Источник

Беседа 19. Евангелие от Матфея, глава 6, 13. «Отче наш. 6»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию; и сегодня мы завершаем изучение Молитвы Господней «Отче наш». Следующий отрывок из Молитвы Господней будет в центре нашего с вами внимания:

«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:13).

Что означают слова этих прошений?

Рассмотрим прежде всего шестое прошение, молитвы «Отче наш»:

«и не введи нас в искушение».

В Православном Катехизисе сказано о 6-м прошении: «В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира или от других людей и от диавола. Словами Молитвы не введи нас во искушение мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанным и очищенным посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения» (424–426).

Не надо думать, что сами слова молитвы, обращенные к Богу, – «и не введи нас в искушение», означают, что Сам Бог как бы может ввести нас во искушение. Бог не является источником наших искушений. Как мы видим из Православного Катехизиса, источники нашего искушения: мы сами, мир, окружающий нас и дьявол. Апостол Иаков учит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:13–14).

Бог чужд любому искушению! Сказано: «Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч.15:9). В отношениях с человеческим сообществом Господь проявляет любовь и заботу о всем Своем творении. Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх.34:6–7).

Причем Господь, заботится и о тех, которым попустил в религиозной жизни ходить по стезям неверным. Сказано о Господе Боге в Библии: «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:16–17).

Нам, живущим на земле, надо понять, что Господь ведет нас по пути спасения через переживания и горести, радости и ликование. Сказано: «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:6–7). Он Сам, Господь Бог, знает, почему все это, в том числе и искушения, и зло, и радость, и веселье, для нас необходимо.

Мы не видим, в чем смысл наших страданий и переживаний, потому что не видим конечной цели. Бог видит ВСЕ! Только в вечности мы сможем понять смысл многих из тех событий нашей жизни, которые теперь представляются нам набором ненужных обстоятельств и совпадений. Действительно! Почему мы иногда идем по одной улице, а другой раз – по другой? Почему сталкиваемся с теми людьми и обстоятельствами, с которыми не хотели сталкиваться и встречаться? Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).

Бог корректирует нашу жизнь, имея в виду для каждого из нас – спасение и блаженство вечной жизни. И если что-то может казаться для нас бедствием, искушением или даже явным злом, то не надо думать, что это так действительно и есть на самом деле. Все, что нам попускает Бог в этой временной жизни, всегда преследует благо и счастье в Жизни вечной.

Нам всем надо научиться одинаково хорошо (спокойно) принимать от Бога то, что нам кажется бедствием, злом и искушением, равно как и благо, радость и счастье. Ибо все, что Господь посылает нам, Он посылает нам, имея в виду только благо, только счастье, только блаженство.

Смысл шестого прошения Молитвы Господней: «и не введи нас в искушение», – умолить Бога о том, чтобы нам не растеряться, когда то или иное зло, бедствие или искушение непрошенным гостем ворвется в нашу жизнь. Блаженный Феофилакт поясняет: «Мы люди слабые, поэтому не должны ввергать себя в искушения, но если впали в искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден, но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцов и славы». Именно поэтому апостол Иаков и учит: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2).

Искушений избежать невозможно, значит, их надо побеждать. Особенно искушениям подвергаются те, которые имеют намерение и служат Богу. В Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно…» (Сир.2:1–4).

Итак, все, что случается в нашей жизни, в том числе бедствия и искушения, надо принимать охотно и даже с радостью.

Но все же, что же такое искушение и почему Господь попускает его в нашей жизни?

Само слово «искушение» чаще в Библии означает соблазн, происходящий от диавола. В жизни верующего человека такой соблазн может появиться только по Божьему попущению, как, например, в случае с праведным Иовом (См.: Иов 1,12).

Если под различными искушениями понимать особенные для человека обстоятельства, при которых он может впасть в грех или, преодолевая искушения, выйти победителем из этой духовной брани, то надо заметить, что каждый из нас достаточно часто оказывается в подобном положении. Следовательно, для религиозного человека небезынтересно знать, как преодолевать искушения, коль скоро мы выяснили, что без них нам не обойтись. «…Приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся», – дает нам наставление Премудрый Сирахов. Но ведь именно в искушениях мы и обнаруживаем отсутствие в нашем сердце твердости, когда именно всевозможные смущения наполняют нашу душу. Авва Сисой учил: «Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: ″это по милости Божией″». То есть, даже в искушении мы должны искать Божий Промысл, задаваясь вопросом: для чего Господь посылает нам это испытание? Ведь Слово Божие говорит нам о том, что у нас «и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:30).

С другой стороны, христианин почти всегда знает, за что и почему его постигает то или иное искушение или наказание, бедствие и зло, ведь почти всегда искушению предшествуют всевозможные прилоги. Итак, оказывается, что, столкнувшись с искушением, мы не должны впадать в панику. Мы должны воспринять его как милость Божию и «благодарно, безскорбно и незлопамятно перенести его». Да, но ведь, именно испытывая искушения, мы становимся раздражительными и злобивыми. Как преодолеть это противоречие? Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Бог часто попускает нам впадать в искушения, чтобы мы непрестанно к Нему прибегали и не оставляли Его». Оказывается, искушение попускается нам прежде всего для того, чтобы мы поняли: творение не только не может спасаться без своего Творца, но не может и существовать без Него. В это смысле искушение – это урок веры, который должен иметь только одно решение.

Бог попускает нам уйти от Него только ради радости возвращения к Нему. Возвращения, когда, проявив свободную волю во всей полноте, творение уже не мыслит себя вне общения с Творцом. Преодоление искушения – это и есть дело возделывания и охранения Рая (См.: Быт.2:15), из которого человек изгнан и куда он должен вернуться. Святитель Иоанн Златоуст, поясняет: «Оттого-то, когда мы к Нему обращаемся, Он тотчас перестает быть грозным. Если бы мы были таковы же и в мире, каковы в искушениях, то в искушениях не было бы и нужды. И что нам говорить о себе? И самые святые мужи часто вразумляемы были искушениями».

Действительно, когда мы произносим самые искренние молитвы перед Господом, когда даем пламенные обещания и обеты, зарекаемся больше не грешить? Тогда, когда очередное искушение пробуждает нас от спячки и мы, устрашенные происходящим, трезвимся и бодрствуем.

С другой стороны, само шестое прошение свидетельствует о том, что ничто не происходит без Божественного Промысла. Бог всецело контролирует как зло, так и добро. Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Далее, Господь дает нам, как необходимое, наставление говорить в молитве: и не введи нас во искушение. Этим показывается, что враг (то есть дьявол) не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу; так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше… Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим, как говорится в Писании: ″Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем″ (Ис.42:24–25). Также о Соломоне, когда он предался грехам и уклонился от заповедей и путей Господних, сказано: ″И воздвиг Бог против Соломона еще противника…″ (3Цар.11:23). Впрочем, власть над нами дается с двоякою целью: или для наказания, когда мы грешим; или для славы, когда испытываемся, – как это было сделано относительно Иова, по ясному указанию Бога… Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе».

Некоторые ошибочно думают, что борьба за спасение наших душ – это как перетягивание каната между Богом и дьяволом. Но, как мы видим из цитаты Киприана, дьявол не борется с Богом, а боится Его и всецело зависит от Его Промыслов и без них ничего сделать не может.

В Древнем патерике рассказывается о том, что «некий брат, искушаемый, пришел к некоему старцу и открыл ему свои искушения, которые терпел. И говорит ему старец: «Да не приведут тебя в отчаяние находящие на тебя искушения. Видя душу, горе восходящую и приближающуюся к Богу, враг негодует, иссушаемый завистью. Но невозможно, чтобы в искушениях не пришел на помощь Бог и Его святые Ангелы, только ты не переставай призывать Его со многим смирением. Итак, если с тобою случится что-нибудь такое, вспомни о присутствии Бога – Помощника нашего, вспомни и нашу немощь, и жестокость врага – и получишь помощь Божию».

Разумея все это, и надо произносить слова шестого прошения: «и не введи нас в искушение».

И мы переходим к следующему, к седьмому прошению:

«но избавь нас от лукавого».

Что означают эти слова?

Православный Катехизис святителя Филарета учит: «Словами Молитвы Избави нас от лукавого – мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (Ин.5:19); особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы диавола» (427).

Блаженный Феофилакт настаивает под лукавым разуметь не мир людей, а самого лукавого-дьявола. Феофилакт пишет: «Не сказал: от лукавых людей, ибо не они делают нам зло, но лукавый возбуждает их на то и делает зло и нам и им. Поэтому не людей, а злых духов нам должно ненавидеть и проклинать».

Святитель Киприан Карфагенский пишет: «После всего, к концу молитвы привходит заключение, кратко выражающее все наши моления и прошения. В конце говорим: но избави нас от лукавого, разумея под тем всякие беды, которые в сем мире замышляет против нас враг и против которых у нас будет верная и крепкая защита, если избавит нас от них Бог, – если, по нашему прошению и молению, Он дарует нам Свою помощь. Затем, после слов: избави нас от лукавого, – не о чем уже более и просить: мы просим зараз покровительства Божия против лукавого; а получивши таковое покровительство, мы уже безопасны и защищены от всех козней дьявола и мира. В самом деле, чего боятся со стороны мира тому, кому в этом мире защитник Бог».

Преподобный Максим Исповедник учил: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Этими словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими (против него) и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других».

Как мы видим из вышеприведенного текста: мы можем избежать многих искушений, если примиримся с теми, против которых имеем вражду, или с теми, которые имеют вражду на нас.

Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещевания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев, сам Патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню «Отче наш», запел ее и святитель, но на словах: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» святитель Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Тут святитель сказал ему: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу – остави мне, как и я оставляю. Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?» эти слова так поразили вельможу, что он в слезах бросился к ногам архипастыря и воскликнул: «Все, что ни повелишь, Владыко, все исполнит раб твой». И исполнил: он в тот день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды.

Так как источниками наших искушений бывают и наши собственные лукавые поступки и намерения, их надо пресечь на корню. Как и сказано в Псалтири: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:9). В этом псалме говорится не о детоубийстве, но о том, что грех надо умерщвлять в своей душе, когда он еще в младенческом, зачаточном состоянии, на уровне некоего искушения, или прилога.

Преподобный Максим Исповедник учит: «Искушением же называется закон греха – его не имел первый человек, приведенный в бытие (Богом), а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот (закон) к человеческому естеству». Иными словами, грех и соблазны, искушения всеяны в саму нашу падшую природу. Святой апостол Павел, переживая подобное противоречие в своей собственной жизни, восклицал: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:15–25).

Все подобные противоречия (искушения) нашей жизни могут быть разрешены только в Царствие Божием, в том самом Царствии, которое должно брать начало еще в нашей земной жизни. Ибо если в этой жизни мы не успеем примириться с Богом, то нам и вечности не хватит, чтобы исправить эту ситуацию.

И мы читаем далее. Молитва Господня оканчивается словами: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Блаженный Феофилакт пишет: «здесь ободряет нас, ибо Отец наш есть Царь, сильный и славный, то при твердой вере мы, без сомнения, победим лукавого и впоследствии прославимся». Итак, наша победа возможна только в Боге и с Богом. Самостоятельно мы не сможем справиться с лукавым и его искушениями. Самостоятельно мы не сможем и существовать. Сказано: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:27–28). Без Бога и вне Бога невозможна никакая добродетель и никакой добрый поступок. Сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Итак, мы всем обязаны Богу!

Он источник и смысл нашего существования!

Восклицая слова Молитвы Господней: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки», – мы как бы отрекаемся от всякого земного подданства, бросаем вызов всякому чуждому отечеству и прославляем грядущее Царствие Христа Спасителя! В Церкви мы получаем возможность перестать быть эмигрантами греховного и бесовского «Египта». Мы не «эмигранты», а беглецы, которые бежали из «Вавилона греха» и «Египта мысленного»; мы ищем иного Отечества, иного подданства. Еще живя на земле, мы думаем и мечтаем о Небесном, живя в тлении, думаем о нетлении, проживая жизнь временную и скоро текущую, думаем о Жизни Вечной.

Блаженный Иероним Стридонский так истолковывает стремление христианина от земного к Небесному: «Он (то есть христианин) просит или вообще о царстве, чтобы дьявол перестал царствовать в мире, или просит о том, чтобы Бог царствовал в каждом человеке, и чтобы грех не царствовал в смертном теле людей. Вместе с тем нужно стремиться и к тому, чтобы просить царствия Божия (вечного) и не бояться суда, – что является свойством великого дерзновения (пред Богом) и чистой совести».

Поистине! Признавшие безоговорочно власть Бога над собою, уже в этой жизни переходят от смерти к Жизни, от тьмы к Свету, от власти греха и лукавого в полное подчинение власти Бога в Его Царствии.

Молитва Господня оканчивается словом: «Аминь». Иероним Стридонский пишет: «Аминь, – это как бы печать в подтверждение молитвы Господней». Печатью обычно скрепляют договор. Когда на слова Молитвы «Отче наш» мы отвечаем словом «Аминь», мы этим самым принимаем условия нового порядка жизни. Этот порядок совсем иной, он надмирный.

Что происходит, когда мы произносим слова этой Молитвы?

Отцом отныне мы называем Бога; мы святим и прославляем Его имя; мы хотим, чтобы Его власть и господство наполнили землю, вытесняя любые формы человеческого греховного правления; мы только от Него надеемся получить разрешение всех наших насущных проблем, не надеясь на князей и сынов человеческих; к Нему о милости взываем и на Него лишь уповаем в деле нашего спасения. Мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от всякого искушения и власти сатаны лукавого; мы признаем, что право властвовать и господствовать принадлежит только Ему – Богу нашему.

Вот печать нашего упования, вот высота нашего исповедания, вот сердце молитвенного бытия, чаяния и надежды каждого ХРИСТИАНИНА.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle