Источник

О Субботе и Воскресеньи

Какое имеют нововведенное отличие сектанты-адвентисты седьмого дня по сравнению с Христовой Церковью Православной?

Адвентисты отменили празднование Воскресенья и празднуют, по Ветхозаветному, субботу.

Праздновали ли до нас Воскресенье?

Праздновали отцы наши, деды, прадеды, прапрадеды и т.д.

С какого времени на Руси празднуется Воскресенье?

С того времени, как русские приняли христианскую веру от греков.

С давних ли пор праздновали Воскресенье на Востоке, в Греческом царстве?

Праздновали с тех пор, как христианство стало греко-римской государственной религией.

Есть ли доказательство того, что Воскресенье праздновали христиане еще и до равноапостольного Царя Константина?

Есть и очень много.

Какие документальные свидетельства о праздновании Воскресенья сохранились до нас от 3 века, т.е. от времени Константина Великого?

О праздновании христианами Воскресенья свидетельствуют следующие лица: учитель Церкви Ориген, скончавшийся около 255 года; учитель карфагенский Тертулиан (умерший около 220 года) в 13 гл. 1 кн. «к народам» и св. Климент Александрийский, умерший в 220 году. Последний говорит: «исполняющий завет Евангелия творит оный день Господним, когда отринув злой помысл души и получив мысль и познание о Самом Господе, славит воскресенье».

Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья во втором веке?

Есть. Историк Евсевий Кесайский сообщает, что ему известно целое сочинение о праздновании Воскресенья, написанное апологетом (защитником христианства) Мелитоном Сардийским около 166 года.

О необходимости оставить закон Иудейский и праздновать Воскресенье пишет и св. Игнатий Богоносец – тот Игнатий, который жил еще при Христе Спасителе: его, когда он был еще дитятею, Господь поставил среди Апостолов и сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:1–4). Святой Игнатий Богоносец пишет в послании к Магнизийцам: «сделавшись Его (Христа) учениками, научимся жить по-христиански... извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, и жить по-Иудейски; ибо не в Иудейство уверовало христианство; напротив, Иудейство – в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога (гл. X)... Жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, – хотя некоторые и отвергают ее (гл. IX)... Если мы доселе еще живем по закону Иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати (гл. VIII)

О праздновании Воскресенья говорится еще и в книге «учение Двенадцати Апостолов», дошедшей до нас от начала 2-го века.

Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья в первый век христианства?

Есть. Об этом говорит 64 правило св. Апостолов. И Ап. Варнава пишет в своем послании: «мы и проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес» из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо.

Есть ли в св. Писании указание на празднование Воскресенья?

Есть. В кн. Деяний св. Апостолов, в 20й гл, ст. 6–11 передается, что Ап. Павел пробыл в Троаде семь дней. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Собрание это было торжественное, праздничное, потому что «в горнице, где мы, – повествует св. Лука, – собрались, было довольно светильников». Здесь Апостол, «преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:6–11).

Из всех семи дней пребывания в Троаде Апостолы с христианами избрали для торжественного собрания «первый день», то есть, Воскресенье; значит, этот день у них выделялся среди других дней недели.

С какого же времени начали выделяться для празднования первый или, как его считали еще, восьмой день недели?

С того часа, как в этот день воскрес из мертвых Христос Спаситель. В этот же день преимущественно и являлся воскресший Господь Апостолам и верующим женам.

Где можно найти свидетельства об этих явлениях воскресшего Христа Иисуса?

В св. Писании. Здесь указывается, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам мироносицам (Мф. 28:1, 9) Марии Магдалине (Мр. 16:9), Ап. Петру (Лк. 24:34), Клеопе и Луке (Лк. 24:13–32), одиннадцати без Фомы (Ин. 20:19) и одиннадцати с Фомой (Ин. 20:26).

Есть ли предсказание о прославлении дня Воскресения Господня?

Псалмопевец и пророк Давид молил Господа о спасении и предсказывал, что Господь уже определил этот день. «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же»! (Пс. 117:21–25).

В какой же день Господь соделал наше спасение?

Апостол Петр говорит, что Бог «по великой милости Своей возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1Петр 1:3), а воскрес Христос в первый день недели (Мр. 16:9), то есть, по – нашему, в Воскресенье. Первый день был началом творения мира, и этот день стал началом новой жизни благодатной.

Почему же адвентисты седьмого дня не празднуют Воскресенья, как празднуют его все христиане со времен свв. Апостолов?

Они говорят, что в св. Писании нет на это прямого повеления?

Что отвечать адвентистам на это их суждение?

Нужно говорить им, что в св. Писании нет повеления праздновать и св. Пасху и Рождество Христово. Однако никто из христиан не станет отказываться от празднования этих священных дней. Подобно этим великим праздникам, всегда праздновалось у христиан и Воскресенье вместо субботы. Об этом говорит нам св. Предание христианское и история Церкви Христовой12.

На каком же основании адвентисты празднуют субботу вместо Воскресенья?

Они говорят, что суббота праздновалась с самого сотворения мира и должна праздноваться, доколе не закончится существование мира.

Правда ли, что суббота праздновалась с самого сотворения мира, когда «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2, 3)?

Из этого приводимого сектантами текста вовсе не видно, чтобы Господь приказал человеку праздновать субботу. И, действительно, празднование субботы началось через 3840 лет после сотворения мира, только за 1668 лет до Рождества Христова.

По какому поводу начали люди праздновать субботу?

Израильтяне были в Египетском рабстве, и Господь чудесно избавил их от неволи, вывел из Египта и повел в землю Ханаанскую. Бог чудесно провел их через Чермное (Красное) море и по пути, в пустыни, дал израильтянам чудесный хлеб – манну небесную, которая каждодневно падала на землю и ее собирали в количестве, нужном для дневного пропитания. «И собирали, – рассказывается в св. Писании, – его (хлеб небесный) рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно (т.е. нечто мелкое, круповидное – Исх. 16:14) таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. (А когда не на субботний день оставляли манну, то она портилась Исх. 16:20) И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исход 16:21–30).

Это первое указание в святой Библии на празднование субботы

Узаконил ли Господь для Израильтян празднование субботы?

Узаконил. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». (Исход 20:8–10).

Как должно было праздновать субботу?

В субботу ничего нельзя было делать (Исх. 20:8–10), нельзя было ни варить, ни печь (Исх. 16:23), ни зажигать огня в жилищах (Исх. 35:3), ни носить дров (Чис. 15:32–33), ни продавать, ни покупать (Неем. 10:31, 13:15–22), ни носить нош (Иер 17:21) и должно было совершать особые жертвоприношения (Чис. 28:9, 10).

Почему Господь строго воспретил евреям исполнять в субботу какую бы то ни было работу?

В св. Писании Господь так объясняет это запрещение работать в субботу. «Не делай в оный, говорит Бог, никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:10, 11).

По какому поводу и в воспоминание чего повелел Бог праздновать субботу?

Сам Господь так объясняет Израилю: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»" (Втор 5:15).

На какое время дана заповедь о соблюдении праздника субботы?

На то время, на какое определен и весь ветхий закон, то есть до утверждения Нового Завета Христом Спасителем. Так и говорится в св. Писании о ветхозаветном законе, что «он дан... до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (Гал. 3:19).

Как же сказано в св. Писании, что суббота дана Израилю, как «завет вечный на веки» (Исх. 31:16, 17)?

Здесь же и объясняется, как должно понимать эти слова. Господь говорит «сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13); то есть, Господь заключает завет на те века, пока сохранятся роды Израиля, а сохранялись они 16-ть с лишним веков, пока не пришел Христос и, вместо древнего Израиля, известного по родам, учредил новое общество истинно верующих в Него: прежде народом Божиим были все родившиеся по плоти от Авраама, а теперь Христос «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12, 13).

Можно ли было отменять то, что установлено на веки?

Можно. Так и обрезание было учреждено, как «завет вечный» (Быт. 17:7). Но ветхозаветное обрезание заменено в Новом Завете христианским крещением (Колос. 2:11), а ветхозаветная суббота – новозаветным Воскресеньем.

Какой смысл замены субботы Воскресеньем?

Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог.

Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых.

На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена?

На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году.

Как случилось это отменение?

В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: "угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:5–6, 28, 29).

Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот – в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе.

Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы?

Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать.

Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их?

Прежде всего, эти рассуждения адвентистов – чистая выдумка их, и о них нигде не написано: не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

Во-вторых, адвентисты совершенно неправильно делят ветхозаветный закон на Заповеди Божии и закон Моисеев, потому что весь ветхозаветный закон без исключения, дан Господом, а Моисей был только передатчиком. Так и говорится в свящ. Писании: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). И в книге Неемии говорится, что по желанию народа Израилева, священник Ездра «принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Ясно, что книги Моисеевы считались всегда законом Божиим. "И читали, – говорится в книге Неемии, – из книги, из закона Божия» (Неем. 8:8).

Что еще берут адвентисты из ветхозаветного закона, кроме празднования субботы?

Адвентистские «духовные лица» – лжерукоположенные проповедники и другие – берут со всех принадлежащих к адвентистской ереси десятину, то есть десятую часть их годовых доходов; кроме того, у адвентистов различаются животные на чистых и нечистых, дозволенных в пищу и недозволенных: свиньи и зайца они почему-то не едят.

Были ли в древности еретики, которые, подобно адвентистам седьмого дня, навязывали христианам празднование субботы и другие постановления ветхозаветного закона?

Были, и от них предостерегал христиан Апостол Павел. «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:9–11).

Среди Колосских христиан тоже появлялись такие же Иудействующие еретики и тоже хотели сбить их с пути истины и склонить к исполнению закона Моисеева; когда же христиане отказывались праздновать субботу и исполнять другие постановления древнего закона, то еретики укоряли их за это. Апостол и пишет по поводу этого: «никто да не осуждает вас за пищу (что вы не делите ее на чистую и нечистую Лев. 11), или за какой-нибудь праздник (Исх. 23:15; Лев. 23), или новомесячье (Чис. 10:10), или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2:16, 17); то есть, все это, перечисленное Апостолом, было тенью, предзнаменованием Христа и Его дела, а теперь все это уже исполнилось.

Могло ли отменяться празднование субботы?

Могло. Сам Христос Спаситель начал эту отмену еще до Своих страданий и воскресения из мертвых. Он, вопреки приказу жидов, творил чудеса в субботу и даже повелел исцеленному Им расслабленному, лежащему доселе у овчей купели, взять свою постель и нести, хотя это было в субботу, а в субботний день, как сказано у прор. Иеремии (Иер. 17:21), никаких нош нельзя было носить. Иудеи очень вознегодовали на Христа за Его повеление исцеленному расслабленному, как негодовали они и в других подобных случаях; но Спаситель говорил о Себе: «Сын Человеческий есть Господин и Субботы» (Мф. 12:8; Мр. 2:27, 28; Лк. 6:6–11), указывая на то, что суббота будет заменена другим праздничным радостным днем. Иудеи так гневались на Христа, что «однажды пришли в бешенство и говорили между собою, что бы Им сделать с Иисусом» (Лк. 6:11), и даже постановили «как бы погубить Его» (Мф. 12:14)

Подобно древним жидам, злобствуют на христиан за субботу и адвентисты седьмого дня, чем и доказывают, что они такие же враги спасения Христова, как и древние мучители Христовы.

Правильно ли говорят адвентисты, что празднование Воскресенья завет равноапостольного царя Константина?

Нет не правильно, потому что нами приведены уже доказательства того, что Воскресенье праздновалось всегда со времен воскресения Христа; но до царя Константина христианство было верой гонимой, преследуемой в греко-римском царстве, имевшем языческие законы, а потому Воскресенья не чтили; когда же царь Константин сам принял христианство, то он решил сделать и все греко-римское государство христианским, а с течением времени он и издал закон, по которому все его подданные должны были в своей гражданской жизни согласоваться с этим христианским праздником, т.е. с Воскресеньем, подобно тому, как у нас, с России, теперь хоть и русские подданные не православной веры, но все, однако, обязаны уважать христианское празднование Воскресенья.

Современному читателю может показаться странным: к чему читать опровержение сектантских заблуждений, когда и сект многих уже нет: толстовцы, молокане, пашковцы-евангелики, штундисты, хлысты, скопцы и др. – давно исчезли. И кажется, что вопрос сам собой закрылся. Но надо понимать, что секты возникли не сами собой, а по диавольскому научению, по бесовскому обольщению гордых людей, лишенных Божией благодати. И если сатана нашел «наиболее уязвимые точки» христианского учения, то понятно, что он продолжит «обольщать народы» (Откр 20:7) подзуживая новых и новых горделивых «правдоискателей». Исчезли одни секты, но возникли новые, и они используют ту же самую аргументацию, сплетая сеть из цитат и перевраных смыслов, чтобы оправдать свои похоти, или же, желая оторвать людей от Христа.

Ведь среди тех, кто составлял исчезнувшие секты многие были искренне уверены, что идут единственно верным путем спасения – идут за Христом – а все остальные заблуждаются. Они шли на подвиги во имя своих заблуждений, они увечили себя (например, как скопцы), а в итоге, ясно, что этим они только тешили бесов. И где они сейчас? О том даже страшно подумать! Страшная ошибка!

Ты видишь, что все их теории легко могут быть развенчаны. Но диавол долго живет на свете, и знает Писания лучше нас. Неудивительно, если новые секты используют иные (помимо рассмотреных здесь) аргументы в защиту своих заблуждений. И наверняка многие попадутся в их сети. Как этого избежать?

1) Быть в лоне Церкви Христовой.

2) Изучать самому Слово Божие, чтобы знать о чем говорится в том или ином тексте.

3) По возможности избегать встреч и дебатов с сектантами, если нет уверенности, что сможешь переубедить заблуждающегося.

Всего этого можно не объяснять человеку, имеющему сильную веру во Христа и в Его Церковь. Вера – это действительно спасательный круг, держась за который никогда не утонешь. Но сегодня люди воспитаны так, что во всем желают докопаться до истины собственным разумом. Этим и пользуется древний враг Бога и человеконенавистник – сатана. Не даром говорят, что логика – это оружие диавола. Каждый, конечно, сам в праве решать, как ему лучше идти ко спасению, но надо знать о существовании врага, его целях, и хитрости. Желаю всем спастись!

* * *

12

В Православной Церкви суббота празднуется, она всегда особо выделяется в богослужебном круге. Но ее празднование по сравнению с празднованием Воскресенья уходит в тень: как Ветхий Завет по сравнению с Новым Заветом – Ред.


Источник: Доброе исповедание : Правослный противосектантский катехизис / Н. Варжанский. - Репр. воспроизведение, c изд. 1910 г. - Москва : Благовест, 1998. - 350 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle