(т. 2:187–196стр)
Обновленцы как раскольники
(Письмо к Другу)
«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Апок. 2:2).
Когда человек совершит какое-либо преступление, он не столько спешит покаяться в нем, сколько оправдаться, подражая в этом отношении нашим прародителям (Быт. 3:6–13). Ты знаешь, дорогой Друг, какой величайший грех совершили наши обновленческие раскольники, отпав чрез свой раскол от Единства Церкви Божией и увлекши за собою многих… И голод, и нищета, и бесправие, и даже тюрьмы и казни служителей Христовой Церкви не причинили столько страданий православным, как именно этот богопротивный обновленческий раскол, ибо все указанные бедствия убивают тело человека, а обновленческий раскол отторгает людей от Бога, от вечной блаженной жизни… «Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего больше сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геену: ей, говорю, того бойтесь» (Лк. 12:4–5). И, однако, в большинстве своем обновленцы не идут каяться… Правда, некоторые из них осознали свой грех и после покаяния состоят в лоне Святой Церкви. Оставшиеся обновленческие раскольники ухитряются приводить в свое оправдание всякие доводы. Наиболее распространенных оправданий обновленческих можно указать три.
...Первый из них, наиболее наивный и не по существу дела, но чаще других встречающийся у обновленцев, довод такой: обновленцы многие откровенно заявляют: видите, я человек семейный, у меня дети, я не хочу быть в тюрьме или ссылке, как это все знают о православных епископах и священниках; ведь если меня оторвут от семьи, то кто о ней позаботится? Это оправдание не может быть принято. Он говорит о неверии в Бога, Который промышляет о траве и птице небесной (Мф. 6:26–30), тем более о всяком человеке (Мф. 6:30–34), и особенно об исповедниках Христовых, согласно прямым словам Спасителя: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29–30). Притом, когда идет выбор между Богом и семьею, для христианина ясно, куда ему идти, если только он хочет быть действительно христианином, а не мнимым: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Добрый христианин заботится о своей семье со всем усердием не только по чувству любви к родным, но и по заповеди Господней о почитании родителей, так что Апостол говорит: «Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8). Но когда ставится вопрос: Христос Бог или семья, – тут речи быть не может. И кто в моменты таких испытаний, как ныне, предпочел семью, – тот возлюбил тварь паче Бога, стал тонким идолопоклонником... Другие из обновленцев говорят: мы себя считаем вполне верующими в Бога и преданными Церкви, мы влились в обновленческий раскол сознательно; чтобы спасти Церковь от анархии, так как прекрасно видим, что власть церковную захватили всякие церковные проходимцы: они натворят массу бед, а мы их будем сдерживать и направим русло церковной жизни по правильному пути: мы спасем положение... В частности, говорили из них: вот большой красивый храм – хотят под клуб для антирелигиозной пропаганды, православным его не отдадут, а мы его возьмем свободно, ну что же, если мы и будем раскольниками, зато храм останется у нас... Все такие доводы – неверны... Преступление есть всегда – преступление, и его ничем нельзя оправдать, никакими даже самыми добрыми целями. Обновленчество – есть отпадение от Церкви Божией, раскол – великий грех... И этим грехом не могут быть искуплены никакие цели... Это буквально иезуитский девиз: цель оправдывает средства... Нет, этот девиз – глубоко лживый. «Если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5), – читаем мы в слове Божием. Преподобномученик Макарий Овручский (память 7 сентября) говорил своим чадам духовным: «Принять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой» (Жит. свят. Книга доп. 1-я М. 1908, 35 стр.). О третьем, важнейшем доводе обновленческих раскольников я уже не раз писал Тебе, дорогой Друг. Я здесь имею в виду грех неверия у обновленцев – в силу Церкви Божией. Обновленцы и делами и словами всюду проповедуют, что без внешней поддержки, одними внутренними силами Церковь Христова не устоит. Тут грубое и наглое неверие в утешительные слова Христа Бога о Своей Церкви: «Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) и в другие торжественные, успокаивающие всех чад Церкви слова нашего Спасителя и Бога: «Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20)... Как видишь, дорогой Друг, все эти главнейшие оправдания обновленцев – совершенно неосновательны: малейшая критика открывает перед нами настоящее лицо обновленческих раскольников: это маловерующие, а то и просто неверующие в Бога и будущую жизнь люди... В последние времена раскольники ухватились, как за якорь спасения, за один еще довод, не вытекающий из природы обновленчества, а внешний, по которому они придают самое главное значение для оправдания своего «православия». Это то, что с ними якобы состоят в молитвенном общении православные восточные патриархи. По этому вопросу я решил высказать Тебе, дорогой Друг, несколько суждений, которые отчасти уже известны Тебе по прежним моим письмам... Как известно, покойный Патриарх Московский Тихон, по освобождении от уз, в своей патриаршей грамоте от 15 июля 1923 года обнародовал, что обновленцы совершенно насильно, без всякого его согласия, захватили высшее церковное управление и учинили церковный раскол (15 прав. Двукр. соб.), и что все церковные действия, совершенные обновленческими раскольниками, не имеют никакой силы и вменяются, как не бывшие, а все обновленческие клирики лишаются и впредь всякого права совершать какие-либо церковные действия...
Такое же запрещение священнослужения Патриарх Тихон сделал и в следующем году, 1924-м, в отношении ко всем обновленцам, обращенном на имя Евдокима (Мещерякова), именовавшего себя митрополитом Одесским и Председателем «Священного Синода». А 5 января 1925 года такое запрещение в священнослужении Патриарх Тихон повторно сделал и украинским обновленцам: Пимену, именовавшему себя митрополитом Харьковским, а также Иннокентию (Пустынскому), именовавшему себя митрополитом Киевским, а вместе с ним и всем украинским обновленцам... Обновленцы ни российские, ни украинские не покаялись в своем отступничестве от Церкви Божией, хотя немало из них и покаялось в этом, и вновь присоединилось к Церкви Божией... Православная Русская Церковь на основании отступничества обновленцев от Церкви Божией и запрещении в священнослужении от Патриарха своего Тихона – обновленческим клирикам, – смотрела и смотрит на все обновленческие «таинства», как не имеющие благодатной силы. Поэтому все у них совершенное – не приемлется. Лишь крещение не отменяется, но не потому, что оно у обновленцев имеет какую-либо силу, а лишь по форме совершенно правильно и не повторяется; а миропомазание совершается уже и по форме православной, а обновленческое отменяется. Также и все рукоположения, совершенные обновленческими раскольниками, Православною Церковью отменяются, как безблагодатные и не имеющие никакой силы.
Так, обновленческой хиротонии епископ А.(П.) был хиротонисан покойным святителем Патриархом Московским Тихоном и сонмом архипастырей в сан епископа: обновленческая хиротония вменена была как небывшая, и обновленческий «епископ» А. предстоял пред священным православным собором, как игумен. Обновленческая хиротония во «епископа» над игуменом А.(П.) была совершена в июне 1923 года Евдокимом (Мещеряковым) и другими обновленческими «епископами» в г. Одессе; а православная хиротония во епископа над тем же игуменом А.(П.) была совершена Патриархом Московским Тихоном и сонмом православных святителей 27-го августа 1924 г. в г. Москве...
Таким отношением Церкви Божией к обновленческим раскольникам страшно недовольны обновленцы. Так, один из апологетов обновленчества, некто Н. Арефский в своей статье «Митрополит Сергий и Священный Синод» (Украинское правос. обновленч., благовестн. 1927 № 3–4) всячески ругает такую практику нашей Православной Церкви, а между прочим, дорогой Друг, – этот Арефский тут бранит изо всех сил меня, убогого, за то, что я, как православный епископ, позволяю себе держаться и открыто высказывать на обновленцев взгляд Православной Церкви...
Стараясь доказать, что обновленцы и не отделились от Православной Церкви, что они благодатны и все их действия вполне законны, Н. Арефский думает найти себе защитника в лице... митрополита Сергия (Старогородского), славного святителя Православной Церкви, именно – в словах митрополита Сергия: «пусть обновленцы – не еретики»; «Эти блеснувшие слова – убийственны для... Ануфриев...» Эти слова митрополита Сергия должны привести в стыд остальное убийство действующих ныне тихоновцев, которые направо и налево, защищая свое положение, только и кричат, что обновленцы – еретики, что их нужно перекрещивать, перерукополагать и т.д. У св. Григория Богослова есть прекрасное название таких епископов-водителей церковной жизни: это «осы, мечущиеся туда и сюда, бросающиеся прямо в лицо», «галки, собравшиеся вместе и кричащие» (Твор. 6:53). Далее Н. Арефский приводит с радостью для себя слова митрополита Сергия: «таинства (некоторые) у обновленцев мы принимаем (например, не повторяем крещения, рукоположения)». Прости, дорогой Друг, если я кратко остановился на этой выдержке из статьи Н. Арефского. Обновленцев в Православной Церкви не перекрещивают; но рукоположеных обновленцами не признают в нашей Церкви и, если кто из них после раскаяния пожелает вернуться в Церковь Божию в сане клирика, таких, если они окажутся достойными, рукополагают в Церкви Православной, как это видно и из вышеприведенного мною примера хиротонии над А.(П.) и как это всюду практикуется во всей нашей Украинской Православной Церкви, где я служил епископом, как раз с 1923 и по 1926 год. Посему слова Высокопреосвященного Сергия «не повторяем рукоположения» обновленческого – не соответствуют действительности... Н. Арефский очень доволен словами митрополита Сергия «пусть обновленцы – не еретики»... Пусть утешится он, вся Православная Церковь, наша, поместная, всероссийская квалифицирует обновленчество как раскол, это высказывал и я, убогий: и напрасно Н. Арефский говорит, что и называю обновленчество ересью, поскольку зашла речь у него о моем мнении; я, как и все православные епископы, считаю обновленчество расколом... Но что же? лучше ли от этого станет Н. Арефскому и другим обновленцам, что они определяются не как еретики, а как раскольники... Ведь если они раскольники, значит, они отпали от Церкви Божией. А раз отпали, то они стали и вне Церкви и вне спасения вечного, так как спасение только в Церкви Божией... Так рассуждают не только Онуфрии, но так рассуждают и все православные епископы, в том числе и Высокопреосвященнейший Сергий, на котором думал обосноваться Н. Арефский... Вот что пишет митрополит Сергий в том письме, которое думал привести в свое оправдание Н.Арефский... «Пусть обновленцы не еретики, но они от Церкви откололись. Таинства (некоторые) у них мы принимаем (например, не повторяем крещения, рукоположения), но не повторяем и лютеранского крещения и католического миропомазания (конфирмации) и хиротонии. Есть ли благодать в католичестве? Вопрос весьма спорный». А относительно «таинства» у обновленцев и спасения в их обществе, митрополит Сергий так пишет в этом письме... «Все эти таинства (обновленческие) получают смысл только, когда венчаются главным евхаристическим общением с Церковью. Когда этого нет, нельзя сказать, что человек получил благодать. Утонет ли человек в середине моря, недалеко от берега, или совсем рядом с берегом – разницы большой уже нет: спасения он не достиг» (Укр. благ. №3, 35–36 стр.). Митрополит Сергий сказал, только в более мягкой форме, то, что и говорят и другие православные епископы, т.е. голос Церкви Божией: раз обновленцы в разрыве с Церковью Православной, раз у них нет евхаристического общения с Церковью Божиею, то никакие «таинства» у них не имеют благодатной силы, и спасение в обновленческом обществе невозможно...
А что у обновленцев, как раскольников, отпавших от союза с Православной Церковью, нет благодати, и те православные епископы, которые рукополагают обновленческих клириков, если они окажутся достойными и раскаются в своем грехе и не нарушают 68 Ап. правила, но поступают вполне канонично, – об этом говорит известное хорошо Тебе, дорогой Друг, 1-е правило Василия Великого, которое я для ясности позволю привести себе в той части его, которая тут имеет отношение... Говоря о раскольниках, Василий Великий замечает: «хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что оскудело законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Не отторжение содержалось мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали...»
Известный церковный канонист епископ Никодим Милаш, говоря о практике Церкви принимать отступников-клириков, получивших свою хиротонию не в недрах Церкви (прав. 68, Ап.), а уже в расколе, пишет: «Точно так же принимались как простые миряне и те священники, которые хотя и не принадлежали ни к одному еретическому обществу, но были поставлены епископами, прервавшими общение с законной иерархией (II Всел. 3, 6 антиох. 5 – Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинского, Истрийского. Т.1. Перевод с сербского, изд. СПБ, Дух. Акад. 1911, 147 стр.).
Я не настаиваю на том, чтобы обновленцев называть еретиками, как об этом почему-то говорит Н. Арефский. Вместе с другими православными и я считаю обновленцев раскольниками. Но по моему мнению, вовсе не погрешают те православные, которые называют обновленцев еретиками, ссылаясь на 6 правило II Всел. собора. Вот из этого правила, по данному вопросу: «Еретиками именуем как тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же того, и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших, правильно поставленных епископов»...
Не прямо ли здесь указание на вас, заблудшие братья наши! Не вы ли все ложно заявляете, что вы тоже православные, вполне такие же – вот, мол, приходите в наши храмы, не так ли мы служим, не в таких ли ризах, не на одном разве с вами языке, не тот ли символ веры поем, что и «тихоновцы», как они и все враги Церкви Божией кличут...
А между тем совращенным вами людям вы не говорите, что вы откололись от Церкви Божией, что вы теперь в расколе... А собраний против православных епископов мало вы составили и составляете?..
Теперь перейду, дорогой Друг, к тому доводу обновленцев, который они считают для себя самым фундаментальным: именно, что они якобы состоят в молитвенном общении с восточными православными патриархами... Как уже Ты знаешь, дорогой Друг, – обновленцы всюду показывают грамоты с печатью Константинопольского патриарха Василия III и Иерусалимского патриарха Дамиана: в этих грамотах два указанных Патриарха считают обновленцев православными, а не раскольниками... Я не буду говорить много о молитвах, коими руководились названные Патриархи. Весьма возможно, что они стали жертвою ложной, обновленческой односторонней информации. Так, есть все основания думать это о маститом Патриархе Иерусалимском Дамиане, о котором в последнее время стало известно, что он уже познал свое заблуждение об обновленцах и раскаивается в своем признании их православными, а не раскольниками... Что касается Константинопольского Патриарха Василия III, то он не мог не знать, что Православная Русская Церковь считает обновленцев – раскольниками, принесшими Церкви Божией величайший вред: предшественнику Василия III – Патриарху Григорию Константинопольскому – писал ясно Московский Патриарх Тихон еще в 1925 году, что обновленцы – раскольники. Патриарх Константинопольский Василий III и по другому основанию является безответным: он признает православными и нас, Православную поместную Церковь Всероссийскую, и обновленческий раскол. Василий III не может не знать, что мы рукополагаем обновленческих ставленников и считаем их безблагодатными... Как же он примиряет непримиримое: смешивает Церковь и раскол? Уж за одно это Константинопольский Патриарх Василий III считает их своими во Христе братьями. А другие два: Антиохийский и Александрийский? – Они не признают обновленцев православными. А Антиохийский Патриарх Григорий предал обновленческий собор 1923 года анафеме... Значит, сказать, что обновленцы признаны восточными патриархами – никак нельзя... Но если бы даже какими-либо путями обновленческим раскольникам удалось получить от всех восточных патриархов удостоверение о православии обновленцев, все эти грамоты не имели бы никакой силы и не сделали бы обновленцев православными по одной весьма важной причине. Дело в том, что по канонам Вселенской Церкви Христовой клирики, запрещенные в священнослужении одним патриархом и не освобожденные им или за его смертью его преемниками Первоиерархов (в данном случае обновленческие раскольники клирики, запрещенные в священнослужении и лишенные всех церковных функций законной церковной властью в Московском Патриархате – Патриархом Тихоном и не освобожденные от этого запрещения законным его преемником – Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким – не могут быть приняты в общение, как члены клира – никаким другим Предстоятелем Церкви или Патриархом... 5-е правило I Вселенского Собора говорит: «должно держаться правила, которым поставлено, чтобы отлучения одними – не были приемлемы другими». Читай также 12, 16, 32 Апостольские правила. Правила Вселенской Церкви ясно говорят, что первые Епископы или Патриархи не должны простирать свою власть на другие области или Патриархии, им не принадлежащие: «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви, за пределами своей области, и да не смешивают церкви, но, по правилам александрийский епископ да управляет церквами, токмо египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке... Не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения...» (2 Правило II Вселенского Собора). Третий Вселенский Собор постановил: «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников, но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдает оную, да не преступаются правила отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия надменности власти мирския: да не утратим помалу неприметно, тая свободы, которую даровал нам кровию своею Господь наш Иисус Христос, освободительно всех человеков...» (Прав. 8).
Патриарх Московский признан всеми восточными Патриархами, как равный им по своей юрисдикции и посему никто из Патриархов не имеет права вмешиваться в дела Московского Патриарха без его ведома, а тем более вопреки воле его, как это сделал константинопольский патриарх Василий III и его предшественники... Посему и признание обновленцев православными со стороны константинопольского Патриарха Василия III не имеет никакой силы, и сам Василий III должен дать о сем отчет пред церковным судом, как прямой нарушитель вселенских правил... Обновленцы, как были, так и остаются до днесь – раскольниками. Над ним тяготеет великий грех противления Церкви Божией (Мф. 18:17; Апост. 10,11). Стараясь во что бы то ни стало себя оправдать и хватаясь за всякие неверные основания, обновленцы все дальше и дальше уходят от Церкви Божией, закосневая в своем отступничестве. А между тем, единственное и самое надежное спасение – в чистосердечном раскаянии пред Церковью Божией и полном единении с нею. Не самооправдание, а открытое слезное покаяние в своем отступничестве от Церкви Божией, – вот к чему должны всячески стремиться наши несчастные братья – обновленческие раскольники... На наши, может быть, резкие, но верные речи вы не обижайтесь, заблудшие братья наши: говорим все это мы не по чувству злобы или мести, а со скорбью душевною и заботясь о вашем и всех ваших последователей – спасении вечном. Не откладывайте дела своего духовного освобождения: спешите скорее в Церковь Божию: ибо всякий час промедления засасывает вас все более и более в тину раскола, а враг нашего спасения старается ожесточить сердце людей, чтобы они не восприняли слова истины: «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4:15). Своим долгом считаем – молить Господа Бога, чтобы Он умягчил и просветил ваше сердце, и вы вернулись на путь истины и, став вместе с нами чадами и служителями Христовой Церкви – терпеливо и радостно, хотя и со многими скорбями, трудились над величайшим делом в мире – приведении всех людей чрез Церковь Православную – к истинному Богу, вечной и блаженной и прекрасной жизни с Богом... ибо много, много людей задыхаются в атмосфере неверия и разврата, готовых захлестнуть весь мир... «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:36–38).
10 августа/28 июля 1927 г. с. Кудымкар