Источник

Беседа 6. Евангелие от матфея, 4 глава, 12–22. «Начало проповеди Христа»

Сегодня мы продолжаем наши с вами беседы по Книгам Нового Завета. Итак, мы читаем 4-ю главу Евангелия от Матфея. 4-я глава с 12-го стиха и ниже:

Мф.4:12–13. «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых».

Святые Отцы уход Господа в Галилею воспринимают согласно – как научение нас удаляться от опасностей, то есть не вызывать и не провоцировать их на себя. Так, например, Евфимий Зигабен писал на 12-й стих: «Удалился, научая нас избегать искушений. Вина не в том, чтобы не подвергать себя опасности, но – не стоять мужественно, когда подвергнешься ей». То есть, убегай гонения, но если схвачен, то будь до конца мужественным. Блаженный Феофилакт говорит нечто подобное: «Иисус удаляется, научая нас через это, чтоб мы не ввергали себя в опасности».

Иными словами, безрассудно поступают те, которые сами вызывают гонения на себя или со стороны безбожников, или еретиков, или просто грешников (злодеев). Пришло гонение – мужественно преодолевай его до конца, нет гонения – не ищи и не провоцируй его. Вот пример из другой главы Евангелия: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» (Мф.12:14). И таких примеров много. Так что те христиане, которые провоцируют против себя суды, скандалы и явные угрозы, поступают неразумно и не по Евангелию. Такое их поведение можно назвать самочинным неразумием.

Я знаю одного человека, который постоянно судится с нечестивыми, злит и раздражает их. В результате он сам превратился в нервнобольного человека, постоянно раздражен, нападает даже на своих братьев по вере. Можно такому человеку только посочувствовать. Подобное могло случиться в его жизни от невнимательного отношения к евангельским наставлениям.

Но было и пророческое исполнение в том, что Христос удалился в Галилею. Зигабен пишет: «Удалился в Галилею, чтобы, с одной стороны, исполнилось пророчество о ней, как об этом будет сказано, и чтобы, с другой – там уловить рыбарей, то есть апостолов, которые там обитали».

Блаженный Феофилакт дает следующие духовное истолкование тем наименованиям, которые встречаются в рассматриваемых стихах: «″Галилея″ означает – покатая и наклонная страна, потому что язычники уклонились в грех»; «″Капернаум″ – дом утешения, ибо Он сошел, чтобы язычников соделать Домом (Храмом) Утешителя» (то есть Домом Духа Святаго); «″Завулон″ – означает ночь, так как язычники во тьме неверия пребывали, ″Неффалим″ – означает широта; так как грешники ходили по широкому и пространному пути».

Итак, как мы снова убеждаемся, в Священном Писании нет ни одного лишнего слова. И мы читаем далее:

Мф.4:14–16. «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».

Этот пророческий текст (из Исаии) очень поэтичен. Он насыщен поэтическими оборотами речи и рифмуется в греческом оригинале. Здесь очень лаконично (кратко и точно) передается характеристика состояния рода человеческого без Христа. Только те люди, которые приняли верою Сына Божия в свое сердце, смогли изменить свое плачевное положение. Весь остальной род человеческий по-прежнему сидят во тьме «и… в стране и тени смертной». Свет Христовой Веры касается только тех, которые осознали свое плачевное состояние, возненавидели грех и возлюбили праведность. И в этом смысле, все мы сидели во тьме греховной, пока луч Христова благовествования не нашел нас во тьме греха и не коснулся нашей совести.

Как печально бывает нам вспоминать те дни, месяцы и годы нашей жизни, которые мы провели «в стране и тени смертной», когда дьявол издевался над нами, как хотел, и всецело стремился унизить наше человеческое достоинство. Но теперь, просвещенные светом Святого Евангелия и омытые Кровью Христовою, не испытаем ни отчаяния, ни стыда о прежде содеянном (дабы не впасть в уныние и духовное бесчувствие). Не бойтесь ни чьих обвинений в свой адрес (все эти обвинения и наветы, даже при всей своей справедливости, – суть дьявольские смущения). В Писании сказано: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33–34). Если Бог оправдывает покаявшихся в своих грехах, то любой обвинитель раскаявшегося грешника – есть слуга дьявола, восстающий на божественное Милосердие.

Однажды мне один православный прихожанин с сарказмом рассказывал, что он видел, как знакомый ему священник настолько упился водки, что разделся в присутствии гостей догола и полез пьяным мыться в ванну. Эта история настолько позабавила рассказчика, что он рассказал ее не только мне, но и некоторым другим людям. Несчастный, он плохо читал Библию, рассказывая подобное о священнике, он оказался ни кем иным как «Хамом», сыном Ноя. История о Ное и Хаме такова: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт.9:20–22). Наказание всему роду Хамову оказалось ужасным, наказание проклятием на все дни существования всей расы хамитов. Я с ужасом слушал, как этот человек, говоря плохо о священнике, медленно, но верно навлекал проклятие Божие на себя самого, и мне было за него страшно. А что до священника, насколько мне известно, батюшка бросил пить и стал придерживаться норм трезвой жизни. Преподобный Макарий Оптинский учил: «…Чистою мыслию нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего (дурного) устроения».

Нет среди нас ни лучших, ни худших, все мы были заключены под грехом и только во Христе становимся тем, чем должны быть в Боге и с Богом. Посему слова – «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» – относится к каждому человеку, который, оставив скверну греха, начал искать путь к Богу. Относятся эти слова и ко мне лично, и к каждому из нас…

И мы читаем далее:

Мф.4:17. «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Как мы говорили ранее, проповедь покаяния начал еще Иоанн Креститель, Сын Божий продолжает ее. Это означает, что в покаянии (в примирении с Богом) нуждается каждый человек; независимо от того, в каком времени – ветхозаветном или новозаветном – он живет. Само божественное Откровение обращено именно к кающемуся грешнику, и тот, кто себя таковым не считает, да не открывает Святого Евангелия. Точно так же, как к Святому Причастию мы приступаем со страхом Божиим и верою, точно так же и общение со Словом Божиим невозможно без духа покаяния (в страхе Божием) и веры (глубоким упованием на Божие Милосердие).

Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую». Говоря «приблизилось Царство Небесное», Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его). Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «…се, творю все новое…» (Откр.21:5). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал –О.С.) собственно (то есть после этого-О.С.) и начинается Евангелие».

Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати – означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю,  – есть плач о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово – суть Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово покаяние (по-гречески метаноэ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради…» (1Кор.4:10). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто, лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14:23).

Итак, не удивляйтесь, братия и сестры, если кто-то, видя вашу религиозность и сравнивая ее с вашей прежней жизнью во грехе, скажет: «У него не все в порядке с головою». Один мужчина, который уверовал в тюрьме, рассказывал мне, как его вызвал к себе начальник зоны и стал отговаривать от веры в Бога. Этот начальник говорил: «Саша, зачем тебе этот Бог? Ты что, с ума сошел? Живи, как все, кури, ругайся, дерись, если надо, только выброси этого Бога из своей головы. Опомнись, Санек, ты же не сумасшедший». Александр ответил своему лагерному начальнику: «Да, я сошел с вашего ума. И отныне все, что делаете вы, – для меня безумие, а все, что делаю я, будет считаться для вас безумием».

Существует странное суеверие – иногда читающему Библию могут сказать: «Кто прочитает Библию целиком, тот сойдет с ума». Кто придумал такую дикость? А ведь есть люди, которые в это верят. Кстати, очень мало людей, которые внимательно, вдумчиво прочитали весь текст Священного Писания. Но если кто это сделал, сознание такого человека без сомнения изменилось, и изменилось в лучшую сторону. Так что не обращайте внимание на людей, которые неправильно реагируют на те перемены, которые происходят в вашей жизни. Истинная вера должна менять человека, делать иными его разум и его жизнь.

Однажды, думая о людях, с которыми у меня неприязненные отношения, я задался вопросом: а почему я воспринимаю их такими, какими застал их в момент конфликта со мною? Я за это время менялся и в худшую и в лучшую сторону, а почему я думаю, что они всегда такие же злые и нетерпимые, как во время ссоры со мною? Мы отказываем нашим противникам в том, в чем никогда не отказываем себе самим – в ИСПРАВЛЕНИИ. Христианин должен понимать, что Господь Бог относится к нему так же, как и к его противникам. Бог – не лицеприятен. Да, я видел, как они, мои противники, согрешали против меня, но я не видел, как они каялись, и это, очевидно, делает мое мнение о них слишком субъективным, личным и пристрастным.

Я сделал это отступление от главной темы нашего рассуждения для того, чтобы мы поняли, что покаяние – это не только изменение в наших взаимоотношениях с Богом, но и с ближними. Сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:20–21).

Итак, призыв: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – есть призыв к соборному спасению в Церкви Божией. А Церковь – это не только ты и твой духовник; Церковь Божия есть собрание всех верующих в Иисуса Христа, которые содержат единую Апостольскую веру. Все эти мужчины и женщины, старики и дети имеют разные характеры, разную степень постижения веры, но все они наши братия и сестры, и нам всегда надо помнить об этом. ЦАРСТВО – это порядок, который устанавливает для всех подданных этого Царства их ЦАРЬ. Наш Царь и Господь – Иисус Христос. И мы должны прилагать все усилия, чтобы стараться исполнить Его Святую волю. Но при этом надо помнить, что это Царство-Церковь – есть царство не диктата, а Царствие Любви. И пребывать в Нем может только тот, кто любит не только своих, но и чужих, не только друзей, но и врагов. Кого не устраивает подобный порядок и подобная система взаимоотношений в Церкви, тот должен задать себе вопрос: «А в Церкви ли я?» Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «в настоящее время в особенности можно встретить ″православного″ – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе». Итак, Царствие Божие открывается только для рожденных в Духе. В Духе Христовой Любви. Сказано: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:7–8).

Если мы внимательно прочитаем все 4 Евангелия, то обнаружим, что центральная тема всех проповедей Иисуса Христа – это проповедь о Царствии Небесном. Здесь достаточно вспомнить притчи Христовы. Когда в Писании говорится о Царствии Небесном, то здесь акцент делается на действиях Бога по установлению Своего правления «и на земле, как на Небе» (Мф.6:10). Когда Господь говорит: «ибо приблизилось Царство Небесное», здесь имеется в виду тот факт, что Бог вскоре начнет, или уже начал, осуществлять Свое правление в этом мире. Прежде всего Он управляет теми, которые последовали за Ним. Господь управляет всеми верующими во Имя Его. Для таковых даже не может идти речи ни о каком двойном гражданстве. Приоритеты Заповедей Божиих должны быть очевидны для каждого верующего. Сказано: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Под маммоной, в контексте рассматриваемого вопроса, можно представить все те соблазны, которые предлагает нам секуляризированный (обмирщенный) мир. И стыдно бывает видеть, когда представители церковной номенклатуры заискивают перед сильными мира сего ради тех свиных гуманитарных рожков (подачек и тра́ншей), которые, как блудным детям, мир швыряет нам. Участники Мессианского Литургического пира могут ли алкать и жаждать для себя другой трапезы, чем Трапеза Господня? Сказано: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21). А сейчас делаются ожесточенные попытки подменить святоотеческую терминологию секуляризированной (мирской), навязать христианам т. н. «исправленные и выверенные переводы книг Священного Писания»; миряне религиоведы-политиканы начинают учить епископов и священников, а старосты-казнокрады командовать настоятелями, психологи выговаривают старцам-духовникам, художники-модернисты устанавливают новый канон в иконописи и храмостроении.

Православный христианин должен быть любвеобильным, радостным, миролюбивым, долготерпеливым, благостным, милосердным и истинно верующим (Гал.5:22–23). Противоположность сих добродетелей: агрессивность, злость, интриганство, нетерпимость, коварство, мстительность и фанатизм. Сейчас часто, особенно среди неофитов, можно встретить хмурых и агрессивных людей, которые не понимают и не чувствуют светлого и радостного Евангельского Благовествования. Для них исповедание веры – война с иноверцами, праведность – сплетни о грехах других людей, а долготерпение – терпеливое отношение к своим собственным недостаткам и порокам.

Но Евангелие учит нас другому. Сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). И такими Господь и хотел видеть среди Своих первых учеников – первых граждан Своего Небесного Царствия, сограждан Ангелам.

И мы читаем далее:

Мф.4:18–19. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Здесь для нас, для русских, важным обстоятельством является тот факт, что первым призванным апостолом был апостол Андрей, которого в церковной традиции называют «Первозванным». Летопись преподобного Нестора «Повесть временных лет» рассказывает нам о приходе апостола Андрея на нашу землю. Есть и греческие свидетельства о приходе апостола Андрея на Русь, например, в риторических похвалах, составленных Никитою-Давидом Пафлагонским в конце IX-го века. Об этом говорит и первый церковный историк Евсевий словами: «получил в жребий… Андрей  – Скифию». Когда иезуит Антоний Поссевин склонял в унию государя Иоанна Васильевича (Грозного), ссылаясь на пример продажных греков, вступивших в унию с латинянами, на это царь Иван Грозный отвечал: «Греки для нас не Евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом, мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее нерушимо».

Господь говорит галилейским рыбакам: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – здесь мы видим, что Он призывает на дело святого Благовествования не ученых богословов и красноречивых риторов и даже не иудейских священников, старцев и архиереев, а простых рыбаков. По этому поводу блаженный Иероним писал: «Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения».

Господь всегда отдавал в деле благовествования предпочтение простым и некнижным людям. Таковые слушали Его наставления не умом, а сердцем. Апостол Павел писал о христианах его времен: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор.1:26–28). Однажды апостол Павел попытался заговорить с эллинскими мудрецами о Христе и воскресении из мертвых, их реакция была следующая: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). Немногие образованные люди способны поверить в истины Евангелия, ибо само их образование для них – как некая «религия», кумир или идол. Им кажется, что они все уже познали, правда, наиболее мудрые из них, например, такие как Сократ, говорили: «Я знаю, что ничего не знаю; а есть люди, которые и этого не знают». Простой человек не заражен суеверием науки и интеллигентности, он чище и в сознании своем и в сердце, и Богу легче достучаться до его души и сердца, просветить его сознание.

Далее мы читаем:

Мф.4:20. «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

Блаженный Феофилакт так истолковывает данный стих: «Смотри, какие они послушные люди! Тотчас последовали за Ним. Впрочем, видно, что это было второе призвание. Они и прежде, при жизни Иоанна, слушали Христа, но оставили Его, а теперь, увидев Его, тотчас опять последовали за Ним». Здесь Феофилакт показывает, что и у них были метания и сомнения, но они преодолели их в себе и «тотчас… последовали за Ним».

Далее сказано:

Мф.4:21–22. «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним».

Мы видим здесь уже совсем бедных рыбаков, у которых не было возможности купить новые сети, и они чинили старые. Бедность их заставляла и пожилого отца привлекать к этой работе. Евфимий Зигабен пишет: «Немалым доказательством их добродетели служит то, что они легко переносили бедность, своими руками сыскивали пропитание, были связаны между собою взаимною любовью, держали при себе отца и служили ему». Они не были людьми с «двойным гражданством», они не пытались одновременно быть гражданами Царствия Небесного и служить маммоне (преимуществам мирской жизни). Их жизнь была естественным служением друг другу. И не надо думать, что когда они оставили своего отца, Господь не позаботился об этом пожилом человеке. Если мы оставляем кого-либо ради Бога, это означает, что этот человек моментально оказывается на иждивенчестве у Творца. Ибо Бог наш – есть Тот, Который заботится о всем Своем творении, промышляя о благополучии каждого.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle