Глава Первая. Церковь первых христиан. (1 – 313)
Священное Писание
Жизнь Иисуса Христа и возникновение новозаветной Церкви изложены в 4-х Евангелиях, в Посланиях и Деяних Апостолов.
Ничто в мировой литературе не может сравниться с глубиной и вместе с тем с доступностью Евангельского повествования. Ребенок и дикарь могут понять ясный язык Благовестия о пришествии Спасителя мира, на за этой кристальной простотой скрывается мудрость, превосходящая все произведения человеческого гения. Евангелия говорят уму и сердцу людей вне зависимости от их национальности, возраста и культуры. Эти книги написаны для каждого и для всех. Они возвещают всему миру, что Бог, Творец вселенной, есть Бог всепобеждающей любви, что Он ради спасения людей жил их жизнью, прошел через все их испытания и страдания вплоть до смерти на кресте, и что Он, не отняв от них их свободы, указал им путь примирения и возрождения.
Новый Завет входит в состав Библии, завершая и разъясняя смысл других книг, называемых Ветхим Заветом. В этих писаниях описывается история того Еврейского народа, из среды которого произошел Христос. Евреи, одно из мелких племен Ближнего Востока, населявшие крошечную Палестину, резко выделялись из среды других родственных им племен своими религиозными особенностями. Они твердо верили в существование Единого Бога, всемогущего Творца всего видимого и невидимого мира. Они также были убеждены, чт,о грозный Бог, даже имя Которого не смели произносить грешные человеческие уста, придет на землю, чтобы разрешить страждущее человечество от бремени его нечистоты и неведения, и что Еврейский народ избран Богом для выполнения главной роли в деле примирения Творца со Своим творением.
Нелегко было Иудеям оставаться верными этим убеждениям; разоряемые и покоряемые более сильными соседями, они часто начинали сомневаться в своем избранничестве. Выполнение строгих предписаний «закона», которые охватывали все стороны их жизни, также представлялось многим из них невыносимым игом. Книги Ветхого Завета дают яркую картину этой вековой борьбы между жестоко-выйным Израилем и Богом, предназначавшим его для выполнения особой миссии. Страницы Библии -содержат пламенные слова Пророков и Посланников Божиих, призывавших Евреев к верности однажды заключенному ими Завету, и они же повествуют о падениях избранного народа, об его малодушии и неверии. Но несмотря на противление самостной человеческой природы, подготовка к явлению Спасителя шла своим чередом, и Евангелия, в ничем несравнимых по своей силе образам, описывают пришествие Иисуса Христа, этого Посланника, обещанного Богом Еврейскому народу.
Пришествие Спасителя
Рождение Иисуса Христа совпало с тем временем, когда Израиль, после периода независимого существования, оказался включенным в великую мировую Империю, созданную гением Римского и Греческого духа. Все культурные народы Европы, Африки и западной Азии стали в 1-ом веке частью единой политической системы, могли понимать друг друга при помощи греческого языка, подчинялись одним и тем же римским законам, находились в постоянном взаимном общении благодаря сети прекрасных дорог, а также благодаря государственному порядку и безопасности путешествий.
Век, в котором родился Иисус Христос, видел первую удачную попытку вселенского объединения народов, которое было осуществлено на пространстве от Персидского залива до Ирландии и от Рейна и Дуная до истоков Нила. Римская Империя в эпоху императора Августа (31–14) достигла своего высшего расцвета. Ее искусство, архитектура, ее право до сих пор служат примером для подражания и возбуждают восхищение своим исключительным совершенством. Эта культура была плодом сотрудничества различных племен, населявших области, завоеванные Римлянами; но ни отсутствие войн, ни утонченность цивилизации, ни благоденствие и богатство не могли заглушить чувства пессимизма и глубокого неудовлетворения, царившего среди жителей Великой Империи. Под внешней, блестящей оболочкой зияла страшная пустота, созданная сознанием бесцельности человеческой жизни. Несмотря на множество храмов, на разнообразие религий и философских школ, весь римский мир страдал от одного и того же духовного недуга: ощущение рокового круга жизни, который с неуклонной последовательностью повторяет все то, что уже когда-то было пережито человечеством.
Идея замкнутых циклов истории, из которых каждый проходит через время молодости, исполненной верою и надеждой, затем достигает эпохи зрелости, а потом постепенно склоняется к своему неизбежному упадку, было общепризнанной философией Римской Империи. На этом настаивали как стоики, которые считали, что единственное достойное человека отношение к земному существованию есть мужественное перенесение его бессмысленных страданий и случайных и изменчивых радостей, так и эпикурейцы, которые проповедывали необходимость использовать те мгновения наслаждений, которые иногда выпадают на долю людей. Но и те, и другие считали жизнь тяжелым бременем, наложенным на нас безличным роком, который равно царит над участью богов и людей. Этот глубокий пессимизм делал человека жестоким и эгоистичным. Характерно, что самыми популярными развлечениями в то время были такие зрелища, как бои гладиаторов и всенародные мучения осужденных на смерть. Человек, живущий без надежды, всегда подвержен страхам, а страх делает его безразличным к страданиям других.
Этому миру утонченной красоты, глубокого разочарования, жестокости и усталости от жизни была возвещена потрясающая весть о Боговоплощении.
Мысль, что Творец вселенной готов был жить среди людей, как один из них, что Он разделил с ними их радости и страдания и даже претерпел муки крестной смерти, оказалась для Евреев, воспитанных в вере в Единого всемогущего Бога, поводом для соблазна; для Эллинов же, с их затуманенным образом Божества, она представлялась непонятным безумием. Но для тех, кто уверовал, это знание о Божественной любви стало неисчерпаемым источником сил для новой жизни, жизни очищенной от порока и обвеянной дыханием святости, веры и надежды.
Богочеловек Иисус Христос родился в Вифлееме. По своему происхождению Иисус принадлежал к древнему роду Царя и Пророка Давида. Его Мать – Дева Мария, воплотила в себе самое возвышенное и святое, чем обладал Еврейский народ. Она является совершенным выражением смирения и дерзновения, девства и материнства, веры и любви.
До 30 лет Иисус оставался неузнанным миром, но после Своего Крещения у Предтечи и Пророка Иоанна, Он выступил на проповедь, сразу привлекшую к Нему внимание всей страны. В течение трех лет, окруженный Своими учениками, Он проходил через города и селения Палестины, возвещая пришествие Царства Божия, призывая всех к покаянию- и к вере в Сына Божия, Спасителя мира. Он исцелял больных, изгонял злых духов, освобождал людей от бремени их страстей, насыщал с царской щедростью жаждущих и голодных. Он совершал многочисленные чудеса, которые показывали колеблющимся и сомневающимся Его власть, как над силой зла, так и над всей природой.
Вначале весть о пришествии Спасителя была встречена с радостью иудейским народом, мечтавшим о своем освобождении от подчинения Риму. Но когда его начальники поняли, что Иисус Христос обещает, уверовавшим в Него, победу над грехом и примирение с Богом, а не политическое освобождение, то они предали Спасителя своим поработителям римлянам, обвинив Его в противлении императору. Прокуратор Пилат, представитель имперской власти, знал о лживости этих обвинений, и не хотел вначале посылать Иисуса Христа на смерть. Но испугавшись, что и он может быть заподозрен в сочувствии к врагам всемогущего главы государства, он, умыв руки, отдал Спасителя в руки палачей, осудив Его на самую мучительную казнь, смерть через распятие.
Распятие
Стремительное и победоносное распространение христианства в первые века его истории является одним из самых показательных примеров возможности чуда, возможности таких событий в жизни человечества, которые не могут быть ни предвидены, ни объяснены на основании нашего повседневного опыта. Когда Иисус Христос умер на кресте, воздвигнутом на лобном месте вблизи Иерусалима, преданный одним из Своих избранных учеников и оставленный другими, то все дело Его жизни казалось безвозвратно погибшим. Его призыв к любви, всепрощению и к восстановлению вселенского братства был с ненавистью отвергнут иудейским народом, который должен был взять на себя осуществление этой миссии. С презрением и равнодушием отнеслись к Его проповеди властители мира – Римляне, которые сумели объединить миллионы людей силой своего меча и сурового правосудия. Учение Христа не было услышано и Греками – прирожденными философами и почитателями мудрости. Даже те простые и чистые сердцем Галилейские рыбаки, которых собрал вокруг Себя Сын Человеческий, даже и те в страхе покинули своего Наставника и разбежались, как овцы, потерявшие своего пастыря. Благая весть не дошла до. сознания человечества, проповедь Христа не принесла плодов. Сыны сего мира победили небесного Посланника. Так могли думать те немногие верные женщины, которые в безысходном горе наблюдали, как Иосиф, один из тайных учеников Спасителя, погребал Его бездыханное тело в пещере, высеченной в скале, недалеко от места Распятия. Когда первосвященники и вожди Израиля наложили печать на плиты гробницы и поставили своих воинов сторожить ее от возможных попыток учеников унести тело их Учителя, эти меры казались излишней предосторожностью – ученики в страхе и в отчаянии бежали из Иерусалима. Они не нашли в себе мужества остаться верными своему Наставнику в часы Его страдания и смерти. Они оказались неспособными продолжать начатое Им дело.
Воскресение Спасителя
Но совершилось чудо, чудо Воскресения Спасителя, которое обратило Его смерть на кресте в величайшую победу жизни над силами зла, страха и разрушения. Евангелия, в виде отдельных, отрывочных рассказов, повествуют о Воскресении Иисуса Христа. Враги христианства много раз пытались опровергнуть их достоверность, ,они стремились доказать, что не было и не могло быть Воскресения Христа, что явления Его, описанные в Евагелии, были лишь обманчивым видением, которое соблазнило Его отчаявшихся учеников. Но все эти попытки всегда оканчивались неудачей, они никогда не могли ответить на вопрос, какая же сила в таком случае смогла совершить коренное духовное перерождение учеников, каким образом напуганные и рассеянные Галилейские рыбаки стали дерзновенными Апостолами христианской Церкви, Церкви, победившей империю и сокрушившей все те преграды, которые воздвигли против нее ненависть Иудейства, неверие Эллинов и презрение Рима, Церкви, которая до наших дней продолжает свое дело спасения, несмотря на вражду и сопротивление самостного человечества, Церкви, которая не боится ни гонения, ни насмешек, ни клеветы и является единственной силой, которую не может сломить никакая жестокость, никакое ухищрение и насилие ее противников. Эта Церковь нашла свою душу в день Воскресения Спасителя, и она остается до наших дней верным свидетелем истинности этого величайшего события в истории мира.
Распространение христианства было столь быстро и неожиданно, что наиболее убедительное объяснение этого иначе непонятного явления заключается в Евангельских повествованиях: Христос воистину воскрес, и Его победа над смертью положила основание новому опыту в жизни людей. Она дала им возможность найти свое единство вокруг Его Божественной личности. Христиане получили ту власть над силами неверия и порока, которая делает Церковь Христову самым творческим и дерзновенным сообществом людей на земле.
Начало Церкви
История ранней Церкви описана в Деяниях Апостолов. При чтении этой книги, обвеянной радостной вестью о Воскресеньи, возникает яркий образ жизни первых христиан. Общины тех, кто поверил в Боговоплощение, состояли первоначально преимущественно из евреев, так как к этому пароду была обращена проповедь Апостолов. Еврейство ждало Мессию. Оно знало о возможном пришествии посланника Божия, который должен был начать новый период в истории человечества. Все великие пророки Ветхого Завета предсказывали Его появление. Поэтому евреи были более подготовлены к вере в Искупителя, чем язычники. Но еврейское сознание было затемнено убеждением, что Мессия явится прежде всего освободителем своего народа от подчинения иноземцам, и они представляли себе Спасителя в образе могучего политического вождя, предводителя победоносной армии, человеком, превосходящим по своей внешней силе и власти самого императора Рима. Для еврейского сознания, величие Божие требовало облечения Его Посланника в порфиру и в багряницу, эти традиционные принадлежности царского могущества. Но не таким оказался пришедший Мессия. Образ униженного Сына Божьего, Который носил царские одежды лишь в часы издевательства над Ним толпы грубых солдат, был неприемлем для иудейского сознания. Большинство из них поэтому отказывались вникать в сущность проповеди Апостолов, как только они узнавали, что Мессия, проповедуемый ими, был распят на кресте, на этом позорном орудии казни. Но все же некоторые из них загорелись огнем веры, крестились и становились членами новозаветной Церкви. То же делали и язычники, хотя и в меньшем числе, так как они были еще менее подготовлены к принятию благой вести о Боговоплощении.
Отличительные черты Церкви первых христиан
Первоначальные христианские общины были немногочисленны. Они состояли, главным образом, из бедных, униженных людей, но их участники обладали силой, которую искал и не мог найти языческий мир. Три черты отличали христиан от остального населения Римской империи. Они имели подлинное знание о Боге, жили в любви и единодушии друг с другом и они не боялись смерти. Эти три черты выделяли христиан в особый род людей, равно отличных к от иудеев, и от язычников, и делали их объектом зависти и клеветы остального населения; но вместе с тем эти же особенности христиан привлекали к ним все новых и новых последователей.
Свидетельство Киприана Карфагенского
Среди литературных памятников первых веков, особенное место занимает описание своего обращения в христианство Киприана, богатого адвоката из Северной Африки, впоследствии ставшего Епископом и принявшего мученическую смерть 14 сентября 258 года.
Св. Киприан принадлежал к высшим слоям римского общества. Он был блестящий оратор, имевший большую адвокатскую практику, он знал и любил греческую и римскую поэзию и философию, и с презрением относился к гонимым, мало образованным христианам, которым он приписывал все наиболее суеверные и непросвещенные взгляды. Жизнь Киприана проходила в успехах и довольстве, но вдруг неожиданно в Северной Африке началась эпидемия чумы. Паника охватила население, бедные, богатые, образованные и невежды – все кинулись спасать свою жизнь, каждый думал лишь о самом себе. Родители бросали на произвол судьбы своих заболевших детей, мужья своих жен, жены своих мужей, и обычно, чем богаче и культурнее были они, тем эгоистичнее и трусливее держали они себя перед лицом смерти, тем более были охвачены они животным страхом за свое существование.
Среди этих обезумевших толп, метавшихся по стране и тщетно искавших защиты от всюду подстерегавшей их опасности, оказалась, однако, группа лиц, которая совершенно по иному отнеслась к постигшему всех бедствию. Это были христиане. Они не бежали от смерти, они не бросали на произвол судьбы своих больных, а, наоборот, с любовью ухаживали за ними, стараясь спасти их от тлетворной язвы. Если же все их усилия оказывались тщетными, они с благоговением хоронили своих покойников, а не слагали в груды брошенные трупы, как некую нечистоту, что делали язычники. Но больше всего по- разило Киприана, что христиане даже охотно помогали и заболевшим язычникам. Эти гонимые и презираемые люди оказывали помощь своим врагам, тем, кого в страхе обрекали на гибель их собственные друзья и ближайшие родственники. Св. Киприан был потрясен. Он увидал, что у христиан есть сила, которая отсутствует у язычников. Он понял, что они владеют той истиной, которую он напрасно искал в писаниях знаменитых мудрецов Греции и Рима. Св. Киприан стал христианином. Он вскоре был избран Епископом своего города, и когда наступила новая эпоха гонений, он мужественно и спокойно принял смерть ради своей веры во Христа, одушевляемый той же силой, которая помогала его собратьям по вере оставаться в зараженном городе и ухаживать за теми, кого поражал страшный недуг. Чем же отличалась христианская вера в Бога от языческой? Отчего христиане могли лучше других любить своих ближних и успешнее преодолевать страх смерти, присущий каждому человеку?
Христианская вера в Св. Троицу
Большинство язычников тоже верило в Бога. Они тоже считали любовь высшей добродетелью, и все их жертвоприношения и обряды имели целью избежать загробные муки и обеспечить блаженное состояние после смерти, но результаты усилий христиан и язычников были иными. Основное отличие веры христиан от языческой было то, что члены Церкви исповедывали Единого Творца мира, Бога, поклоняемого во Святой Троице – Отца, Сына и Святого Духа. Учение о Святой Живоначальной Троице казалось особенно странным для язычников, и в наше время существует много лиц, не могущих примирить веру в единого Бога с Его Троичностью. Они обычно считают, что так как три и один исключают взаимно друг друга, то Бог не может быть и единым, и троичным. В действительности же образ Св. Троицы лишь один может разъяснить человеческому сознанию, как Всемогущий и Непостижимый Бог является вместе с тем любящим Отцом страждущего человечества, Сыном Искупителем и Спасителем, и всеобъемлющим и всеосвящаюшим Св. Духом. Сущность любви есть стремление к единству свободных и независимых личностей. Там, где есть подлинная любовь, не может быть ни принуждения, ни поглощения друг друга; но должно существовать равенство и гармония между любящими. Если Бог есть любовь, то и в Нем должно происходить общение любви, и эту тайну природы Божественной жизни приоткрывает учение о Св. Троице. Оно указывает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – единосущны и равны друг другу. Находясь между собой в единстве любви и обладая полной гармонией, три лица Св. Троицы никогда не сливаются друг г. другом и каждый из них не теряет своей неповторимой личности. Откровение о Св. Троице может показаться противоречащим нашему логическому разуму, но это противоречие лишь поверхностно и мнимо. В действительности же оно соответствует глубочайшим прозрениям человеческого духа и подтверждается наблюдениями над жизнью мира. Вселенная является творением Троичного Бога, и все существующее отражает на себе свет Триединого Божества. Многие религии прозревают тайну Троичности и поклоняются Творцу в образе трех верховных существ2, но только в Христианстве учение о Св. Троице нашло свое ясное и полное выражение. Ибо само Второе Лицо Св. Троицы, воплотившись, показало людям силу Божественной любви и одновременно открыло человечеству доступ к тайне Святой Троицы, выражающей сокровенную внутреннюю жизнь самого Божества. Вот почему Троичность раскрывается через Боговоплощение, и Боговоплощение может быть лишь усвоено в свете учения о Св. Троице. На этих двух основных догматах Троичности и Боговоплощения строится все христианское мировоззрение. Оно объясняет возможность общения между человеком и Богом и доказывает, что неискоренимое стремление человека к истине, добру и красоте не есть самообман, но соответствует объективной реальности мира, ибо сам его Творец есть истина, любовь и красота.
Св. Таинства
Христианство, однако, не только указует путь, оно оказывает и помощь человеку для успешного его прохождения, оно дает ему силы для борьбы с эгоизмом, страхом и духовной слепотой. Евреи и язычники, вступавшие под свод Церкви, не только просвещались в своем разуме, но и преображались нравственно через участие в Св. Таинствах. Все религии имеют свой культ, который обычно находит свое высшее проявление в жертвоприношениях. Цель этого, нередко очень сложного религиозного ритуала, одна и та же – пробудить духовно человека, помочь ему осознать реальность Божественных сил в мире и возбудить и нем желание лучшей и более чистой жизни.
Разные религии обычно подчеркивают разные стороны культа, и только в Церкви он находит свое конечное оправдание и завершение. Вся жизнь христиан освящается и укрепляется Святыми Таинствами. В них они черпают из неиссякаемого источника новой жизни, любви и веры.
Крещение
Первым таинством введения в жизнь Церкви было и есть Крещение. Оно есть прообраз крестной смерти Спасителя и Его Воскресения. Поэтому все те, кто крещены во Христа, с Ним умирают, чтобы и с Ним воскреснуть. В крещении христианин освобождается от всеобщего участия в первородном грехе непослушания воле Божией и облекается в нового Адама – Спасителя мира, открывшего людям тайну Святой Троицы. Вот почему все крещенные крестятся во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Сам акт присоединения к Церкви через крещение заключает в себе исповедание веры в Искупителя мира и в спасение через Иисуса Христа.
Крещение через троекратное погружение в воду означает добровольное согласие верующего отречься от своего ветхого человека, умереть для жизни греха и самости, которую он вел до тех пор, для того, чтобы восстать уже новым существом, знающим правду о Боге и о Его любви к миру. Вновь крещенный выражает свое согласие вступить в братские отношения со своими ближними и обязывается трудиться над укреплением того мира и единодушия, которые были потеряны в результате грехопадения и восстановление которых делает возможным полноту общения между Святым Духом и человечеством.
Русское слово «крещение», которое объединяет понятие Креста с троекратным погружением в воду, глубоко прозревает истинное значение этого таинства, ибо в смерти крестной заключается образ отношений между Богом и человеком так, как их понимает Церковь. Человек, распятый на Кресте, сначала возносится ввысь, это соответствует тому неизъяснимому стремлению человеческого духа к добру, истине и красоте, которое существует в каждой, даже самой затемненной человеческой душе, но этот порыв обречен на бесплодие, вертикальная линия креста оказывается пересеченной, зачеркнутой другой – горизонтальной. Человек погибает на кресте, так как его тело неудержимо стремится вниз, он гибнет от тяжести и вещественности своей плоти.
Но эта смерть не несет конца его существования, вертикальная линия побеждает горизонтальную, она продолжается ввысь и уходит свободно в небо, не сдерживаемая уже более никакой преградой, окрыленная победой Воскресения. В этом образе креста заключается сущность христианства: оно возвещает миру, что, через добровольно взятые на себя страдания и смерть, последователь Христа может достичь победы над грехом, обрести радость и славу Воскресения и жизнь вечную. Христианство утверждает, что стремление к добру не есть иллюзия или насмешка над нами слепых сил природы, но что оно соответствует назначению человека, что оно согласно с волей его Всемогущего Творца. Но эта победа добра не дается даром. Она требует от человека жертвенности и дерзновения, готовности отказаться от своего физического благополучия ради достижения свободы и истины.
Если человек согласен на эти жертвы, он делается господином самого себя и окружающего его мира, членом Вселенской Церкви и любящим братом во Христе своего ближнего.
Миропомазание
Возрожденный в крещении христианин получал дар Св. Духа в таинстве миропомазания, через которое он становился членом избранного рода святых, участником и совершителем всех Таинств Церкви, ибо миропомазание делает нас всех носителями благодатных даров, служителями Церкви в чине мирянина.
Евхаристия
Все миропомазанные христиане приглашались в первые века и приглашаются теперь на Божественную трапезу жертвенной любви Христовой, на Святую Евхаристию. В этом священнейшем таинстве, христиане, собранные в единую семью, прообразуют всю жизнь Спасителя, Его рождение, Его проповедь, Его чудеса, Его вход в Иерусалим, Тайную Вечерю, Неправедный суд над Ним, Его смерть, Воскресение, Вознесение и Второе Пришествие. Вспоминая и предваряя все эти события, они на каждой Евхаристии подлинно участвуют в них и соединяются со Христом через вкушение его Тела и Крови, преподаваемого под видом хлеба и вина.
Таинство Евхаристии выражает всю сущность христианского учения. Оно является исповеданием веры в Боговоплощение, оно утверждает, что любого и единодушие среди людей одни способны открыть им двери, ведущие к полноте Богообщения. Оно учит, что весь видимый, вещественный мир является созданием благого Творца, ибо хлеб и вино могут быть пресуществлены в самую Плоть и Кровь воскресшего Спасителя. Наконец, оно напоминает верующим, что земля нуждается в неустанных трудах человека, ибо ему дана Богом ответственность за всю природу. В знак этой власти христианин приносит Творцу вселенной хлеб и вино – плоды своего труда, и Спаситель Мира, приемля эти дары, возвращает их верующим в виде святого таинства, освящающего и возрождающего всего человека, его дух и его тело. Таково значение Евхаристии, все же остальные таинства дополняют и восполняют ее.
В таинстве Покаяния христианин, нарушивший заповедь о Любви, примеряется с Церковью, в Елеосвящении он исцеляется от своих душевных и физических недугов, в таинстве Венчания он получает благословение на супружескую жизнь, в таинстве Священства он уполномачивается на служение Церкви в сане дьякона, священника или епископа. Кроме этих главных таинств, Церковь знает множество других тайнодействий, которые способствуют оцерковлению земной жизни и облегчают борьбу человека против греха, раздоров и смерти.
Церковь среди язычников в первые три века своей истории
Для того, чтобы яснее понять место Церкви в жизни человечества, ее лучше всего изучать в первые три века ее существования, когда ее члены не должны были брать на себя выполнение заданий, начертанных государством. В то время Церковь представляла из себя небольшие общины верующих, раскинутые по всем областям Римской Империи. Каждая община избирала из своей среды Епископа, который руководил ее жизнью, пресвитеров, помогавших ему своими советами и облегчавших его труды по управлению, дьяконов, заведывавших материальными делами Церкви. Однако, никто из них не мог ничего делать без согласия и совещания со всею общиною. Все члены поместной Церкви составляли единую семью. Они жили в единодушии друг с другом, оказывали друг другу духовную и материальную помощь и особенное внимание обращали на защиту самых слабых своих членов: сирот, вдов и больных.
Древний мир, несмотря на свою высокую интеллектуальную и артистическую культуру, не знал жалости к нищим и обездоленным. Госпиталя, приюты, дома для стариков, являются плодами христианского влияния на человечество. В Римской Империи больных, особенно, когда они были рабы или бедняки, выносили за черту города и предоставляли их собственной участи, обычно смерти ют голода и истощения. Сироты же и вдовы часто попадали в рабство, если у них не было влиятельных покровителей. Только одни христиане не хотели следовать по этому пути, и потому одной из их постоянных забот была помощь беззащитным своим членам. В ее распределении принимали участие все верующие, но особенную ответственность за нее несли дьяконы и церковные вдовы. Так назывались те женщины, которые отдавали все свои силы служению другим. Впоследствии они стали посвящаться в сан дьяконисс и причислялись к клиру Церкви.
Эта обширная взаимопомощь не ограничивалась пределами лишь местной общины. Все Церкви находились в постоянном общении друг с другом. Между ними велась регулярная переписка. Не редко более богатые Церкви оказывали значительную материальную помощь менее состоятельным общинам. До нас дошел целый ряд посланий, которыми обменивались поместные Церкви, и они показывают, что христиане в Галлии находились в сношениях с Малой Азией; Северная Африка переписывалась с Сирией; Мессопотамия и Египет имели сношения с Испанией. Центр всех этих международных связей был в Риме, столице Империи, куда стекались христиане со всех концов света и где можно было получить сведения о самых отдаленных Церквах. Гостеприимство для путешествующих было также одной :из характерных черт ранней церковной жизни; христиане всегда могли рассчитывать на радушный прием в домах своих единомышленников по вере. Все эти виды благотворительности не были лишь проявлениями желания взаимно застраховать себя на случай несчастий. Они были выражением веры христиан в истинное братство всех людей: богатых и бедных, свободных и рабов, белых и черных; плодом их знания, что Творец Вселенной есть благой и любящий Отец, ожидающий единства и братолюбия среди тех, кто познал Его истинную природу.
При подобном описании жизни первоначальной Церкви невольно возникает вопрос, каким образом христиане вначале своей истории могли жить в таком подлинном единодушии, где находили они силу и вдохновение для борьбы со своим эгоизмом. Они были такие же люди, как :и члены Церкви в другие периоды истории, и им было так же трудно, как и другим жить в духе христианской любви и миролюбия. Но разница между ними и последующими поколениями заключалась в их ином отношении к Церкви и к ее таинствам.
Место Евхаристии в жизни ранней Церкви
Жизнь первых христиан была сосредоточена вокруг Евхаристии. Все члены местной Церкви собирались каждый Воскресный день для совершения этого великого таинства. Все приобщались на каждой службе. Но они приходили в церковь не только, чтобы молиться Богу. После службы они все участвовали в общей трапезе, в так называемой Агапе или Вечери любви, и на ней они делились друг с другом своими радостями и горем; там же обездоленные члены Церкви получали помощь от имущих братьев, там же решались все вопросы, касающиеся их церковной жизни, и происходило избрание пастырей. Церковь давала много своим членам, но она и требовала многого от них. Личная жизнь каждого христианина должна была соответствовать его христианской вере. Всякий, кто нарушал заповеди, отлучался от Причастия и должен был в течение долгого публичного покаяния искупать свою вину перед Богом, Церковью и своим ближним.
На каждой службе все те, кто принадлежал к группе кающихся, должны были стоять отдельно от верных, и нередко в течение многих лет христиане оставались отлученными от Св. Чаши. Еще большие жертвы требовались от членов Церкви во время гонений.
Когда наступали эти кровавые испытания, христианин мог спасти свою жизнь и жизнь своих ближних через отречение от Христа. Те же, кто отказывались это сделать, подвергались преследованию, пыткам и обычно предавались на смерть. Конечно, не все христиане выдерживали этот огненный искус, но большинство из них предпочитало физическую смерть существованию вне того света и радости, которые они нашли в Церкви. Жизнь в христианской общине была столь притягательна, что ее члены, даже согрешившие или временно отрекшиеся от Христа во время гонений, охотно соглашались на долгие годы покаяния, но не хотели окончательно порвать свою связь с нею.
Таковыми были первоначальные христиане, малочисленные, гонимые, презираемые, они открыли новую страницу в жизни человечества. Они показали разочарованному миру Римской Империи возможность подлинного братства среди людей, их свободного, радостного единства, основанного не на страхе и принуждении, но на твердом основании веры в совершившееся Боговоплощение.
Причины гонений
Если такова была природа христианской общины, то почему же римские власти так упорно преследовали е? членов? Обсуждение этого вопроса тем более уместно, что Римская Империя охотно допускала и даже покровительствовала всевозможным религиям. Ее граждане могли поклоняться любым богам и даже в самом Риме можно было найти храмы, посвященные божествам всех народов. Только одно христианство было исключено из числа терпимых религий и принадлежность к нему сурово каралась законом. Причина подобного отношения заключалась в отказе христиан воздавать божеские почести Императору, верховному главе всей Империи, олицетворению ее единства. В нем римляне боготворили ту власть насилия, которая возвела их на вершину могущества3. Все граждане Римской Империи, вне зависимости от их религиозных верований, готовы были поклоняться Императору так же, как и современные люди, незнающие или отрицающие христианство, склоняются перед авторитетом своих правителей. Но христиане в этом вопросе не могли и не могут следовать примеру других. Им дано ведение истинного Бога, и они знают греховность и ограниченность каждого человека и всю временность земной славы и величия. Христиане никогда не были революционерами. Они не пытались и не пытаются теперь свергать существующую власть, и они остаются законопослушными и мирными гражданами Государства. Но всегда и повсюду смиренно, но твердо, они отказываются обоготворять человека, превозносить насилие и считать, что тот, кто достиг возможности принуждать других людей, поднялся тем самым ступенью выше к совершенству и достоин поэтому всеобщего прославления. Христианин знает лишь одного Господина – Бога, поклоняемого в Святой Троице, он признает только один закон – заповедь любви к Богу и к ближнему. На этом основании и возникла борьба Рима с христианством, длившаяся в течение почти трех веков и окончившаяся примирением между ними, заключенным одним из величайших правителей мира, Императором Константином Великим (306–337). В 313 году он издал в Милане эдикт, предоставлявший христианской религии те же права, которыми обладали языческие культы.
Так кончились попытки Империи уничтожить Церковь, и начался новый период в истории христианства.
Римская Империя при Диоклетиане. (284 – 305)
Целый ряд глубоких причин, как личных, так и общегосударственных, принудил Константина Великого прекратить преследования христиан. Но одной из самых серьезных среди них была полная неудача его предшественника и учителя, Императора Диоклетиана, вдохнуть новую жизнь в распадающуюся Империю с помощью преобразованного язычества.
В течение большей части 3-го века Римская Империя жила в состоянии междуусобий. Императоры низвергались и возвышались по прихоти солдат, управление государством находилось в руках хищных и безответственных временщиков. Огромная, многоязычная Империя, включавшая в себя людей, исповедывавших самые различные религии, разделявших самые противоположные взгляды на жизнь, не имела ни общего идеала, ни единого направления. Ее составные части лишь по инерции продолжали свое совместное существование. Руководители Империи сознавали необходимость коренных реформ, но долгое время не находилось человека, имевшего дерзновение приступить к перестройке всего огромного, пришедшего в ветхость здания.
Наконец, таковым правителем оказался Диоклетиан († 318). Его 20-летнее (284–305) правление внесло больше перемен в политический строй Империи, чем 300 лет предшествовавших ему царствований.
Сам Диоклетиан был простой и грубый солдат, но под его суровой оболочкой билось сердце вдохновенного реформатора, который умелой и твердой рукой разрушал вековые установления и предания Рима и заменял их новыми формами управления. Не было области жизни Империи, которая бы осталась нетронутой Диоклетианом. Он перекроил ее на новые провинции, произвел коренные изменения в финансах и администрации, установил новый порядок престолонаследия; его разрыв с прошлым зашел так далеко, что он покинул даже Рим с его неумирающей республиканской традицией и перенес свою столицу в Никомидию, расположенную в Малой Азии.
Все эти разнообразные перемены преследовали одну и ту же задачу. Диоклетиан желал на место Римской Республики, ставшей мировой Империей, поставить монолитную монархию, где каждый служил бы целому, и где жизнь всех людей направлялась бы к заранее продуманной цели, избранной высшей властью. Но для того, чтобы сохранить единство всего этого огромного государственного механизма, доставленного из бесчисленного множества человеческих существ, Диоклетиану нужна была мощная религиозная идея, санкция которой оправдала бы те жертвы, страдания и тяготы, которые Империя налагала на своих жителей. Этой религиозной силой должна была стать, по мысли Диоклетиана, вера в Императора, как в земное воплощение всесильного и единого творца вселенной. Диоклетиан попытался восстановить тот культ Монарха-Бога, который процветал в Египте и у других восточных народов. Его не удовлетворяло то поклонение Императору, которое существовало в Риме при его предшественниках и которое никогда не имело за собой истинного религиозного пафоса. С присущей ему энергией, Диоклетиан приступил к осуществлению своих планов. Он резко изменил весь придворный ритуал. Стал почти невидимым для своих подданных и требовал от всех являвшихся к нему божеских поклонений своей личности.
Грандиозная попытка Диоклетиана найти новое духовное единство государства в культе Императора-Бога окончилась неудачей. Разочарованный и усталый языческий мир остался скептически равнодушным к новому божеству. Император-Бог не вызвал ни любви, ни веры среди своих подданных. Но другие реформы Диоклетиана оказались более жизненными, и они укрепили Империю, продлив ее жизнь еще на многие столетия. Что касается Церкви, то она подверглась при Диоклетиане самому страшному из всех испытанных ею гонений.
Его предшественники не имели ни времени, ни силы убеждения, нужной для искоренения христиан. Они преследовали Церковь постольку, поскольку она попадалась на их пути. Отношение Диоклетиана к христианам было иное. Он поставил своей основной целью окончательное уничтожение христианства, ибо в его государстве суровой дисциплины и беспрекословного подчинения божественной власти Императора не было места для христиан с их духом любви и свободы. До самого своего добровольного отречения в 305 году, Диоклетиан беспощадно гнал верующих. Во всех городах Империи широким потоком лилась кровь мучеников. Но несмотря на все свои усилия, и он не сумел добиться уничтожения Церкви. Глубоко израненная, потерявшая множество своих членов, она пережила своего мучителя и вскоре неожиданно оказалась призванной придти на помощь изнемогавшей Римской Державе. Этот переворот совершил преемник Диоклетиана император Константин.
* * *
Религии Индии, древнего Египта и других Восточных пародов.
Римский император занимал то же место в своем государстве, которое принадлежит главам современных тоталитарных государств.