Источник

Беседы об Иосифе Прекрасном

Ответственность перед ближними (Беседа первая)

В славянской традиции Иосиф называется «Прекрасным», потому что его внутренний мир соответствовал внешнему. Сказано: «…Иосиф же был красив станом и красив лицем» (Быт.39:6).

Известно из Писания, что Израиль (Иаков) любил Иосифа, сына Рахили, больше всех своих сыновей, одевал его в дорогие разноцветные одежды. Но остальные братья возненавидели его. Им было досадно, что Иосиф рассказывал сны, из которых следовало, что они, старшие, должны будут поклоняться ему. Братья думали, что эти его сны есть проявление его честолюбивых фантазий. Но в действительности это было проявление пророческого дара, причем еще в детском возрасте. И однажды Израиль отправил Иосифа отнести братьям, пасшим вдалеке скот, пищу и узнать, как у них дела. Иосиф сбился с пути. И некто, встретившийся ему в поле, указал дорогу к братьям.

Святые Отцы говорят, что это был Ангел Божий. Когда мы сбиваемся с пути, Ангел-хранитель обязательно приходит нам на помощь и показывает нам правильную дорогу. Сказано: «И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане» (Быт.37:15–17). Здесь мы опять видим слово «некто», которое, как и в случае с Иаковом (когда он боролся с Ангелом), означает «муж» («иш» – по-еврейски). И как в случае с Иаковом, это слово означает в данном контексте «Ангел». Юноша Иосиф, блуждающий по полю, символизирует собой блуждания молодости.

Юность есть опасная пора в жизни человека, и она более нуждается в откровении свыше, чем степенная и зрелая старость. Сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч.22:6). В наше время молодость является очень респектабельным, с точки зрения возможных перспектив, возрастом. Если человеку за 35–40 лет, то его не считают уже перспективным и могут не взять на работу. В свое время бывший президент делал ставку на молодых реформаторов, которые, впрочем, оказали ему плохую услугу. Опираться на молодых в каком-нибудь серьезном деле опасно и для них самих, и самого дела. О царе Ровоаме сказано: «Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним» (3Цар.12:8). В результате произошел распад иудейского царства на Иудею и Израиль. Молодые, в отличие от старцев, не могли дать царю Ровоаму дельного совета, и его дело потерпело урон. Молодежь должна учиться слушать старших, но никак не учить сама. Власть развращает молодых, развивает в них самые дурные и низменные наклонности. Юность нуждается в наставлении. Сказано: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1–2). Наставляя юного епископа Тимофея, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим.4:12–13).

И вот некто спрашивает Иосифа: «чего ты ищешь?»  И как актуально и современно звучит этот вопрос для каждого молодого человека – «чего ты ищешь?» Действительно, чего ищут и к чему стремятся современные молодые юноши и девушки? Что влечет их к себе? А что и отталкивает от себя?

Юный Иосиф искал, как ему лучше исполнить волю своего отца Иакова (Израиля). Он стремился к братьям своим по плоти, имея намерение помочь им. «Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут. И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан». Теперь Иосиф знает, куда ему идти, он идет в Дофан.

А современная нам молодежь – стремится ли она к братьям своим? Едина ли она со своим народом и его насущными проблемами? К сожалению, дух большевистского интернационализма и масонского космополитизма разложил сознание нашей молодежи. Они не понимают ценностей патриотического воспитания, чужды идеям славянского национализма (славянофильства). Недавно в Москве было траурное мероприятие, посвященное сорокадневной поминальной дате, памяти погибших в метро (при совершении террористического акта). Собралось не более двухсот человек. В той же Испании на подобные поминальные акции собирается до нескольких тысяч испанцев. В подобных траурных мероприятиях принимают участие члены правительства и королевской семьи. Испанцы вышли на улицы и выбросили на улицу проамериканское правительство. Это пример и для нас – подобная ответственная позиция по-настоящему зрелого гражданского общества. А у нас, в России, любое проявление патриотизма сразу могут окрестить политическим экстремизмом, а траурное мероприятие – собранием погромщиков и национал-социалистов. Похоже, что дальше и идти некуда. Взорвали людей – и все вскоре забыли о них… А кто вспомнил усопших, тот и фашист. У нас каждый, кто не согласен с проамериканской политикой наших властей, – сразу объявляется политическим экстремистом. Если экстремизм это и есть любовь к родине, то, наверно, неплохо быть таким «экстремистом».

Иосиф любил свой народ и всегда стремился к нему, и Ангел даже в пустыне поддерживал и направлял его.

И мы читаем далее:

«И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов» (Быт.37:18–20).

«Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его… и бросили его в ров… И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян … И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам… Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет» (Быт.37:23–28). Сребролюбие братьев одержало победу над их жестокостью, что и спасло жизнь Иосифу.

Судьба Иосифа здесь прообразовывала собою судьбу Сына Божия, о Котором сказано: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:10–11). Иосифа продают за сребреники, и Сына Божия предают за сребреники. Уже тогда сребролюбие евреев губило их и подталкивало к совершению братоубийственного преступления. Несчастный Иосиф оказывается проданным в рабство своими собственными братьями. Что может быть гнуснее подобного преступления!

Вернувшись домой, братья обманули отца, сказав, что зверь сожрал отрока Иосифа. Перед продажей его в рабство они содрали с него его разноцветные одежды (в которые так любил одевать его отец). Вымазав одежды в крови козленка, они представили их своему отцу как неоспоримое свидетельство, что Иосифа якобы растерзали дикие звери.

Давайте вспомним: некогда Иаков обманывал своего отца с помощью козлиной шкуры. Теперь его дети обманывают его с помощью козлиной крови. Грех всегда возвращается к человеку, совершившему его, настигает его, преследует и сокрушает.

В великой скорби Иаков восклицает: «…с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» (Быт.37:35). Здесь Израиль (Иаков) говорит, что сойдет в шеол (в преисподнюю, место обитания грешников). О праведной кончине в ветхозаветных текстах говорится: «приложился к народу своему». Иаков считает, что Бог попустил Иосифу пострадать за какие-то тайные грехи, но прежде всего винит в содеянном самого себя и готовится разделить с сыном его печальную участь в шеоле (преисподней).

Родители, равно как и их дети, должны осознавать ответственность друг за друга. Ведь, по сути, главное дело жизни, за которое человеку придется отвечать на Страшном Суде, это – его дети (если, конечно, они у него есть). Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). По смыслу этих слов каждый член семьи несет ответственность пред Богом за других членов своей семьи. Надлежит нам осознавать и ответственность перед собственным народом. Грех одного может обернуться проклятием и для всего племени, к которому этот один принадлежит. Достаточно вспомнить подвиг Финееса. Сказано: «И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых» (Чис.25:6–8). Как мы видим здесь, поражение эпидемии прекратилось только тогда, когда согрешивший был устранен ударом решительного копья благочестивого Финееса. А в нашем обществе, где член одной с нами религиозной общины может сознательно грешить и даже не искать для души своей покаяния, грех и его следствие – непрекращающиеся поражения в народе. Так что не надо удивляться, что мы вымираем и смертность у нас превышает рождаемость. Пока мы не оставим греховного образа нашей жизни, смерть и далее будет царствовать в нашем народе. Грех – страшнее любого гексогена, он взрывает и разрывает на части национальную душу, распыляет и сжигает ее.

Но вернемся к Иосифу. Господь не оставляет его и в Египте. Он попадает в дом Потифара, царедворца фараона, который вскоре оценил достоинства Иосифа и отдал ему всю власть над своим домом – всё, кроме жены своей. Даже в рабстве Иосиф чувствовал себя хорошо.

Специалисты обращают внимание на особенности, связанные с этим именем – «Иосиф» (по-еврейски «Йосеф»). Это имя переводиться как «тот, который прибавит детей». На иврите имя состоит из 4-х букв: «йод», «вав», «самех» и «фей софит». Первая буква, «йод», символизирует собой праведный дух, превознесенный над всем земным; вторая, «вав» – символ единения небесного и земного; третья буква, «самех», символизирует собой круговорот нетварного света в тварном мире; буква «фей софит» символизирует собой проникновение божественной благодати в преисподнюю земли. В целом получается следующая картина: Иосиф Прекрасный был преисполнен стремлением к божественному; любовью он пламенел не только к Господу, но и к ближним; будучи просвещен познанием духовных истин, он пламенел любовью даже к тем, которые находились на низком нравственно-моральном уровне и нуждались в его участии в их судьбах. Подобная характеристика может украсить каждого праведника. Она была заложена и в самом его имени.

Итак, сей посланник Бога, Его пророк, оказался в рабстве, но и здесь Господь всячески промышлял о его (Иосифа) благополучии.

Но пришла беда: жена Потифара, похотливая женщина, захотела, чтобы Иосиф спал с нею. Но тот, верный своему господину, отказался. Тогда оскорбленная отказом женщина задумала отомстить Иосифу. «Она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» (Быт.39:12).

Если подобная ситуация возникнет сейчас и мужчину схватят за пиджак, то он сможет убежать в рубашке и галстуке. А раньше одеждой мужчины был кусок материи, в которую он заворачивался. И надо было либо убегать голым, претерпевая стыд, либо оставаться.

Вот ты, юный православный христианин, отказываешься, когда тебя приглашают на развратные мероприятия. Тебя уговаривают: там будет музыка, красивые девицы, «травка». Ты опять отказываешься, и тебе говорят, что ты не мужчина, а может быть, больной. Пусть тебя называют как угодно, пусть оскорбляют, но никогда не надо идти по пути греха. Верующий всегда стремится соблюдать заповеди Божьи.

Прекрасный Иосиф предпочитает стыд греховному блуду. Он оставляет одежду в руках этой нечестивой женщины и убегает. Та же, придя в ярость, стала кричать, что он хотел напасть на нее и обесчестить ее. И это было правдоподобно, так как он голый бегал по дому. Клевета для верующего, когда его поносят нечестивые, – обычная ситуация. Мы все, особенно духовенство, привыкли даже к самым нелепым слухам, которые сыплются в наш адрес со стороны отступников, еретиков, безбожников или язычников. Верующему не надо даже и обращать внимание на все то, что говорят о нем. Так, например, апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор.4:3).

Дьявол часто искушает верующих именно блудом. Когда не может одолеть телесно, то пытается одолеть через сплетни, слухи, чтобы вывести человека из душевного равновесия. В житийной литературе описан такой случай. Рядом с городом жил один юный монах, каждое утро приходивший на берег реки за водой. Там же брала воду одна девица. Монах видел эту девицу, но никогда с ней не разговаривал, брал молча воду и уходил в келью. Девица же эта, согрешив с одним юношей, забеременела. Родители стали требовать, чтобы она назвала имя этого человека. Побоявшись назвать имя юноши, она обвинила монаха в том, что он силой взял ее. И вот разъяренная толпа жителей этого города врывается в келью к монаху с криками: «Блудник! Злодей!» Избивают и тащат несчастного монаха в центр города, чтобы там публично казнить его. В этот момент у нечестивой женщины начинаются родовые схватки. В родах она умирает, успев признаться, что оклеветала невиновного. Родственники бегут остановить расправу над иноком и спрашивают его: «Почему же ты не сказал нам, что не виноват?»

Я думаю, что инок с радостью воспринимал эти гонения. Может быть, он даже подумал, что наступили времена, когда только за одно имя христианина будут истязать. Да и разве поверила бы ему разъяренная толпа? И было великое наказание той девице за клевету – она погибла в родах. А монах был окружен почитанием и, чтобы не впасть в грех тщеславия, ушел из этой местности.

Есть другой пример из русской житийной литературы. Одного Новгородского владыку обвинили в блудных грехах. А это бесы в образе блудниц специально вылезали из окон его жилища, чтобы весь город возмутился. И когда жители, поверив бесам, бросили его на плот, то плот поплыл против течения реки. Это был знак людям от Бога, что поступили они неправильно.

Иосифа бросают в тюрьму. Но и здесь Господь не оставляет его. «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был удачливым распорядителем, который приносил благословение всем окружающим. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех» (Быт.39:21–23).

Однажды, когда Иосиф еще находился в тюрьме, туда, в эту тюрьму, заключили (посадили) двух высокопоставленных людей, приближенных к фараону, – его виночерпия, и его хлебодара. «Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя. На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его» (Быт.40:5–23). Но Господь не забыл Иосифа. Бог никогда не забывает своих людей, всегда помнит о них и знает, что с ними происходит.

Итак, Иосиф проявил удивительные духовные способности, но неблагодарный виночерпий вскоре забыл обо всем, что произошло с ним в тюрьме. И тогда в ситуацию вмешался Сам Господь. Он послал фараону удивительный и непонятный сон, сон, который озадачил и даже напугал его. Фараон увидел во сне семь тучных коров, которых пожрали семь других коров, худых; и семь худых колосьев, которые пожрали семь других, тучных колосьев. И было великое недоумение и страх в сердце фараона, и он сам не мог понять смысла этих сновидений. Никто из волхвов не мог истолковать этого сна. И тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал фараону: «…грехи мои вспоминаю я ныне; фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением; и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое, а тот повешен. И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону» (Быт.41:9–14). Премудрый Иосиф истолковал эти сны следующим образом: он объяснил фараону, что сначала будет семь урожайных годов (когда будет богатый урожай), а потом будет семь лет засухи и плохой урожай. Далее он посоветовал фараону в течение семи сытых лет собирать излишки урожая в житницы, чтобы преодолеть грядущие годы засухи и голода, оставаясь с хлебом.

Подобная премудрость поразила фараона, и он воскликнул: «ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (Быт.41:40–43). Так удивительно Господь Бог возвеличил раба Своего Иосифа, поставив его правителем над всей землей Египетской.

Но в то время как Иосиф возвышался, оставаясь преданным Богу, его собственный народ начал деградировать.

У Иуды, сына Иакова, были два сына от хананеянки – Ир и Онан. Ир прогневил чем-то Бога и умер. После этого Иуда потребовал, чтобы его второй сын, по закону деверя, вошел к жене Ира и продолжил бы семя его. Но вместо этого Онан поступил очень вероломно по отношению к дару жизни. Сказано: «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт.38:9). Позже сам этот грех получил имя совершившего его – онанизм, или мастурбация.

Рукоблудие (мастурбация) – весьма распространенное явление в современном обществе, множество молодых людей страдают от этого греха. А ведь согрешающий этим грехом теряет надежду на спасение: «Не обманывайтесь: ни блуд­ники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни муже­ложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9–10). «Про­ти­­возаконным расто­чением семени» называет такой грех святой Иоанн Златоуст, и, конечно же, он оскорбителен для Того, Кто дал живительную силу мужскому се­мени. Кроме того, этот грех наносит непоправимый грех здоровью молодых людей – для многих он оканчивается порой мужским бес­си­лием (импотенцией). Поистине, как мы можем прочитать у апо­стола Павла: «всякий грех, какой делает чело­век, есть вне те­ла, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18). Мы, верующие, должны стремиться не только к чистоте душевной, но и плотской. В Писании сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Сол.5:23).

Прекрасный Иосиф был прекрасен и душой, и телом – он был подлинно гармоническим человеком. Он по-настоящему боролся за свою чистоту, избегая любых форм осквернения. Вот подлинный пример для нашего юношества, для нашей молодежи.

Испытание братьев (Беседа вторая)

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Бытия. Прекрасный Иосиф вновь будет в центре нашего с вами внимания.

Фараон возвышает Иосифа, и ему дается новое имя. Сказано: «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах…» (Быт.41:45). У египтян было принято: когда человек получал новую должность, менялось и его имя. Это имя означало: «цафнаф» – «кормилец», а «пенеах» – «жизнь». Иногда это имя переводиться с иврита, как «раскрывающий скрытое», или «открывающий тайное». Фараон не только меняет имя Иосифа и его социальное положение, делая его из раба повелителем, но и дает «ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского…» (Быт.41:45). Породнив его с жреческой кастой, фараон окончательно меняет его (Иосифа), положение, в египетском обществе. Таким образом Иосифа вводят в тайный мир египетских жрецов, мир, закрытый для обычных людей. Теперь он сам становится элитой Египта.

Как пророк Божий Иосиф начинает проповедовать слова Бога запутавшимся в оккультизме и магии египетским старейшинам. О подобном его поведении в Псалтири сказано следующие: фараон «поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости» (Пс.104:21–22). Праведник всегда должен источать из себя свет веры. В этом и есть смысл подлинной праведности, которая ищет славы не для самого праведника, а прежде всего и всегда для Самого Бога. Сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

Первым проповедником монотеизма (единобожия) в Египте был Авраам. Иосиф идет по стопам своего прадеда и продолжает начатое им дело. Позже, когда евреи будут выходить из Египта, за ними последуют и многие египтяне, которые уверуют через них в Единого Бога. И сам исход будет назван победой над египетскими богами. Сказано: «…А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12). Но до этого события должно было пройти несколько столетий.

По прошествии семи плодоносных лет, когда был обильный урожай, как и предсказал Иосиф, наступили семь лет засухи. И если Египет благодаря мудрости Иосифа оказался готов к подобному испытанию, то остальной мир оказался в достаточно тяжелом и, я бы сказал, бедственном состоянии.

Коснулся голод и Ханаана, родины Прекрасного Иосифа. Иаков (Израиль) отправляет десятерых своих сыновей, оставив при себе только Вениамина, за хлебом в Египет. Он снабжает их необходимым для покупки хлеба серебром, и через некоторое время они оказались стоящими на коленях перед Иосифом (главным распорядителем хлебных запасов в Египте). Братья не узнали Иосифа, за эти годы он сильно изменился. Тем более что теперь он выглядел как египтянин, и его новое имя было Цафнаф-панеах.

История о путешествии детей Иакова в Египет начинается словами: «Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте» (Быт.42:3). Здесь обращает на себя внимание то, что они в данном тексте не называются «детьми Израиля», а называются «десять братьев Иосифовых». Имеется в виду, что к тому времени они могли раскаяться в содеянном ими против брата и принять решение найти его во что бы то ни стало и вернуть домой живым и невредимым.

И мы читаем далее: «И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей» (Быт.42:7–9).

Иосиф стремится испытать своих братьев: в каком духовном состоянии находятся их сердца? Как мы увидим далее, он не затаил на них зла, но при этом желает понять их подлинные намерения и устремления, прежде чем открыться им. С другой стороны, именно сейчас ему и стало понятно, почему Господь попустил ему оказаться в египетском рабстве. Бог послал его прежде его братьев в Египет, чтобы спасти все семейство Иакова от голодной смерти. Итак, даже зло Бог оборачивает во благо каждого верующего в Него. Вот почему и сказано от лица Божия: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). Все, что делает нам Бог, добро или зло, всегда оборачивается для нас великим благом. Нам же надо без ропота принимать все те испытания, которые Господь попускает нам пройти в этой жизни. Ведь мы не видим конечной цели наших страданий, а Богу ведомо именно всё.

Иосиф, объявив своих братьев возможными соглядатаями (шпионами), помещает братьев на три дня в темницу. Они заслужили и большее наказание, ведь они виновны в рабстве (пленении) их родного брата. Даже о продаже в плен постороннего человека сказано в Законе Божием: «Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» (Исх.21:16). И теперь, находясь в египетской темнице, возможно в той же самой, они – братья Иосифа – могли более ясно представить себе положение их плененного брата, когда он был приведен в цепях в Египет.

Во время встречи с братьями Иосиф услышал от них следующие слова, они сказали ему: «Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало. И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи. И отдал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается» (Быт.42:13–22). Поведение Иосифа очень напоминает поведение иудейского царя Давида, последний говорил о себе: «… я…спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» (Пс.7:5). Без сомнения, духовные и нравственные качества Иосифа были намного выше нравственных и духовных качеств его братьев. Вот почему его, Иосифа, можно поставить на один уровень с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, а его братьев – НЕТ. Братья даже не догадывались, что, когда они стояли перед Иосифом, они как бы стояли на суде. И Иосиф судил их разумно, подобно Премудрому Соломону, который почитается в Библии самым искусным в ведении судов.

Оставив при себе заложником Симеона, Иосиф отпускает братьев от себя, строго-настрого наказав им в следующий раз взять с собой и младшего их брата Вениамина. Вениамин был особенно дорог Иосифу, ведь они произошли от одной матери. Озадаченные, вернулись в Ханаан девять братьев Иосифа. Им предстояло еще раз отправиться в Египет перед их окончательным переселением в землю египетскую. Но еще более их озадачило то, что в своих мешках по возвращении они обнаружили всё то свое серебро, которое они заплатили за египетский хлеб. Иосиф повелел своим слугам тайно вложить его обратно в их мешки, но они об этом даже не догадывались.

Жизнь Иосифа среди идолов Египта напоминает нам теперешнее положение православных среди враждебного для них мира. Все, что является для мира чем-то важным и значимым, представляется нам совершенно чужим и лишенным всякого духовного смысла. Прекрасный Иосиф был человеком, для которого никакие компромиссы с Египтом, окружавшим его со всех сторон, были не возможны. Так и Россия, которая теперь окружена плотным кольцом американских военных баз, не должна идти ни на какие компромиссы с современным секуляризированным миром. Мы должны четко осознавать, что вхождение России в глобализационные планетарные проекты неминуемо приведет нашу страну к полному уничтожению. После того как Запад расправится со сдерживающим его исламским миром, у него останется единственный враг – мир православный. А те из россиян, которые уже вступили на путь глобализации, со всей серьезностью должны отнестись к следующим словам из Священного Писания: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иак.4:4–5).

Чужие становятся своими (Беседа третья)

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Бытия. И история Прекрасного Иосифа вновь окажется в центре нашего внимания.

Итак, Иосиф отпустил своих братьев с миром, оставив при себе только Симеона. Он поставил перед ними условие: если они придут опять (за хлебом), они должны будут привести с собой и Вениамина. Таким образом Иосиф стремился развить в своих братьях любовь друг ко другу. Он как бы духовно воспитывал их семейное и общинное самосознание.

Да, действительно, иногда совершенно необходимо для вразумления и воспитания принимать в том числе и суровые меры. Писание учит: «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит.1:13). Строгость не всегда есть проявление неприязни или злобы. Слово Божие учит нас: «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Как хорошо обличенному показать раскаяние!» (Сир.20:1–2). Также в Писании сказано: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.3:11–12). Итак, подлинная духовная строгость имеет своею целью не унизить человека или оскорбить его, а, напротив, – вразумить и наставить его, приблизить к раскаянию. Во всех других случаях, проявляя строгость, мы идем путем зла и нетерпимого отношения к ближнему.

Премудрый Иосиф в тех суровых мерах, к которым он прибегает по отношению к братьям, прежде всего ищет для них раскаяния и исправления.

Итак, хлеб вновь кончился в семействе Иакова, и дети его начинают вновь упрашивать отца отпустить их в Египет. На этот раз Иаков (Израиль) всячески сопротивляется исполнению их плана. Ведь они на этот раз хотят взять с собой и Вениамина. Мало того, что пропал Иосиф, и Симеон остался заложником в Египте, теперь почему-то понадобился и Вениамин, – подобные мысли не могли не беспокоить патриарха Иакова. Но братья все же упросили его отпустить с ними и Вениамина. Иуда, сын Иакова, буквально сказал следующее: «я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза» (Быт.43:9–10). Иуда, как родоначальник будущей царской династии, говорит от лица как бы всех братьев. Он первый среди них.

Иуда сильно изменился за прошедшие годы. Он пережил много трудностей, страданий и горя, что возвысило и облагородило его душу. Он отделился от семейства Иакова и стал жить самостоятельно. За это время он похоронил свою жену, и двух своих сыновей, и невестку Фамарь (которая умерла во время родов). Было и греховное падение в его жизни. Не соблюл он законов наследования жен их братьями – после смерти их мужей. Его дети – и первый (Ир), и второй (Онан) – вели греховный образ жизни. Они осквернялись сами и оскверняли своих жен. Один, Ир, предохранял свою жену от беременности, думая, что беременность может испортить ее красоту (я думаю, что такое его поведение обрадовало бы теперь сторонников «планирования семьи»), другой, Онан, не хотел продолжать род своего брата и поэтому тоже осквернялся. Сам Иуда должен был отдать свою невестку Фамарь за своего младшего сына Шела (однако он не спешил это сделать). Возмущенная вдова (Фамарь) переоделась проституткой и под покровом ночи вступила с ним (с Иудою) в сексуальные отношения. От этого кровосмешения родились Фарес и Зара. Первый, Фарес, является праотцем по плоти Самого Христа Спасителя (входит в Его родословную). Апостол Матфей, поместив его имя и имя его матери в родословие Христово, этим самым показал, что Господь наш не гнушается никакими людьми, даже такими, которые запятнали себя грехом кровосмешения. Не погнушался Господь и патриархом Иудой; Он простил его, попустив ему стать предком всех царей Иудеи, из дома царя Давида. Иуда осознал свой грех по отношению к Фамари и явным образом раскаялся в нем.

Греховный опыт, при всей его негативности, если мы делаем правильные выводы из своих собственных падений, может научить нас большему целомудрию и вниманию к себе и обезопасить нас от других возможных падений. В одном из молитвенных текстов мы находим следующие слова: «как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим и Тебе, Господи». Действительно, в греховном делании человек иногда проявляет столько усердия, трудолюбия и смекалки, что так и хочется сказать: «Его бы энергию – да в мирных целях!» Преподобный Ефрем Сирин говорил о себе: «В чем смысл моей проповеди, если и сам я грешу, утопая в грехах, как бы в неком болоте. Возможно, он заключается в том, чтобы, утопая в грехах, я кричал бы другим: «не подходите ко мне, не становитесь как я, чтобы и вам не утонуть в этой греховной трясине». Осознание собственной греховности есть и начало нашего исправления, на которое совершенно неспособен тот, кто почитает себя праведным и благочестивым. Здесь уместно заметить, что тем, которым кажется, что они праведные, похоже, незачем и в храм ходить. Ведь Церковь – это место, где человек крестится и исповедуется во оставление грехов, причащается, для того чтобы попалить и саму склонность ко греху в себе. А если человек считает себя по закону непорочным, зачем ему и Христос? Сказано: «Вы, оправдывающие себя законом (то есть – добрыми делами), остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). А мы, православные, не стремимся заслужить, заработать или добыть для себя спасение своими собственными усилиями. Источник спасения для нас – Сам Христос, Он и пришел в этот мир спасать не праведных, а грешников, то есть нас с вами.

Иуда пережил раскаяние, когда, оценивая поступок Фамари, воскликнул: «она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему…» (Быт.38:26).

Но в духовном смысле отверженный своим собственным родством Иосиф намного превосходит Иуду и других своих братьев. Ибо благодать всегда превозносится над законом, а милость над судом.

«Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр» (Быт.43:11–12). Иаков беспокоится за то серебро, которое обнаружилось в мешках его сыновей при их возвращении из Египта. Он не желает присваивать себе ничего незаконного (лихва ему не нужна). Этот муж веры привык платить по всем счетам.

Нам всем тоже необходимо научиться не оставаться «должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:8). Лишние обязательства перед другими не должны тяготеть над нами. Обязательства сужают и ограничивают диапазон возможных наших действий. Тем более это опасно, если речь идет об обязательствах перед людьми, подлинных намерений которых мы не знаем. Поэтому Иаков (Израиль) и стремится разрешить эту проблему с серебром – не заработанным серебром, этим сомнительным богатством. Гуманитарное сознание современных православных христиан, которые порою готовы принимать помощь от кого угодно, вряд ли сможет оценить подобное поведение целомудренного в благочестии и вере Иакова. Здесь Израиль (Иаков) подражает своему деду Аврааму. Помните, как Авраам отвечал царю Содомскому на его предложение обогатиться за его счет: «… поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» (Быт.14:22–23)? Для Иакова важно понять до конца, почему серебро, отданное египетскому царедворцу в уплату за хлеб, вновь оказалось в мешках его детей. Он не хочет оказаться ни в какой зависимости от язычников. Нам, православным, надо проявлять подобную осторожность и бдительность, чтобы не оказаться должниками по отношению к тем, которые могут использовать подобное обстоятельство против нас самих.

И вот братья опять оказались пред лицом Иосифа. Увидев Вениамина, Иосиф не сумел сохранить своего самообладания и напускного спокойствия. Сказано: «И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье» (Быт.43:30–31). Далее начинается пир Иосифа и его братьев, удивительное и очень трогательное действие во всей истории об Иосифе и его братьях. Сказано: «И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним» (Быт.43:34).

Прекрасный Иосиф не может скрыть своей любви к Вениамину. Его брат – и по отцу и по матери – особенно дорог ему на фоне той неприязни, которую он испытал по отношению к себе со стороны остальных братьев своих. В этот момент он был особенно близок к тому, чтобы оказаться раскрытым в глазах своих братьев. Но они по-прежнему не догадывались, кто перед ними. Для братьев Иосиф по-прежнему Цафнаф-пенеах, и, обращаясь к нему, патриарх Иуда говорил: «…господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон» (Быт.44:18). Здесь уместно обратить внимание на то, как Иосиф совершает трапезу: он не нарушает принципа кашрута и не ест вместе с язычниками. Сказано: «И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян» (Быт.43:32). Здесь мы видим, что он ест отдельно от египтян и делает так, чтобы и братья его не осквернились от совместной трапезы с язычниками, они тоже едят «особо».

Обособление от язычников – есть очень важная часть в деле нашего спасения. Нам надо научиться определять для себя и для наших ближних, кто «свой» и кто «чужой». Об Иисусе Навине сказано в Писании: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?» (Нав.5:13). Этот вопрос очень актуален для каждого верующего человека. Когда мы сталкиваемся с любым человеком, прежде всего мы должны установить «наш ли» он «или из неприятелей наших?» Апостол любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин.1:10–11). Апостол Павел писал: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21). Апостол Иуда (брат Господень) призывает даже гнушаться «…одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:23). То есть плотью нечестивых людей, других людей, не наших людей. Каноны православной веры запрещают: молиться вместе с еретиками, читать их книги и участвовать в их службах; запрещается лечиться у иудеев и даже мыться вместе с ними в бане и брать у них взаймы деньги; нельзя есть идоложертвенное и посещать языческие капища и участвовать в языческих обрядах. Целомудрие веры может освятить нашу жизнь и сделать ее счастливой и радостной. И напротив, отсутствие целомудрия веры приводит нашу жизнь в оскверненное состояние, что отгоняет от нас Божественное благословение. Иногда чужими для нас могут оказаться и самые близкие наши родственники. Блаженный Иероним учил: «Писание повелевает повиноваться родителям; но кто любит их более, чем Христа, погубляет душу свою. Враг держит меч, чтобы поразить меня; я ли буду думать о слезах матери? Оставлю ли я для отца воинство Христово, тогда как ради Христа я не обязан даже похоронить его, хотя и обязан погребать всех ради Христа?… «Мать Моя и братия Мои те суть которые творят волю Отца Моего небесного» (Лк.8:21, Мф.12:49). Если они веруют во Христа, они будут благосклонно смотреть на мои намерения подвизаться во имя Его. Если не веруют, то пусть мертвые погребут своих мертвецов (Мф.8:22)» (Блаж. Иероним, Творения, ч. 1-я, изд. 2, Киев, 1893 г., письмо 14, к монаху Илиодору, стр. 33). Он же писал: «…И так не должно следовать заблуждению ни отцов, ни предков, а должно следовать авторитету писания и повелению Бога вразумляющего» (ч. 6-я, изд. 1880 г. толк. На прор. Иеремию, гл. 9, стр. 276). Апостол любви Иоанн Богослов наставлял верующих: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин.1:10). Апостол Иуда говорил: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:23). Апостол Павел, призывая верующих к целомудрию веры, говорил о нечестивых: «с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11). Конечно, печально, если неверными являются и наши ближайшие родственники. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы попытаться обратить их в святую веру. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Св. Иоанн Златоуст учил: «Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, доколе и отец и сын и брат, и кто бы то ни был, для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?» (Иоанн Златоуст, беседы на Евангелие от Иоанна, ч. 1-я, изд. 1862 г. беседа 25, стр. 294.).

Премудрый Иосиф придерживается принципа целомудрия веры и не оскверняется от совместной трапезы с язычниками – египтянами. Он четко осознает, кто «свой» а кто «чужой». Подобное чинное и благочестивое поведение удивляло и восхищало его братьев, хотя они не могли до конца понять, почему все так чинно и благочестиво происходит. Сказано: «И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом» (Быт.43:33).

Далее мы читаем: «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоящих около него и закричал: удалите от меня всех. И не осталось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним» (Быт.45:1–3).

Более трогательную историю трудно и вообразить. Слезы наполняют глаза, когда читаешь эти библейские стихи. Сердце Иосифа предстает здесь таким незащищенным и открытым, что можно только поражаться такому его незлобию. Поистине, Иосиф наследовал и Веру прадеда своего Авраама, и Надежду деда своего Исаака, и Любовь отца своего Иакова (Израиля).

Как хорошо, когда мы наследуем от своих предков не только их греховные наклонности, но и их добродетели.

Премудрый сердцем и прекрасный душой и телом Иосиф ни в чем не обвиняет братьев своих. Напротив, во всем произошедшем он видит Промыслы Божии. Он прямо говорит: «…Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни…» (Быт.45:5).

Далее события разворачиваются более чем стремительно. Фараон, узнав о произошедшем, сам предлагает Иосифу перевести своих родственников из Ханаана в Египет, для чего им выделяются быстроходные кони и колесницы из конюшен фараона. И вскоре весь дом Иакова (Израиля) восходит на эти колесницы, и они переселяются в Египет. Сказано: «Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова, отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его» (Быт.46:5). Далее происходит трогательная встреча отца, Иакова, с его возлюбленным сыном Иосифом. Вся эта история более чем символична и наполнена пророческими образами и предвидениями. Грамотно прочитать эту историю, понять ее скрытый духовный смысл – это и означает дать этой истории духовное истолкование.

Св. Кирилл Иерусалимский во взаимоотношениях Иакова и Иосифа видит тайну взаимоотношения Бога Отца с Богом Сыном. А взаимоотношения Иосифа и Вениамина понимает как взаимоотношения между новозаветной и ветхозаветной Церковью. Св. Кирилл писал о добром отношении Иосифа к Вениамину: «И это может быть ясным знамением того, что Христос примет обращающихся к Нему из израильтян в последние времена века, то есть когда они соединятся в единодушии с новым народом. Ибо это есть, как я сказал, Вениамин» (Книга вторая, стр. 202). Мы все, православные, ждем, когда евреи примут власть антихриста над собою, и совершенно не обращаем внимания на те ясные пророчества Библии и св. Отцов о том, что они в последние дни, разочаровавшись в антихристе, уверуют и во Христа. Тайна Израиля (евреев) – есть тайна взаимоотношений между Иосифом и Вениамином. В том смысле, что Иосиф, не смотря ни на что, продолжал любить и Вениамина, и других своих братьев. И более того, он видел провиденциальный смысл в том, что собственные его братья и продали его. Обращаясь к ним, Иосиф говорил: «… Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни…» (Быт.45:5). Существует и провиденциальный смысл и в том, что евреи не приняли Иисуса из Назарета как Мессию. Апостол Павел писал по данному вопросу: «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их» (Рим.11:11–12). Иными словами, если бы евреи уверовали во Христа, то это и означало бы начало Страшного Суда для всего остального мира. Они, евреи, спаслись бы, а весь мир погиб бы в правосудном огне Божественного гнева. Вот почему апостол Павел и сказал: «от их падения спасение язычникам». И вот почему они одновременно и враги наши, и возлюбленные Божии. Ни об одном другом народе ничего подобного не сказано: «они враги ради вас; а в отношению к избранию – возлюбленные Божии ради отцов» (Рим.11:28). И «враги», и «возлюбленные» – действительно, тайна. Впрочем, все тайны раскрываются в Тайне Христова Воплощения.

Итак, Израиль переселился в Египет, и Книга Бытия оканчивается рассказом о благословениях Иакова и его погребении. И самая последняя история Книги Бытия – история о смерти Иосифа Прекрасного.

Готовясь оставить этот мир, Иаков собирает своих сыновей для того, чтобы последний раз благословить их. Но этому предшествует благословение детей Иосифа, рожденных от египтянки, Манассии и Ефрема.

Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего Иосифа, которого он послал к другим своим детям, и свои не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Братья продали Иосифа за сребреники, как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке, и от этого брака рождаются два его сына – Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» (Рим.16:4), а Манассия и Ефрем – народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как апостол Петр и говорил о них: «…Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:10). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в число колен Израилевых. Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: «некогда не народ, а ныне народ Божий». Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас. Чтобы нам понять значение этого благословения Иакова (Израиля), давайте зададим себе вопрос: как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божьих? Как произошло это усыновление Богу, о котором сказано: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6)? Без сомнения, Кровь Сына Божия, пролитая на голгофском Кресте, искупила род человеческий от всякого греха. И именно Крест – есть орудие нашего спасения.

Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Прочитаем текст: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48:13–14). Вот древнее свидетельство о форме Креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова (Израиля) по отношению к обряду усыновления его внуков, в этом ясном прообразе.

Некоторые, например «свидетели Иеговы», оспаривают, что древо страданий Сына Божия имело именно форму креста. Но эта их позиция входит в противоречия с известными историческими свидетельствами. Например, древнехристианский писатель-апологет, грек (носитель греческого языка), живший в первой половине ІІ века, св. Иустин Мученик (105–166 г.г. от Р.Х.) учил о форме Креста Христова: «Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояются ли без этой формы и может ли быть без них взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом; земли нельзя орать – без формы крестообразной… И наружный вид человека отличается от вида животных неразумных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать руки, – и на своем лице имеет простирающийся ото лба так называемый нос, посредством которого совершается у животного дыхание, и который не другое что представляет, как фигуру креста. Об этом сказано пророком так: «дыхание жизни нашей, помазанник (т. е. Христос) Господень» – Плч.4:20» («Сочинения Святого Иустина философа и мученика», Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г., стр. 86–87). Нечто подобное сказано в «Октавии» Марка Минуция Феликса (жившего во второй половине II века): «Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется, распустив паруса, или подходит к берегу с простертыми веслами, или… человек, когда он, распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет собою образ креста» (Антология. Раннехристианские отцы церкви. Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1978, стр. 579).

Далее мы читаем: И «призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни» (Быт.49:1). Это событие сразу последовало за благословением Манассии и Ефрема. То, что новые дети, дети по благодати, а не по порядку плотского происхождения, первыми оказались под благословением Иакова (Израиля) – есть не что иное, как скрытое пророчество о том, что христиане в благодати превзойдут иудеев. Далее Иаков предсказывает, что произойдет с каждым из колен в будущем, которое ясно открыто пред его взором, взором пророка Божия. Из всех нижеследующих пророчеств для нас особенно важно пророчество, обращенное к патриарху Иуде.

Само имя «Иуда», на иврите «Йехуда», означает – «прославление Господа». В этом есть прямое указание на то, что через это колено в мир придет Тот, Который наиболее полно прославит Отца Своего Небесного. Наш Господь Иисус Христос, истинный Мессия Израиля, пришел от колена Иудина. Сказано: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9) Это ясное пророчество о том, как божественный Логос проявлял себя в пророчествах ветхозаветных. Пророки Израиля пророчествовали именно будучи облеченными в Дух Христов. Пророчества были и жесткие, «как молодой лев… с добычи», и утешающие, «как львица: кто поднимет» ее (то есть, кто оторвет ее от детенышей ее).

Далее пророчество Израиля (Иакова) становится еще более конкретным. Умирающий пророк говорит далее: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10). Здесь прямо говорится о том, что Мессия (Примиритель) приходит в мир только тогда, когда царское достоинство (скипетр) и законодательная власть (законодатель) будут взяты от дома Иуды. Первым царем не иудеем над евреями был царь Ирод Великий, который при поддержке римлян воцарился над иудеями в 40-м году до нашей эры. Он был по нации идуменянин (потомок Исава). И не обладал законодательной властью осуждать на смерть, в те времена эта законодательная власть перешла к римским прокураторам.

Само слово «Примиритель» (на иврите «Шило») – переводится как «быть благостным», «быть умиротворяющим». Современные иудейские истолкователи не хотят видеть в слове «Шило» указание на Мессию («Машиаха»). Так, например, главный раввин Британской империи доктор Й. Герц предлагает несколько совершенно других истолкований данного слова, термина, понятия. Но подобный подход противоречит и самой талмудической традиции истолкования какого-либо места из Священного Писания, и тем же самым классическим иудейским комментариям. Так, например, известный иудейский комментатор Торы РАШИ – рабену Шеломо Ицхаки настаивает на том, что «Шило» и есть Мессия («Машиах»). Нечто подобное можно встретить и в Мидраше. Так, например, в книге рабби Моше Вейсман «Мидраш рассказывает», в разделе «Берешит» сказано: «Наши мудрецы говорят, что Машиах родился тогда, когда был разрушен Второй Храм (т. е. в I-м веке н. э.). Ашем (Господь) забрал его в Ганн Эден (т. е. в Райский Сад) в ожидании часа конечного искупления» (т. 1, стр. 104). Иными словами, братья и сестры, даже иудеи вынуждены признать, что Мессия (Христос) жил на земле в первом веке и был взят живым на Небо. Подобная информация встречается и на страницах Корана.

Далее о Мессии Иаков предсказывает: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда… моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт.49:11). – Здесь мы видим предсказание о Тайной Вечере и Голгофских страданиях Сына Божия («моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое»); также здесь говорится и о Его вхождении в святой город Иерусалим («привязывает к виноградной лозе осленка своего»). Подобное предсказание мы можем встретить и у пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9).

В конце всех пророчеств и благословений двенадцати коленам еврейского народа «Иаков… положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему» (Быт.49:33). Иосиф хоронит Иакова в земле Ханаана с величайшими почестями. О последних днях жизни самого Прекрасного Иосифа сказано в Книге Бытия в конце: «И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт.50:22–26). Так оканчивается Книга Бытия, и так оканчивается история о Прекрасном Иосифе.

Вся история, излагаемая в Книге Бытия, – это величайший план жизни от начала мира до конца его. Изучая эту удивительную Книгу, мы видели, как Бог сотворил мир, как произошло грехопадение первых людей, в таинственных прообразах мы видели голгофский Крест. Мы видели, как отрок Исаак, подобно Иисусу Христу, несшему Свой Крест на Голгофу по улицам Иерусалима, нес на гору дрова для жертвенного костра. Поистине, Книга Бытие – это пророческая книга. Все Писание богодухновенно, ибо никогда оно не изрекалось по воле человеческой, а изрекалось мужами Божьми, движимыми Духом Святым.

Изучая Ветхий Завет, мы увидели, как неразрывно связан он с Новым Заветом. И болтуны – те, которые говорят, что Ветхий Завет утратил для нас, православных, свое значение после жертвы Господа нашего Иисуса Христа. Так же, как история России не начинается ни 1917-м, ни 1991-м годом, так и история человечества не начинается Новым Заветом. И Ветхий, и Новый Заветы суть Слова Божии, и Православная Церковь всегда провозглашала святость обеих этих Книг. Ветхий и Новый Заветы – нераздельны!


Источник: Школа выживания: человек в мире соблазнов. Беседы на Священное Писание / протоиерей Олег Стеняев. - Москва : Благотворительный фонд "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева", 2012. - 296 с. - (Библия и современное общество).; ISBN 978-5-4279-0028-7

Комментарии для сайта Cackle