Источник

Беседа 32. Евангелие от Матфея, глава 9, 18–26. «Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей

кровотечением»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и темы сегодняшней беседы:

1) Воскрешение дочери Иаира.

2) Исцеление женщины, страдавшей кровотечением.

Сегодня мы рассмотрим главу 9-ю, с 18-го по 26-й стих.

И мы читаем 18-й стих, здесь сказано:

Мф.9:18. «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».

Блаженный Феофилакт пишет: «Видно, и этот имел веру, только не большую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как говорил сотник, но и придти и возложить руку». То есть, обрядовые и ритуальные действия нужны для людей слабоверных. Для человека подлинно религиозного достаточно только слова Божия, чтобы быть уверенным, что его проблемы будут разрешены. Сотник не требовал от Христа никаких действий, он сказал: «…но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). Но не все веровали и веруют так, как веровал Лонгин сотник. Да и вся система обряда есть не что иное, как костыли для слабоверующих. Такими слабоверующими были древние иудеи с их сложной системой обрядов, и такими не были первые христиане, когда обрядовая сторона была сведена к минимуму. Но со временем, когда христиане стали оскудевать в вере, то внешняя, обрядовая сторона начинала доминировать в их религиозной жизни. Но это не значит, что так будет всегда!

Сам Сын Божий использовал разные подходы к людям с учетом того, надо было ли усиливать их веру, или нет. Например, для исцеления некоторых достаточно было слова или прикосновения, но иногда нужен был и сложный ритуал, ритуальные действия, и даже призыв отправиться в паломническую поездку. Сказано: «…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9:6–7). При этом нельзя забывать, что обряд не может быть бездумным. Его осмысление совершенно необходимо, в противном случае он теряет свой первоначальный смысл, становиться бесполезным и даже опасным для человека. Сказано: «…кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29–30); и еще: «…в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. Братия! не будьте дети умом…» (1Кор.14:19–20).

Златоуст пишет: «Пришедший ко Христу был начальником синагоги, и его скорбь была самая тяжкая: у него одна только и была дочь, имевшая двенадцать лет и находившаяся в самом цвете возраста».

Да! Этот человек не имел совершенной веры и нуждался в некоем действии, но проблема его была весьма насущная, и Христос внемлет его приглашению отправиться к нему в дом, возложить руку на больную, произнести определенные слова и исцелить ее.

И мы читаем далее:

Мф.9:19. «И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его».

Без сомнения, начальник синагоги был враждебно настроен против Иисуса Христа. Такие люди, как он, были столпами ветхой синагоги, иудейские ортодоксы и фанатики. Все, что проповедовал Иисус Христос, представлялось им жутким модернизмом и обновленчеством. Иудеи подозревали Христа в симпатиях к еретикам, сектантам-самарянам. Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня» (Ин.8:48–49). То есть, эти люди называли Христа и сектантом (самарянином), и одержимым (бесноватым). Но когда им было очень плохо, они начинали понимать, что только Он (Иисус Христос) и может им помочь.

Мы можем предположить, что начальник синагоги обращался ко многим врачам, священникам, приносящим жертвы и читающим заговоры. Но все эти лечения, все эти ритуалы, обряды и заговоры, ничего не изменили в судьбе его дочери, и тогда он и обратился к Господу Иисусу. Можно сказать, что крайняя форма отчаяния и безысходности побудила этого начальника синагоги обратиться к Иисусу. То есть, его мотивы не были до конца искренними и религиозными, скорее всего все было на уровне народного суеверия. Исчерпав все средства, он прибегнул к чему-то, что могло ему показаться не стандартным и даже зловредным. Но именно здесь он и столкнулся с истинным чудом! И мы видим, что Господь Иисус со всею поспешностью отправляется в дом этого человека: «И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его». Слова «и встав», «пошел» свидетельствуют о стремительности происходящего. И мы читаем далее:

Мф.9:20. «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его».

Здесь начинается новая сюжетная линия, но она дополняет предыдущую повествовательную линию. Что сделала эта женщина, прикоснувшись к краю одежды Спасителя? С точки зрения Моисеева Закона, она совершила великую мерзость, попыталась, будучи оскверненной, прикоснуться к Святому Учителю. Моисеев Закон категоричен по вопросу женской нечистоты. Сказано: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее; и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» (Лев.15:25–27). В Талмуде существовали совершенно нелепые предписания, что должна делать кровоточивая женщина. Баркли пишет: «Нужно было носить пепел яйца страуса в льняном мешочке летом, а зимой в хлопчатобумажном мешочке; или же носить с собой ячменное зерно, найденное в помете белой ослицы». Все эти полуколдовские обычаи и суеверия из Талмуда ни в коей мере не могли помочь кровоточивой женщине.

В Евангелии от Марка уточняется, что сделала эта женщина, чтобы избавиться от своей нечистоты: «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк.5:26).

Блаженный Феофилакт пишет: «Будучи нечиста, по своей болезни, эта женщина не смела подойти явно, из опасения, чтобы не воспрепятствовали ей. Впрочем, скрываясь от людей, она была уверена, что получит исцеление, если только прикоснется к краю одежды Его, который здесь разумеется под воскрилием». Что такое воскрилие, край одежды? Это – цициту (мн.ч. – цицийот). Религиозные евреи носили и носят в наше время цици, специальные кисти на краях одежды. О необходимости для иудеев ношения циц сказано в Книги Чисел: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим» (Чис.15:37–40). Как мы знаем, Сын Божий, пришел в этот мир не нарушить, но исполнить Закон. Сказано: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17–18). То есть, Христос строго исполнял все, что написано в Законе Моисеевом, каждая черта, каждая буква имела для Него определенный смысл. Внешний вид Христа был традиционным для того времени. Естественно, никакую римскую тогу Он не носил; в такую одежду одевались языческие императоры, сенаторы и философы. Древние христиане изображали Христа в тоге, для того чтобы подчеркнуть Его царственное достоинство, с учетом языческого представления о том, как должен выглядеть правитель и законодатель. Сын Божий вел образ жизни простого плотника из Назарета. Хитон, который Он носил, «был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин.19:23), то есть исполнен самым простым и незамысловатым способом. Сказано о Христе: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:2–3).

Женщина прикоснулась к цицит, краю одежды, потому что верила, что от Него, от Иисуса из Назарета, исходила святость, могущая попалить ее грехи и даровать ей исцеление. Сказано:

Мф.9:21. «ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею».

Здесь надо заметить, что все эти люди – и сотник, и начальник синагоги, и кровоточивая женщина – не имели правильного представления об Иисусе Христе. Они по-разному воспринимали Его – «кто Он». Одни почитали Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф.16:14). По-настоящему Он явил Себя только своим ученикам, тайна Его Божества и Истинного Человечества была сокрыта до времени от посторонних. Но это нисколько не мешало Ему помогать этим людям, заботиться об их насущных нуждах и вести их путем спасения. Бог спасет нас безо всяких предварительных условий. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:5–6). И мы читаем далее:

Мф.9:22. «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова».

Блаженный Феофилакт поясняет: «дщерию же (то есть дочерью) называет ее, как верную. Показывает также, что если бы она не имела веры, не получила бы и благодати, хотя одежды Его и святы». Это истолкование Феофилакта подсказывает нам, что никакая святыня не может помочь человеку, если человек не имеет веры. Пусть его вера и не совсем правильная, как мы видим в случае с начальником синагоги и кровоточивой женщиной. Сотник, скорее, исключение из правила. Но Сын Божий откликается на любое проявление веры или хотя бы доверия к Нему. Как и сказано о Нем: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис.42:3). Иными словами, для общения с Богом нам не надо сдавать экзамена по «основному», догматическому или «сравнительному» богословию. Господь Бог готов услышать нас такими, какие мы есть теперь, несмотря на все богословские неточности нашего верования. Главное – это предать себя всецело в руки Божии. Неважно, что вы не имеете четкого плана ваших последующих действий, главное – это ваше искреннее сердечное расположение, обращенное к Богу. Старец Паисий Святогорец учил: «Над человеком, который без всякого собственного плана отдает себя в руки Божии, исполняется план Бога. Насколько же человек уцепится за свое ″я″, настолько он останется позади. Он не преуспеет духовно, потому что препятствует Божией милости. Для того чтобы преуспеть духовно, требуется много доверия Богу». То есть, Господь готов нас принять к Себе даже тогда, когда мы совершенно не готовы к этой встрече, не понимаем до конца Его замыслов и даже не имеем определенных познаний о Нем. Само наше стремление к Богу, даже если оно слишком спонтанное, неопределенное в своих мотивах, угодно Богу. Сказано: «…и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6:37–39).

Итак, Господь назвал кровоточивую дщерью, то есть дочерью, Он считал всех верующих в Него единой Своею семьею, не смотря на несовершенство их веры. Сын Божий Сам говорил: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Здесь возникает важный вопрос: а какую волю Отца Небесного мы должны исполнить, чтобы и нам стать сродниками Христу? Эта воля одна! Сказано: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Женщина кровоточивая познала, насколько смогла, волю Божию, явленную в Сыне Его, и «с того часа стала здорова». Блаженный Иероним поясняет: «Она – дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: ″Твоя вера сделает тебя здравою″, а: ″Твоя вера сделала тебя здравою″. В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала». Иными словами, вера в Бога и есть то абсолютное здоровье, в котором нуждается не только наша душа, но и наше тело.

И мы читаем далее:

Мф.9:23–24. «И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним».

Поясняя значение слов «народ в смятении», блаженный Иероним Стридонский пишет: «При этом толпа иудеев не есть толпа верующих, а толпа производящих смятение». В поведении этой толпы поражает, как быстро они переходят от смятения и плача к смеху над Христом. Сказано: «И смеялись над Ним». Такое их поведение имеет историческое объяснение. Баркли пишет: «Итак, Иисус пошел с начальником синагоги в его дом и застал там настоящее столпотворение. Иудеи очень серьезно относились к своему долгу скорбеть по умершим. ″Кто нерадиво оплакивает смерть мудреца, – говорили они, – тот достоин быть сожженным заживо″. Дом, который постигла беда, должен был по иудейскому обычаю соблюдать три траурных обряда.   Во-первых, рвать на себе одежду. Существовало не менее тридцати различных правил и норм, как следует рвать одежду. Одежду полагалось раздирать стоя, до самого сердца, чтобы видна была обнаженная кожа. При трауре по отцу или по матери разрыв должен был находиться непосредственно над сердцем; при трауре по другим родственникам и знакомым – с правой стороны. Разрыв должен был быть достаточно большим, чтобы в него можно было просунуть кулак; разрыв должен был быть совершенно открытым в течение семи дней; в течение других тридцати дней он должен был быть слегка зашит на живую нитку, но так, чтобы это было всем видно; лишь после этого разрыв можно было окончательно зашить и одежду починить. Совершенно очевидно, что женщинам считалось неуместным раздирать одежду настолько, чтобы видны были груди. Потому закон гласил, что женщина должна у себя в комнате разорвать свою нижнюю одежду, потом повернуть ее так, чтобы передняя часть попала на спину, а потом публично разодрать верхнюю одежду.   Во-вторых, причитание по умершему в доме скорби и печали совершалось непрерывно. Для этого существовали профессиональные плакальщицы. Они существуют на востоке еще и сегодня, и вот как их описывает У. Томсон в книге ″Земля и книга″, сказано: ″В каждом городе и в каждой общине есть женщины, чрезвычайно искусные в этом деле. За ними всегда посылают и держат в наготове. Как только входит новая группа сочувствующих и выражающих соболезнование, эти женщины изливают громкий плач, чтобы новопришедшие могли еще проще пролить свои слезы со скорбящими. Эти женщины знают всякие подробности каждого человека и немедленно, без всякой подготовки, начинают свой плач, в котором приводят имена их недавно умерших родственников, задевая тем самым чувствительную струну в сердце каждого, и, таким образом, каждый оплакивает своего умершего, и зрелище, которое в противном случае было бы трудным или вообще невозможным, совершается просто и естественно″.   И, наконец, свирельщики [у Баркли: флейтисты]. Игра на флейте была особенно тесно связана со смертью. В Талмуде сказано: ″Муж обязан похоронить свою умершую жену и устроить причитания по ней и траур по обычаям всех стран. И потому даже самый бедный из израильтян не допустит, чтобы это было меньше двух флейт и одной плакальщицы; но если он богат, пусть все будет сделано в меру его возможностей и положения″. Даже в Риме флейтисты были символом скорбных дней».

Все, что люди могут сделать для мертвого человека, ни в коей мере не меняет его мертвости. Все эти слезы за деньги, музыка для тоски – все это не решает главной проблемы: как можно преодолеть безграничность власти смерти? Данный вопрос остается неразрешенным для неверующих людей до сих пор.

Сын Божий изгоняет всех этих бизнесменов на человеческом горе, всех этих плакальщиц, музыкантов и говорит: «не умерла девица, но спит». Блаженный Иероним пишет: «Действительно, те, которые произносили недостойные ругательства против совершающего воскресение, были недостойны созерцать тайну воскрешающего». Христос называет девицу уснувшей; что может в данном контексте означать это слово? Баркли пишет: «Греки, как и русские, часто говорили об умершем усопший. В некоторых европейских языках слово кладбище происходит от древнегреческого коймепгерион, которое значит место, где люди спят». В славянском языке есть прекрасное слово успение; данное слово означает тихую и блаженною кончину праведного человека. Например, успением называется кончина Божией Матери; такая кончина есть образ будущего воскресения каждого христианина в блаженном раю сладости. Блаженный Феофилакт так поясняет слова Сына Божия о состоянии девицы: «Христос говорит, что она спит, потому что для Него, могущего воскресить ее, смерть была не более, как сон». То есть как для нас не составляет труда разбудить спящего человека, так для Христа не составляет никакой трудности воскресить умершего. Ибо Он Сам свидетельствовал о Себе: «… Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25). Златоуст пишет: «Смерть уже есть не что иное, как сон. Для чего же ты сетуешь и рыдаешь? Если эллины так поступают, то и они достойны посмеяния. Когда же верующий малодушествует в подобных случаях, то чем он может оправдать себя? Как могут получить прощение те, которые столь безрассудно поступают, не смотря на то, что уже так много прошло времени от пришествия Христова, и воскресение мертвых сделалось несомненным?» Другими словами, плакать можно по умершим, но нельзя это делать так, как это делают язычники, не имеющие надежду на воскресение мертвых. Сказано: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Сол.4:13–14).

И мы читаем далее:

Мф.9:25. «Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала».

Некоторые западные библеисты считают, что с девицей случился летаргический обморок. Но это совершенно неправильное прочтение греческого слова кафеидейн – «спит». Блаженный Феофилакт пишет: «Смерть девицы была признана всеми, чтобы никто не мог сказать, что с нею только случился сильный болезненный припадок, или просто обморок», то есть происходит реальное чудо воскрешения умершей. Златоуст выводит эту же истину из поведения Христа, он пишет: «Спаситель с намерением медлит, и приходит в дом тогда, когда девица уже умерла, чтобы ясно показать, что Он воскресил ее. Для того Он и медленно идет и много разговаривает с женщиною, чтобы дать время умереть отроковице, и придти тем, которые возвестили о ее смерти… Христос хотел, чтобы они уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так поступает Он и во всех случаях. Так и к Лазарю приходит по прошествии трех дней после его смерти».

О Лазаре, четырехдневном покойнике, который уже смердел, Христос сказал: «… Лазарь, друг наш, уснул…» (Ин.11:11) и только позже сказал: «Лазарь умер» (Ин.11:14). Златоуст пишет о смерти, как об отдохновении, успении и утешении: «Поистине, – смерть есть тихое пристанище. Смотри, сколь многих бедствий исполнена настоящая жизнь; размысли, сколько раз сам ты проклинал ее. Жизнь наша, чем долее продолжается, тем становится тягостнее… Там (то есть за гробом – О.С.) чертог духовный, светлые светильники и жизнь небесная».

И мы читаем далее:

Мф.9:26. «И разнесся слух о сем по всей земле той».

Блаженный Феофилакт пишет: «Где народ и молва, там Иисус не творит чудес, научая тем и нас совершать все духовное не иначе, как в безмолвии». Христос сразу удалился с того места, как только там разнеслась молва о Его чудесах. Посему далее и сказано: «… Иисус шел оттуда…» (Мф.9:27), то есть удалялся от славы человеческой, которой никогда не искал для Себя.

Итак, мы видим, какую заботу проявил Христос о кровоточивой женщине и о дочери начальника синагоги. Он не смутился прикосновением нечистой и не погнушался дочери того, который был вождем Его врагов. Все эти обстоятельства должны вдохновить и нас, оскверненных грехами, не стыдиться прибегать к Сыну Божию за помощью. Также и никакие проблемы нашего происхождения, так называемые родовые грехи, не помешают нам обрести спасение у ног Спасителя. Его внимание к нечистым, прокаженным и смердящим в самой смерти раскрывает для нас Его действительное отношение к нашей духовной мертвости, проказе нашего греха и нечистоты наших поступков. Он хочет оживить нашу умершую в неверии душу, воскресить и преобразить ее; Он хочет избавить нас от проказы греха, от гнилости наших преступлении и очистить от всякой нечистоты и скверны. И зная все это, можем ли мы искать для себя другого спасения, как только того, которое может совершиться и совершается только во Христе и с Христом.

Какая другая религия, кроме христианской, так реально описывает наше настоящее состояние и предлагает нам такое удивительное решение проблемы нашего спасения.

К сожалению, современные богословские концепции все далее и далее уводят сознание верующих от Голгофы, подлинного источника нашего спасения. Объявив библейское учение о спасении «юридической» теорией, так называемые сторонники «нравственной» теории увели спасение с Голгофы в Гефсиманию. Уродливое порождение «нравственной» теории, теория «органическая» уводит спасение с Голгофы в Вифлеем и даже в Назарет. Крестоборческие заблуждения современности попирают в отечественном богословии самые основы Христовой Веры. Одни (сторонники «нравственной» теории) видят во Христе только нравственный образ, ласкающий их декадентский эстетизм. Другие (сторонники «органической» теории) видят во Христе прививку для иммунитета души. Такие понятия, как Искупление, Оправдание и Освящение, выхолащиваются из сознания верующих, и на их место приходят псевдоправославные идеи, внешне напоминающие восточную нехристианскую мистику. Христос, в понимании этих «богословов», не смывает наши грехи Своею Кровию, а переваривает в Своей природе нашу греховность, таким образом якобы исцеляя нас. Он как бы делает Себе Самому прививку греха, начинает исцелять Самого Себя, чтобы потом поделиться и с нами Своим иммунитетом. Православное учение об обожении превращается в некое подобие того соблазна, которым дьявол искушал наших прародителей в Раю, говоря им: «и вы будете, как боги» (Быт.3:5). В Священном Писании действительно говорится об обожении (восстановлении падшего в прародителях подобия Божия). Но Библия делает одно существенное уточнение: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:6–7). В сознании верующих стирается необходимая субординация между Творцом и творением, и новые «боги», новаторы современного богословия, вещают новые, не известные доселе «истины». Во всей этой чехарде теологуменов (частных богословских мнении) настораживает то, что мы отходим от системного классического богословия дореволюционной России и занимаемся «перестройкой» догматических истин, к которым и прикасаться грех. Труды митрополита Макария (Булгакова) объявляются слишком схоластичными, работы его последователей объявляют то слишком рационалистичными, то полемичными. И мы все остаемся один на один с тощими брошюрками богословов-новаторов, один на один с их теологуменами и, похоже, уже и ересями…

Но то, как быстро философические эксперименты современных «богословов» – новаторов втаскивают в официальные учебные программы духовных школ, просто пугает.

Итак, мы, православные христиане, не имеем права повреждать веры отцов. Необходима жесткая церковная цензура, иначе через какое-то время и сами предполагаемы цензоры окажутся модернистами. Хотя Православие и представляется многим как что-то консервативное и неизменяемое, но в действительности усилиями богословов-новаторов вся система отечественного богословия пришла в хаотическое движение. Подобное шокирует уже не только католиков, но и протестантов. Разные теории сталкиваются одна с другой, а сама стройная богословская система 19-го века, воспитавшая сонм новомучеников и исповедников Российских, объявляется чем-то окончательно отжившим и безнадежно устаревшим. Похоже, что всем нам пора остановиться и вернуться к вере прошлых поколений, иначе от самого понятия «православная догматика» останется только имя. Сказано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему…» (Иер.6:16).


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle