Псалом 122
Песнь степеней. «Четвертая песнь, – говорит св. Афан., – содержит в себе молитву возвращающихся и многие годы пребывающих в пути».
2. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны. С Евр.: «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее; так очи наши к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас». «Как слуги смотрят в руки господам, потому что от них получают нужное для поддержания жизни, так и мы от Тебя, Владыка, ожидаем приять наслаждение благ, пока сподобимся пощады» (Бл. Феод.). То же св. Златоуст.
3. Яко помногу исполнихомся уничижения. С Евр.: «Ибо довольно мы насыщены презрением», т.е. от Вавилонян, в плену, в рабстве. Сн. Дан. 3:37.
4. Наипаче исполнися душа наша поношения гобзующих632, и уничижения гордых. С Евр.: «Довольно насыщена душа наша поношением от надменных, и уничижением от гордых». Симмах перевел: «Насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, унижают нас гордые». У бл. Феод. Но св. Златоуст, также и бл. Феод. у LХХ читали: поношение гобзующим, уничижение гордым. а потому дают такой смысл: много исполнилась душа наша уничижения, но «перемени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия»; (бл. Феод.) «чтобы все это (поношение, уничижение) обратилось на них, чтобы они сами испытали тоже, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность» (Злат.).
* * *
Гобзующих τοις ευθηνους: – богатым, благоденствующим, т. е. забывающимся в счастии.