Беседа 25. Евангелие от Матфея, глава 7, 12–29. «Нагорная проповедь. Золотое правило»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле наших бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы начинаем беседу с «золотого правила» Евангелия:
Мф.7:12. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Подобное правило можно встретить и в ветхозаветных текстах. Так в Книге Товит сказано: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому…» (Тов.4:15). Встречается подобное высказывание и у Гиллеля, жившего за 20 лет до Р. Х.. Но ветхозаветные люди призывают к пассивному добру – «не делай», а Сын Божий призывает к активному добру – «поступайте и вы» (то есть «делай»). Подобное отличие имеет принципиальное значение. Иудей стремился удерживать себя от зла, а христианин призывается идти далее – поступать добро. То есть занимать активную в добре позицию, наступательную против любых форм зла. Христос учит, что подлинный смысл учения закона и пророков именно в этом.
Некоторые, или даже большинство верующих думают, что приблизиться к Богу они смогут только тогда, когда победят в себе грех. Но в действительности все наоборот! Мы сможем побороть грех только тогда, когда приблизимся к Богу. Христос учил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно:
Чтобы исполнить Заповеди Божии, недостаточно прочитать Библию, надо, чтобы Сам Бог вложил их, заповеди, в наши сердца. Сказано: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33). Написать заповеди в наших сердцах Господь может Духом Святым, Который и дан нам для того, чтобы наставлять нас на всякую правду. А принять Духа Святаго в сердце мы можем только верою. Сказано: «…чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:14). Вот почему апостол Павел и говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).
Это и означает: сначала религиозность (вера), а потом, как ее плод, – праведность. Но никак не наоборот! Сказано: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс.67:19). Он, Господь, Сам дает «дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Противящиеся, то есть бывшие грешники, чтобы они «могли обитать у Господа Бога». И если кто-то думает, что он сам, без помощи Духа Святаго, без Христа может исполнить Закон Божий, может самостоятельно забраться на Небо, тот подобен дьяволу, который хотел иметь полную автономию от Бога.
Если Христос не очистит наше сердце Кровию Своею, если Дух Святой не просветит нас, то сами по себе мы никакими молитвами, никакими постами не сможем найти дорогу в Небеса.
Нет никаких автономных святых, которые сами по себе стали таковыми. Все грешники! Давид восклицал: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142:2); и еще: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс.129:3). Сами свв. апостолы писали о себе: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8–10).
Итак, начало нашего исправления – осознание своей собственной греховности. Блаженный Иероним писал: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием». Иными словами, все доброе – от Бога, все злое – от нас! Вот почему Писание и учит нас не придавать значения добрым делам. Это не наше добро, а милость Божия, а мы кающиеся грешники – то есть люди, надеющиеся на Ходатая и Посредника за нас Господа Иисуса Христа. Сказано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1–2). Итак, верою – и оправдание, верою – и доступ к благодати, верою – и исправление нашей жизни. Сказано: «…что вера без дел мертва?» (Иак.2:20). А так как и сама вера – дар Божий, то что мы без Бога? Дела, которые рождаются от веры, не есть собственно наши дела. Как следствие дара веры такие добрые дела – дар Милости от Бога, следовательно, непосредственно к нам они не имеют прямого отношения. Они как индикатор показывают нам: перешагнули ли мы порог личной (субъективной) веры и вошли ли мы в мир Веры Божией.
Один бывший наркоман говорил мне: «Меня лечили врачи более 10-ти лет, и все было бесполезно. Никаких собственных усилий воли просто не было, героин поглотил меня. Но когда за одну ночь я прочитал Евангелие от Матфея, Бог моментально исцелил меня от наркозависимости. Теперь мне не надо доказывать, что Бог есть! Я это испытал на себе. Он прикоснулся ко мне, и я исправился».
Итак, крайнее богохульство – надеяться на спасение своими собственными усилиями. И кто приписывает своим делам именно спасительное значение, тот отрекся от истинного Спасителя и оскорбил Жертву Его Крови. Мы спасаемся Христом, а не своими человеческими потугами и усилиями в деле спасения. И кто это разумеет, то жизнь его меняется, и он облекается в праведность Христову, не от Закона (то есть дел) но от благодати (то есть по милости Божией).
Мы активны и деятельны во Христе, и мы ничто без Него. Мы призываемся через Божий Закон ко всякому добру, но пока рука Божия не запечатлеет заповеди на сердце нашем, мы бессильны хоть что-то исполнить. Пока Кровь Христа не омыла нас – мы мертвы для жизни в Боге и с Богом. Без Духа Христова мы можем только имитировать добродетель, а в Духе Святом сами добродетели Христа вменяются нам в заслугу.
Добрые дела, которые не являются следствием работы Духа Святаго в нашем сердце, – это как дерево без корней. Они не представляют никакой ценности в глазах Бога, как мы неоднократно уже говорили. Поэтому показная деятельность и активность мирских людей есть только дань тщеславию и гордыне. Христианин все делает только во славу Христа, нисколько не заботясь о своей выгоде. Сказано: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17).
И мы читаем далее:
Мф.7:13–14. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Тесный путь – это путь Христов. Господь говорил о Себе: «…Я есмь путь…» (Ин.14:6). Апостол Петр писал: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2,21).
С другой стороны, любое испытание, искушение, скорбь – тоже теснота пути. Но такая теснота – благо для нас, если мы свою боль, свое переживание и сомнение принимаем как из рук Христа, то есть имеем такое сердечное рассуждение в себе: если Господь мне это попускает, то я принимаю это как из Его рук. Только тогда боль может стать мученичеством, искушение – победой над грехом, а сомнение – прозрением.
Учение о двух путях было известно иудеям. Утверждение, что немногие стоят на пути истины, встречается в Книге Ездры и Кумранских писаниях.
Одна женщина очень страдала от своей тяжелой болезни. Обезболивающие препараты не помогали, и она впала в уныние. Пришедший к ней священник напомнил ей следующие слова из Писания: «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:30). И добавил: «Если Господь тебе все это попустил, то в этом должен быть свой смысл. Прими страдание как из рук Божьих и посвяти свою боль Богу». Женщина последовала совету священника и обрела успокоение духовное и религиозную радость в душе своей.
Правильно перенесенные испытания могут возвысить душу человека до богообщения и святости.
Троицкий листок рассказывает: Некогда в больнице обители Преподобного Сергия на смертном одре лежал иеромонах Артемий, который по своим дарованиям был истинным украшением Сергиевой обители. По неисповедимому Божиему Промыслу отец Артемий тяжко заболел. Все тело его покрылось ранами, так что даже белье на него надеть было невозможно. Он абсолютно обнаженный лежал на клеенчатом тюфяке, смазанном прованским маслом. Его покрывала лишь одна простыня. Страдания отца Артемия в течение трех лет были неописуемы. На выражения ему со стороны братии искреннего сожаления он всегда с какой-то райской улыбкой отвечал: «Мне надо больше страдать за свое недостоинство перед Богом». Из его уст не слышны были жалобы на тяжкий крест. С покорностью воле Божией он терпел все до последнего вздоха и мирно скончался смертью праведника.
Поистине, как сказано в Писании: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:15–16). Итак, какие бы испытания не ожидали бы нас на узком пути, если мы их переносим с христианским терпением, то мы блаженны.
И мы читаем далее:
Мф.7:15–16. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?».
Конечно, лжепророки были во дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Еще Иосиф Флавий, живший в I-м веке, упоминает многих из них. Но преимущественно наставления о ложных религиозных лидерах относятся в Библии к последним временам. Пророк Иеремия более широко воспринимает само понятие «ложный религиозный лидер» и не ограничивает его только лжепророческим служением. Иеремия пророчествовал: «Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» (Иер.2:8). Здесь мы видим, что духом лжепророчества могут быть заражены и священники, и преподаватели Закона, и пастыри (духовники), и собственно сами люди, претендующие на пророческий дар. Святитель Игнатий Брянчанинов предвидел подобные времена, поэтому он и писал: «В последнее время духовников не будет, спасайтесь по книгам».
Лжепророк – это не явный еретик, раскольник и отступник, он и есть лже потому, что имитирует православность. Его трудно распознать, ведь его волчья сущность скрывается под овечьей одеждой. Может быть, такая овечья одежда – это ряса епископа или священника, а может быть, он прикрывается именем богослова, проповедника, праведника или даже святого. Блаженный Иероним пишет о тексте, относящемся к лжепророкам: «Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое».
Господь дает совет: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы».
Блаженный Феофилакт пишет о лжепророках: «Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда (сеть). Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить».
Самым великим лжепророком будет сам антихрист, сын дьявола. Своим обаянием и лжерелигиозностью он обольстит всю вселенную. Особенно он поразит сознание духовно слабых людей лжечудесами. Те, которые теперь гоняются за религиозными чудесами, они добегаются. Таковые – первые кандидаты на обольщение! Истинный христианин на первое место ставит чудо православной веры как дара милости Божия. А все остальное для него не имеет принципиального значения. Златоуст писал: «Чтобы кто-нибудь не сказал: как же мы спасаемся, если нисколько не содействуем этому сами? – апостол (Павел) показывает, что наш вклад в это не мал – я имею в виду веру».
Далее Господь говорит уже обо всех лицемерах и обманщиках:
Мф.7:17–20. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их».
Самыми великими лицемерами и обманщиками нашего времени являются люди из мира политики. В своем лицемерии они превзошли и религиозных лидеров (современных книжников и фарисеев), и обычных мошенников.
Мир политики пытается узурпировать права господства над этим миром, которые принадлежат только Богу. Вся вселенная является собственностью Бога. По праву Творца, Он обладает всеми приоритетами над этим и всеми другими мирами. Мир природы безоговорочно подчиняется Богу. В покорности перед Богом и ангельский мир. И только дьявол, бесы и люди, идущие их путем, противятся Заповедям Творца и пытаются подменить их своими секуляризированными конституциями, кодексами законов и указами. Эти оккупанты навязывают насильственным путем свой новый порядок всему человечеству. О такой форме их правления сказано в Библии: «… Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9). Но христиане ожидают другого правления над собою. Сказано: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102:19). Если Царство Его всем обладает, но на земле мы видим другой порядок вещей, то мы начинаем понимать, что здесь произошел переворот. Он произошел в Раю, когда наши прародители поверили змию-дьяволу больше, чем Богу Творцу. Сатана пытается всеми силами удержать власть над людьми. Но Христос принес нам победу над дьяволом и его царством. Сами мы никогда не смогли бы избавиться от власти дьявола и греха. Сказано: «Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои» (Иов.9:30–31). Ходатай за нас Один – это Сын Божий. И если Он ходатайствует за нас, то уже никто не в силах обвинить нас. Сказано: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34). А политики надеются не на Бога, а на свой изощренный разум. Стоит ли нам прислушиваться к их безумным советам?
Хотя человеческая власть и правление на земле не подчиняется Богу. Мы подчиняемся Ему и восклицаем: «Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Пс.109:2). Днем и вечером мы молимся: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). На Небесах уже установлен Божественный порядок. Силы зла низвержены на землю, и мы ждем, когда и здесь будет одержана последняя решающая победа над силами зла.
Мир политики и ложных религий объединился вокруг дьявола и его бесов, они готовятся к решающему сражению. Признавая власть Христа над собою, мы уже в этой жизни заслугами Христа делаемся подданными Неба и освобождаемся Кровию Сына Божия от власти греха, тления, смерти и дьявола.
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь», – прочитали мы в Евангелии. Плоды мирской политики и мирской жизни – это война, эксплуатация трудящихся, геноцид, спекуляция, коррупция и преступность. Это не добрые плоды! Поэтому древо секуляризированного (апостасийного) мира будет срублено и брошено в огонь.
Далее Господь говорит о религиозных лидерах, лицемерах и еретиках. О том, что ожидает их в день Страшного Суда:
Мф.7:21–22. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?».
Из текста мы видим, что эти люди занимали высокое положение в своих религиозных общинах. Они говорили от имени Господа, пророчествовали, творили чудеса. Они были уверены в том, что войдут в Царствие Божие, потому что считали себя великими и отмеченными Божьими дарами. Можно только догадываться, как надменно и гордо они вели себя в своих религиозных общинах. Но на Небесах все оказалось не таким, как они себе представляли.
Давайте вспомним слова блаженного Иеронима, которые мы сегодня уже читали: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием». Эти люди явно не думали и не думают о себе, что они грешники, и в этом их главная трагедия. Они считают, что если что-то и делают доброго, то это от них, от их усилий, талантов и способностей. А мы знаем, что «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца…» (Иак.1:17) Небесного. Мы ничего не приписываем себе, кроме наших грехов. Именно поэтому в деле спасения ни в коей мере не надеемся на свои деяния. А эти именно и надеялись на свои «подвиги», они кричали, точнее, будут кричать: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». Они дерзнут в день Суда вспомнить о своих заслугах и сразу окажутся в немилости у Бога, спасающего нас даром, исключительно по Своей милости.
Далее Господь говорит:
Мф.7:23. «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Святитель Иоанн Златоуст учил: «страшнее адского пламени, огня и серы будет для грешников вид Спасителя, Который отворачивается от них и говорит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Итак, высшая форма беззакония – это приписывать себе то, что принадлежит только Богу. А Ему принадлежит всякое доброе дело, которое мы можем сотворить, всякое благо и чудо, всякое пророчество и исцеление, всякое слово благое и всякая добродетель. Сказано: «В мире был, и мир чрез Него начал быть…» (Ин.1:10). Но особенно нечестив тот, кто и дело своего спасения приписал не Ходатаю и Посреднику Иисусу Христу, а себе и своим тщеславным деяниям, – таковой человек оскорбил Кровь Спасения и попрал Голгофский Подвиг. Святой Амвросий писал: «Они (грешники) оправданы даром, не сделав ничего и не дав ничего взамен. Одной верой оправданы, даром от Бога. Искуплением во Христе. Павел свидетельствует, что благодать Божия – во Христе, так как мы искуплены Христом по воле Божией, чтобы, освободившись, мы могли быть оправданы, как и галатам он говорит: Христос искупил нас, отдав Себя свирепствующему, но недальновидному дьяволу. Считая, что он в состоянии удержать Христа, дьявол принял Его (во ад), однако, не будучи властен над Ним, потерял также всех удерживаемых им в аду».
И мы читаем далее:
Мф.7:24–27. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».
Камень – это Христос! Сказано о Сыне Божием: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс.117:22–23). Строители – это иудеи, они много старались сделать сами. Иудаизм и отличается от христианства тем, что в иудаизме человек стремится сам выстроит здание своего спасения. Выстроить и сохранить его. Но это ложь! Человек не способен вне Бога обрести спасение, только своими делами, тем более сохранить дар спасения до конца своей земной жизни. Сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). Напрасно! Все напрасно! Любые усилия, желания и мечтания – все напрасно. Человек не сможет сам забраться на Небо, сам изменить себя, исправить, преобразить, исцелить от язвы греха и освободить из дьявольского плена.
Истина очевидна!
Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаженный Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться».
Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с апостолом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38–39).
И 7-я глава оканчивается словами:
Мф.7:28–29. «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».