Источник

Беседа 18. Притча о злых виноградарях

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях (Мф.21:33–46). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером.

И мы начинаем сегодняшнее чтение словами:

Мф.21:33. «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился».

Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» (Пс.79:9–10).

Слова: «обнес его оградою» означают – окружил заповедями, уставами и постановлениями; по истолкованию блаженного Иеронима – ограда, «то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами»256: имеется в виду святость Иерусалима и святость Закона, служение которому осуществляется при служении Ангелов. О том, что Закон принимался при служении Ангелов, сказано: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов…» (Деян.7:53); слова: «выкопал в нем точило» означают множество жертвоприношений, которые, как сок гроздьев винограда из точила, заливали весь жертвенник; слова: «построил башню» указывают на множество пророков, которые как бы с неких сторожевых башен оберегали народ Божий. Сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (то есть Господь. – О.С.) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» (Авв.2:1–2). Блаженный Иероним, со ссылкой на пророка Михея: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима» (Мих.4:8), настаивает: «несомненно, что это храм»257, имея в виду Храм Иерусалимский, единственное в древности место для полноценного поклонения Богу.

Слова: «отдав его виноградарям, отлучился» не означают полного устранения Бога от судеб мира, хотя бы на некоторый малый промежуток времени. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). То есть если бы Бог, как нам часто кажется, прекратил Свое общение с любой частью творения, то она тотчас прекратила бы свое существование.

Объясняя подлинный смысл слов «отдав его виноградарям, отлучился», богомудрый Иероним пишет: «и отдал его земледельцам, которых в другом месте назвал возделывателями виноградника, которые были взяты в часы первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый; и “отлучился”. Дело идет не о перемене места, ибо Бог, Которым все наполнено, может ли где-нибудь не присутствовать (?)... Но Он кажется удаляющимся от виноградника, чтобы виноделам предоставить полную свободу в делании»258.

Собственно, эта земная жизнь и дана человекам, чтобы они свободно избрали или отвергли Бога. Ведь человечество, которое создано для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов (бесов) – которые отпали от Бога свободным произволением, должно, также свободным произволением, признать власть Бога над собою. Ибо любовь не может быть по принуждению, посему Бог и действует в этом мире с сокрытием Своего Лика, дабы только обретшие Его Бога сердцем и вошли в свободное и радостное служение чад Божиих. Сказано: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Посему все те, которые ропщут на трудности и тяготы этой земной, проходящей жизни, они даже и не понимают ее назначение и предназначение. Они подобны школьнику, который стремится быстрее пройти время обучения с его неизбежными трудностями и быстрее ворваться во взрослую жизнь, даже не понимая, что будущность всецело будет такой, каковыми будут наши успехи или неуспехи в процессе религиозного образования и духовного взросления в этой временной, земной жизни.

Физическая смерть тела – это последний зачет на экзамене длинною в жизнь. И если кто-то в этой жизни отсиживается с лентяями и двоечниками «на камчатке», то и в вечности он будет пребывать в отдалении от Божественного Учителя, на последней парте, а то и вовсе сорвется в ад с «волчьим билетом».

Любой христианин – это именно ученик в Школе Иисуса Христа, и от того, как он посещает занятия (богослужения), усерден ли он или нет, и зависит, где он окажется, войдя во взрослую, то есть иную жизнь. Сказано: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян.6:7) – то есть вхождение в Церковь и простых людей (мирян), и священников (клириков) означало рост числа учеников нового набора для нового (новозаветного) ученичества, «нового учебного года» в Школе Нового Завета.

Кстати, прямо сейчас из радиостудии «Радонеж» идет урок по главному учебнику жизни, по Святому Евангелию, и если кто-то невнимательно прослушивает его, он получит плохую оценку своим знаниям, своему сегодняшнему поведению, а возможно, и всей своей жизни. И тогда выпускные экзамены для прогульщика и лентяя могут превратиться в паническую перебежку души «из кабинета в кабинет» – с мытарства на мытарство. Не дай Бог!

И далее мы читаем:

Мф.21:34–35. «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями».

Блаженный Иероним пишет: «Он дал им закон и в нем приказал им возделывать виноградник, чтобы они в делах закона обнаружили плод. После того Он послал к ним рабов, которых, схватив, они или побили, как Иеремию, или убили, как Исаию, или побили камнями, как Навуфея (Naboth) и Захарию, которого они убили между алтарем и храмом»259.

Здесь обращают на себя слова Иеронима: «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод» – то есть награда за соблюдение Закона Божия – сама заповедь, сама возможность выполнять волю Божию, или хотя бы изучать ее. Следовательно, и мы, изучая Евангелие, высшей наградой за то должны почитать саму возможность участвовать в подобном учебном процессе. Сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр.1:3). То есть здесь награда возрастает поэтапно. Читаешь – блажен; слушаешь истолкование – блаженнее; исполняешь – трижды блажен. Сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8). «Читали… внятно» – то есть разборчиво, как мы и стараемся здесь, на радио «Радонеж», «и присоединяли толкование» – то есть истолковывали не от себя, но сообразуя с другими местами Писания и следуя порядку истолкования святых Отцов.

Я надеюсь, что мы все, работающие на радиостанции «Радонеж», ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:29); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:1–2). Конечно, несмотря на все свои старания, не можем мы соответствовать тому, кем и чем мы должны быть. Сказано: «…чтобы нам показаться, чем должны быть… хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2Кор.13:7). То есть подлинного соответствия – кем должны быть мы, священники, (учащие) по отношению к мирянам (учащимся), и кем должны быть лаики (миряне) по отношению к (клирикам) священникам, – мы здесь не достигнем. Но каждый, трудясь на своем месте: один – жертвуя на радио-эфир «Радонеж», другой – с усердием готовясь к передачам, третий – молясь за наше служение здесь, на «Радонеже», четвертый – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение.

Проблема иудеев заключалась в том, что все хотели быть и священниками, и пророками, и каждый искал награду более для себя, не понимая, что плод Закона, результат его изучения и была – как высшая награда – сама возможность считаться учащимся среди таких же учащихся. Как мы и прочитали у блаженного Иеронима Стридонского: «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод». «Плод», то есть награда, и заключался в самой возможности участвовать в делах Закона, то есть созидать виноградник Божий. «Плод» Закона Божия – это и Сам Христос, встреча с Которым переживается при общении с Его Словом. Евфимий Зигабен пишет: «Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей»260. Но и в этом случае исполненная заповедь уподобляет Христу, то есть приближает к Нему. А разве это не награда – оказаться близ Господа?

Как в совершенном грехе уже содержится наказание за него, так же изучение Закона, стремление его исполнять, само это состояние – и есть дар Божественного Милосердия. Почему и пророк Давид восклицает: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103); и еще: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее…» (Притч.24:13–14).

Если говорить предельно просто, в применении к нашим обстоятельствам, сам факт, что мы крещены, имеем возможность участвовать в Таинствах Церкви и изучать Святой Евангелие – и есть великая милость Божия и награда для нас. Имея сие – спасаемся, теряя – погибаем.

Иудеи рассуждали иначе: каждый искал своего, и когда им начинало казаться что они в сравнении с другими, более усердными тружениками в виноградники Божием, отстают и не дотягивают, то это приводило их в ярость, и они начинали ненавидеть и презирать более благочестивых и более праведных, представляя их в своих собственных глазах и грешниками, и злодеями. Потому и побивали и даже убивали служителей Божиих.

Но подобное происходит и среди христиан. Вот слова апостола Павла: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:1–7).

И далее мы читаем:

Мф.21:36. «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же».

То есть, видите, любой посланник по-прежнему вызывал у них раздражение и неприязнь, переходящую в крайнюю злобу.

Слова: «других слуг, больше прежнего» – означали и означают, что если Господь дал более даров, талантов и благословений тому или иному человеку, то с большей яростью его и ненавидят, клянут и преследуют. Впрочем, сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6:26); и еще: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис.51:7). То есть подлинные проблемы не у тех, кого злословят, а у тех, кто злословит. Даже если при этом злословящий говорит абсолютную правду.

«Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впавшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, встал пред дверьми его келлии и говорит: “Не пущу тебя”. Авва умолял его, спрашивая: “Какая тому причина?” Ангел сказал ему в ответ: “Бог послал меня к тебе, говоря, спроси его, куда он велит Мне бросить падшего брата?” Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: “Согрешил пред Тобою, прости меня!” Ангел сказал ему: “Встань, Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его”»261.

Даже если кто и облеченный властью церковной, властью суда не проявляет сострадание к падшему, он прежде всего ставит в опасное положение самого себя:

«Брат сказал авве Пимену: “Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келлию, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью”. Старец отвечал ему: “Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немощствует”. В некотором общежитии жил отшельник по имени Тимофей. Настоятель общежития, узнав, что один из братии подвергся искушению, спросил совета у Тимофея, что делать с падшим братом? Отшельник посоветовал выгнать его из обители. Когда выгнали брата, его брань (страстное возмущение, действовавшее в нем) перешла к Тимофею, и он пришел в опасное положение. Тимофей понял причину явления брани и начал с плачем взывать к Богу: “Согрешил я: прости мне!” И был к нему глас: “Тимофей! Знай, что Я попустил тебе искушение именно за то, что ты презрел брата во время его искушения”»262.

Но иудеи проявляли неприязнь по отношению к пророкам и праведным, что еще более ухудшало их положение в глазах Бога. Ведь если мы гоним кого за явные грехи, это, как мы видим, может погубить нас; а если мы враждуем с избранниками Божиими, так что же может нас ожидать?

И далее мы читаем:

Мф.21:37–39. «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили».

Пришествие Самого Сына Божия во плоти – это была последняя возможная мера, воздействие на сознание и совесть этих людей; и если и теперь они будут оставаться противниками правды Божией, так что же может их ожидать?

Блаженный Феофилакт пишет: «Бог сказал: “постыдятся Сына Моего” не потому, чтобы не предвидел убийство Сына, но желая выразить, что должно было произойти. Он говорит: хотя беззаконники убили рабов, однако должны почтить, по крайней мере, достоинство Сына. Но виноградари, увидевши Сына, сказали: “это наследник: пойдем, убьем его”. Так те самые иудеи, которые говорили: “это – Христос”, они же Его и распяли. “Вывели вон из виноградника и убили” – это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа»263.

Этими словами Феофилакт, с одной стороны, показывает ужас содеянного религиозными вождями еврейского народа и как бы выгораживает простой народ, называя его бесхитростным. Это действительно ТАК! Но разве не сказано в Библии: «…слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). То есть ошибки религиозных лидеров народа Божия принесут проблемы и самому народу Божию, если верующие слепо будут проглатывать всякую новую богословскую директиву, спускаемую сверху. И чем более слепые считают себя зрячими, тем в более опасном положении могут оказаться они и те, кто следует за ними.

Архиереи и старцы еврейского народа настолько уверовали в свою непогрешимость, что когда и Сама воплощенная Истина пришла к ним, они решительно восстали против Нее.

И далее Сын Божий задается вопросом, ответ на который должен предрешить судьбу еврейского народа их собственными устами:

Мф.21:40–41. «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».

Вот этими словами: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои», – иудеи сами осудили и приговорили себя. А ведь самым страшным проклятием является то, которое человек сам и произносит против себя.

И далее мы читаем:

Мф.21:42. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?».

Здесь со всею очевидностью Сын Божий называет библейским камнем не иерархическую должность Римского папы, но Самого Себя. Да и сам первосвятитель Римский Петр изречет в глаза иудеям о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11).

КАМЕНЬ – ЭТО ТОЛЬКО ХРИСТОС! – «и нет ни в ком ином спасения».

Но так как иудеи на место Бога поставили волю первосвященников, архиереев и старцев; а на место Писания – решение синедриона (Сангедрина), то Господь Иисус Христос и говорит далее:

Мф.21:43. «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

Еврейский народ был «святым народом» (Исх.19:5–6), но угроза потери этого статуса, привилегий и передача их другим существовала издавна (Исх.32:10; Чис.14:12).

Под «другими», «которые будут отдавать ему плоды во времена свои», другим народом, «приносящим плоды», понимаются ХРИСТИАНЕ – новый народ во имя Божие.

Еще во дни Моисея Бог сказал ему об израильтянах: «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх.32:10); и еще: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31–33).

Здесь у пророка Иеремии прямо говорится, что будет заключен Новый Завет: «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской», – то есть не Синайское соглашение, Договор, но нечто новое, иное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» – это о Дне Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел в сердца уверовавших в Господа Иисуса Христа.

И далее сказано:

Мф.21:44. «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Опять о Камне, и опять о Христе – нет и намека на иерархическую должность (как ошибочно о камне веры учат латиняне). Некоторые манускрипты добавляют стих: «Кто упадет на этот камень, разобьется на куски; но если камень упадет на кого-либо, раздавит в порошок».

Пророк Исаия, предсказывая времена отступления всего еврейского народа («обоих домов», то есть иудеев и израильтян) от истины, говорит о Камне, который символизирует гнев Божий, и только Божий: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:13–15).

И далее мы читаем:

Мф.21:45–46. «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».

Религиозные лидеры иудеев были искушенными политиками-интриганами и остерегались публично, открыто предпринимать действия против Иисуса из Назарета. Но Его революционные призывы они более уже не могли сносить. И тогда враждебные по отношению друг к другу еврейские партии и секты (архиереи и старцы, книжники и фарисеи, саддукеи и зилоты) устраивают заговор против Господа Иисуса Христа с целью погубить Его.

Архиереев – не устраивали Его призывы к добровольной бедности.

Старцы – не понимали, как это нищие духом, простые люди (ам ха гаарец – рыбаки, плотники, пастухи и мытари), могут обрести познание о Боге в своем сердце.

Книжники – не понимали такого свободного цитирования Писания и свободных приемов истолкования сакрального текста.

Фарисеи – видели в Нем учителя, который слишком близок к своим ученикам, не придерживается принципа субординации между важными учителями и простыми учениками.

Саддукеи – видели в Нем человека, который бросал вызов и их храмовому бизнесу, и их рафинированному чванству в общении с простыми людьми.

Зилоты – видели в Нем безответственного пацифиста, который любит не только евреев, но и представителей других народов, общается с ними и помогает им.

Кольцо ненависти сжималось вокруг Иисуса из Назарета, число ненавидевших Его увеличивалось, и день их гнева приближался.

Как некогда сыны Иакова составили заговор против брата Иосифа и искали только удобного случая. Точно так же и иудеи ждали, когда подобный случай им представится…

Святой Ефрем Сирин рассматривал всю историю взаимоотношения Иосифа, сына Иакова, с братьями, как пророческое предчувствие событий взаимоотношений Христа с Его собственным еврейским народом. В своем «Слове о Прекрасном Иосифе» он писал: «Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас; так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нес он им мир от отца; так и жестокосердые всегда иудеи, увидев Спасителя, говорили: “это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше” (Мк.12:7). Иосифовы братья говорили: “Предадим его смерти, и избавимся от сновидений его”; таким же точно образом говорили и иудеи: “это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его” (Мф.21:38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своем произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретая себе светлый венец за победу над госпожою своею египтянкою: так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя. Иосиф, когда победил грех, заключается в темницу до времени принятия им венца; так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб. Иосиф же в темнице провел двухлетнее время, живя там в великой безопасности; и Господь наш три дня пребывал во аде, как сильный, не потерпев истления. Иосиф милостиво изводится из темницы по приказу фараонову и, как истинный образ Христов, без труда толкует значение снов и предвещает будущее обилие; Господь же наш Иисус Христос возбужден из мертвых собственною Своею силою, расхитил ад, в дар Отцу Своему приносит наше избавление, проповедует воскресение и вечную жизнь. Иосиф восседал на фараоновой колеснице, приняв власть над всем Египтом; и Господь наш, Царь прежде веков, на светозарном облаке восшедши на небеса, со славою восседает одесную Отца, превыше Херувимов, как Единородный Сын. Когда Иосиф царствовал во Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его к престолу обреченного ими смерти, приводятся, чтобы со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть, и в страхе поклоняются Иосифу, которого не хотели иметь царем над собою; Иосиф, узнав братьев своих, одним словом своим показал убийц; они же, узнав его, стояли изумленные в великом стыде, не осмеливаясь говорить и вовсе не имея ничего в свое оправдание, вполне сознав грех свой, совершенный в то время, как продали его; тот, кого представляли они сотлевшим во аде, внезапно оказался царствующим над ними. Так и в тот страшный День, когда Господь приидет на облаках воздушных, сядет Он на престоле Царства Своего, и связанные страшными Ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними. Ибо беззаконные иудеи рассуждали тогда, что, если будет распят, то умрет как человек; не верили они несчастные, что Он Бог, пришедший для спасения – спасти души наши. Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: “я Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того”. Так и Господь в светозарном виде покажет Крест распявшим Его, и узнают они Крест и Сына Божия, распятого ими. Видите ли, как совершенно Иосиф был истинным образом Сына Божия – Владыки своего»264.

А вот что пишет в своей работе, озаглавленной «Об Иосифе», святитель Амвросий Медиоланский. Аллегорически истолковывая встречу Иосифа-правителя с обедневшими братьями, он пишет: «И приказал Иосиф всем отойти, чтобы братья узнали его. Ведь Иисус пришел, как Он Сам говорит, только “к погибшим овцам дома Израилева” (Мф.15:24). И громко зарыдав, он сказал: “я – Иосиф. Жив ли еще отец мой?” Это означает, что Он простирал Свои руки к народу неверующему и непокорному и не искал посланника или вестника, но Господь Сам желает спасти народ Свой»265.

Древняя встреча сынов Иакова с братом их Иосифом прообразовывает собой то, что произойдет и в будущих веках.

И вот однажды нечто подобное произойдет с еврейским народом, когда во дни антихриста пророк Илия сойдет с Небес и обличит антихриста, и они (евреи) узнают, что истинного Мессию они распяли. И будет плач стоять во всем Иерусалиме, когда падшая скиния дома Давидова будет возрождаться через веру во Иисуса Христа. Как я уже вам говорил сегодня, ссылаясь на святых Отцов, вся история Иосифа в его взаимоотношениях с братьями – это прообразно история взаимоотношений еврейского народа, который произошел именно от этих колен, от этих братьев, с Иисусом Христом. Сказано о будущем: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10); и еще: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее» (Деян.15:16).

Поистине Ветхий Завет есть ИКОНА Нового Завета, и, согласуя события первого завета со вторым, мы лучше понимаем и ход Священной Истории событий, и их смысл, и назначение.

Спаси вас Христос!

* * *

256

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.21:33. (?)

257

Там же. (?)

258

Там же. (?)

259

Там же. Толкование на Мф.21:34–35. (?)

260

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.21:34–35.

261

Древний патерик. 1914. С. 24. № 2.

262

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Отечник. С. 337. № 70.

263

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.21:37–39. (?)

264

Ефрем Сирин, прп. Слово о Прекрасном Иосифе.

265

Свт. Амвросий Медиоланский, еп. «Об Иосифе».


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle