Иосиф Санин
Иосиф Санин, первый Игумен Волоколамского, им самим созданного Монастыря; родился 1440 года Ноября 12, близ города Волоколамска в селе Язвище, которое дано было в поместье деду его Александру Сане, вышедшему из Литвы в Русскую службу; издетства обучался он в Волоколамском Воздвиженском Монастыре; в 20 лет от роду, возымев желание постричься в Монашество, ушел от родителей в Монастырь Саввы Звенигородского к славившемуся там строгим житием Старцу Варсонофию Неумое, который однакож не принял его, а присоветовал идти к Пафнутию, Игумену в Боровске, и там постричься, что и исполнил он. Пред кончиною своею Пафнутий избрал его преемником своим в Игуменстве Боровского Монастыря, и с утверждения Великого Князя Ивана Васильевича Иосиф посвящен был в чин сей Геронтием, Митрополитом Всероссийским. Чрез год после того хотел было он завести в Монастыре своем общежительный Устав, по которому бы никто из Монахов не имел никакой собственности и предпочтения в одежде и пище. Но как Братия на сие не согласилась, то он оставя тайно Монастырь свой, пошел по разным общежительным Русским Монастырям для замечания порядка и правил сего Устава. В сем обходе провел он более года, и возвратясь в Обитель свою, прожил еще год, увещая Братию принять Устав общежития, но, видя их непреклонными, удалился навсегда из Боровского Монастыря, и пришедши в Волоколамск, с согласия тамошнего Удельного Князя Бориса Васильевича, основал в 1479 году Июня 6 близ Волоколамска в лесу особую свою Пустынь на общежительных правилах, и собрал Братии до 100 человек. Строгость жития для всех равного, а особливо попечение о нищих, странных и больных, для коих Иосиф при Монастыре своем устроил особый двор, а в один голодный год кормил и всяких, прославили Братство его. Славнее ж всего в Церковной нашей Истории сей Игумен ревностию в опровержении Жидовской Ереси, заведшейся сперва с 1471 года в Новгороде от некоторого Жида, именем Захария, а потом перенесенной в Москву и соблазнившей многих не только из простолюдинов и Бояр, но из знатнейших Духовных и даже некоторых из Велико-Княжеской фамилии. Дерзость последователей их простерлась до того, что они явно ругались Христианской Вере и Святыням. В сих-то критических обстоятельствх Церкви Иосиф первый отважился подать голос и противоитти распространявшейся Ереси. Он начал писать убедительные Письма к Православным Архиереям, увещавая их вступиться в Веру и сочинил жаркие обличения на самих Еретиков. Сего еще не довольно: он дерзнул приступить к самому Великому Князю и представить ему опасность Церкви. Великий Князь признался ему, что самого его уловляли в сию Ересь и обещался, розыскав, еретиков наказать. Но приверженцы их уже столько сильны были, что два года после того протекло, и обещание Великого Князя не исполнилось. Тогда Иосиф написал убедительнейшее Послание к Государеву Духовнику, Андроньевскому Архимандриту Митрофану, умоляя его, дабы он уговорил Князя не отлагать наказания. Такое же Послание написал он к Суздальскому и Тарусскому Епископу Нифонту, который согласился немедленно с несколькими православными Епископами съехаться к бывшему тогда Митрополиту Всероссийскому Зосиме (которого самого многие подозревали в участии с Жидовствующими) и требовать, чтобы он вступился за Церковь, и Великого Князя просили подать им помощь и покровительство. С другой стороны Геннадий, Архиепископ Новгородский, описав также Великому Князю все буйства, происходящие в Епархии его от Жидовствующих, просил, дабы он главных заводчиков секты сей прислал к розыску в Новгород. Почему дело сие обратило на себя гораздо большее внимание. Великий Князь повелел быть Собору, на котором присутствовал вместо его сын Князь Василий Иванович, ревностно вступившийся за Церковь. Многие из Еретиков оказывали притворное раскаяние и некоторые из Епископов даже ходатайствовали о их прощении, но Иосиф настоятельно требовал им казни, и за то сам подпал нареканиям в жестокости. Наконец Еретики преданы были анафеме, а главные заводчики гражданскому наказанию. Обстоятельную Историю о начале, распространении, также о следствиях сей Ереси, сочинил сам Иосиф, а сверх того 15 Обличительных Слов на все учение ее. По важности случая и материи сей книги, она от всех названа Просветителем и под сим именем более известна. В XIV и XVI Частях Древней Российской Вавлиофики издания 2-го напечатана выписка из Иосифовой Истории о сей Ереси и содержание всех 15 Слов его, взятое из 5-го Послания Игнатия, Митрополита Сибирского, на Сибирских Еретиков. Но самая книга Иосифова с принадлежащими к ней же разными Посланиями остается доныне только в рукописях, и находится в Библиотеках Патриаршей, Новгородской Софийской, Академии Александровской и в иных книгохранилищах.
Другой замечательный случай сего Игумена была распря и суд его пред Собором с Новгородским Архиепископом Серапионом. Повод к тому подал Волоколамский Удельный Князь Федор Борисович, который требовал от Иосифа себе частых угощений, отнимал вклады и наругался Монахам. Иосиф принужденным нашелся искать себе исключения из-под власти сего Удельного Князя. В сем намерении послал он к своему Архиепископу Новгородскому Серапиону просить ходатайства у Великого Князя. Но поскольку в то время было в Новгороде моровое поветрие и на заставах до Новгорода не пропустили посланного Иосифова; то Иосиф прямо отнесся с жалобою к Всероссийскому Митрополиту Симону и самому Великому Князю, который и принял Монастырь его в непосредственное свое ведомство, а Волоколамскому Князю от ведения его отказал. За сие Князь Федор в отмщение принес жалобу на Иосифа Епархиальному его Архиепископу Новгородскому Серапиону, изъясняя, что он пренебрег его власть, отдавшись без ведома его Московскому Великому Князю, и хотя Иосиф, по прошествии в Новгороде мирового поветрия, посылал к Серапиону с извинением, но он посланного не принял и сам послал на Иосифа неблагословенную и отлучительную Грамоту. За сие Иосиф принес Великому Князю и Митрополиту жалобу, по коей назначен был в Москве Собор и на оный призван Серапион, который, однако ж, не хотел давать Собору никаких ответов и за то сам от Епархии отлучен и сослан в Сергиев Монастырь, где и скончался, примирясь однакож пред кончиною с Иосифом. Историю всего сего спора и оправданий своих сам Иосиф описал пространно в Послании своем к Боярину Челяднину, которое находится в Новгородской Софийской библиотеке и в других. Сверх сего там же и в Патриаршей библиотеке есть еще особая сим Отцем сочиненная книга, под названием, Устав Иосифа Волоколамского Монастыря, в котором правила общежития все выбраны из писаний Св. Отец и чрезвычайно строги, а несколько Грамот и Духовных Завещаний его же напечатано в вышеупомянутых частях Древней Росс. Вивлиофики. В Волоколамском, им созданном Монастыре, доныне сохраняются многие собственноручные его рукописи Посланий, и других сочинений и Церковных книг, им написанных, между коими замечательна Триодь Постная, списанная им 6998 (1490) года, на коей находится следующая надпись: «Триодь Постная, письма самого Отца нашего Преподобного старца Иосифа Чудотворца, составльшего Святую и Великую Обитель сию, и была много лета у Государя Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси в Государской Казне, и Божиим повелением прислана в Обитель его, никомуже просящу; труды его ко многотрудному телеси его возвратишася; многие бы книги написал Преподобный, яж и доныне суть в Монастыри его благодатию Христовою; и положити сия книга с его книгами вместе в коробью, а по кельям ее не давать; держати на свидетельство и на память Святого». Сей Отец скончался в 1516 году 9 Сентября, 76 лет от рождения. Житие его описано кратко в Прологе, а обстоятельно в Надгробном Слове ему, сочиненном некиим учеником и сродником его Досифеем, так же особо учеником же и постриженцем его Саввою, Епископом Сарским и Подонским. Обоих сих сочинений списки есть в Новгородской Софийской библиотеке.
Во всех сочинениях Отца сего нельзя не удивляться, во-первых, чрезвычайной его начетливости и памяти; потому что большая часть иных, а особливо Слова, писанные на Жидовствующих Еретиков, и Устав его состоят почти только из приводов Святых Отцов и Церковных правил; а во-вторых, богатству нашей Славено-Русской Словесности в XV веке, потому что тогда уже переведены были с Греческого на Славянский почти все знаменитейшие Церковные Отцы, или по крайней мере замечательнейшие части сочинений их и приводятся во свидетельство у Иосифа, который сам не знал по-Гречески. Даже и доныне библиотека сей Обители весьма богата такими рукописями. Новиков, при издании Древней Российск. Вивлиофики, много заимствовал оттуда. Сей Отец причислен к лику Российских Святых Московским Собором 7087 (1579) года Декабря 20.