Беседа 21. Евангелие от Матфея, глава 6, 19–23. «Нагорная проповедь. Отношение к богатству»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем курсе наших бесед по всему корпусу книг Четвероевангелия.
Тема сегодняшней беседы: «Отношение к богатству и значение внутреннего света в жизни человека». Многие считают, что стремление к обогащению и должно стать национальной идеей современной России. Наша задача выяснить, а как само Слово Божие отвечает на данный вопрос.
Сказано:
Мф.6:19. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».
Казалось бы, все предельно ясно: человек не может удержать в своих руках свое богатство. Деньги быстро тратятся, и, понимая это, богатые люди стремятся их во что-то вкладывать – или в недвижимость, или в ценные бумаги (акции), или в какой-нибудь бизнес. Но банки разоряются, бизнес рушится, и недвижимость идет с молотка. И более того, из-за своих богатств богатые, постоянно рискуют быть убитыми. Они вынуждены нанимать охрану, которая день и ночь охраняет их, но чаще они и гибнут от рук своих охранников, которых перекупают более преуспевшие в интригах конкуренты. Вся система взаимоотношений в мире бизнеса такова, что один бизнесмен должен пожирать другого, и все они сидят на шее у трудового народа, делая себе капитал из несправедливо оплаченного труда работников и банальной спекуляции.
Сказано: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4). Есть в Библии, как мы однажды уже говорили, упоминание только о четырех грехах, которые вопиют к Богу о возмездий (о мщении). Это умышленное убийство, грех мужеложства, притеснение нищих, вдов и сирот и удержание платы работникам. Богатые окажутся в аду в ужасной компании. И каждый из них дважды и трижды заслужил ад. Где удержанная плата, там и убийство, там и притеснение вдов и сирот. Мы должны решительно избегать общения с подобными злодеями. Они должны чувствовать, что земля горит у них под ногами. Покойный Римский папа с горечью признавал, что миром управляет не демократия, а плутократия. Власть наглых и бессовестных плутов и мошенников. Социальный протест есть – религиозный долг каждого христианина, если не за себя, то за других обездоленных мы должны возвысить свой голос. Сказано: «ищите правды, спасайте угнетенного» (Ис.1:17).
Особенно ужасно, когда священнослужители ступают на стезю общения с этими ходячими денежными мешками и, более того, принимают участие в их бизнесе. А некоторые используют свое пребывание в Церкви как средство и способ обогащения за счет обнищания своей собственной паствы. Таких дармоедов надо гнать с наших приходов, они позор и социальное бедствие для наших общин. Сказано: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез.34:8–10). Ничего себе – пастыри, из челюстей которых надо спасать овец! Это не пастыри и архипастыри, а волки, лютые волки, не щадящие Христова стада. Мало того, что они отдали стадо на пожирание чужим зверям, для «всякого зверя полевого» – политика-масона, олигарха-вора и чиновника – взяточника и казнокрада. Они еще и сами начинают пожирать тех, которых должны пасти с любовью и всяческим усердием.
Богатый человек в христианской общине может являться и главным позором общины. Сказано: «…Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак.2:6–7). «Доброе имя», которым мы называемся, это имя православного христианина. Богатые именно «бесславят доброе имя», имя христианское. Они – проклятие наших общин, их деньги не приносят благословения нашим храмам, ибо это цена крови. Любая эксплуатация замешана на страдании, поте и крови. Даже иудейские первосвященники не приняли назад деньги Иуды, ибо они были ценою крови и предательства. Весь большой бизнес в России, весь замешен на крови и предательстве, предательстве национальных интересов нашего Отечества. Богатые живут так, как будто они одни поселены на этой земле. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.5:89).
Богатство никак не может приблизить человека к Богу. Богатый может спастись только через обнищание, и причем обнищание добровольное. Если его обнищание будет следствием восстановления социальной справедливости, это нисколько не принесет ему духовного преимущества. Он должен именно сам осознать необходимость обнищания. Благотворительность и десятина – вот та форма обнищания, которая может спасти богатого. Раздавая деньги тем, кого он обидел, подобно Закхею, он восстанавливает справедливость; платя десятины, он очищает деньги от скверны греха. Именно очищает! Причем десятины нельзя давать на восстановление храма. Так как деньги эти грязные, они не могут быть приняты на храм. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» (4Цар.12,16). Только священники могут брать, по соглашению, себе эти деньги, чтобы вымаливать грешников. Храм же может строиться только на деньги верующих, не запятнавших себя грехами экономического мошенничества, удержанием платы наемников и воровством.
О покаянии богатого человека Закхея сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Став нищим на земле, Закхей оказался богачом на Небесах.
Преподобный Ефрем Сирин учил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается тело его, угрызаемое внутри змеей». Нравственному совершенствованию богатство нисколько не поможет, а, напротив, и повредит. Богатый всем задолжал и каждому должен, ибо богатство складывается из усилий многих, а пользуются им немногие. Святитель Василий Великий учил: «Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе. Горе богатым, если, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (то есть для раздачи)». Здесь Василий Великий говорит о богатстве, которое проистекает от усилий человека и по Божьему благословению, – и то он должен его раздавать.
В Писании сказано о людях, наделенных богатством и властью от Бога: «Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, – и строг суд над начальствующими» (Прем.6:2–5).
А что говорить о неправедном богатстве: его немедленно, как наворованное, необходимо вернуть трудящимся. Ибо в аду придется ответить за каждую неправедно нажитую копейку.
Богатому человеку трудно избавиться от своего пристрастия к богатому образу жизни, даже если он и будет прилагать к сему максимум усилий:
Один сенатор, отрекшись от мира и раздав свое имение бедным, удержал некоторую часть для собственного употребления, не желая через совершенную нестяжательность воспринять смиренномудрие и надлежащее подчинение правилу общежития. К нему святой Василий нарек такое слово: «Ты и сенатором перестал быть, и монахом не сделался».
Богатство является величайшем препятствием на пути в Царствие Небесное, Сын Божий учил: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). Лучше богатеть в Боге, о чем мы прочитаем и далее, чем деньгами. Ибо тот, кто богатеет среди общего обнищания деньгами, тот богатеет против Бога. Можно только догадываться, каким будет его конец! Сказано: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим.6:9–11). Итак, надо бегать не только от богатых, почитая для себя и общение с ними мерзостью, надо бегать и от помышлений об обогащении, как мы выше и прочитали: «а желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». Видите, не просто живущие в обогащении, но и сами «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть».
Первые христиане не знали никакого социального неравенства и никакой частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду… у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян.4:32,34–35, 37). Самое древнее самоназвание христиан было слово нищий. Они и были таковыми, только в Боге богатея. Их социальный идеал был следующий: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8).
Противоположностью воровскому обогащению может быть честный труд «в поте лица своего». Труд – это великое средство служения другим: своей семье, своему народу, своему государству и Церкви. Труд есть священная обязанность человека. Апостол Павел писал: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Фес.3,10–12). Еще в Раю Господь заповедовал о Рае Адаму: «…чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). В Книге Иисуса сына Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (7,15). Конечно, в труде имеется также и некоторая доля наказания. Труд приносит нам усталость и скорбь, тяжесть и гнет. Но все это совершенно необходимо. Ведь Бог Сам сказал согрешившему Адаму в Раю: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Мы как дети Адама не имеем права игнорировать тот приговор, который в лице Адама был вынесен и каждому из нас.
С другой стороны, труд наполняет нашу жизнь неким великим смыслом: созидая мир вокруг себя, мы созидаем и свою собственную душу. Сказано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). Почему сказано – «лучшая пора … труд и болезнь»? Потому что в труде и болезни есть страдание, а, как сказано: «…страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1).
Авва Аполлос всегда с радостью шел трудиться по приглашению братии. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел с радостью, говоря: «Сегодня я иду потрудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей».
Рассказывают о святом авве Антонии, что он, живя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он стал изливать свою печаль перед Богом. «Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают меня совершить это. Что мне делать со страстями? Как мне спастись?» Немного отойдя от того места, где находился, он увидел незнакомого ему человека, занятого работой. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию: он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос, исшедший от Ангела: «Антоний! Поступай так – и спасешься». Услышав это, Антоний очень обрадовался и ободрился, впредь он так и поступал.
Итак, последуем спасительному совету Христа Спасителя: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» – и изберем для себя более благочестивое поприще, достойное нашего христианского имени.
Далее мы читаем:
Мф.6:20. «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».
Блаженный Феофилакт так разъясняет 19-й и 20-й стихи 6-й главы: «…говорит о нестяжании, ибо люди приобретают много имущества для тщеславия. Он показывает тщету земного сокровища, потому что червь и тля портят пищу и одежду, а воры крадут золото и серебро. Потом, чтобы кто не сказал: «Не все же крадут», Он говорит: хотя бы и ничего подобного не было, но то самое, что предается заботе о богатстве, есть великое зло и бедствие для души, потому что пекутся о вещах тленных и забывают Бога».
Так что вы, жены, ругающие своих трудящихся мужей за недостаток в семье, не подталкиваете ли вы их к тому вожделению о богатстве, которое окажется губительным для вас и для них, а особенно для детей ваших. Необходимо иметь представление о подлинном богатстве жизни нашей, которое заключено в самой нашей возможности существовать и не просто существовать, а существовать в Боге и с Богом.
Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был каменотес Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: «Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?» «Ей, Господи, – отвечал старец, – от рук моих взыщи душу его!» На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять киркою в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей. Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: «Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?» Старица сказала ему: «Увы, был у нас такой, каменотес, но теперь он стал вельможей и ушел от нас». Старец воскликнул: «Что я сделал, ведь я убийца!» Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: «Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!» Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия и опять был бит. Встретил в третий, и опять ему, старцу, нанесли раны по приказу Евлогия. В отчаянии старец решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: «Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение». Радостно проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя, сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога.
Итак, многие из нас даже не догадываются, какими бы жестокими мы оказались бы, если бы у нас было богатство. Поистине через нашу нищету, а правильнее сказать, скромный достаток Бог оберегает нас от великих духовных падений. зт уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото.ять киркою в каменную скалу и ил.ый, окруженный нищими и убогими, в
И мы читаем далее:
Мф.6:21. «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Наше подлинное сокровище на Небесах! Сказано о Божьих угодниках: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13–16).
Вы слышите! Братия и сестры! Бог приготовил нам Город! Сын Божий Сам говорил о Себе: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3). Вот к какому наследию и какому богатству надо стремиться, какого счастья алкать и искать. А мы порою размениваем блага вечной жизни на свиные рожки временного наслаждения и временного удовольствия. Таким образом, мы уже в этой временной жизни обрекаем себя на несчастия и бедствия, а в будущей жизни – на муку нескончаемую. Мы как бы отказываемся от жизни вечной ценою жизни временной, от жизни нетленной ценою жизни тленной, от жизни на небесах ценою жизни земной. Такая торговля невыгодна для нас! Мы играем с огнем! Нам всем надо остановиться и выстроить правильную иерархию в своей жизни – что должно стоять на первом месте, а что на втором. Сказано: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк.12:29–31).
Вот какой глубокий смысл заложен в словах из Нагорной Проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Блаженный Феофилакт поясняет: «То есть если ты оковал свой ум заботою о богатстве, то ты погасил светильник, омрачил свою душу…»
Авва Евагрий пишет: «Хорошо богатеть кротостью и любовью». Некоторым дьявол нашептывает: «А тебе нужны богатства, чтобы помогать другим». Авва Евагрий отвечает и на это недоумение: «Не пожелай иметь богатство для раздаяния бедным. Ибо и это есть лесть лукавого, часто приходящего в видах тщеславия и ввергающая ум в дела многомятежные».
Подлинное богатство верующего человека – это его религия. Соединение с Богом – вот что действительно имеет смысл в жизни каждого тварного существа. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Тебя, Господи, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, не изменяющееся от перемены времени».
Богатство, «не изменяющееся от перемены времени», ожидает верующих в Новом Городе Иерусалиме. В Писании этот Город описан следующими словами: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:2–4).
Те удивительные благословения, которые ожидают верующих в Новом Иерусалиме, будут касаться не только духовно-нравственных, но и космически-физических перемен. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22 –5). Вот к чему надо стремиться, вот куда и надо возлагать все свои сердечные намерения. Вот то удивительное место, где собраны все сокровища духовной благости, которые никто не восхитит и незаконно не присвоит себе. Как и сказано: «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».
И мы читаем далее:
Мф.6:22–23. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».
Что для нас есть светильник?
Для кого-то его светильник – его собственный мир идей, фантазий, гипотез и заблуждений. Кто-то руководствуется идеями других людей. А кто-то ищет познания от Бога.
В Книге Притч.сказано: «ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» (Притч.6:23). Иными словами, всем нам необходимо руководствоваться Светом Божественного Откровения, это и будет означать «око твое… чисто…все тело твое будет светло». Подчиняя свою волю воле Создателя, мы начинаем удаляться от зла и совершенствоваться. Сама Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный Свет, как слава Создателя, вот почему сами понятия святость и свет тождественны друг другу. Своей святостью Господь Бог как бы наполняет, освещает весь мир. Сказано: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Слова «вся земля полна славы Его» означают: вся земля полна трисиятельной славы Его. Апостол Иоанн пишет о святости Божией: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:5–7).
Некоторые верующие жалуются, что они не могут все понять сразу. Наивные! Бог не даст нам сразу полноту Своего света в этой земной жизни, иначе мы ослепнем, и не только духовно, но и физически. Как ослеп Савл, будущий апостол Павел, когда свет с Небес осиял его. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18). Полный день для верующего наступит только тогда, когда угаснет для него сияние этой земной жизни и откроется свет жизни вечной. Как и сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Апостол Павел называл смерть приобретением. Он писал: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). Поэтому мы перед телами усопших зажигаем свечи. Они символизируют собою то, что для мертвого христианина угас свет этой жизни и воссиял свет Жизни Божественной.
Иметь чистое око означает иметь евангельское восприятие жизни, то, что в ветхозаветные времена означало ходить пред Богом. Нагорная Проповедь Сына Божия – есть именно начертание хождения перед Богом во свете Евангельского Благовествования. Каждая заповедь Евангелия – это и есть вспышка света во тьме греха. Вот почему о начале самой проповеди Сына Божия и сказано: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16).
Как нам понять, что Сей свет Божественного Слова, касаясь нас, не просто не попаляет нас, но и, напротив, просвещает и через сие делает восприимчивыми к Божественному освящению, преображению и даже преосуществлению. Впрочем, последняя тайна столь велика, что ее коснемся лишь в других беседах.
Последнее, что необходимо добавить: для нераскаянных грешников святость Бога, свет Его Божественного присутствия откроется в Последний День, как поядающее пламя Страшного Суда.
Блаженный Иероним учит: «Гноящиеся глаза обыкновенно видят многочисленные (ложные – О.С.) светильники, глаз простой и чистый созерцает простое и чистое (Евангельское учение – О.С.). Все это он будет переносить и к чувству. В самом деле, подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост, и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние. Итак, если находящийся в тебе свет есть тьма, то сколь велика будет самая тьма! Если чувство, которое есть свет, помрачается пороком души, то, подумай, какою тьмою будет окутан и самый мрак!»
Мы все должны уяснить, что если Свет Евангелия не укоренится в душе нашей, то ее окончательно поглотит тьма. В аду даже пламя черное и не является источником света. Бог рано или поздно отделит носителей света (сынов света) от носителей тьмы (сынов тьмы). Подобное предостережение содержится и в начале Библии, где сказано: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью…» (Быт.1:4–5). Каждый православный ожидает наступления вечного дня, который в богословии называется Восьмым Днем. Но его наступление должно совершиться уже во дни этой нашей земной жизни. Когда Свет Евангельского Откровения изгонит всякий мрак из сердца нашего. Когда каждый раскаявшийся грешник сможет ходить во свете Божием и во свете своей прощенной души увидеть Свет Прощающего: «Во свете Твоем да узрим Свет!»