Источник

Беседа 35. Суд Понтия Пилата

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, мы рассмотрим 27-ю главу с 11-го по 31-й стих. Темы сегодняшней беседы: Суд Понтия Пилата (11–26) и Избиение Господа Иисуса Христа в претории (27–31).

Нам важно понять, что за человек был тот, который приговорил на смерть Сына Божия. Возможно, в особенностях его характера мы можем увидеть, рассмотреть и портреты последующих врагов Христа и святого Евангелия.

Христианский историк Уильям Баркли пишет: «Прибыв в Иудею, Понтий Пилат имел массу проблем и трудностей, многие из которых он создавал себе сам. Большим его минусом было то, что он был в разладе с иудеями. Более того, он презрительно относился к их, как он это называл бы, безрассудным и фанатическим предрассудкам. Римляне знали интенсивность иудейской религии и непоколебимость веры иудеев и очень мудро и деликатно обращались с ними. А Понтий Пилат высокомерно предпочел применить грубую силу. У него сразу все началось с неприятностей. Римское командование было расположено в Кесарии. У римлян были не знамена, а боевые значки – древко с римским орлом или с изображением царствующего императора. Считаясь с ненавистью иудеев к всяким идолам, все предыдущие правители во время посещения Иерусалима приказывали перед въездом в город снимать изображения с древков боевых значков. А Понтий Пилат отказался сделать это, что привело к такой отчаянной враждебности и непримиримости со стороны иудеев, что Пилату пришлось, в конечном счете, уступить, потому что нельзя было ни арестовать, ни убить целый народ. Потом Понтий Пилат решил, что Иерусалиму нужно новое водоснабжение – очень мудрое решение. Но для этого он построил новый акведук, а деньги взял из храмовой сокровищницы. У крупного иудейского ученого Филона Александрийского есть характеристика Понтия Пилата. Он сообщает, что иудеи грозили воспользоваться своим правом и пожаловаться императору на Пилата. Эта угроза рассердила Пилата до крайности, потому что он боялся, как бы они не послали посольство к императору и не пожаловались на отрицательные стороны его правления – на его взяточничество, на высокомерность, на вымогательство, на его жестокость, на его манеру оскорблять людей, убивать без суда и судебного приговора, на его бесконечную и в высшей степени вопиющую бесчеловечность. Понтий Пилат пользовался у иудеев очень плохой репутацией, и уже то, что они могли пожаловаться на него императору, ставило его в затруднение»559.

Надо сказать, что все основные лица, принявшие участие в судьбе Иисуса после Его ареста, находились во вражде друг с другом. И Понтий Пилат, и первосвященник Каиафа, и царь Ирод Антипа были врагами друг друга, особенно Ирод и Пилат. Но, столкнувшись с Источником высшей Любви Господом Иисусом Христом, они, хотя и на короткое время, стали друзьями. Сказано: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк.23:12). – Это поразительное свидетельство о том, что любое соприкосновение с Господом Иисусом меняло людей, даже таких сложных, как Пилат, Ирод и Каиафа, нашедших понимание друг с другом, а в случае с царем и прокуратором – обретших дружбу. Мы помним, как взгляд Иисуса Христа исцелил душу апостола Петра, как прикосновение больных к Господу приносило им исцеление. Сказано: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:10). 

Похоже, что некоторые люди чувствовали нечто необычное во Христе: странное поведение жены Пилата, о чем мы еще будем говорить, обращение римского сотника прямо во время казни Сына Божия – все это не поддается логическому объяснению.

Читаем 11-й стих 27-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.27:11. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так как они видели, что Пилат не обращает никакого внимания на дела закона, то обращаются к обвинению в гражданском преступлении. Так поступали они и с апостолами; то же всегда выставляли на вид и говорили, что галилеяне ходят повсюду и проповедуют некоего Царя Иисуса: как бы о простом каком человеке упоминали они об Иисусе и старались возбудить против Него подозрение в замыслах властолюбия»560. – Иными словами, обвинение носило политический характер. Очень часто христиан обвиняли именно в политическом коварстве, и так было от Нерона до Ленина, от Ленина до Хрущева – и так до наших дней, несмотря на реальную аполитичность подавляющей части православных христиан.

Получается, что иудеи для синедриона имели одни обвинения, а для Пилата – другие обвинения, что и обнаруживает их лицемерие. Блаженный Иероним пишет: «Так как Пилат ничего другого не спрашивает о преступлении, кроме того, что Царь ли Он иудейский, то иудеи обличаются в нечестии, потому что действительно не могли ничего ложного придумать, чтобы упрекнуть Спасителя»561. Но данное обвинение нелепо, даже если предположить, что кто-то вспомнил, что Иисус в родстве с царем Давидом, и предположил, что Он мнит Себя претендентом на царский трон. Но в то время династия царя Давида пришла в упадок, и его потомки вели образ жизни обычных людей.

Истолковывая ответ Иисуса Пилату в словах «ты говоришь», Иероним добавляет: «Он ответил так для того, чтобы и высказать – истину и чтобы слово Его не подверглось ругательствам. И обрати внимание на то, что Пилату, который против воли вынес приговор свой о Нем, Он несколько отвечает; а священникам и князьям Он не хотел отвечать, считая их недостойными Своего слова»562.

Читаем далее:

Мф.27:12. «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал».

Христос не разговаривает с первосвященниками и старейшинами, но отвечает на вопрос Понтия Пилата. Это обусловлено тем, что Пилат не знает Закона и наказание ему меньше, а архиереи и старцы знают волю Господа из Писаний, и поэтому наказание им будет более суровое. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:47–48).

Молчание перед лицом врага хороший урок и для нас – «чтобы не дать повода ищущим повода» (2Кор.11:12), так как что бы мы ни говорили, враги будут искажать и неправильно истолковывать наши слова. Поэтому лучше молчать перед лицом недоброжелателей и противников. Сказано: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37).

И далее мы читаем:

Мф.27:13–14. «Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился».

Сам Понтий Пилат все время своего пребывания на должности прокуратора Иудеи только тем и занимался, что оправдывался, лукавил и изворачивался в глазах императора, отвечая на всевозможные доносы на него. И понятно, что поведение Христа представляется ему чем-то неправильным и неестественным. Разве человек не должен всеми силами бороться за сохранение своей жизни? Но перед ним другой Человек, не такой, как все те люди, с которыми он встречался на протяжении своей жизни.

Христос как Учитель являет нам другой тип поведения, нравственности и морали, этики и эстетики (евр. мусар). Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Идти по следам Его и означает по возможности подражать Ему, а через Него – и Богу Отцу. Ибо Он (Христос) и Сам сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Это Он «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18) – «Он явил» образ Бога Невидимого, раскрыл Его характер, и раскрыл Его, Бога Отца, намерения относительно всего рода человеческого. Сказано: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:10–12).

И далее мы читаем:

Мф.27:15–17. «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?».

Евфимий Зигабен пишет: «На праздник. Разумеется – Пасхи, так как Иоанн (18, 39) говорит, что Пилат сказал: “Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху”. О Варавве яснее говорит Лука (23, 19), именно – что он был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Итак, Пилат, хотя и не мог освободить Иисуса Христа, как совершенно невинного, однако пытался простить Его в праздник, как будто осужденного»563. Итак, вопрос был поставлен следующим образом: кого изберет толпа – Христа или Варавву, человекоубийцу или Спасителя рода человеческого? Но в действительности это был выбор между Христом и дьяволом, между Христом и антихристом.

Сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:15); и еще: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). – Таким образом, так как дьявол и первый «человекоубийца от начала… он лжец и отец лжи», то все убийцы и лжецы лишь следуют за ним. Поэтому та дилемма, перед которой оказались иудеи, – это выбор между Христом и дьяволом в лице убийцы Вараввы. Латинский автор Иларий Пиктавийский пишет: «Когда Пилат предложил отпустить Иисуса, следуя обычаю, по которому народ получал привилегию даровать свободу одному узнику в честь праздника, народ, склоненный первосвященниками, выбрал вместо Него Варавву. Тайна их будущего неверия заключена уже в самом имени Вараввы, которое означает “сын отца”. Они и предпочли такого “сына отца” Христу. По наущению своих вождей они выбрали антихриста, человека греха и сына дьявола. Они выбрали предназначенного к осуждению, но не Начальника жизни»564. Напомню, что однажды и Новозаветная Церковь окажется перед подобным выбором, подобно Церкви Ветхозаветной, и будет выбирать уже между антихристом и Христом. И эффект толпы сыграет над нами христианами дурную шутку. Ибо толпа никогда не руководствуется здравым смыслом, ее идеология – это «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13). – Это значит, что когда христиане сделают свой «демократический выбор», они подчинятся инстинктам толпы и отступят от истинного пути, которым всегда идут немногие, чада «небольшого остатка» (см. Ис.1:9). Итак: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13).

Христос, придя на нашу землю вновь, не найдет здесь огромного числа верующих, обращенных из некогда языческих народов. Большую часть Церкви остатка составят иудеи, обращенные ко Христу через проповедь пророка Илии, и об это свидетельствуют многие святые Отцы. Сказано: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). – То есть большая часть христиан сделает свой выбор между Христом и антихристом не в пользу Христа. И как в начале истории Церкви, так и в конце – это будет «малое стадо», то самое, обращаясь к которому Сын Божий говорил ранее и скажет в последние дни: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). Мир людей и придет к своему концу, как древний Содом и Гоморра, потому что в нем не обрящется достаточного количества праведных, и святые прекратят умолять Бога о продление существования мира, как некогда и «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт.18:32), – далее Авраам не спрашивает Бога и не хлопочет за грешников. Сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт.18:33). И более того, святые начнут с Небес умолять Бога, видя полную испорченность мира, запятнавшего себя кровью святых: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10).

И читаем далее:

Мф.27:18. «ибо знал, что предали Его из зависти».

Мы видим, что Понтий Пилат знал, что Христа предали из зависти, «потому что ради него (то есть воскресшего Лазаря, пораженные этим явным чудом. – О.С.) многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин.12:11), и архиереи и старцы боялись потерять свою паству, то есть свои доходы от пасомых. В этом заговоре против Господа Иисуса явно прослеживался коммерческий след, о чем мы ранее уже говорили.

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Этот [Варавва] в Евангелии “от Евреев” называется сын их учителя; он был осужден за измену и человекоубийство. И Пилат предоставляет им решение, – кого хотели бы они отпустить: разбойника или Иисуса; он не сомневается в том, что избрать следует Иисуса, так как знает, что они предали его из зависти. Итак, очевидно, что причина распятия на кресте лежала в зависти»565. Почему Пилат был уверен и «не сомневается в том, что избрать следует (народу. – О.С.) Иисуса»? Он, конечно, знал через своих осведомителей о толпах людей, которые по нескольку тысяч человек собирались рядом с Иисусом, куда бы Он ни пошел; поэтому и был уверен, что изберут для помилования Его. Но Пилат недооценил интриги иудейских религиозных лидеров, которые обеспечили, чтобы перед Пилатом и его судом собралась толпа их сторонников или просто нанятых для этого случая людей. «Демократические выборы» – это всегда лукавые игры политтехнологов от выборов, которые способны волю меньшинства выдать за волю большинства или наоборот, как им выгодно.

Святитель Иоанн Златоуст пишет о Христе: «Он исповедует Себя Царем, но Царем Небесным; так Он и в другом месте яснее сказал, когда отвечал Пилату: “Царство Мое не от мира сего” (Ин.18:36), – и это для того, чтобы ни иудеи, ни Пилат, обвинявшие Его за объявление Себя Царем, не имели оправдания. И приводит непререкаемую причину этому, говоря: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан”»566. Христос не хочет признавать Себя царем земным, потому что не призван этими людьми на царство. Но как Господь – Он, конечно же, Царь и Неба и Земли. Сказано: «Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил» (Иер.33:25); и еще: «Господь, Бог неба [и Бог земли]» (Быт.24:7). По праву Творца, Бог – Единственный собственник во всей вселенной. А о Христе сказано: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9–10).

И мы читаем:

Мф.27:19. «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него».

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Смотри, вот и еще обстоятельство, которое могло всех их отвлечь от их намерения. После доказательств, заключавшихся в делах, не маловажная вещь была и сон. Но почему же не сам Пилат видит его? Или потому, что жена была более достойна его, или потому, что если бы видел он, то не поверил бы ему, и даже, быть может, не сказал бы о нем. Поэтому так и устраивается, что видит этот сон жена, чтобы это сделалось известным для всех. И не просто видит она сон; но и страдает много, чтобы муж, хотя бы из сострадания к жене, помедлил совершать убийство»567.

Один американский проповедник сказал:

– Если современному американцу явится во сне Ангел и потребует, чтобы он, пробудившись, отправился в церковь, то, пробудившись, американец скорее поспешит к психиатру, чем отправится в церковь.

Современные люди так же скептически воспринимают религиозные вещи, как и их древние предшественники, нигилисты (безбожники) античного мира. Римляне хотя и придавали огромное значение внешней стороне религиозной жизни, видя в этом верность порядку, установленному их отцами, но не руководствовались религиозными принципами в личной жизни. Религия в Риме была больше государственным аспектом общественной жизни, неким необходимым для всех, особенно для официальных лиц, ритуалом лояльности власти, но никак не личной убежденностью. В обычной жизни они во всевозможных комедиях осмеивали своих богов и презирали богобоязненных людей, хотя сами и были суеверны.

Этим они очень походят на наших современников, которые считают что религия, особенно религиозные праздники должны отмечаться и существовать, но всерьез веровать всему этому нельзя. Подобная ситуация была и в России накануне революции. Граф Лев Толстой писал в своей «Исповеди»: «Отпадение мое от веры произошло во мне так же, как оно происходило и происходит теперь в людях нашего склада образования. Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением. По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими. В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников требуют свидетельств в бытии у причастия. Но человек нашего круга, который не учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину еще больше, мог прожить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он живет среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру»568

Если в современной России победит формальное отношение к религии, то проповедь будет безрезультатной, а отношение ко Христу – сугубо номинальное. И тогда нас ждут новые потрясения. Сказано: «Господь увидел [и вознегодовал], и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор.32:19–20).

Поистине прав премудрый Екклесиаст, сказавший: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл.1:9).

И далее мы читаем:

Мф.27:20–22. «Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят».

Слова: «первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву» – показывают, кто руководил всем этим спектаклем. Подобное поведение иудейских архиереев и старцев противоречило всем их собственным галахическим (законодательным, обязательным для исполнения всеми иудеями) принципам.

Известный еврейский раввин Зеев Мешков пишет в своем комментарии на недельную главу Торы «Бо»: «Запрещено предавать еврея идолопоклоннику, выдавая его путем совершения физического действия, или словами: донося, или раскрывая то, что тот скрывает. Этот запрет распространяется и на те случаи, когда передается имущество еврея, а не сам человек. Всякий, нарушающий этот запрет, лишается удела в будущем мире. Запрещено выдавать даже злодеев и нарушителей закона Торы, как их самих, так и их имущество. Даже если злодей постоянно оскорбляет кого бы то ни было из евреев, запрет не снимается. Еврея разрешается выдать неевреям только в одном случае: если он сам выдает своего товарища неевреям и у того нет другой возможности спасти себя, кроме как выдав доносчика (Кицур Шулхан Арух 183:4).

Запрещается передавать еврея в руки неевреев, как его самого, так и его имущество. Запрет распространяется и на случай злодея, нарушителя законов Торы, – и даже на тот случай, когда он притесняет других и доставляет им неприятности. И всякий, кто передает евреев в руки неевреев или их имущество, – нет у него будущего мира (Рамбам, Илхот ховель умезик 8:9).

Запрещено еврею выдавать в руки неевреев беззащитных евреев, как их самих, так и их имущество. Даже если человек злодей, нарушающий законы Торы, даже если он доставляет неприятности – нельзя его выдавать. Всякий, кто выдает еврея неевреям, как его самого, так и его имущество, нет ему удела в будущем мире (Шулхан Арух, Хошен мишпат 388:9)»569. Тем более запрещается фальсифицировать процесс над евреем в языческом суде для предания его смертной казни, что является нарушением важнейших принципов иудаизма в отношении к ближним (в иудейском понимании – к евреям). То есть то, что творилось на судилище Понтия Пилата, какую роль выполняли иудейские вожди, – это было нарушение Божьего Закона и их собственных кодификаций библейского уголовного права.

И далее мы читаем:

Мф.27:23. «Правитель сказал: какое же зло сделал Он?».

Поведение иудеев оскорбило даже чувство справедливости такого беззаконного и жестокого человека, каким был Понтий Пилат.

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Пилат много дал поводов к освобождению Иисуса. Во-первых, он сопоставил разбойника с праведником. Во-вторых, он спросил: “Что же я сделаю с Иисусом?”, то есть Тем, Который есть Царь ваш. И когда они отвечали: “Пусть будет распят”, он не тотчас успокаивается, но, по внушению жены, которая убеждала его: [Пусть не будет] “ничего между тобою и Тем Праведником”, он, в свою очередь, спрашивает: “Какое же Он сделал зло?” Говоря так, Пилат освободил Иисуса. Но они еще больше кричали: “Да будет распят”»570. Сказано: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс.21:17–19). – Эти пророческие слова псалмопевца Давида исполнились и на судилище, и в претории, и на Кресте. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» (Ис.5:7). – Это пророческая оценка судилища над Христом пророка Исаии. Напоминаю, иногда его называют «пятым Евангелистом».

И далее мы читаем:

Мф.27:23–26. «Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие».

Теперь мы должны исследовать вопрос: почему Сын Божий промыслительно Сам избрал для Себя такую казнь – распятие на Кресте?

Прежде всего – Он должен был совершить наше Искупление, пролив Свою Кровь. Сказано: «потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев.17:11); и еще: «…Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). В этом служении, служении Крови, наиболее полно проявилась любовь Божия к роду человеческому. Сказано: «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). – В данном контексте слово «душа» означает Кровь Сына Божия, которой мы и искуплены от всякого греха. Сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). А то, что мы Его друзья, об этом тоже сказано: «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» (Ин.15:15).

Следующий вопрос: почему именно казнь на древе? В Писании сказано: «ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор.21:23). – Таким образом, Сын Божий взял на Себя проклятие греха. Сказано: «…бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). – Рукописание из Книги Второзакония, где произносятся проклятия на грешников (см. Втор.27:15–26).

Следующий вопрос: почему Он должен был умереть именно на Кресте? «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19). – Люди, избрав путь нарушения Закона Божия, обрекли себя на смерть, и Сын Божий взял на Себя исполнение этого наказания, самую позорную казнь, на Себе Самом. Сказано: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23); и еще: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10).

Избиение Господа Иисуса Христа в претории

Мы переходим к следующей теме: Избиение Господа Иисуса Христа в претории. Но прежде чем мы перейдем собственно к теме страданий Сына Божия, мы должны задать вопрос: Кто страдал от ударов римских бичей, от тернового венца на голове, по которой били палкой, и на Кресте – Истинный Бог или Истинный Человек? Преподобный Иоанн Дамаскин предлагает нам исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Итак, Христос, будучи в двух естествах, пострадал и был распят в том естестве, которое было способно к страданию; ибо Он висел на Кресте плотью, а не Божеством… Следовательно, скажем мы, не два естества и были распяты, но родился Христос, то есть вочеловечившееся Божественное Слово, родился плотию, распят был плотию, пострадал плотию, умер плотию, в то время как Божество Его осталось бесстрастным»571.

И далее мы читаем:

Мф.27:27–31. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие».

Историк Уильям Баркли пишет: «Римское бичевание было ужасной пыткой: жертву раздевали, ей связывали назад руки и привязывали ее к столбу в согнутом положении, с тем, чтобы спина была хорошо открыта для бичевания. Сам бич представлял из себя длинную кожаную плеть, на которой были закреплены заостренные куски кости и свинца. Такое бичевание всегда предшествовало распятию, и “оно превращало оголенное тело в клочья сырого мяса и в горящие и кровоточащие рубцы”. Люди умирали под таким бичом, теряли разум и лишь немногие не теряли сознание до конца бичевания»572.

Здесь мы видим, что означало для еврея оказаться в руках язычников. Без всякой жалости Христа бичуют, перед этим с Него сняли всю одежду и, пригнув к «бичевальному столбу», крепко связали руки. И началось беспощадное бичевание…

Но коль скоро мы ответили на вопрос о смерти на Кресте, то зададимся вопросом, какой духовный смысл в бичевании, в терновом венце и в багрянице с тростью?

Прекрасный ответ дает нам латинский автор IV века епископ Иларий Пиктавийский, прозванный за верность Православию «Западный Афанасий», он пишет: «После бичевания на Господа надевают багряницу, возлагают на голову терновый венец, в правую руку дают трость. Становясь перед Ним на колени, они насмехаются над Ним. Взяв на Себя все немощи плоти нашей, Он покрывается багряной кровью всех мучеников, которым уготовано царствовать с Ним, Он одевается в пурпур великих почестей пророков и патриархов. Он увенчивается терном, то есть прежними грехами исполненных раскаяния язычников, так чтобы слава рождалась из вещей вредных и бесполезных, которые от Его прикосновения преображаются. Терновые шипы – жало грехов, из которых сплетается венец победы для Христа. Трость же символизирует пустоту и немощь всех язычников, которые от Его прикосновения начинают укрепляться (то есть верою. – О.С.)… И среди всего этого, когда над Христом насмехаются, Он вызывает восхищение»573. Скорее всего, римские солдаты за незначительную плату проделали все это по наущению иудеев. Иудейский богослов, и, возможно, тайный христианин, Филон Александрийский описывает, как нечто подобное было проделано с психически больным мальчиком в Александрии. Филон пишет: «Они развернули кусок ткани и накрыли им его голову, как диадемой... а вместо скипетра подали ему кусочек местного папирусового камыша, который они нашли брошенным у обочины дороги... И потому что он был по-царски разукрашен, некоторые подходили как бы приветствовать его, а другие как будто бы обратиться к нему с прошением»574. Похоже, что такая шутка являлась обычной забавой для иудеев I века. Какая жестокость и какое нечувствие боли, страдания и унижения другого человека!

Итак, все, что происходило с Господом Иисусом было глубоко символично, а значит, и таинственно, и если мы внимательно изучим Книгу Левит, то многое станет нам понятно. Тот порядок принесения жертвы, который там описан, строго соответствует происшедшему в дни страданий Сына Божия. Сказано: «Если жертва всесожжения его [Господу] из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока» (Лев.1:10). – Поистине Христос и был мужем (евр. hа иш), беспорочный, ибо Сам засвидетельствовал о Себе: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5:36).

Теперь Христа ждало распятие. Еврейский автор Клаузнер пишет: «Распятие – самая ужасная и жестокая смерть, придуманная человеком для того, чтобы отомстить своим собратьям»575, а римский политический деятель и известный оратор Марк Туллий Цицерон назвал распятие «самой жестокой и самой ужасной пыткой»576. Римский историк Корнелий Тацит назвал такую казнь «пыткой, пригодной только для рабов»577.

Да взойдем и мы вместе с Господом Иисусом Христом на Голгофу, да возвысятся и наши души, очищенные Его страстями и муками и самою Смертью Его, чтобы и воскреснуть вместе с Ним для Бога и в Боге.

Спаси вас Христос!

* * *

559

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 27-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/27/

560

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 86. 1. С. (?)

561

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:11. (?)

562

Там же.

563

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.27:15–70. (?)

564

БКОЦ. Новый Завет. Т Iб. Иларий Пиктавийский, еп. С. 353.

565

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:18. (?)

566

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 86. 1. С. (?)

567

Там же. (?)

568

Толстой Л.Н. Исповедь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/tolstoi/ispoved.php

569

Мешков Зеев, раввин. Комментарий на недельную главу Торы «Бо»: http://midrasha.net/article.php?id=1921

570

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:23. (?)

571

Св. Иоанн Дамаскин, прп. «Точное изложение православной веры». Книга 4, 7.

572

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 27-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/27/

573

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Иларий Пиктавийский, еп. С. 358.

574

Цит. по: Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 27-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/27/

575

Там же.

576

Там же.

577

Там же.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle