Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы:
1) О посте.
2) Притчу о старом и новом.
Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9-я глава с 14-го по 17-й стих.
Прочитаем первый стих:
Мф.9:14. «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?».
Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном». Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя.
Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать».
Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» (Мф.18:1); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» (Мф.20:20–22).
Подобные споры о первенстве сотрясали и первую христианскую Церковь. Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:3–7).
Подобные споры о главенстве в христианских общинах продолжаются до сих пор. И подобное нисколько не украшает жизнь Церкви, напротив, мешает и даже вредит ей. Католическая церковь до настоящего времени отстаивает свое право быть первой Церковью во всем христианском мире. Об особой миссии в деле спасения всего рода человеческого говорит каждая из поместных церквей. Подобная локальная мифология нисколько не способствует смирению и скромности христиан, но развивает в них совсем противоположные качества. Дух превозношения и гордыни, превозношение одного христианина перед другим, уродует дело христианского апостолата и наносит серьезные духовные травмы рядовым верующим.
Конечно, в Православии нет культа Римского Папы, но в то же время каждый епископ, каждый благочинный и настоятель может оказаться таким своеобразным мини-«папой». В католичестве – культ личности одного человека, у нас может оказаться культ личности многих и многих карликовых «пап». Причем чувство собственной внутренней неполноценности может усиливать авторитарный нажим таких «микропап» со всеми вытекающими из этого последствиями…
Подобные «пастыри» считают себя некими оракулами, которые все видят, все знают и все понимают. Фактически они занимаются имитацией пророческого дара, дара различения духов. Сумасброды и фантазеры! Ни один христианин, в какое бы достоинство он не был бы облечен, не может претендовать на всезнание и всеведение. Сказано: «…не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:3–5). Итак, все христиане, все мы «составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И те, которые имеют преимущество перед другими, имеют преимущество служебного и вспомогательного характера, то есть должны пребывать в услужении другим. Сказано: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35). Те, которые мнят себя «князьями церкви», чаще должны вспоминать следующие слова Христа Спасителя, сказавшего: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:25–28).
Они, возгордившиеся «пастыри», нагло распоряжаются всеми средствами своих общин. Любят давать для верующих, уверовавших в их непогрешимость, неоправданные епитимьи, прещения (наказания). Ненасытные обжоры! Именно о таковых апостол Павел писал: «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:4–5). Писание учит, что таковые являются «пастырями» только в том смысле, что пасут самих себя. Сказано: «сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез.34:2–4).
Апостол Павел не пас сам себя за счет других людей. Он старался зарабатывать на свое пропитание своими собственными руками. Сказано: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками…» (1Кор.4:11–12). Есть предание, что он занимался изготовлением палаток, а потом сам продавал их на рынке.
Впрочем, апостол Павел допускал возможность, что священнослужитель может кормиться от благовествования. Он писал: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим.5:17–18). Но эту возможность он более допускал для других, нежели для себя. Принимая с великим смирением пожертвования от других, о самом себе он, как бы и извиняясь, свидетельствовал: «ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор.11:9). Похоже, что его жизненным девизом были слова: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8). Как не похож такой образ жизни святых апостолов на то, как живут в роскоши и богатстве современные нам христиане. В подобной предосудительной роскоши замечены и некоторые священнослужители. Таковым необходимо немедленно раздать все незаконно приобретенное и вернуться к бедности, которая более прилична для рабов Христовых. Именно о таковых пророк Михей говорил от лица Божия: «…судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»» (Мих.3:11).
Почему в сознании многих христиан, происходит полное отождествление главенствующих в общинах со всею полнотою Церкви, как будто они, начальствующие, и есть сама Церковь. Это есть не что иное, как дух идолопоклонства, проникший в нашу среду! В Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис.2:22). Протоирей Василий Зеньковский писал: «Надо твердо усвоить то положение, что нельзя отождествлять Церковь в полноте ее богочеловеческого бытия с ее чисто человеческой стороной и, особенно, с теми, кто ее возглавляет и возглавлял. Христианство, по самому существу своему, всецело основано на свободе духа». То есть, никакие формы духовного закабаления, епархиального и приходского крепостничества, недопустимы в христианской среде.
Апостолы никогда не пользовались преимуществами своего положения. Апостол Павел писал о себе и о других апостолах: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1Сол.2:6–7).
Печально бывает видеть, что в целом ряде церковных журналов и газет больше внимания уделяется хронике перемещения духовных лиц по стране, нежели собственно проповеди Христа. Во-первых: никто эту «церковную хронику» не читает; во-вторых: что она может сказать сердцу верующего человека? Может быть, только фотографии кто посмотрит – и все. Зачем переводить такое количество бумаги, для которой можно было бы найти и лучшее применение, нежели воспевание очередного культа личности, того или иного служителя Церкви. Свв. апостолы проповедовали не себя и не о себе, они проповедовали Христа, действующего в них силою великою. Сказано: « Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» (2Кор.4:5).
Надо уважать пастыря? Надо! Но ставить его на место Бога нельзя!
Также и в вероучительных вопросах нет и не должно быть никакого преимущества одного христианина перед другим. А. С. Хомяков писал: «в вопросах веры последний из христиан имеет такой же голос, как и первый из епископов».
Апостол Павел по данному вопросу занимал еще более радикальную позицию, он утверждал, что авторитетом в вероучительных вопросах при определенных обстоятельствах не может быть и Апостол, и даже Ангел с Неба. Сказано в Послании апостола Павла к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:8–10); и еще апостол Павел писал также: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4–5).
Итак, в Церкви нет и не может быть безусловных и непогрешимых во всем авторитетов, среди ее членов. Авторитетным является Само Слово Иисус Христос, Он же – и Единый Глава Церкви. Позиция апостола Павла по этому вопросу была более чем выверенная, как он и писал: «людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).
Итак, раб Христов не может ни при каких обстоятельствах становиться рабом человекам. Сказано: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:22–23).
И мы читаем далее:
Мф.9:15. «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
На возмущение учеников Иоанновых по поводу непощения апостолов Сын Божий отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного». Как понять эти слова?
Блаженный Феофилакт так отвечает на этот вопрос: «Настоящее время, говорит, то есть, пока Я нахожусь с моими учениками, есть время радости: женихом называет Он Себя самого, как обручающий Себе новый сонм, вместо умершей древней синагоги. Сынами брачными называет апостолов. Будет, говорит, время, когда Я пострадаю и вознесусь, тогда они, подвергаясь гонениям, будут поститься, будут в алчбе и жажде».
Итак! Время старой ветхозаветной религии прошло, Бог оставляет ветхую синагогу и сочетается с новою Невестою Своею – Церковью. О том, что Церковь есть именно Невеста Христова, сказано: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7).
Пребывая в радости мессианского пира, как невеста на брачной вечере, апостолы не могли поститься, точно так же, как и мы не можем поститься на первой пасхальной светлой седмице. Но, говоря о днях ожидания, которые наступили после вознесения Сына Божия на Небо, Христос учит: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Жених – Христос, Невеста – Церковь. От этого священно-духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят Жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания… тогда сыны Жениха будут поститься».
То есть, гонения, скорби, болезни и переживания должны подвигнуть нас к необходимости поста. Святитель Василий Великий писал о посте: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству».
Есть древнее предание о том, что первый человек, Адам, пребывал в посте покаяния более 120-ти лет. Все это время он почти ничего не вкушал, воздерживался от близости с праматерью Евой.
О себе самом апостол Павел писал: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:24–27).
Апостолы, совершая Таинства церковные, пребывали в посте. Сказано: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:3); и еще: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). То есть, апостолы постились не только за себя, но и за других служителей Церкви, надеясь, что их служение Богу будет от сего еще более успешным. Постились апостолы и во время природных бедствий (Деян.27:9).
И мы переходим к следующей теме: притче о старом и новом.
Сказано:
Мф.9:16–17. «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».
Как мы прочитали выше, ученики Иоанна Крестителя в своем видении духовной жизни оказались едиными с фарисеями и предъявили претензию апостолам Господа Иисуса Христа, сказав Ему (Сыну Божию): «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся». Таким образом, своим неприятием свободы во Христе ученики Иоанновы оказались в некой единой оппозиции, в неком общем альянсе с фарисеями, против общины Иисуса Христа, они так и сказали «мы и фарисеи». Как мы прочитали выше, блаженный Иероним называл такое их состояний фарисейским превозношением.
Сначала ученики Иоанна Крестителя усомнились в религиозной практике общины Иисуса Христа, но кончили они тем, что усомнились и в самом Иисусе Христе. Сказано: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Сам Иоанн Креститель никогда не допускал даже тени сомнения в миссии Сына Божия. Посылая своих учеников к Нему, он всякий раз стремился в Нем Самом (в Сыне Божием) разрешить все их (его учеников) сомнения и проблемы.
Проблема многих религиозных людей заключается в излишней строгости – то, что называется законничеством. Но мало кто из числа ревностных законников, как древних, так и современных нам, догадываются, что грехопадение людей произошло именно из-за чрезмерного стремления исполнить Закон Божий.
Давайте вспомним, что первая запретительная заповедь, которая была дана людям, это заповедь: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). До этого была получена первая разрешительная заповедь: «…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт.1:27–28).
Когда змей искушал нашу праматерь Еву, он сказал ей: «…подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3:1). Здесь мы видим, что первый, кто преувеличил Божию Заповедь, был именно змей. Бог никогда так не говорил: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Напротив, Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт.2:16). Господь Бог запретил вкушать только от дерева познания добра и зла. Вторым преувеличившим истину существом оказалась наша праматерь Ева. Она сказала, что якобы Бог сказал: «не ешьте их и не прикасайтесь» (Быт.3:3). Да! Бог сказал: «не ешь», но Бог не сказал: «не прикасайтесь». Вот на этой неточности сатана и подловил нашу праматерь Еву. Она внесла в слова Бога ненужную строгость, потом дьяволу оставалась подтолкнуть Еву к дереву, так, чтобы она прикоснулась к нему, а потом сказать ей: «…нет, не умрете» (Быт.3:4).
Излишня и фанатичная строгость в деле исполнения Божией Заповеди погубила наших прародителей. Эта же строгость оказалось губительной для иудеев и иудействующих христиан (законников), о которых сказано: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому?» (Кол.2:20–22). Распознать таких людей в христианской среде несложно, именно о таковых и сказано: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Таковые все почитают нечистым и от всего опасаются оскверниться. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). Законники в нашей среде – это те, которые ко всем придираются, всех подозревают, во всех сомневаются и никому не верят. Их «бог», как они о нем думают, – это жестокий и придирчивый деспот, который всех подсиживает и только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы тотчас расправиться с нами. Эти люди не познали истинного Бога, на личность Создателя они проецируют свою собственную агрессию и злость и в своих фантазиях делают Бога хуже самих себя. Им кажется, что Бог хочет всех заключить в вечный крематорий! Посему они и кощунники, ибо приписывают Богу свои личные качества и свойства, творят образ Создателя по образу и подобию своему. Где они нашли такого «бога», который не любит своего собственного творения и стремится всех и вся заключить в преисподнюю ада. Библия не знает такого Бога! Бог Библии есть Любовь, Милосердие, Человеколюбие и Сострадание. Сказано: «Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его» (Иов.33:26). Святитель Иоанн Златоуст писал: «Милость Божия – это пришествие Христа во плоти. Он оказал нам милость. Сам явился ходатаем за нас перед Отцом». Милость Божия не нуждается ни в каких наших заслугах, как ложно понимали ее книжники и фарисеи. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Об этом же пишет и прп. Симеон Новый Богослов: «все скончавшиеся в святости и добродетели даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут». Как мы видим, в христианской сотериологии (учение о спасении) нет места товарно-рыночным отношениям между Богом и человеком. Учение христианское о незаслуженной милости (благодати) принципиально отличается от всего того, чему учили и учат иудеи, мусульмане и др., надеющиеся на свои собственные добродетели и заслуги. Церковь учит, что промыслительное милосердие Божие касается каждого человека, и никто без него не может обойтись. Подобное учение пьянит сознание человека, как «новое вино», которое нельзя влить ни в какие ветхие мехи человеческого представления о справедливости, законе и благости Бога. Такое вино прорвет любой законнический бурдюк. Но именно оно, христианское учение о спасении по вере, действующей любовью, только оно способно вырвать душу человека из тисков отчаяния и страха, духовного оцепенения и ужаса.
Святитель Андрей Кесарийский учил, что божественный огонь излучает любовь, просвещение и радость. Сказано у святителя Андрея в его толковании на Книгу Откровения: «Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца (см.: Пс.28:7), он обладает двумя свойствами: одним – попаляющим грешников, и другим, как понимает это Василий Великий, – просвещающим праведных. Правдоподобно будет то, если понимать под огнем Божественное ведение и Благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков». Сказано: «Глас Господа высекает пламень огня» (Пс.28:7). То есть, Слово Божие – одно, но для одних оно есть спасительная благодать, а для других – пламя, попаляющее совесть. В аду будут муки именно от бичевания любви, как учит святой Исаак Сирин. То есть, сама благость Божия и Его любовь будут причинять страдания тем, которые не приняли призыва божественной любви во дни своей земной жизни. Их муки будут муками невостребованной любви, таковые страдания более чем велики. Но никакого вечного крематория не будет; будет вечное страдание обнаженной в глазах Божьего правосудия души: плач о рае и тоска по божественной благости и благодати. Вот какой «червь» и будет вечно пожирать души нераскаянных грешников, собственная их совесть, всецело обнаженная пред Богом, окажется источником мук. Прп. Феодор Студит писал: «(Грешники) душею же будут терзаться и раздираться сердцем, безмерно и бесконечно, взирая на славу святых, вожделеваясь (то есть испытывая страшную ревность и зависть по отношению к пребывающим в раю – О.С.)».
Да! Бог именно с любовью взирает на каждого из нас и стремится вернуть нам праведность и целомудрие наше, как мы и прочитали: «и возвращает человеку праведность его» (Иов.33:26). Он любящий Отец Небесный, ибо таковым Сын Божий и явил нам Отца Своего. Сказано: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:8–9). В этом смысле Иисус Христос есть Лицо Милосердия Божия. Он раскрыл человекам истинный характер Бога, Его истинные намерения относительно каждого из нас.
Но старая ветхозаветная религия синагоги не хотела принять Бога как Любовь, Милосердие и Благо; религия иудеев держалась на страхе перед Богом – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». И апогеем этой религии страха оказался Талмуд, созданный иудеями для закабаления верующих в тисках безысходности греха, сомнения в добрых намерениях Бога, а также апологии человеконенавистничества. Достаточно прочитать талмудический трактат «Сангедрин», чтобы увидеть подлинное лицо племенной религии иудеев. В этом трактате обсуждается, как лучше придушить грешника, чтобы, задыхаясь, он испытал бы и муки костра, который для этого случая раскладывался под его ногами. В известном хасидском трактате «Ликутей Амарим (Тания)» сказано: «души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых «клипот», в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя… Милосердие народов – грех»: Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия».
Талмуд с его идеей избранной расы и оказался теми граблями, на которые несчастные евреи и наступили во дни нацистского холокоста. Идеи Гитлера опирались на Талмуд (с его концепцией расы господ и владык), на дарвинизм и евгенику (науку об усовершенствовании человеческой породы). Талмуд обвинял Бога в жестокости и коварстве, бессердечии и мстительности. Вот почему религия Нового Завета оказалась совершенно неприемлема для узкоплеменного сознания книжников и фарисеев. Вот почему Сын Божий и сказал: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Для новой религии были нужны новые одежды и новые мехи.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны – одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели галаты, то есть хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но Апостол говорит им: «О, несмысленные [или: неразумные] Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине». Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых». Сын Божий искал «новые мехи» для того, чтобы влить в них «вина молодого», но едва ли закостенелые законники могли откликнуться на Его призыв, оказаться новыми мехами, способными удержать в себе новое вино.
Еще ветхозаветные пророки предсказывали, что произойдет смена Заветов и перемена закона. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31–34).
Богу были нужны новые «мехи», для «вина» нового, и смотрите, что происходит, когда Сыну Божию сказали, что греки (еллины) хотят общаться с Ним. Сказано: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин.12:20–23). Да! Иудеи потеряли божественное избранничество не потому, что Бог оказался неверен, но потому, что они сами оказались неверными Ему, – оказались отступниками… Преподобный Ефрем Сирин писал: «Если введешь его (врага) в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его; ты ввел скверного, утратил Святого, возненавидел Царя, возлюбил мучителя, удалился от источника жизни, прилепился к грязи, лишив себя Света, пребываешь в общении со тьмою».
Отпав от Христа, иудеи отпали от веры Авраама, Исаака и Иакова, ибо сии мужи Божии ожидали грядущего Мессию (Христа – Спасителя). Патриарху Аврааму было сказано: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18). Апостол Павел поясняет данное благословение, данное отцу нашему Аврааму: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал.3:16). Патриарх Исаак сподобился даже прообразовать собою жертвоприношение Сына Божия, когда отец его возложил его на жертвенник. Патриарх Иаков предсказал время пришествия Мессии. Сказано было им пророчески на смертном одре: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10). – Эти слова исполнились буквально!
Сын Божий, обличая современных ему фарисеев, сказал им: «… если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал… если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:39–44). Именно такая позиция Христа по отношению к ветхой (обветшалой) синагоге позволила апостолу Павлу сказать: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2, 28–29). Новый Израиль Божий – есть Церковь Христова, она же наследница всех древних обетований и благословений. Сказано: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим.9:30–32). Камень преткновения – это Закон Божий, который никто не смог исполнить; Камень преткновения – это и Иисус Христос, Который единственный исполнил ВЕСЬ закон от начала и до конца. Сын Божий исполнил и нравственный, и жертвенный, и уголовный законы. Его праведность и спасает нас; Он есть божественный призыв с Неба, обращенный ко всему человечеству; Он же есть и единственный возможный наш ответ Богу. Сказано: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:30–31).
Итак, мы не должны хвалиться ни своими духовными достижениями, ни своими духовными подвигами и добродетелями, ни благотворительностью, ни постами и молитвами, ибо сказано: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1:31). И как мы прочитали сегодня у преподобного Симеона Нового Богослова: «все скончавшиеся в святости и добродетели даром спасены…» Даром и означает – по благодати, как и сказано у апостола Павла: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9).
И как я часто говорю, аскетизм для христианина есть движение спасаемой души навстречу Богу с желанием отблагодарить Его за содеянное. Но при этом мы все должны осознавать, что нам и вечности не хватит, чтобы прославить (отблагодарить) Бога за то, что Он совершил для каждого из нас.