Беседа 22. Евангелие от Матфея, глава 6, 24–34. «Нагорная проповедь. Служение двум господам»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея на радио «Радонеж». И мы рассмотрим две темы:
1) Не можете служить двум господам (Мф.6:24);
2) Не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф.6:25–34).
Итак, первая тема о невозможности служения двум господам.
Сказано:
Мф.6:24. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Под словом «маммона» надо понимать не только богатство, но и все то, что может стоять между нами и Богом. Именно в таком смысле мы и будем рассматривать данный стих. Тем более что об опасности богатого образа жизни мы говорили на прошлой беседе по Евангелию.
Блаженный Феофилакт не сводит понятие «маммона» только к богатству, как обычно и переводится это слово. Феофилакт пишет: «Двумя господами называет Бога и маммону, потому что они дают противоположные приказания. Мы поставляем в господина себе диавола, исполняя его волю, равно и наше чрево делаем богом, но существенный и истинный Господь наш есть Бог. Не можем мы работать Богу, когда работаем маммоне. Маммона есть всякая неправда, неправда же – диавол».
То, что может стоять между нами и Богом, это идол. Идолом для человека может быть и его семья, его работа, его хобби, его привязанность к деньгам, сексу, алкоголю и наркотикам. Все то, что препятствует нам видеть Бога на первом месте, моментально оказывается идолом. Дух идолопоклонства может проникнуть и в сферу нашей религиозной жизни. Даже духовник или иерарх может оказаться идолом (истуканом), если своим авторитетом, своим диктатом и давлением он окажется между нами и Божьим Законом. В таком положении оказались католики, возвеличившие степень достоинства римского папы. Папа для них заслонил и подменил Христа. Когда в России императоры почитали себя главою Церкви, это был не папизм, а цезаро-папизм. Императорская власть исключила власть патриарха, и Петр I упразднил патриаршество. Святитель Филарет (Дроздов) в письме на имя Николая I писал: «Что ж, Вам удалось поставить на колени Православную Церковь России, но помните, следующая очередь Вашего престола…».
Некогда, еще при жизни святого и праведного Иоанна Кронштадского, вокруг него образовалась странная группа людей, которые называли себя «иоаннитами». Они верили в то, что батюшка Иоанн – как Бог. Некоторые считали за счастье броситься под его карету. Эти люди превратили истинного святого в идола. Для сектантов-«богородичников» Дева Мария оказалась кумиром и идолом. Для протестантов идолом оказалась Библия, буква убила их сознание, и они не увидели, не ощутили дух Писания. Идолопоклонство является ужасным грехом в глазах Бога, особенно когда на место Бога поставляется тварь. В Послании к Римлянам сказано: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…» (Рим.1:21–26).
Постыдные страсти, которые теперь так сильно распространились, являются следствием заражения сознания людей духом идолопоклонства. В наше время идолами и кумирами являются политики, бизнесмены, олигархи, музыканты и киноактеры. Эти кривляющиеся политиканы-комедианты и артисты-клоуны пленяют сознание масс. Люди, пораженные их стремительным и блестящим успехом, стремятся им подражать и, как в болоте, начинают утопать в постыдных страстях и пороках.
Апостол Павел никогда не делал из людей идолов. Он писал о других апостолах: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека…» (Гал.2:6). И действительно, в Церкви нет внешних авторитетов. Иерархическая должность не является в христианстве чем-либо более, чем служебное положение в общине. Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:25–27).
Но, к сожалению, служители Церкви иногда ведут себя именно как князья и господствуют над народом Божьим как вельможи. Они забыли, что любая должность в Церкви обязывает человека быть и «рабом», и «слугою» для всех верных.
А по отношению к вероучению в Церкви даже Апостол, даже Ангел с неба не может быть абсолютным авторитетом. Сказано у апостола Павла: «Но если бы даже мы (то есть апостолы – О.С.) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:8–10).
Апостол Павел решительно изобличил в лицемерии первоверховного апостола Петра и апостола Варнаву. Сказано апостолом Павлом: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:11–14).
Сейчас разыгрался скандал вокруг патриарха Иерусалимского, и многие смутились и пребывают в смятении.
Библия категорична по подобным вопросам, в Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис.2:22).
Православный человек не язычник, чтобы завидовать богатым и почитать политиков-клоунов и музыкантов-скоморохов; мы не паписты (католики), чтобы слишком большое значение придавать иерархическим церковным должностям; мы и не протестанты – чтобы слепо верить во все богословские концепции, которые нам подсовывают от лица Церкви.
По вопросу о любых формах идолопоклонства Закон Божий категоричен. Сказано: «не делайте предо Мною богов…» (Исх.20:23). Иными словами, любая часть творения никогда и ни при каких обстоятельствах не может занять место Творца. И кто бы не навязывал вам те или иные формы идолопоклонства, особенно под видом ложного почитания человеков, тех или иных, отвечайте на эту бесовскую диверсию словами Сына Божия, сказавшего: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10).
Блаженный Иероним Стридонский, рассуждая о маммоне, понимает под этим словом, понятием только богатство и пишет следующее: «На сирском (арамейском – О. С.) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин».
Смысл этих слов очевиден: если ты не способен раздать свое богатство нуждающимся братьям, то богатство господствует над тобою, а не ты над ним. Этим человек тоже оскорбляет Бога. Над нами должен быть только Один Господствующий, и это Бог. Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16). Рабство «послушания к праведности», – это рабство Богу. То единственное рабство, которое делает человека по-настоящему свободным!
И мы читаем далее:
Мф.6:25. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?».
Забота о потребностях нашего тела, «что… есть и что пить… во что одеться», беспокоит многих и многих, особенно в наше время социального неравенства. Но христианин не может замыкать интересы своей жизни только на вопросах, относящихся к насущным проблемам тела. Сама природа, окружающая нас, предоставляет нам все условия для того, чтобы мы могли позаботиться о себе самих и своих близких. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей».
Все ресурсы, предоставляемые той территорией, на которой мы проживаем, должны в обязательном порядке принадлежать всем коренным жителям данной территории. Сам Господь Бог установил пределы обитания для всех племен, народов и языков. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26).
То хищническое отношение к земле и ее ресурсам, которое имеет место быть в современном российском обществе, не выдерживает библейской критики. Священное Писание научает нас именно бережному отношению к плодородному слою, полезным ископаемым и всему природному богатству земли, на которой мы живем. Экологическая проблема – это тоже проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить… и погубить губивших землю» (Откр.11:18). Закон Божий запрещает продажу любого надела земли в «вечное пользование»: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23). Землю можно продать только на время (не более пятидесяти лет) или отдать в залог, и если сам хозяин не может выкупить ее, то его родственники должны это сделать. Сказано: «по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое» (Лев.25:24–27). По наступлении «юбилейного года» (через каждые 50 лет) земля безвозмездно возвращается ее природному обладателю: «если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» (Лев.25:28). Весь юбилейный год земля отдыхала: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее» (Лев.25:11). Каждый седьмой год земля сохранялась под парами: «а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли» (Лев.25:4–5).
Итак, Слово Божие учит нас бережному, рачительному и ревностному отношению к земле нашего проживания. Если бы наши власти следовали библейским принципам ведения земельного и природного хозяйства нашей страны и ее ресурсов, то это принесло бы достаток и благополучие всем ее коренным жителям. Те предательские законы, которые регулируют вопросы, связанные с нашей землею и ее ресурсами, должны быть немедленно отменены. А ответственные за их осуществление и принятие должны быть объявлены вне закона и изгнаны за пределы нашего Отечества. Пусть они живут там, где проживают их патроны (господа), интересам которых они так ревностно служат.
Сами же мы не должны кормиться от продажи сырья нефти и газа, а своими руками укреплять и расширять благополучие нашей Родины. Блаженный Иероним Стридонский далее пишет: «Но нам повелевается, чтобы мы не были озабочены тем, что будем есть, ибо в поте лица своего мы приготовляем себе хлеб: мы должны трудиться».
В «Отечнике» святого Игнатия рассказывается: «Братия, усмотрев, что Антоний Новый способен ко всякой работе, брали его с собой и, дав ему в руки лопату, заставляли копать землю. Удручаемый трудом, омываемый непрестанно потом и слезами, он воздыхал и молился мысленно Богу: «Господи! Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс.24:18). По прошествии довольно долгого времени он видит во сне некоего мужа в великой славе. Муж этот держал весы. На левой их стороне положены были все грехи Антония, содеянные им от юности, а на правой – все добродетели. Сперва обе чаши весов стояли на одном уровне, потом начала перетягивать левая, в которую положены были согрешения. Тогда славный муж, взяв лопату, которой копал Антоний, положил ее на правую чашу, – она и перетянула тяжесть согрешений. А славный муж, взглянув на Антония, сказал: «Вот! Бог показал тебе значение твоих трудов и простил тебе все твои согрешения»».
Сейчас такая ситуация в России, что на чашу наших добрых дел надо положить и меч воина, который очистит наше Отечество от предателей политиков и олигархов-эксплуататоров. На чашу «весов добрых дел» Русская Церковь должна положить все свои усилия в деле защиты нищих, обездоленных и ограбленных соотечественников наших. Дистанцируясь от богатых и сильных мира сего, Церковь должна оставаться со своим народом в его страданиях и переживаниях. В противном случае народ, отождествив церковь (как общественный институт) с эксплуататорами, спекулянтами и богатеями, отвернется от нее. Мы, священники, не имеем права ввергать людей в подобный соблазн. Ведь о Христе сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Подлинное богатство Церкви – это нищета Христова. Не всегда Церковь избирала для себя этот путь. Иногда, в отдельных представителях своих она занимала сторону богатых. Но как Тело Христово она всегда была, есть и будет Церковь нищих, плачущих, кротких, алчущих и жаждущих, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и поносимых.
Святейший Патриарх в своих епархиальных выступлениях постоянно подчеркивает, что церковная община – это не клуб для избранных, это община для каждого и для всех. Он призывает идти в народ и быть с народом, то есть жить интересами, чаяниями и переживаниями своей паствы. В своем епархиальном Обращении от 15 декабря 2004 года Святейший Патриарх говорит: «Церковь призвана Своим Божественным Основателем к служению любви (см.: Ин.13:34) и потому во все времена своего земного странствования не может быть безразличной к нуждам общества. Социальное служение прихода должно стать частью его миссионерской деятельности».
И мы читаем далее:
Мф.6:26. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?».
Блаженный Иероним пишет: «Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, – птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь». Да! Действительно! Бог заботится о всем своем творении. Этим самым Бог научает и нас прилагать усилия в деле попечения о других. Вы спросите: а как мы сможем подражать Богу? В Писании сказано: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). А если вы хотите понять, в чем заключаются совершенства Бога Отца, то обратите все ваше внимание на Бога Сына.
Природа Бога непостижима для человека, не только для человека, но и для ангелов и всего остального творения. Мы познаем Бога, только поскольку Он Сам открывает Себя нам.
Самое великое откровение Бога Отца о Самом Себе совершилось в Сыне Его. Сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Что явил? Явил образ и характер Бога Отца. Сказано: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:8–9). Следовательно, изучая Евангелие, мы постигаем истинный характер Бога, можем судить о намерениях и планах Его. Евангелие в корне меняет наше представление о Боге!
К сожалению, в нашей православной среде господствует не евангельское, а ветхозаветное представление о Боге. Мы говорим о гневе Бога, о Его судах, ярости и ревности, но совершенно забываем известный золотой стих из Нового Завета, где сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Задумаемся над этими словами: Бог возлюбил мир, который нуждался в жертвенном служении Его Сына. И Бог отдал Сына Своего на сие служение! Какое еще более сильное свидетельство о Любви Бога нам нужно?
Бог возлюбил мир, нуждавшийся в очистительной Крови Его Сына. То есть Он возлюбил мир таким, каким он стал в результате грехопадения. То есть Бог любит каждого, из нас, несмотря ни на какие наши проблемы, комплексы, склонности и пороки. В Писании прямо сказано от лица Божия: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…?» (Иез.33:11).
Во всем своде Евангелия мы не найдем ни одного случая, когда Господь осудил бы конкретного грешника за его конкретный грех. Напротив, Сын Божий прямо говорит: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Какое утешение заложено для каждого грешного в этих словах. Оказывается, Он пришел к нам, знающим и понимающим о себе, что мы грешники.
Единственно, кого Господь действительно обличал, и я бы даже сказал, уличал, так это лицемеров и ханжей, которые считали себя праведными. Вспомните притчу о мытаре и фарисее. О себе Самом Он говорил: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). По Евангелию получается, что спасение доступно каждому кающемуся грешнику. Сказано: «…Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). Гордость, лицемерие и ханжество – вот то, что Сын Божий считал хуже любого греха. О гордых жителях Капернаума Сын Божий предрекал: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф.11:23–24). Постоянное общение Иисуса Христа было с грешниками. Фарисеи со своим брезгливым отношением к каждому грешнику, конечно кроме самих себя, не могли понять, в чем дело. Они спрашивали апостолов: «…для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» (Мф.9:11).
Окажись Христос на улицах наших российских городов, Его поведение вызывало бы огромное количество нареканий со стороны современных книжников и фарисеев. Каждый миссионер в России постоянно слышит себе в спину: «Зачем он общается с этими, ходит к этим? Для чего имеет такое общение?»
Мир Евангелия – это мир, полный любви к грешнику и неприязни ко греху. И если ты считаешь себя грешным, то христианский храм как раз и есть то место, где тебе и надо находиться. А те, которые считают себя праведными, таковым нечего делать в храме. Если вы считаете себя праведными, зачем вам исповедь; если считаете себя святыми, зачем вам причастие. Те, которые надеются своими собственными усилиями забраться на небо, – флаг вам в руку. Только знайте, никто не может спастись ни каким собственным напряженным подвижничеством и ни каким жгучим желанием. Сказано: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). И только тот, кто всецело отдастся на суд Божьей Милости, может иметь надежду на спасение. Как и сказано: «Ибо мы спасены в надежде... » (Рим.8:24).
А знаете ли, братия и сестры, что такое благодать? Благодать – это не заслуженная и не заработанная милость. Некоторые чудаки думают, что благодать приобретают делами и усилием собственной религиозности. Безумцы! Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). Итак, благодать – это благая (то есть посылаемая даром и без всяких предварительных условий) «дать», то есть дар спасения. Как мы и прочитали у апостола Павла: «А если по делам, то это уже не благодать». Все, что мы хотим получить от Бога за наши дела, то есть без благодати, есть долг. А Бог никому и ничего не должен!
А о том, что благодать спасения подается безо всяких предварительных условий, сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:5–7).
Все эти тайны спасения открываются только во Христе, через Его Святое Евангелие. И открываются не только для человеков, но и для ангелов. Как и сказано: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16).
И мы читаем далее:
Мф.6:27. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».
Итак, и спасение, и пропитание, и внешние особенности – все это мы получаем по воле Бога. Сказано: «…Что ты имеешь, чего бы не получил?...» (1Кор.4:7). Действительно! Все, что мы имеем, имеем от Бога или как благословение, или как наказание (для вразумления). Святитель Киприан писал: «Не должно ничем тщеславиться, потому что у нас нет ничего своего». Этот тезис Киприан подтверждает следующим текстом из Евангелия от Иоанна: «…не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3:27).
Блаженный Феофилакт пишет: «Как бы ты ни заботился, ничего не сделаешь без воли Божией. Зачем же мучить себя попусту?»
Далее мы читаем:
Мф.6:28–31. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?».
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Ужели, Он (Бог – О. С.) не заботится о тебе, существе лучшем из всех земных существ… Если Бог и сену дает то, что вовсе ему не нужно, – ибо нужна ли его красота огню? – то как Он тебе не даст то, в чем ты имеешь нужду? Если и самое последнее Свое творение Он украсил с избытком, и это не по нужде какой, а для великолепия, то кольми паче украсит тебя – существо самое дорогое из всех».
Особенно об одежде и внешнем виде заботятся женщины. Им чаще надо обращать внимание на следующий текст из Писания: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:3–5). Подобное наставление есть и у апостола Павла: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим.2:9–13).
Далее Христос говорит в первой половине 32-го стиха:
Мф.6:32. «потому что всего этого ищут язычники…».
Это очень существенное замечание! Мы не должны походить даже внешне на людей этого мира. Мы должны быть узнаваемы! Сказано: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение…» (2Кор.3:2–3). Верующие – это народ, выделенный из всех остальных народов. В Законе Божием сказано: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх.19:5–6). В Послании к Римлянам апостол Павел предостерегает: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Не сообразовываться с миром сим означает удаляться от этики, морали, эстетики и культуры мирских людей. Их представления о нормах морали, о красоте, культуре поведения совсем не подходят нам. Нам не надо подстраиваться под них! Напротив! Необходимо им показать тот иной удивительный мир Царствия Божия, который в Церкви доступен каждому желающему уже в этой земной жизни.
И мы читаем 2-ю часть 32-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея:
«и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».
Святитель Киприан пишет: «Имеющий Бога, ни в чем не будет иметь недостатка, если сам не отступит от Бога. Так, Даниилу, когда он, по повелению цареву, ввержен был в ров львиный, изготовляется обед Промыслом Божьим, и человек Божий насыщается среди зверей алчущих. Так, Илия питается во время бегства, он получает пищу в пустыне чрез воронов: птицы приносят ему пищу».
Далее Господь поясняет, что надо искать и к чему надо стремиться прежде всего:
Мф.6:33. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Зададим первый вопрос: как и где мы должны искать Царства Божия и правды его?
Сын Божий учит нас: «…не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20–21). Этими словами Христос разъясняет нам, что еще до своей физической смерти каждый из нас должен принять Духа Божия в сердце свое. Участвуя в Таинствах Церкви, мы стяжаем присутствие Духа Святаго в наших сердцах. Сказано: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).
Первым человеком, принявшим излияния Любви Духа Святаго в сердце Свое, была Пресвятая Дева Мария, когда в день Благовещенья Дух Святой сошел на Нее. Потом в день Святой Пятидесятницы, уже после Вознесения Христа на Небо, это пережили апостолы и те христиане, которые в тот день были с ними в Сионской горнице. В Писании подобное чудо называется Крещением Духом Святым. К подобному духовному крещению мы приобщаемся в Таинстве Миропомазания. Но не надо думать, что в этом Таинстве нам дается вся полнота Духа Святаго. Нам даются «печати» Духа Святаго. И всю свою жизнь мы должны их раскрывать, то есть стяжать благодать Духа Святаго. В этом преподобный Серафим Саровский видел смысл жизни христианина.
Зададим второй вопрос: а как это все (необходимое для жизни) приложится нам?
Блаженный Августин пишет: «Кто же действительно живет по духу правил, какие дает Спаситель? Тот, кто верит, что в случае немощи или иной причины, препятствующей ему работать, он, и не трудясь, будет накормлен, как кормятся птицы, будет одет, как одеваются лилии; будучи же здрав и в силах, помнит, что для того ему и даны силы, чтобы приобретать потребное для жизни; и трудясь, однако, не думает, что есть иной, кроме Бога, истинный податель пищи и одежды; кто помнит, что только излишняя заботливость осуждается, а не труд, который благословлен Богом». Прекрасное наставление Августина: болен ты, христианин, – Бог позаботится о тебе; здоров и трудишься – и это по милости Бога.
И мы читаем последний стих 6-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.6:34. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
Этот стих научает нас не откладывать ничего на завтра, ибо завтра может и не наступить. С другой стороны, этим наставлением Господь научает нас всю заботу, как о нашем настоящем, так и о нашем будущем, возложить на Него.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Под словом завтра в Священном Писании разумеется будущее время». То есть заботу обо всех днях нашей жизни, сколько их ни даст Господь, мы должны возложить только на Него.
Некоторые христиане с опаскою смотрят в свое будущее. Особенно их волнует их старость. Псалмопевец Давид, беспокоясь о своем будущем, молился: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Пс.70:9). Ниже Давид поясняет, для чего ему нужна поддержка от Бога и в преклонные дни его жизни. Он восклицает: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:18).
Человек должен понимать, для чего ему нужно здоровье и продление лет его жизни. Многие нуждаются во всем этом для продления греховного образа жизни. Господь Бог видит это и пресекает их земную жизнь.
Но если здоровье и долгая жизнь нужны тебе для прославления Бога, о чем молился Давид, Господь может услышать это твое намерение и продлить дни жизни твоей.
Итак, сегодняшняя беседа показала нам, что подлинные познания о Боге Отце мы можем обрести, получая познания о Сыне Его, Который заботится и печется как о духовных, так и о материальных потребностях наших. Следовательно, для нас подлинный характер Бога, познания о Его намерениях и действиях в этом мире, – раскрываются через исследование Евангелия, – этого величайшего откровения Бога о Самом Себе.
Сын Божий Своим образом действия, Своим учением раскрыл подлинный Лик Отца Своего. Вот почему Он и говорил о Себе: «Я говорю то, что видел у Отца Моего…» (Ин.8:38). Учение Святаго Евангелия наиболее полно раскрывает подлинные намерения Бога. И всякий, исследующий Святое Евангелие, видит и знает, что Бог не жестокий деспот, равнодушный к нашим проблемам и переживаниям, напротив, – «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Так же сказано: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:9–10).
Само слово «Евангелие» означает благая или радостная весть. Тот христианин, который не испытывает радости о спасении, даруемом нам от Бога, даром, по благодати, – еще только на пути к Евангелию. Таковой, скорее, ветхозаветный, а не новозаветный человек. Его душа еще не покинула «синагогу» закона и не вошла в Храм Благодати!
Чаще читайте Святое Евангелие и читайте его с мыслию о том, что через сии святые страницы нам подается подлинное познание о Боге. Познание о Боге, вдыхающее в наше сердце веру о Божией Любви, Божием Прощении и Благости Создателя.