Беседа 18. Евангелие от Матфея, глава 6, 12. «Отче наш. 5»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея; мы продолжаем цикл бесед по Четвероевангелию. Сегодня мы рассмотрим пятое прошение из Молитвы Господней «Отче наш». Это прошение следующее:
Мф.6:12. «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Первая часть этого прошения есть молитвенное обращение к Богу о грехах наших; вторая часть прошения выражает готовность кающегося принести плод покаяния. В этих двух аспектах мы и будем рассматривать данное прошение.
Итак, это прошение исследует вопрос об отношении к нашим долгам, то есть грехам. В Православном Катехизисе сказано: «В Молитве Господней под наименованием долгов наших следует понимать грехи наши. Грех называется долгом, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть всё подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием» (417).
Причем ответственность пред Богом не есть сугубо частное дело отдельно взятого человека. Мы несем ответственность пред Богом как народ, как члены сообщества, которое называется Государством, как семья, как Церковь. Общественное складывается из личного, а личное – из общественного. Мы не можем совершенно отмежеваться от коллективных грехов общества, к которому мы принадлежим (равно как его светской, так и его религиозной составляющей); точно так же и общество испытывает на себе влияние как наших дурных (грешных), так и наших добрых (праведных) поступков. Поэтому изменение наших отношений с ближними всегда сказывается и на нашем, и на их собственном духовном состоянии.
Если, например, мы вернули все наши долги ближним нашим, то мы прекратили наличие напряженного отношения между ними и нами и обрели нравственную свободу и независимость. Еще лучше, если мы сами простили долги другим людям, которые были должны нам. Иными словами, со своей стороны мы должны все сделать, чтобы никому из человеков не быть ничем должным.
Вы можете задать вопрос, а что произойдет, если кто-то откажет нам в примирении и не простит нам наших грехов и не примет нашего прощения?
Авва Витимий спросил авву Пимена: «Если кто будет иметь на меня вражду и я попрошу у него прощения, а он не простит меня, что мне тогда делать?» «Возьми с собою двух братий, – отвечал старец, – и проси у него прощения. Если и опять не простит, возьми других пять. Если же и при них не простит, возьми священника. А если и тогда не простит, молись спокойно Богу, да Сам Он вразумит его, а ты не заботься» (29).
В Писании сказано: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми…» (Евр.12:12–14).
Итак, это прошение, пятое прошение из Молитвы Господней, касается очень важного вопроса: что нам делать с нашей греховной жизнью, то есть со всем тем, где мы нарушали Закон Божий и таким образом оказались должниками перед божественным Правосудием. Апостол Варнава учил: «Мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей (христианской – О.С.) жизни» (555).
Мы не всегда можем отличить при исполнении наших, так называемых, гражданских обязанностей, что мы делаем хорошего и что плохого. Ярким примером может оказаться ситуация, сложившаяся на Украине. Высокое назначение христианина – участвовать уже в этой земной жизни в построении Небесного Иерусалима; каждый наш праведный и добрый поступок есть кирпич, вложенный в его основание. Но современный нам секуляризированный мир развернул в глобальном масштабе совсем другое строительство. Современные государства, участвующие в процессе глобализации с целью реконструировать всю планетарную политику, идут своим собственным путем, чуждым божественным установлениям. Вся планета превращается в одну единую стройплощадку по возведению нового всемирного Вавилона. Огромный энтузиазм завладел многими и многими политическими и религиозными деятелями в деле построения новой духовной вавилонской башни, с которой сын дьявола антихрист и начнет осуществлять свое управление над всем родом человеческим. И мы, христиане, призванные участвовать в построении Небесного Иерусалима, города Божия, сходящего с Неба, втягиваемся в процессы, совершенно чуждые и даже враждебные нашему вероисповеданию.
Те, которые заняли сторону неверующих, должны знать: тот путь, который на земле выглядит как счастливый и благополучный, обязательно закончится страданиями в аду и полным поражением всех иллюзий и надежд неверующих и нечестивых людей. И наоборот, тот путь, который на земле начинается как тяжелый и трудный, то движение духа, которое идет против выбора большинства, непременно закончится блаженством и счастьем в будущей жизни. Сказано о двух путях: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14). Причем, несчастье грешников и неверующих начнется уже в этой, земной жизни; равно как и блаженство и счастливая участь верующих и праведных начинается уже в земной жизни.
Посему в наше время надо меньше думать о так называемом «гражданском долге» и более думать о том, в чем и как мы задолжали Богу. Здесь и будет начало разрешения всех наших гражданских проблем, если прежде всего мы примиримся с Богом. Само гражданское общество в нашей стране столь не развито, что любая, даже очень малочисленная партия, или даже секта, может захватить власть в стране. Так называемые «демократы» не учитывают мнение большинства россиян, их интересует только мнение их заморских господ. Все опросы, которые проводились в нашей стране, показывают, что воля народа и идеологии господствующих партий совершенно не совпадают. Вспомните последние виденные вами телевизионные передачи «К барьеру», там четко видно, что мировоззрение большинства граждан нашей страны напрочь расходится с идеологиями маргинальных «демократических» партий. СПС даже не смогли пройти в Думу. Но именно подобные политические маргиналы и могут захватить власть в стране, полностью игнорируя волю народа, что и случилось в Сербии, в Грузии и на Украине.
Люди не понимают, что истинный мир, счастье и благополучие возможны только в Боге и с Богом. Только идя этим путем, мы сможем обрести не ложное «демократическое», а подлинное соборное единение нашего народа.
Мир с Богом и возможен только через мир с ближним. Равно как и не возможен мир с ближним без мира с Богом. Сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20).
Построение подлинно счастливого человеческого общества возможно только в обществе, где приоритеты Заповедей Бога неоспоримы. И тот «новый порядок», который навязывается современному человечеству без учета Заповедей Божьих, есть бесовский беспорядок и сатанинский хаос, в который медленно, но решительно погружается современный нам мир.
Из Писания известно, что мир между человеками и человеками, между человеком и природой будет восстановлен только после второго пришествия Господа Иисуса Христа. О тех днях сказано: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6–9). Как бы хотелось каждому из нас оказаться живущим в этом удивительном мире, где прекратится всякая вражда и противостояние, где не надо будет опасаться за своих детей и друг за друга и где прекратятся все войны, не будет ни болезней, ни печали и ни воздыхания – но Жизнь бесконечная. В Книге Откровения сказано: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:3–4).
Но люди не способны самостоятельно восстановить мир на этой земле. Все их попытки создать земной рай без Бога, только их собственными усилиями, никогда не увенчаются успехом. И те, которые возлагают свою надежду на «князя, на сына человеческого», они должны чаще вспоминать слова пророка Исаии, сказавшего: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис.2:22).
Нет ни одной совершенной формы человеческого правления. Мир нуждается в десекуляризации. Премудрый Екклесиаст говорил: «человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9). И те, которые пытаются построить благополучие, только опираясь на свои собственные силы и пожелания, никогда не достигнут желаемого результата. Поэтому и сказано в Псалтири: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс.145:3–4).
Слова из Молитвы Господней: «и прости нам долги наши, как «и мы прощаем должникам нашим» не означают, что мы должны ради мира с Богом примириться с врагами Божьими. Да, мера того, как мы относимся к другим, и есть мера того, как Бог отнесется к нам. Но при этом мы не должны забывать о том, что в Писании сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Христианин никогда не должен становиться своим для врагов Креста и Евангелия. Но в то же время он должен осознавать духовное единство всего Божьего творения, всего рода человеческого и стараться сделать все, чтобы врагов Христовых сделать Его друзьями и найти для них мир с Богом. Но нельзя не входить ни в какие зависимости, особенно финансовые, от чужих для нас. Не предпочитайте дружбу с неверующими дружбе с верующими. Во всем отдавайте предпочтение своим, а не чужим. Как и сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).
Настоящие долги наши – это не те обязательства и клятвы, которые мы, пребывая в неведении духовном, давали представителям разных политических систем. Кто-то принадлежал или до сих пор состоит в какой-нибудь политической партии. А ведь любая партия – это мировоззренческая секта. Зачем нам участвовать в коллективных заблуждениях и грехах наших соотечественников? Современный мир политики и преступного бизнеса – это Вавилон, о котором сказано в Писании: «Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:2–4). Мы ничем не обязаны им! Все доброе, что мы имеем в этой жизни, мы получаем от Бога. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак.1:17).
Господь Бог Всесильный создал солнце и луну. Солнце для освещения днем, а луну для освещения ночью. Он утвердил землю под нашими ногами. Он «повесил землю ни на чем», как сказано в Книге Иова (26,7); «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Все, что мы имеем в этой жизни, – добыто ли оно нашими руками или с помощью других людей, – все проистекает от Него, и Он один над всем Царь и Владыка.
Мы все задолжали Богу – и те, кто имеет много, и те, кто имеет мало. Ибо много, что есть у нас, или совсем немного, что есть у нас, – все Господне. Посему, как сказано в Писании: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). Итак, все, что мы получили, и все, что мы имеем, от Бога и получили. Важно, чтобы полученное расходовать на добро и никому ничем не быть должным. «Как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2Кор.8:15).
Но есть в нашей жизни нечто, что совершенно не связано с Богом, а, напротив, связано с нашими грехами, – это все наши дурные и безнравственные поступки. Но что нам делать с грехами нашими, как и чем расплатиться за содеянные нами преступления? Какой выкуп мы можем предложить Богу за множество преступлений и беззаконий наших? И нужен ли Богу нашему выкуп за наши с вами грехи и преступления? Постараемся ответить на этот вопрос.
В Писании сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20); и еще: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).
Рассмотрим смысл и значение первого текста.
«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Блаженный Феофилакт так истолковывает этот текст: «Вы, говорит, под Владыкой и ничего не имеете своего: самое тело не ваше, «куплены дорогою ценою», то есть Кровию Христовой. Посему члены ваши подлежат другому Владыке, и на что Ему угодно, на то и должно обращать их деятельность. Говоря это, не уничтожает свободного произволения, но показывает, что Бог, Которым мы искуплены, по праву требует от нас служения Себе».
Иными словами, проблема с нашими грехами разрешается силою крови Сына Божия, а от нас требуется преданное служение Заповедям Создателя. Не это же мы видим и в случае с прощенной блудницей, когда, отпустив ей грехи, Сын Божий говорит ей: «…и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11). Господь Бог снял с нас все наши грехи, оставил нам долги наши, но при этом требует и по праву Творца, и по праву Спасителя: «иди и впредь не греши». Конечно, мы осознаем, что мы не сможем сохранить чистоту крещальных белых одежд, и мы не сохранили ее. Но Таинство Исповеди и установлено для того, чтобы той же силою Крови Сына Божия снимать с нас наши грехи. В свою очередь Таинство Причастия попаляет и саму склонность к греху, врачуя и исцеляя саму природу нашу. То есть, в хлебе и вине, преосуществившихся в Тело и Кровь Христову, мы имеем начало преосуществления и самой нашей природы.
Действительный и несомненный знак Его прощения мы обретаем и находим в Таинствах Его Святой Церкви.
Добровольно участвуя в деле собственного обожения, мы и восстанавливаем падшее в наших прародителях совершенное естество первозданного человека. Сказано у Апостола Любви Иоанна Богослова: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2).
В этом смысле слова: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», – означают, что мы обязаны вернуть Богу то, что Божье, то есть самих себя в преображенном и исцеленном состоянии. И в то же время вернуть другим людям все то, что мы им задолжали, по крайней мере, сделать все возможное с нашей стороны для этого праведного дела. Но главное, мы должны осознать, что мы себе не принадлежим, но всецело принадлежим Богу. Он один –наш Царь, Владыка и Господин!
Посему пятое прошение Молитвы Господней не должно восприниматься как торг с Богом. Мол, если мы простили нашим должникам, то и Ты, Боже, теперь прощай нам. Бог никому и ничего не должен и ни в чем не нуждается. Бог абсолютно самодостаточен. Пятое прошение Молитвы Господней призывает нас всех прежде всего осознать, чем мы обязаны Богу и как мы должны вести себя, осознавая, что мы обязаны Ему ВСЕМ.
Но вернемся к следующему стиху из Библии, который помогает нам понять значение пятого прошения из Молитвы Господней: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23). Этот текст из Послания апостола Павла к Коринфянам отдает заслугу в деле нашего спасения только Сыну Божию. Это значит, что в деле нашего спасения мы не обязаны ни Ангелу, ни святому, никто не может быть соискупителем Богочеловеку. Совершенное Им на Кресте и есть самодостаточный акт в деле нашего спасения. Православный Катехизис сообщает нам: «При правосудии Божьем мы можем надеяться на прощение долгов наших – через ходатайство Господа Иисуса Христа. ″Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…″ (1Тим.2:5–6)» (419).
Итак, мы установили, что дело нашего спасения всецело зависит от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как и сказано в Книге Деяний Святых Апостолов: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11–12).
И все же зависит ли отношение Бога к нам от того, как мы относимся к другим людям? Простит ли Он нам наши долги, если мы не простим долги ближним нашим?
Мера того, как мы относимся к другим, может подсказать нам, в каком отношении мы находимся и с Богом. И в этом смысле действительно мера того, как мы относимся к другим, означает, как Бог может относиться к нам. Если говорить проще, мы не сможем приблизиться к спасительному Жертвеннику Божьему, оставаясь во вражде с ближним. Сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23–24).
Итак, мы должны принести дар всей нашей жизни Богу, но сделать это мы сможем, только примирившись с ближним нашим. Так, как и Господь примирился с каждым из нас через Свою Смерть и Воскресение. Слово «как» из рассматриваемого прошения перекликается с другими текстами из Священного Писания: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36); и еще: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34).
Итак, слова пятого прошения из Молитвы Господней: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», – есть призыв подражать Господу, уподобляться Ему Самому.
Прости брату своему, как и Господь простил тебя, и ты осознаешь, что такое есть жизнь во Христе и со Христом. Святитель Киприан Карфагенский писал: «Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и оставались такими, какими Он сделал их вторым рождением; чтобы ставши сынами Божиими, пребывали в мире Божием; чтобы у нас, у которых один дух, было одно сердце и чувство. Он не принимает жертвы от того, кто находиться во вражде, и повелевает таковому возвратиться от алтаря и прежде примириться с братом, чтобы потом можно было умилостивить Бога мирными молениями. Для Бога большая жертва – наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» (Творения, стр. 266).