Часть третья. О религиозной жизни пермских раскольников
Религиозная жизнь Пермских староверов находится в жалком положении. Отторгнувшись от единства св. Церкви, враждуя против неё, они лишились спасительного её руководства и тех благодатных средств, при которых развивается и укрепляется духовная жизнь христианина. Замкнутые в своих обществах, изолированные духом необщительности, без пастырей и руководителей, без благодатных таинств, Пермские раскольники все благочестие свое полагают в строгом соблюдении церковных треб и обрядов, молений и некоторых правил, определяющих внешнюю деятельность.
А. Требоисправления у пермских раскольников
1. Крещение
Все крещение у поповцев состоит в троекратном погружении крещаемого. Младенец женского пола погружается бабкой, а мужеского пола – наставником мирянином. Заклинания, молитвы и обряды, указанные в чине крещения, не совершаются за неимением священников. В некоторых местах, напр. в Верхотурском уезде (в Черноисточ. зав.), при крещении, при каждом погружении младенца произносят вполне слова: во имя Отца аминь, во имя и Сына аминь, во имя и Св. Духа аминь, а в других местах крестят, произнося аминь однажды и даже без троекратного погружения, как напр. в Чердын. уезде.
Крещение у беспоповцев несколько отлично от поповщинского крещения. Беспоповцы крестятся в зрелом возрасте и даже в старости, троекратно погружаются своими наставниками в реке или озере по холсту или веревке, причем после каждого погружения крещающий спрашивает крещаемого: видел ли еси Христа? на что крещаемый сначала отвечает отрицательно, и уже по третьем погружении говорит, что видел Христа. Так перекрещиваются и все, поступающие в общество беспоповцев.173
Но и поповцы в некоторых местах (напр. Осин. уезда) перекрещивают младенцев, крещенных правосл. священниками, дают им другое имя, если оно не соответствует осьмому дню по рождении младенца, ставят других восприемников из своего общества и за тем совершают крещение по-своему чиноположению. Все вообще раскольники обливания терпеть не могут, считая оное страшною ересью, а обливанцев не считают даже и христианами.
В некоторых раскольнических рукописных цветниках, так изображается самый чин крещения простолюдинам: «зри о крещении простолюдина. Крещаем его сим образом. Повелит христианину приходящему и хотящему креститися, предочистив себе, и срачицу чисту приготовить и тако приходит к купели приготованней ему, или где случится, на реце или во езере. Глаголет умеющий грамоте, 3-ды Симв. Прав. Веры, еже есть: Верую во единаго Бога. Инок или простолюдин троичный состав, сице глаголет: крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь и Св. Духа ныне и присно и во веки веков аминь, и тако приемлет его от купели. Инок или простолюдин крещаемаго от него в воде, и подает ему животворящий крест Господень с гойтаном и по сем познавается православный христианин и глаголет крещаемый 3-ды Псал. 31: Блажени имже отпустишася беззакония; весь до конца, и тако приемлет церковь святая от проста инока, или христианина, яко и в церкви от священника, таже бо едина благодать Св. Духа действует. Нужды бо ради крещены суть от простых и от жен благочестивых искусных».
2. Миропомазание
Совершается ли где-нибудь и как совершается таинство миропомазания у Пермских раскольников, неизвестно. Хотя они уверяют, что имеют миро освященное и переданное им от благочестивых первых епископов, бывших до Никона, о чем будто бы пишет отец епископ Катрожческий;174 однако те же раскольники, руководствуясь поморскими ответами, уверяют, что «за нужду и кроме мира крещение совершается, надежно и известно и спасительно может быти» (поморск. отв.). По всей вероятности, миропомазание теперь вовсе не совершается у Пермских раскольников.
В некоторых местах у поповцев совершается так называемое размовение. Оно состоит в том, что, по рождении младенца, бабка умывает руки родильнице, а родильница бабке, и обе делают «начало». (Так в Верхот. уезде).
По рождении младенца, родильница, в продолжении 40 дней не участвует с домашними своими ни в молитве, ни в других занятиях, пьет и ест отдельно, каждодневно кладет 12 и более земных поклонов; в 40-й же день кладет младенца пред иконами, читает молитвы с земными поклонами, делает отпуск, после чего считается уже чистою. В некоторых местах (напр. в Быньговском заводе, Екат. уезда) родильница вместо молитвы, положенной читать родильнице в 40 день, читает сама, если грамотна, или другой за неё 40 раз «Богородице».
3. Причащение
За неимением священников, Пермские поповцы сами себя причащают запасными дарами. Для этого есть у них особый чин.
«Чин, како подобает самому себе причастити, пречистых и животворящих Таин Христовых, нужды ради великия, не сущу священнику. Достоит убо таковым, образ причащения сицеваго опасне ведати. Прежде подобает брату и искуснейшему возвестити вся согрешения своя. Аще же не случится человека таковаго, емуже бы исповедати своя согрешения, а будет настояти нужда смертная: тогда воздохни пред Владыкою, и пролей слезы, и со умилением и сокрушением сердца, исповеждь грехи своя пред образом Божиим, глаголя исповедание вышеписанное (т. е. скитское покаяние) и Бог, видя покаяние твое, простит тя, и тогда с правильцем причащайся св. Таин. Держи при себе запасный агнец, аще в пути, или всяко прилучится кроме церкви. И егда хощеши причаститися, аще в субботу или в неделю, сохрани ту седмицу от понедельника сухоядением, ни масла, ни пития дóндеже причастишися вкушая... Дневи наставшу, и третиему или шестому, или девятому часу пришедшу, измениши себе в чистыя ризы, потом украсиши дщицу чисту, и поставиши ю пред св. иконами, и сверху ея простреши плат даровный, и тако поставиши святая с судом, в чем блюдут тело Христово, и со лжицею, с артофором, и с пафидою укроп. Понеже св. агнец соединен с животворною кровию, на св. трапезе от священника; сего ради святая глаголется. Посем вжещи свещи и благоговейно кадити фимиамом».
За тем излагается самый чин приобщения в следующем порядке: «возглас: за молитв пречистыя ти матере и пр., Царю небесный; приидите поклонимся 3; псалом: помилуй мя Боже; Верую во единаго; Вечери Твоей тайней; крещение с земным поклоном; целование св. икон и креста, на себе носимаго; далее Владыко Господи человеколюбче» и пр.
«Потом – преклонься приими, сказано в означенном чине, своею рукою, и со страхом причастися Божественных таин, 3-ды, глаголя 3-ды аминь, и взем чашицу с вином, или водою пий 3-ды. И да будет чашица та на се устроеная в сохранении, такожде и дщица предреченная; после причастия на землю не плевати, дóндеже уснет. А больному приготовати сосуд чист, да аще плюнет больной, то вылити в реку, и дар Божий несть изблеван».
После причащения причастившийся читает: ныне отпущаеши; тропарь дню, или празднику; Господи помилуй 12; Достойно есть; слава и ныне Господи помилуй 2-ды; Господи благослови и наконец отпуск.
Выше было сказано, что Пермские раскольники, за неимением запасных даров, причащаются богоявленскою водою, и на это есть у них особое «последование о причащении св. воды».
В этом последовании говорится: «Егда несть лет кому причаститися святых и животворящих, пречистых Христовых тайн плоти и крови, да по совету духовнаго настоятеля, егда время приспеет, да причастится священныя воды Богоявленския».
Самое последование излагается в следующем порядке: начало: Благословен Бог; Царю небесный, трисвятое; Отче наш; Господи помилуй 12; приидите поклонимся 3; Помилуй мя Боже; Верую во единаго; тропари, молитвы ко св. причащению; тропарь крещению во Иордани крещающутися и кондак: Явился еси днесь вселенней; за тем самое причащение св. водою «со страхом и со благобоязныством». Наконец молитва по причащении св. Златоуста и отпуск.
4. Покаяние
Говоря выше о покаянии Пермских раскольников, мы заметили, что за неимением священников, они приносят покаяние своим наставникам старцам, или самое покаяние заменяют чтением пред образом «скитского покаяния», будто бы переданного св. апост. Павлом св. Дионисию Ареопагиту.
В предисловии к скитскому покаянию говорится: «Аще кто истинным покаянием и слезами и сокрушенным сердцем смирит свою душу пред Богом, глаголя сие исповедание право от всего сердца, с верою и любовию, приимет благословение от Господа, и милость от Бога. Егда кто хощет аще исповедатися Господеви Богу своему: то особь на едине месте став, воздев руце свои на небо или пад лицем на землю, и руце крестообразно простерши, и исповедаяй своя грехи со многим смирением, и в сокрушении сердца с воздыханием и слезами, внимая коемуждо словеси, исповедая грехи своя, в нощи или утре, или вечере, и егда хощеши. Но втайне особь на едином месте, да никтоже тебе видит, тако творяща, да не погубиши мзду свою, по Господню словеси, реченному: помолися Отцу твоему втайне, и Отец твой, видя тя втайне, воздаст тебе яве. И сим словесем Господним последующе вси святии апостоли, с нимиже св. вел. ап. Павел не от человека научен, но самим Христом Богом нашим, егда восхищен бысть до третияго небеси, и оттоле научен бысть аще исповедаться Богу. О послании его, сицевым же образом исповедашася премудрый Иоанн. По сем же мнози святии, последующе ему, яко премудру учителю всея вселенныя сими его исповедашася вси Богу, по вся дни и нощи и услышаны быша, в царство небесное достигоша внити, не токмо они, но и грешницы сим исповеданием спасение получиша и от мук себе избавиша, и благодатию Божиею достойни себе царствию небесному сотвориша. Пишет же о сем великий мудрый Иерофей, яко аще в который день или нощь, исповедался бы Богу от сокрушенна сердца, по сем некоим образом внезапу умрети, аще ему во мнозех гресех бывшу, никакоже имать осужден быти от Бога в вечныя муки. Многим некоим иным святым изъявлено бысть, се яко бысть истинное слово, се и не ложно глаголанное. Предает бо сие небесный муж райский, и ученик сосуд избранный Павел апостол, исповедание пред образом Божиим православному христианину».
Самый чин исповедания излагается в следующем порядке: после обычного начала и кратких молитв: Помилуй мя Боже; Верую во единого; затем самые покаянные молитвы, довольно длинные с исчислением всевозможных грехов; Достойно есть; трисвятое; помилуй нас Господи помилуй нас и пр.; Господи помилуй 40 и обычный отпуск. (Рукоп. тетр.)
Выше было замечено, что Пермские поповцы каются иногда заочно, посылая свое письменное покаяние какому-нибудь беглому попу, и получают от него разрешительную грамоту. Вот копия с такой грамоты:
«Бог милосердый и многомилостивый, иже нас ради вочеловечивыйся, и всего мира грехи носяй, простивый первее Нафаном пророком Давида согрешивша, и паки рек верховному апостолу Петру: яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей, и дам ти ключи царства небеснаго: и елика аще свяжеши на земли, будет связан на небеси, и елика аще разрешиши на земли, будет разрешен на небеси, той сам всещедрый Бог, за неизреченную его благость и всемилосердную милость, имярек, да простит и тебе чадо мое духовное, елика к нему яко человек в житии сем согрешил еси, словом и делом, или помышлением, елика пред Ним мне худому исповеда духовному своему отцу, священноиерею, имярек, и елика забвением, или невоспомяновением, или множества ради не успе известити ми, да отпустит ти и сия, яко человеколюбец, и подаст ти о всех совершенное прощение моим недостоинством, в нынешний век и будущий, и да неосужденно тя предстати сподобит на страшном судищи своем, хотя и ждый и подавая всем спасение. Сый благословен во веки аминь». (Рукоп. тетр.)
Эпитимии у раскольников считаются необходимою принадлежностью покаяния, каковы бы ни были грехи; без эпитимии покаяние ложно и недействительно. «Аще кто исповедает грехи своя отцу своему духовному, и той не свяжет его эпитимиею в мале или в велице гресе, или по неведению, или усрамляяся кого: то таковый поп несть пастырь, но губитель зол; аще не свяжет эпитимиею кающагося: то предает душу его вечной муце... и сам проклят есть таковый св. отцы, занеже противник есть Божий и закону Божию попиратель». Слов. 105 св. Злат. о покаянии (Рукоп. Цветник).
5. Браки
Сводные браки совершаются у Пермских поповцев большею частью после обручения, бывшего тайно в доме невесты, следующим образом: в назначенный для сведения брачующихся день отправляется всенощное бдение, часы и молебен, читаются «кануны» Богородице, Святителю Николаю, Кресту и другие. Пред чтением канонов отцы и матери вручают сводящихся друг другу со словами: «Вручаю Богу и тебе. Живите. Бог благословит». Наставник-старик читает жениху и невесте, преклонившимся на землю, прощение, которое оканчивается Иисусовой молитвой. После сего свахи накрывают голову невесты повойником, расплетают косу на две – по женски и дают брачующимся свечи, которые они должны держать против самого лица последними двумя перстами. После 6-й песни чтение канона прерывается. Наставник после молитвы ставит икону Спасителя на голову жениху, а икону Божией Матери на голову невесты. Иконы эти или привязываются к главам брачующихся (как в Екатер. у. Невьян. зав.), или поддерживаются самими брачующимися, а иногда участвующими в сведении. За тем бывает троекратное хождение посолонь около стола, и продолжается чтение канона. Чашка, из которой сводимые пьют соединение (т. е. красное вино с водою) – тогда же, по выпитии, растаптывается ногами. В некоторых местах, по свенчании, венчавший, хотя бы был священник, кланяется в ноги новобрачным, испрашивая в чем-то прощения (так в Екат. уезд. Кыштым. з.).175
6. Погребальные обряды
Погребальные обряды у раскольников довольно сложны. В некоторых местах (напр. в Кышт. з. Екат. у.) умирающему, при последнем его дыхании, стараются положить под голову камень в возглавие. Тотчас за последним вздохом умирающего, совершается омовение покойника – у поповцев стариком или старухою, с благословения наставника-требоисправителя, – у беспоповцев старшими членами семейства. Омывают только те части тела умершего, которые при крещении помазуются елеем. Потом одевают покойника в исподнее платье, ноги же большею частью обувают в лапти, хотя бы покойный никогда их не нашивал. В левую руку умершему дают лестовку. Сверх исподнего платья, умершего облекают в белый холщовый саван; а по савану будто бы в подражание Иисусу Христу, пеленают покойника, тесьмой, шнуром или особенно приготовленным для сего свивальником, наблюдая при том, чтобы тесьмы скрестились на передней части тела. Спеленавши покойника, полагают его на столе ногами к св. иконам. Чтение псалтири по усопшем совершается, смотря потому, какого пола усопший, мужчиною или женщиною, под надзором старика или старухи. Гробы раскольники делают из цельного дерева, выдалбливая в нем вместилище для тела умершего, или употребляют для сего колоды. Так, говорят они, делали в древности. Отпевают покойника в том доме, где он помер, мужчину – мужчина, женщину – женщина, под руководством старика или старухи. Провожая покойника в могилу ничего не поют, если хоронят в православном селении. В раскольнических селениях покойники выносятся с пением и причетом плакальщиц, нарочито для сего нанимаемых. Чин отпевания у поповцев тот самый, какой положен в старопечатном требнике. За неимением или за отсутствием наставника-требоисправителя, поповцы и беспоповцы ограничиваются пением положенного в следованной псалтири канона за едино-умершего, причем, вместо возгласов священнических, старший в семействе или в собрании делает всегда один и тот же возглас: «за молитв св. отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь». При отпевании умершего, всем присутствующим в доме дается по свече из желтого воска, свечи эти держат в двух малых пальцах, присоединяя к ним великий, т. е. по их словам, в кресте. Лицо покойника во время отпевания бывает закрыто. Прощание с покойником совершается следующим образом: среди комнаты, в которой совершается отпевание, ставят стол, на него полагают крест, ко кресту подходят по два человека, делают два земные поклоны, первый с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», а другой, обращаясь к усопшему, со словами: «прости и благослови». Хоронят покойников на третий день после их смерти, а иногда и ранее.
7. Поминовение умерших
Поминовение умершего Пермские староверы строго соблюдают, а о силе и важности сего поминовения имеют своеобразные понятия.
«От великаго четверга страстныя недели, по вознесении Господа Бога, бывают в светлом души месте, (так говор. в одном рукоп. цветнике), а от вознесения Господня до великаго четвертка возмутся души в тоже темно место, и по сем достойно поминати во весь год по вся субботы кроме воскресения, аще кая и вельми грешна душа когда её поминают изведена будет от места темнаго в место светлое. А который человек в кой день родители свои поминает, наполнится его гумно пшеницы и всякаго обилия будет доволен, и во благоденствии многое время поживет, и в будущем веке наследник будет царствию небесному, а когда поминание бывает душам, тогда у них радость бывает неизреченная».
«Велико пособие умершим душам иже по них кто в коемждо роде дети или сродницы его, или от ближних, или от чужих сердоболь поминают, и крилицы (т. е. клирики) литоргисают по них, и вписывают в помянники, сиречь в синодики и в свитки, и повседневных литиях поминаеми суть и почитаема». (Отв. князю Афанасию В. – Рукоп. цветн.)
После похорон в доме умершего делают поминки. Сюда же собираются нищие (только одни старообрядцы); их наделяют деньгами и угощают за особым столом. В 3, 6, 9, 20 и 40 дни по смерти усопшего поминают его, ходят на могилу и там читают или поют по умершем; бедные в эти дни рассылают к родным своим и сродникам покойного хлебы; а зажиточные готовят обеды. Пред обедом читается молитва Господня, и все обедающие кладут по 7 земных поклонов, а после обеда читают Достойно есть.... и делают 12 поклонов; потом за здравие хозяина или правящего поминки, при особенной заздравной молитве, кладут 12 поклонов, и столько же за упокой умершего, также при чтении особенной молитвы о упокоении души его.
В св. Пасху раскольники приходят на могилу своих единоверцев с кадильницами и яйцами, как говорят они, «похристосоваться». Поминки по умершем совершаются еще во вторник Фоминой недели в каждом раскольническом доме. Тогда приготовляются, по силам, самые лучшие угощения, – и умершие, во время молитвы пред столом, по мнению суеверов, разговляются, от чего и самые эти поминки у них называются «разговеньем умерших».
Раскольники не поминают своих единоверцев только тогда, когда последние, боязни ради или навета, при жизни ходили в церковь еретическую (т. е. православную), имели общение с еретиками и погребены ими: – «никако же да творят о таковых памяти», говорится в раскольнических цветниках. («Книга царь сиречь судебник царя Константина в немже правила святых перваго поместнаго собора гл. I лист. о҃у вопросы о усопших»).
8. Погребение
Раскольники погребают своих умерших всегда на особых кладбищах, а православных кладбищ всячески избегают, как мест нечистых. Для оправдания себя в сем случае приводят следующее сказание из книги Лимонарь: «пишется в Лимонаре Софрония патр. Иерусалимскаго, Иоанна преподобнаго о Авве святем евнусе, иже егда преставися во Антиохии у патриарха Григория и погребен бе близ гроба некоего епископа еретика, тогда муж той святый, во мнози нощи слышан бе, яко вопияше во гробе своем, до близ погребеннаго епископа, не приближайся мне еретиче, враг бо еси Божий и соборныя апостольския Церкве». (Рук. цвет.)
Примечание. О других требоисправлениях не говорим здесь, так как они не представляют ничего особенного. Пермские староверы, держась строго старины, отправляют молебствие и другие моления в известных случаях так, как определено уставами и требниками.
Б. Общественные и частные молитвословия
За неимением храмов и часовен, Пермские староверы совершают свои моления в частных домах и больше ночью, тайно, ограничиваясь чтением церковных служб и пением стихир, тропарей, кондаков и других церковных песней. Богатые и более усердные к вере раскольники имеют свои богослужебные книги, по которым и отправляют утренние и вечерние молитвословия если не каждый день, то непременно в праздничные дни, под руководством какого-либо наставника старика или старухи, со строгим соблюдением правил и обычаев, на сей раз древлеустановленных. Малейшее отступление от сих правил и обычаев считается великим грехом и строго наказывается расколоводителями. Чтение, пение, каждение, моление, принадлежности молитвы – все это и многое другое определено строгими и неизменными правилами. Но во всем видна одна внешность, фарисейство без духа и жизни. Старовер – невольник, раб на молитве, связанный несокрушимыми узами обрядов и обычаев, о соблюдении которых он заботится более, нежели о самой молитве, или о молитвенном возвышении своего духа к Богу.
1. Время молитвословий. Водимые духом раскола, Пермские староверы в самых молениях своих стараются отделиться от православных. Так они начинают свои молитвословия или гораздо ранее, или позже, чем они начинаются в православных церквах, на том основании, что молитва, воссылаемая к Богу в одно и то же время с еретиками (т. е. православными), теряет свою силу пред Богом.
2. Одеяние для молитвословий. Для общественных молитвословий староверы одеваются в одно определенное платье – мужчины в кафтаны, а женщины в сарафаны. Первые, при входе в молитвенное собрание, снимают с себя пояс, во исполнение слов писания: егда молишися, разрешай всяк союз неправды; а женщины покрывают голову платом. В некоторых местах (напр. в Оханск. уезде) наставники простецы, при богомольях, надевают короткие кафтаны из белого холста с широкими рукавами.
Все приходящие в молитвенное собрание становятся рядами, стоят чинно, и стараются подражать старшине, стоящему впереди всех.
Принадлежности
1. Подручник
Каждый приступающий к молению, должен иметь подручник и лестовку.
Подручник (или подрушник) есть квадратная, тонко и ровно простеганная подушечка, которую молящийся полагает на пол, на то место, которого должны касаться его руки и голова при положении земных поклонов для того, чтобы сберечь свое чело и руки от нечистоты. В случае нужды или крайней бедности молящегося, подручник заменяется шапкой, рукавицей или полой кафтана. Без подручника раскольник не решится сделать ни одного земного поклона.
2. Лестовка
Лестовка имеет у раскольников более важное значение, чем четки у православных монахов. Лестовка делается из кости или кожи, с двумя лепестками вместо крестика, какой бывает у четок. «Лестовка – Христова лесенка, говорят о ней раскольники; она в рай ведет». (В Екатер. и др. у.)
3. Поклоны
Молясь по лестовке, раскольники имеют свои правила, когда и где какое число положить поклонов. Кому случится молиться, по каким-либо обстоятельствам, без лестовки; тот может класть поклонов сколько угодно, и больше и меньше определенного числа, – только молитва в таком случае не имеет надлежащей цены пред Богом, и даже, как суемудрствуют некоторые из старообрядцев, бывает неугодна Богу. Потому, при молитве, раскольники делают поклоны только те, которые уставом положены, или когда при чтении и пении в самих книгах богослужебных есть прямое на них указание (напр. Кресту Твоему покланяемся). Неделание установленных поклонов считается у раскольников весьма тяжким преступлением, даже ересью. «Проклято бо сие (говорится в одном раскольническом цветнике), и со еретики отвержено таковое злочестие, еже не творити поклонов до земли в молитвах наших к Богу, в церкви во уреченныя дни, яко же глаголет Дамаскин во изложениих своих, и во истину убо сбыстся на сицевых, иже не хотят колен своих преклоняти в молитвах во уреченныя дни, или якоже где устав повелевает». (Из книг. Псалт. уч. издан. при п. Иосифе). «Во изложении Дамаскинове, говорят раскольники, еже о ересех нарицается ересь сия не колен преклонная – ересь 91-я «непоклонницы» и потому еще называется ересию, что «повеленная коленопоклонения в управленных (т. е. положенных уставом) днех – образы неции суть православныя веры и непорочныя» (Рук. цвети. – о поклонах). Следовательно кто нарушает правила о поклонах, тот нарушает и веру. Во всяком другом случае, когда ни в уставе, ни в читаемом, нет прямого указания на поклонение, по мнению суеверов, не должно класть поклонов, хотя бы и побуждало к тому чувство благоговения; ибо «всяко уклонение от православных велений, говорят староверы, отпадение есть от соборныя апостольския церкви, паче и в сицевых» (т. е. в правилах о коленопреклонениях. Рукоп. цветник). Земные поклоны делают они не с крестным знамением вместе, а после крестного знамения, и притом не преклоняя колен, а опираясь на руки. Поясные поклоны делают, не нагибаясь корпусом, или, собственно говоря, поясных поклонов почти нет у раскольников. Вместо таких поклонов они только мотают необыкновенно бойко головою, чем и думают выразить значение слова метание. Те и другие поклоны все молящиеся делают вместе в раз, а потому во время молитвы постоянно осматриваются по сторонам, чтобы не опередить, или не отстать от своих товарищей, что считается за великий грех.
4. Крестное знаменование
Самое знаменование себя крестным знамением определено строгими правилами: – оно должно быть весьма благочинно, однообразно, точно и выразительно, касаться только известных частей тела, а отнюдь не других. Староверы, для ограждения себя крестом, поднимают руку с размахом, как бы тяжесть какую; стараются, чтобы два перста были сложены, как следует, попадали именно в средину чела в точке соединения лба с носом, и на пуп, потом опять с усилием откидывают руку на правое плечо, а на левом разъединяют два перста; откидывают руку с сложением креста на чресла, и тогда уже делают поклон.
5. «Начало»
Пред началом общественной молитвы наставник повелевает положить «начало», состоящее из известных молитвенных стихов и земных поклонов. Но и сему началу должно предшествовать домашнее начало, полагаемое при отправлении в церковь или молитвенное собрание.
«Егда будет время иноку, или мирянину, из келии или из дому изыти в церкви (так говорится в раскольн. староверч. указе о поклонех) прежде творит в келии, или в дому начало, глаголя сице: Боже милостив буди мне грешному. И поклон един до земли. Таже глаголет, создавый мя Господи помилуй мя. И поклон до земли един. По сем глаголет, без числа согреших Господи помилуй и прости мя грешнаго. И поклон до земли един; таже глаголет достойно есть. И поклон великий до земли. По сем глаголет слава и ныне. Господи помилуй 2. Господи благослови, и поклоны, 3, до земли. Нецый же сия 3 поклоны полагают обычныя в пояс. Таже глаголет. За молитв пречистыя Твоея Матере и поминает святаго, имярек, его же есть храм, и святаго, имярек, иже в обители и св. Ангела Хранителя своего и всех святых Твоих Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Нецый же глаголет отпуст началу сице: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради пречистыя Твоея Матере, и прочее якоже выше указася. Конец же глаголет: и всех св. Твоих, Господи, Исусе Христе Сыне Божий помилуй и спаси мя яко благ и человеколюбец. Егда же в церковь приидет инок, или мирянин, творит начало такоже, якоже указася прежде, егда изыти из келии, егда же изыти иноку или мирянину из церкви по отпусте и творит исходныя поклоны, глаголет каждо себе втай: Боже милостив буди мне грешному, и поклон до земли, таже глаголет, создавый мя Господи, помилуй мя грешнаго, и поклон до земли, по сем глаголет, без числа согреших, Господи помилуй и прости мя грешнаго, и поклон до земли. И тако исходит из церкве глаголет себе втай молитву Исусову, то именуются поклоны исходные. (Из псалт. учебн. п. Иосифа – указ о поклонех. Рукоп. цветник.)
Такое начало имеет величайшую важность у раскольников: им начинается и оканчивается всякое молитвословие; – чтение псалтири, пение канонов. Оно в большом употреблении и в частной семейной жизни: при примирении поссорившихся лиц, при заключении условий, брачных союзов и т. п. Началом встречают и провожают каждый день. Не положить начала, вставши по утру, или ложась спать по вечеру, для ревностного раскольника – крайнее преступление, последнее дело. Староверы приписывают началу даже очистительную силу; потому всякий из них, согрешивши в чем-нибудь, или осквернившийся чрез обращение с мирскими людьми (т. е. православными), должен непременно положить начало; иначе не очистится и не получит прощения от наставника. (Так в Оханск. и др. уездах.)
Когда все пришедшие в молитвенное собрание, положат начало; тогда наставник делает возглас, и за сим уже следуют одно за другим – чтение, пение и каждение, положенные по уставу и приличные дню.
6. Чтение
Пермские староверы не без основания хвалятся чтением в молитвенных собраниях. Действительно, оно бывает у них внятно, громко и выразительно. Для такого чтения они выбирают лучших грамотеев из среды своей, которые читают не спеша, твердо выговаривая каждое слово, несколько речитативом и немного в нос. Скороспешное же и небрежное чтение в православных церквах весьма осуждают. Староверы вычитывают все, что положено по церковному уставу без малейшего опущения, от чего и общественные моления у них продолжительны и утомительны для самих раскольников, по крайней мере, молодых, которые очень часто выходят из молитвенного собрания на улицу или двор для отдыха и других надобностей, что не считается у них большим грехом.
7. Церковное пение
Церковное пение у Пермских староверов, для неприслушавшегося к нему, кажется весьма странным: поют они в нос, гнусливо и весьма протяжно. Такое пение им весьма нравится, а наше партесное пение они осуждают, как странное и неприличное. «Сотворят ему Антихристу (говорится в одном раскольническом цветнике) пение зело яко красное, сиречь, пестрое. Вопр. А что суть пестрое? Отв. Сиречь разногласное еретическое пение». Киевское четверогласное и партесное пение, по мнению раскольников, есть пение нововводное, в древности не бывалое, а их пение есть пение древнее «ангелоподобное; изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое прекрасное демественное пение» (Рук. цветн. из ответов Питириму). «Сицевое богогласное пение, говорят они, приятое от древле православных Греков, церковь российская содержала». В защиту своего пения староверы ссылаются на номоканон Афонской горы и даже на распоряжение русского правительства касательно церковного пения. «В номоканоне Афонской горы, собраннем от св. правил, изустроений пения сице засвидетельствуется. Собора 6 о правиле 75 Матф. Еже пети в церковь приходящии хощем, да ниже, вискание безчинное творят, и естество на вопль понуждают, ниже что приглаголют. Уставиша убо отцы, да не поют священная пения и псалмы вищаньми безчинными, и пиянственными, и естеству нужду приносящими, ниже некими доброгласии не приличными, церковному составлению и последованию, яковаже суть мусикийская пения, и излишняя различия гласовом... поющии же глас свой или отончевают или возносят, или одебелевают, или велий вопль испущают, себе да лучши инех явятся и человекоугодие и тщеславие исполнят. Сицевая пения от церкве суть далече, и аще поющии, правильно да запрещаются». (Рук. цветн. ответы Питириму). Староверы ссылаются на Высочайший указ (1846 года), где так говорится о крюковом пении: «Сие пение достойно бдительного сохранения в неизменной его чистоте; потому что оно драгоценный памятник церковной древности, и от начала христианства в российской церкви сохранилось, быв ознаменовано церковным характером спокойной важности и умиления; оно по свойству своему приятно благоговейному слуху и привычно православному народу, коему итальянское пение представляется странным для Церкви».176
8. Каждение
Каждение у староверов отлично от каждения в православной церкви. Кадят они не кадилом, как у нас, а кадильницею, и кадят крестообразно, сообразуясь с уставом о каждении, а каждение православных «с удалым размахиванием» сильно осуждают.
По учению староверов кадить могут и миряне – мужчины и женщины. «Мирским людям в своих домех (так говорится в цветниках с указанием на древн. Кормчую глав. 126 от Савиных гл.) по закону живущим православно... достоит самем кадити св. иконы, аще не будет ту священника, и нетокмо самем мужем, но и женам благочестивым от мужей чистым кадити».
«Кадить св. иконы, говорится в тех же цветниках, по трижды, а в четвертое со крестом поклонение полагати. Потом же и братию и кресты вкупе по уставу, иже в сыне церковном гл. 58, руки простирать на приятие фимиама; но крест, его же на себе носим, из запазухи не вынимать, и кадильницу из рук в руки не предавати уставили». (Око церковное. О каждении св. икон, л. цм҃г).
9. Иконы
«Св. иконы или образа угодников Божиих пишутся без венцев над главами в самом странном и соблазнительном виде, неискусной работы, да и многия в церквах образы написаны и пишутся италианскою работою, а не древле греческаго писма, от коих (т. е. от Греков) русским киевским князем и христианская вера со всеми ея уставами и обрядами церковными в Россию принята, у не от Италианцев; да и платье на иконах изображено, последуя времени нынешняго столетнаго века, т. е. 19-го, а не того, в каком нам виде Апостолы и преемники их учители предали». Так писали в своем прошении Пермские староверы в 1854 г. и защищали свои древле писанные иконы тем еще, что гражданский закон дозволяет иметь в церквах иконы старописанные, у не новые, итальянского письма, причем ссылались на 14 т. граждан. законов, на 120 статью, которою запрещаются в церквах украшения излишние и несвойственные святости места.; – на 124 ст., где говорится, что иконы неискусно написанные или написанные в странном соблазнительном виде не должны быть ни в церквах, ни в продаже; – на указы 1722 и 1767 годов, коими также запрещаются такие иконы. Некоторые староверы присовокупляют к сему, что древлеписанные иконы и потому достойны особенного чествования, что писаны истинным крестом, т. е. кистью с 8-конечным крестом на черенке. (В Пермск. и др. уезд.)
Иконописание у пермских староверов строго определено неизменными правилами раз навсегда. Самые определенные правила существуют у них, как писать не только вообще угодников Божиих, но и в частности – как изображать каждого святого, какими именно красками и в каком положении, для чего нарочито составлены изображения святых – в их «святцах». Всякое отступление от таких правил считается большим грехом, и всякая икона, написанная не по сим правилам, есть «новшество, еретическое мудрование». А потому ревностный поборник старины не будет молиться ни в храме, ни дома, если не видит любимых икон.
Такими иконами староверы украшают свои молельни и дома. «Подобает всякому (говор. в раск. цветн.) имети иконостас; аще ли невозможно есть кому свят. икон стяжати, то крест, и тако при нем пети установленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю, во время пения соборнаго не оставляти же непокадив; аще ли же кто не имеет в келии своей таковаго устроения, яко же речеся, и попечения о своем уставе по преданию да есть ведомо таковому, яко поткнулся есть в ересь месалианскую».177
Касательно почитания икон есть разногласие у поповцев с беспоповцами. Поповцы почитают иконы, писанные на дереве, не отвергают и медных; беспоповцы же почитают исключительно меднолитные изображения, и почитание таких изображений защищают тем, что св. в. к. Владимир вывез из Греции и почитал только медные иконы. Поповцы принимают титлу на кресте I. Н. Ц. I., а беспоповцы её отвергают, равно как и изображение на кресте Св. Духа, которое принимают и защищают поповцы.178 Есть и такие, которые не покланяются ни старым, ни новым иконам; потому что старым покланяются и никониане, а новые ими делаются и чествуются. (Так в Билим. и др. зав.)
От такого разногласия происходит и то, что в одном доме староверы имеют и чествуют свои особенные иконы, поставляя их в разных местах и завешивая платом, дабы не осквернились от созерцания их другими. Иконам в переднем углу члены семейства сами не покланяются; так как они назначены для приходящих. Это как бы иконы нечистые, хотя бы и древнего письма. Они покланяются своим, расставленным в разных углах. А чтобы еще лучше сохранить сии иконы от осквернения, староверы, более упорные, особенно беспоповцы, вовсе не впускают православных в свои дома, в случае же нужды, разговаривают с ними в малое оконце, нарочито для сего делаемое в раме окна. Достаточные из староверов в своих домах устраивают молельни и украшают их иконами по своему вкусу, и там отправляют (секретно от православных) свои моления.
10. Молитва Иисусова
При молениях своих староверы очень часто произносят и повторяют молитву Иисусову, предпочитая её всем молитвам и приписывая ей необыкновенную силу. О сей молитве так говорится в раскольн. цветниках: «Аще кто сию молитву говорит непрестанно, в того по первом лете вселится Исус Христос, по другом лете – Святый Дух, по третием – Отец небесный – вся Св. Троица, и тако пожрет молитва сердце, а сердце молитву, начнет клицати сию молитву непрестанно во дни и в нощи, и будет свободен от сетей вражиих». По верованию Шадринских староверов, Иисус Христос воскрес с сею молитвою, оградив себя двуперстным крестом. Другие уверяют (в Нижнем Тагиле), что молитва Иисусова с обращением к Его иконе заменяет самое причащение.179
Обычаи
Пермские староверы, считая православных еретиками, стараются избегать всякого, если можно, общения с ними. За великий грех считают они молиться с ними вместе, дружиться, родниться, веселиться и вообще иметь какие-либо с ними сношения. Всякий из староверов, имевший, хотя бы то и по нужде, общение с православным, считается оскверненным и подвергается епитимии и «исправе», т. е. очищении молитвою Иисусовою, поклонами и каждением. Только вино пить в кабаках с православными не считают большим грехом.180 При таком отчуждении староверов от православных обычаи первых мало известны. Более известны след. обычаи пермских староверов:
1. «Полаживание». Это почти тоже, что исправа или очищение тех, которые молились в православных церквах и приняли там какое-либо таинство. Полаживанию более всего подвергаются брачившиеся в православной церкви.
2. Частное благословение, пользующееся особенным уважением у раскольников. Младший член семейства, предпринимая что-либо делать, или намереваясь выйти из дома, просит благословение у главы семейства или у старшего: «прости и благослови», на что получает ответ: «Бог благословит». Такое благословение испрашивает и жена от мужа, если нет другого более старейшего главы в семействе, муж от отца, хотя бы сам был главою семейства и в пожилых летах.
3. Очищение пищи, покупаемой на рынках у православных. Это очищение состоит в чтении молитвы Иисусовой, поклонах и каждении.
4. Религиозные путешествия на могилы расколоучителей, почитаемых святыми; напр. на могилы – инока Максима (в Черноисточенских пределах), – Виталия (на старом кладбище Выйского зав.), – Иова (в том же заводе). В честь последнего поют «кануны». Мы уже заметили, что напрасно староверы Иова считают своим учителем.181
5. «Домашняя посолонь.» Из уважения к церковной посолони староверы стараются соблюдать её и в домашнем быту, если это возможно. Так, например, при входе в дом делают поворот налево, если из православных никто не наблюдает.
6. Вместо разных веселостей и удовольствий, какие водятся у православных в дни праздничные, староверы любят петь в своих домашних собраниях разного рода стихи об антихристе, о временах гонительных, о разлучении души с телом, о пустынном житии и т. п. Таких стихов очень много у пермских староверов; они в рукописных тетрадках во множестве распространены между раскольниками всех уездов. В таких собраниях читаются жития святых, повести и басни, составленные расколоучителями в пользу раскола, их полемические сочинения, скитские послания, увещания, сообщаются благоприятные и неприятные для раскола известия о распоряжениях правительства и т. д. При входе в дом православного тотчас прекращают свои пения и чтения и даже молитвы. Моления прекращаются из опасения смешаться с православным крестом, что было бы, по их мнению, осквернением и молитве и двуперстию.
7. Есть обычай у староверов собираться и ночью из религиозных и других побуждений; но эти собрания делаются очень скрытно, с большими предосторожностями и узнаются разве уже по обращении члена собрания. Около 1837 года в Осинском округе существовала секта сусленников,182 кажется, уже исчезнувшая. Члены этой секты, по внешности, не отличавшиеся от православных, тайно от последних, собирались ночью, беседовали о предметах религиозных и житейских, пели стихи и совершали пляску, т. е. в круговом движении и мужчины и женщины, схватясь руками, производили разные движения головою и ногами. После сего, когда усаживались, мужчина или женщина в энтузиазме говорили поучения; далее шли обличения, угощения, укладывались спать в повалку и расходились с рассветом разными секретными путями. Известно, что раскольники и других толков делали ночные собрания; напр. христовщина, но в чем там состояли занятия собиравшихся, мало известно.
8. Тогда как православные радостные и печальные события заявляют гласно в общении с посторонними, староверы напротив стараются скрыть их, если живут среди православных. Рождение младенца стараются скрыть, дабы не узнал и не донес своему начальству приходской священник, а потому тайно и наскоро крестят чрез кого случится. Покойника сопровождают на могилу также сколько возможно поспешнее и скрытнее ночью, или в другое время, когда не могут быть свидетелями погребения православные.
9. Больных староверы лечат или молитвами, нарочито для того составленными, или своими средствами, придуманными доморощенными лекарями и лекарками, но медиков всячески избегают, как язвы, всего более боятся анатомирования, как страшного поругания и осквернения покойника.183
10. Детей начинают учить грамоте довольно рано чрез своих учителей (наставников, скитников, иноков, инокинь и др.). Вся грамотность, разумеется, большею частью ограничивается умением петь и читать по церковному, писать по-славянски. В последнее время появились между раскольниками книги гражданской печати и даже учебные старинные руководства – арифметики, грамматики. Воспитывают строго в духе раскола, с малолетства напитывая их ненавистью к правосл. Церкви. От того случается, что даже дети староверов бегут от православного и не хотят говорить с ним, как бы он ни обласкивал их. Но в последствии дают детям полную свободу; от чего раскольники, обоих полов, с ранних лет предаются полному разврату, даже предаются ему во время общественных молений, выходя в места потаенные, на что есть много достоверных известий, да и сами раскольники не отрекаются, что дети их распутны и считают это делом неважным, лишь бы держались крепко старой веры – спасутся! В некоторых местах (напр. в Быньговск. заводе) дети раскольников, обучающиеся грамоте, носят на лбу повязку. Что означает она? неизвестно; вероятно, закон Божий, который от младых ногтей должен быть пред очами каждого.
11. Надобно отдать справедливость староверам в том, что они любят соблюдать чистоту в домах своих. Полы, стены, со внешней и внутренней стороны, посуда и проч. – все у них содержится в большой чистоте, особенно в праздники. Посуда особенно часто моется, и непременно каждый раз после употребления православным. В таком случае посуду моют в реке на том основании, что только проточная вода может смыть осквернение или нечистоту. Этой операции подвергаются даже и иконы, если им помолился православный. Если же иконы медные и окроплены св. водою православным священником: то иконы моются иначе; – их кладут в глиняный сосуд с золою и горячею водою и ставят в печь на несколько дней. Тогда только, думают, очистится такое обидное осквернение.
12. До чего доходит у староверов тревожное опасение осквернения от сообщения с православными, можно видеть из того, что они к дверям домов своих приделывают две скобы, одну пониже, а другую выше. К первой могут прикасаться приходящие, а к последней одни члены семейства, но и ту чистят и моют, подозревая какое-либо осквернение.
13. Все староверы с юных лет на головах своих на темени выстригают «гуменце», – одни из них утверждают для того, дабы облегчить головную боль, – по другим, чтобы отличить истинного христианина от никонианца и сохранить обычай старины.
14. В беседах любят подражать книжному славянскому языку, кстати и некстати приводить тексты св. писания и употреблять слова библейские, стараясь выдавать себя за людей постоянно занимающихся словом Божиим.
15. Посты соблюдают строго; но некоторые из поповцев не считают грехом в пост есть сушеную и соленую рыбу (в Нижнем Тагиле); не едят во всякое время картофеля, колбасы, зайцев, некоторые и «дичину» (уток, голубей и др.) считают поганою, сахар не едят в посты, считая его скоромным, не пьют чая, кофея.184
* * *
Свед. о раск. Перм. и Охан. уездов.
См. кратк. вопр. и отв. о Прав. Христ. Вере. Рукописный цветник.
«Чин сводных браков: «по начале «ослаби остави» – весь до конца. Поклон взем. Потом читать условие, по воле ли вступают в брак. Потом расплести косу девице, сорочку иметь чисту при ней. Потом канон Кресту, Господи помилуй 40, целовать животворящий крест, и св. Евангелие, и отпуст. Потом благословить св. иконами и 15 поклонов за брачных». (Рукоп. тетр.)
В прошении староверов Камыш. округа 1854 г.
Рукоп. цветник.
«Вы еретики, гов. чернор. Полиевкт беспоповцам, не принимаете крест честный с воображением Духа Святаго.... Аще над которым Дух Св. невоображен: тот крест не есть животворящий, но разбойническ, и в ту храмину беси входят и исходят без боязни». См. рук. послание. Из сего послания видно, что беспоповцы не покланяются и образу «Отечество» и, над крестом Христ., Богу Отцу Саваофу и Духу Св. в голубине образе.
Свед. местн. священнослужителей.
От этого существуют у пермских жителей следующие пословицы: «Кержак (т. е. раскольник из кержацских лесов) особо жрет, а винцо частенько вкупе пьет»; «хлеб да вода – розна еда, а пиво да вино все с одново». Раскольников вообще называют «большечарошниками» за сильную склонность к вину.
О Иове так говорится в послании черноризца Полиевкта к беспоповцам: «Иов хиротонисан бысть самем Филаретом п. московским. Егда Никон п. наста на патриаршество: тогда Иов бежаше от церкви из Расеи к содержащим христианом... и бысть священноинок при Нижне-Тагильской обители по заведению Нижняго Тагила». Но это оказание противоречит известной у раскольников же «Истории о бегствующем священстве», отпечатанной в описании некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками, изд. 1861 г., стр. 275, где сей Иов представляется умершим на Дону и вовсе не бывши в Пермской области, если не разуметь другого Иова.
Так названа от частого повторения сусленниками слово: «Сус», т. е. Иисус. См. Зап. арх. Илии.
Говорим о сельских и деревенских раскольниках; городские и достаточные не отказываются от пособий медицины.
Все выше означенные обычаи – во всех уездах Перм. губ. См. свед. местн. священнослужителей.