределы царства Израилева: что подтверждает и следующими за сим словами, расточи языки хотящыя бранем. Где показывает, что иноплеменные народы без всякия причины желали мятежей и браней, и хотя никто их не раздражал, однако они самовольно на мирных людей нападали. Впрочем, когда Давид, толикократно торжествуя над врагами, препоручает защищение себя и всего народа Богу, отсюду да научаемся, что состояние церкви не может быть спокойно в мире сем. Ибо сатана часто то тех, то других врагов возбуждает на нас, а Бог сим образом терпение наше испытывает. Далее, сравнивая врагов с волами и юнцами, Пророк научает верных смиренномудрию, дабы сим способом всегда обретали в Боге готоваго себе помощника. Ибо чем неистовее нападают враги на нас, удовлетворяя ярости своей, тем милостивее бывает к нам Бог, и тем скорее подает помощь: Его бо есть дело укрощать юнцев, и низлагать ужасных исполинов.

Пс.67:32. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу.

Пс.67:33. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви,

Пс.67:34. возшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу своему глас силы.

Пророк паки обращается к благодарению и подтверждает преждереченныя слова о пришествии царей во Иерусалим для поклонения Богу, упоминая именно об Египтянах и Ефиоплянах. Отсюду заключить следует, что пророчество сие относится к лицу Христову, Котораго владычеству некогда имели покориться цари Египетские и Ефиопские, и не токмо сии, но и владыки других отдаленнейших частей мира. Ибо далее присовокупляет: царства земная, пойте Богу. Сими словами предвозвещает, что цари земные, которые прежде не знали Бога, наконец познают Его: ибо едино Богопознание разрешает языки на похвалу пресвятаго имени Божия. Отсюду доказывается общее звание всех языков: ибо не токмо Давид, но и Моисей, и все Пророки призывают их к приношению жертвы хвалы Богу. В доказательство чего и причину присовокупляет, показывая, что Бог от века владеет небом и землею. Воспойте, глаголет, Господеви, возшедшему на небо небесе от века. Сими словами разумеет, что Бог, как сказали мы в начале псалма, владычествует над всеми тварями, управляя оныя с величайшею властию. Впрочем, хотя сие изречение вообще относится к творению мира, но и частное обстоятельство места сего не должно без внимания оставить: ибо Пророк упоминая о царствах земных, то есть о царях, и о народах их, которые тогда находились еще вне церкви, по праву творения распространяет и на них Божию силу. Сего ради присовокупляет слово – от века, дабы ведали мы, что весь человеческий род от самаго начала творения находится под Его рукою. А отсюду весьма ясно проявляется величество и слава Бога, поскольку небо, при всем своем пространстве, и при столь различных кругообращениях и переворотах, всегда сохраняет наилучшую соразмерность, и чрез толикое множество протекших веков пребывает в равномерной красоте и порядке, представляя древностию своею чудное творение Бога. Таким образом упомянув о творении мира, тотчас преходит к творению грома, котораго силу под именем гласа означает: се, даст гласу Своему глас силы. Сим изречением изображает, что Бог всесильным повелением Своим производит гром, который звуком своим сотрясает небо и землю. Впрочем, не без причины представляет нам Бога, гремящаго на небесех: понеже ничто так не вперяет в мысли людей страха и почтения к Богу, как сильный гром. А дабы лучше возбудить наши умы, или исправить невнимание наше, употребляет указательную частицу се, как бы пред самыя очи представляя вещь.

Пс.67:35. Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех.

Пс.67:36. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог.

Сии слова приспособляет к предидущему изречению: се, даст гласу Своему глас силы. Ибо, собственно говоря, мы ничего не можем дать Богу. Но понеже часто лишаем Его достодолжныя чести, сего ради Пророк, представив Бога сильно гремящаго с небеси, повелевает нам взаимно соответствовать Ему гласом хвалы. Впрочем, дабы народы не погибали от своих рукотворенных и ложных богов, призывает их к учению закона, в котором открыл Себя Бог: аки бы сказал, что от самаго создания мира многие суть пути, по которым люди могут доходить до Бога, не скитаяся далеко. Сюда относится прилагаемое имя Бога Израилева. Притом хощет, дабы люди не токмо языками прославляли Бога, но и купно в вере увещавает: понеже тогда прямо дает славу Богу, когда веруем на Него, и уповаем на покровительство Его. Сего ради, рекши о силе Бога, сущей на облацех, тотчас присовокупляет: дивен Бог во святых Своих. Здесь слово, во святых, не к святым людям относится, ниже к небу и земле, как некоторые толкуют, но к святым селениям Божиим, ибо в Еврейском тексте так изображено: страшен еси, Боже, от святых селений Твоих. То есть, что Бог силу Свою не токмо на небеси являет, но и во храме, которая сила едина довлеет низложить всех врагов. Отсюду видим, что Пророк глаголет здесь о покровительстве церкви Божией, ибо тотчас присовокупляет: Той даст силу и державу людем Своим. А что не сказал, в селении святем, но в селениях святых Своих, то потому, что скиния на три части разделена была, из которых главное место занимал ковчег завета. Пророк предлагает его яко знамение упования, на котором Израильтяне благонадежно утверждаться могли. Аки бы сказал: Бог посреде вас живет, будьте спокойны, опочивая под крилами Бога и смело призывайте Его. Ибо Израильский народ не по другому какому преимуществу безопасно покоился под покровительством Бога, но токмо потому, что милостивым заветом избран был в достояние Божие. Итак, заметить должно, что Пророк страшную или дивную оную силу, о которой немного повыше упомянул, относит здесь к благосостоянию церкви.

* * *

11

Сих слов: да смятутся от лица Его – в Еврейском тексте нет, а стих начинается так: Он есть Отец сирых и Судия вдовиц.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle