Псалом 13
В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Одни из толковников относят сей псалом ко временам гонений на Давида Саулом; другие – к плену Вавилонскому, так как в 7 и 8 стихах сего псалма говорится об освобождении из плена; но блаженный Феодорит, Никифор, Евфимий, Беда относят82 к нашествию Сеннахирима, ибо начало сего псалма, думают они, соответствует словам Сеннахирима и Рапсака, из которых последний, подступив к Иерусалиму, глумился над надеждою царя Езекии на помощь Божию; но за то был наказан от Бога чрез Ангела избиением 185 тысяч Ассириян (4Цар. 18:32). Другие из толковников, не относя сего псалма к определенному времени, видят в нем безбожие современников Давида, или неверие Иудеев, отвергнувших Спасителя, или вообще порчу человеческой природы и необходимость спасения свыше. В этом последнем смысле и приводит слова сего псалма св. Ап. Павел (См. Рим. 3:10–12). «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – Давид со всею ясностию обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова». По содержанию сей псалом сходен с 52 псалмом.
1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Прирожденная духу нашему идея о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого высшего ведения; без этой истины не разрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога. Справедливо замечает бл. Августин и другие толковники83, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху, не веруют, или лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога – Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово: безумен84 на языке Св. Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием (Пс. 37:6, 68:8). И так нечестивый сказал в своем сердце: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля дел человеческих. Растлеша и омерзишася в начинаниих – развратились и сделались смрадными, отвратительными по своим желаниям, стремлениям и делам. Это причина безбожия. «Основание и корень нечестия есть растление жизни потому что, предав самих себя невоздержанию и зверской жизни, низринули вы, говорит пророк, из разума памятование о Боге, а безумию вожди последовали и подданные» (Бл. Феод.); «поскольку не помыслив, что есть Бог, Который призирает и праведным судом судит человеческие дела, – привели они в исполнение всякое непотребное дело: то по сему самому Господь с небесе приниче...» (Св. Афан.). С Евр.: «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро»85. Несть творяй благостыню86, т.е. нет человека, который бы совершал полезное и честное дело.
2, 3. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша. Св. Апостол Павел (Рим. 3:11) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы87. С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»?
5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха»88. «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ.
6. Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».
7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Обыкновенный образ молитвенных прошений у Евреев. Т.е. даруй, Господи, Еврейскому народу спасение или Спасителя89 с Сиона. Так как на Сионской горе сначала была скиния, в которой благоволил особенным образом обитать Сам Господь, то даровать спасение от Сиона – значит даровать спасение в церкви или чрез церковь. Но поскольку ветхозаветная церковь была образом новозаветной, христианской, то св. Отцы справедливо видят здесь спасение, дарованное миру Спасителем. «В сем (т.е. в 7 стихе сего псалма), – говорит св. Афанасий Ал., – заключается двоякое пророчество; ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени». Почти такими же словами объясняет это место и бл. Феод. С Евр.: «Кто даст с Сиона спасение Израилю»!
8. Внегда возвратит Господь пленение людей своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль! «Разумеет, – говорит св. Афан., – св. патриархов и пророков, радостию радующихся, что Христос исполнил предсказанные Им обетования, а в сих обетованиях предвещалось спасение всех народов». Бл. Феодорит видит здесь, кроме спасения людей чрез Спасителя, освобождение десяти колен Израильских и Иудеев, отведенных в плен из Иудеи. Тогда-то, по освобождении и соединении Иудеев с Израильтянами в земле родной, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль – т.е. народ Иудейский и Израильский. «Тогда будет вящшее веселие у народа, имеющего сугубое именование; потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем» (Бл. Феод.). С Евр.: «Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль».
* * *
См. у Калмета.
У Калмета.
Безумен ἄφρων – безумный, в Евр: «навал» глупый, stultus, insipiens. Начинаниих ἐπιτηδεύμασιν – в делах, занятиях, стремлениях. Vulg. in studiis.
Римское издание LХХ, св. Златоуст и бл. Августин к сему тексту присоединяют слова: нет ни единаго; но сих слов нет в Евр. библии и в других изданиях LХX.
Благостыню χρηστόητα – всякое полезное, хорошее дело.
В некоторых древних Псалтирях и в Вульгате, после 3 стиха, читаются: гроб отверст гортань их, и другие стихи, которые приводит св. Апостол Павел в посланий к Рим. 3, 13–18. Но эти стихи взяты из разных мест Св. Писания, именно: из Пс. 5:10, 139:3, 4:28. Притч. 1, 16; Ис. 59:7, 8; Псал. 35:2. А потому сии стихи не читаются в Псалтирях: Еврейск., Сирской, Халд., ни у LXX Римск. и Комплютенск. изданий, не читают св. Афан. и бл. Феодорита.
Слов: где нет страха – нет в Еврейском тексте.
Слово спасение употребляется иногда вместо Спасителя. Подобное см. в Деян. 28, 28. Лук. 2, 30. Слово Сион принимается за гору Моріа, на которой собственно стоял храм, отселе – за церковь, за самый Иерусалим. См. Пс. 19:3, 47:3, 96:8; Ис. 1:8, 3:16, 17, 4:8, 10:32, 9:14. За Иуд. народ. Зах. 7.