Источник

Церковная деятельность Царя-Мученика

Благоговейно65 изучая духовный мир Императора Николая Александровича, воспроизводишь в памяти светлые образы св. Князя Василька Ростовского, св. Великого Князя Михаила Тверского, Великого Князя Димитрия Донского и сонма благочестивых князей, озаривших своим бытием старую Русь. Он с ревностью и любовью служил, как и лучшие Великие Князья и Цари, Церкви.

«Какое, братие, великое, какое неизъяснимое утешение знать и видеть, что державный вождь русского народа, коему вверены Богом судьбы Отечества нашего, в основание всего в своем Царстве полагает не иное что, как благочестие, сам лично давая пример глубокого, чисто древлерусского благочестия, любви к благолепию служб церковных, почитания святынь русских, заботы и усердия к прославлению великих подвижников святой богоугодной жизни», – говорил перед мировой войной в Екатеринбургском соборе ныне покойный о. Иоанн Сторожев, которому волею Божиею уготовано было 14 июля 1918 г. служить в Екатеринбурге же, в Ипатьевском доме, обедницу и давать святой крест для целования так верно им обрисованному Государю Императору.

То же, обращаясь непосредственно к Государю, говорил 3 сентября 1912 г. преосвященный Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский, приветствуя Царя, присутствовавшего на освящении возобновленного древнего Златоверхо-Васильевского собора в Овруче, сооруженного впервые св. Великим Князем Владимиром в 997 г.: «В сердце народном у тебя, Государь, нет на земле соперников, а есть они только на небе. Православный народ твой никого так на земле не любит, как своего Царя. Но он любит на небе святых Божиих угодников, тех, которые, будучи в теле, жили на земле жизнью блаженных ангелов. Какова лее бывает радость народа, когда он своими глазами видит, что эти две его основные привязанности не противоставляются одна другой, но, напротив, совпадают, когда он, собираясь на поклонение святым угодникам, видит среди себя Государя своего, покидающего свои столицы и дворцы и поспешающего в глухой уголок своей необъятной страны для поклонения православной святыне. И такие радости для народа русского не на сегодня только. В черные дни своей трудовой жизни он припомнит, что могущественный Самодержец, его православный Государь, стремится разделять молитвенные подвиги своего народа, что и он услаждает душу свою созерцанием Божественной святыни, что ему, как и деревенскому простецу-крестоносцу, более всего дороги и любезны Божии святые, их помощь и слава».

В Царствование Императора Николая Александровича состоялись прославления многих святых земли Русской. Первым был прославлен митрополитом Киевским Иоанникием 9 сентября 1896 г. святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. 19 июля 1903 г. в присутствии Государя и Царской Семьи прославлен был преподобный Серафим, Саровский чудотворец. 12 июня 1909 г. состоялось окончательное прославление св. мощей княгини Анны Кашинской, в иночестве Софии. В Высочайше утвержденном докладе 7 ноября 1908 г. о прославлении сей благочестивой супруги св. Великого Князя Михаила Тверского говорилось: «В течение своей жизни быв образцом христианской супруги и матери, отличаясь христианской любовью к бедным и несчастным, проявляла искреннее благочестие, мужественно перенося всевозможные испытания».

23      мая 1910 г. древний Полоцк торжественно встречал, вместе с королевой эллинов Ольгой Константиновной, ее братом Великим Князем Константином Константиновичем, Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной и Князем Игорем Константиновичем, святые мощи преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, преставившейся в Иерусалиме в 1173 г. и почивавшей в Киеве. Крестный ход из матери городов русских вышел 19 апреля. От Киева до Орши мощи перевозились по Днепру, от Орши до Витебска – пешим путем. По пути стояли тысячи народа с зажженными свечами. В Киеве и Полоцке число богомольцев доходило до 20 000 человек. По этому поводу Государь обратился со следующим рескриптом к Киевскому митрополиту Флавиану: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным Промыслом, да пребудет святая Княжна для всего белорусского народа навеки яркою путеводительною звездою, указующей правду Православия. Проявившийся же в незабвенные дни перенесения честных мощей ее дух благочестия в народе, притекавшем в великом множестве на поклонение преподобной, да послужит в назидание и тем, кто в житейской суете и душевном смятении готов покинуть спасительный путь истинной Православной веры».

4 сентября 1911 г. владыкой Владимиром, митрополитом Московским, в присутствии Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Великого Князя Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. На торжество собралось 150 000 паломников. Государыня Императрица Александра Феодоровна и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна пожертвовали к раке лампады художественной работы. На всеподданнейшем докладе обер-прокурора Святейшего Синода о сем прославлении Государь 10 декабря 1910 г. начертал: «Благостным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русского. Приемлю предположение Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

17 февраля 1913 г. торжественно были прославлены в Москве мощи святителя Гермогена, Патриарха Московского. Государь по этому случаю телеграфировал Великой Княгине Елисавете Феодоровне: «Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена».

В 1914 г. прославлены были мощи святителя Питирима, епископа Тамбовского.

10 июня 1916 г. владыкой Макарием, митрополитом Московским, совершено было прославление мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского. На всеподданнейшем докладе Государем было начертано: «Приемлю предположения Святейшего Синода с умилением и с тем большим чувством радости, что верю в предстательство святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь православную».

В 1897 г. установлено было Святейшим Синодом местное празднование священномученику Исидору пресвитеру и с ним 72 мученикам в г. Юрьеве ливонском († 1472) и в 1911 г. – восстановлено церковное почитание преподобного Евфросина Синозерского (†1612).

В следующих двух актах выразилась ярко религиозная сущность Государя. 12 января 1909 г. Государь в рескрипте, данном митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому), писал: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник о. Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь народную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особым чувством обновляем в памяти Нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего родителя Нашего, Императора Александра III, когда угасавший Царь, пожелал молитв любимого народом молитвенника за Царя и Отечество. Ныне вместе с народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, Мы проникаемся желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины о. Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события. Будучи и по собственному духовному влечению Нашему, и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе народное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания».

Приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский по желанию Государя сослужил при бракосочетании его 14 ноября 1894 г. в церкви Зимнего дворца и при венчании на Царство в Успенском соборе 14 мая 1896 г.

В рескрипте, данном митрополиту Московскому Владимиру 26 августа 1912 г., Государь писал: «Сто лет назад, когда первопрестольная столица, а с нею и вся Святая Русь, переживала тяжкую годину нашествия дванадесяти язык, православное духовенство, перенося вместе со всем русским народом лишения и невзгоды, оказало Отечеству великую услугу. Будя в сердцах народа и доблестного воинства пламенную веру в Бога, беззаветную преданность своему Царю и любовь к Церкви и Родине, врагами униженным и поруганным, духовенство среди ужасов смерти, пожаров и разорения поддерживало мужество и крепкое стояние за Святую Русь возгреванием надежды на скорое заступление и помощь Божию. Вечно памятными останутся слова, вдохновенно сказанные преосвященным Августином при встрече в Москве блаженной памяти Императора Александра Благословенного: «С нами Бог. Разумейте, языки, и покоряйтеся, яко с нами Бог. Господь сил с тобою, Царь».

В Царствование Императора Николая Александровича развивалась церковная жизнь, которая была ему близка и понятна. Под Высочайшим покровительством работали православные братства: Виленское Свято-Духовское, Холмское Свято-Богородицкое, Ос- трожское Кирилло-Мефодиевское, Санкт-Петербургское Николаевское, Костромское Александровское, Ковенское Свято-Николаевское. Государь придавал большое значение укреплению Православия в Западном крае. Утверждая 2 июля 1898 г. особые правила, выработанные Святейшим Синодом в отношении греко-униатов, воссоединившихся с истинной Церковью, Государь писал: «Надеюсь, что эти правила удовлетворят всем справедливым требованиям и предотвратят всякую смуту, рассееваемую в народе врагами России и Православия. Поляки безвозбранно да чтут Господа Бога по латинскому обряду, русские же люди искони были и будут православными и вместе с Царем своим и Царицей выше всего чтут и любят родную Православную Церковь».      

Продолжало развиваться миссионерское дело, особенно необходимое ввиду вредной деятельности всякого рода сектантов, часто направлявшихся из-за границы. Православное миссионерское общество имело 14 отделов в разных епархиях и 10 миссий (восемь в Сибири и по одной в Японии и Соединенных Штатах). В 1909 г., при сочувствии Государя, по почину владыки Никона, архиепископа Вологодского, созван был в Троице-Сергиевой лавре съезд монашествующего духовенства в целях поднятия духовной жизни в иночестве. В июле 1908 г. в Киеве состоялся Всероссийский миссионерский съезд.

Благочестивый Государь понимал значение исторической древности в церковной области, и при нем дело это быстро развивалось. Уже в начале XX в. преосвященным указывалось на то, что при объездах ими епархий надо обращать внимание на древние храмы. В 1901 г. был Высочайше учрежден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством графа С. Д. Шереметева. Государь очень любил древнюю иконопись, и в его Царствование, в особенности с 1911 г., все более усиливался интерес к ней. В 1913 г. в Москве на Варварке, в так называемом Деловом дворе, устроена была выставка древних икон, приуроченная к 300-летию Дома Романовых. Один из крупнейших знатоков этого дела П.П. Муратов писал: «Казалось, этот интерес достиг своего апогея весной 1914 г. Ведь не было никаких сомнений, что при религиозности Государя и Государыни и при большом их внимании к русской старине, особенно пробужденном юбилейным 1913 годом, древняя русская религиозная живопись заинтересует их и найдет в них своих покровителей. Отчасти это и случилось, и для украшения Феодоровского собора в Царском Селе уже было приобретено несколько превосходных древних икон, которые могли бы составить гордость и московского собирателя» (Возрождение. 9 февраля 1933). Со слов покойного князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова, большого знатока русской старины, сотрудничавшего Государю в деле сооружения как Феодоровского собора, так и полного собранными им древностями храма Божией Матери «Скоропослушницы» в Санкт-Петербурге, на Песках, знаю, что Государь и Государыня поручали ему в последние годы приобретать древние иконы, которые в табельные и праздничные дни дарили друг другу. В 1900 г. по Высочайшему повелению возобновлен был древний (XII в.) Мстиславов храм Успения Божией Матери во Владимире-Волынском, и Государь с Семьей помогал этому святому делу.

20       августа 1912 г. в Царском Селе был освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, о котором говорилось выше. В 1910 г. под председательством князя А.А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора, успешно работавший. В 1909 г. произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест – благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 г. Царь и Царица соорудили благолепную раку к св. мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6000 рублей на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седлецкой губернии, на берегу Западного Буга. По повелению Государя в Мукдене на кладбище выстроен был храм-памятник для увековечения воинов, погибших в войне с Японией в 1904–1905 гг. Храм построен по проекту Великого Князя Петра Николаевича и представляет своим видом шлем богатыря. В Санкт-Петербурге сооружены были величественные храмы в память трехсотлетия Дома Романовых и новый морской собор, связанный с японской войной. Закончены были строением Владимирский собор в Киеве, Воскресенский «храм на крови» (в Санкт-Петербурге на месте убиения 1 марта 1881 г. Императора Александра II) и Александро-Невский в Варшаве.

Россия при Императоре Николае Александровиче продолжала украшаться обителями и церквами. В 1912 г. церквей было 53546 (в 1894 г. их было 46000), монастырей мужских – 529, женских – 456, всего – 985 (в 1894 – 774), часовен и молитвенных домов – 22850.

Государь, как и любимый им отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых потом вела кампанию Государственная Дума. К 1913 г. начальных церковно-приходских школ было 37641. В 1912 г. в этих школах обучалось 1988367 детей.

Весьма заботился Государь о положении духовенства. 3 июля 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. «Убежден, – начертал Государь при утверждении устава, – что епархиальное духовенство с углубленным рвением будет нести свое пастырское служение в истинно христианском духе».

Духовенство оправдало доверие Государя в смуту 1905–1907 гг. Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Синода за эти годы говорится: «Подвиг терпения, любви и молитвы русское духовенство несло не ослабевая... Явились и из его среды предатели, отверженные ныне церковным судом и осужденные народною совестью. Но они, слава Богу, считались единицами. Были колеблющиеся, сбитые с толку, шедшие на сближение с врагом «страха ради иудейска», но их, к счастью, были сотни из всей 50-тысячной Христовой рати русского православного духовенства».

В Царствование Императора Николая II возник вопрос о восстановлении Патриаршества. Шли подготовительные работы по созыву Собора. Государь не желал только созыва Собора в смутное время. Для столь важного дела нужно было спокойствие. «Предоставляю себе, – начертал Государь 31 марта 1905 г., – когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления». Подготовительные мероприятия начались с января 1906 г., когда образовано было, по Высочайшему повелению, особое Предсоборное присутствие. Государь 8 марта 1906 г. писал председателю этого присутствия митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию: «С глубоким вниманием слежу я за подготовительными работами к предстоящему Поместному Собору Русской Православной Церкви. Да благословит Господь ваши труды к обновлению нашей церковной жизни». Предсоборное присутствие выработало ряд важнейших постановлений, которые были представлены на благоусмотрение Государя. В 1912 г. учреждено было Предсоборное совещание для дальнейшей разработки этих вопросов. Наступившая война задержала это дело. В 1913 г. Государь наименовал духовные академии Императорскими. Живой образ Государя, как подлинно церковного и истинно народного Царя, во всей духовной красоте этого образа дает выдержка из очерка покойного епископа Митрофана Сумского «Царица Небесная в гостях у Царской Семьи» (Православная Русь. 6 декабря 1936).

Чудотворная икона Божией Матери «Почаевская», по прибытии ее 16 февраля 1913 г. в Царское Село, была принесена из Екатерининского собора во дворец. Владыка Митрофан, тогда волынский епархиальный миссионер, и иеромонах Ларгий внесли святыню. Впереди шли послушники, а позади наместник Почаевской лавры архимандрит Паисий. Его Высочество Князь Иоанн Константинович ввел их в зал.

«В дверях комнаты, – пишет владыка Митрофан, – стоял Государь Император в длинном офицерском сюртуке. Он положил два земных поклона и, приложившись к святой иконе, положил третий земной поклон. Мы вошли в комнату, которая была преграждена обычным походным полотняным иконостасом. С левой стороны было большое трюмо. Мы с о. Ларгием повернулись лицом к Государю и так держали святую икону, а отец наместник, став лицом к иконостасу, начал служить молебен. Тихо и стройно запели послушники почаевским напевом «Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиеся исцелений сподобляются...» Прямо, лицом к нам, в расстоянии на один метр, стоял Государь, налево от него – Царица Александра Феодоровна, четыре Великих Княжны, а за ними черный арап в красной одежде держал на руках Цесаревича. Князь Иоанн Константинович стоял в дверях. Все молились с большим умилением, часто становились на колена, во время чтения Евангелия Государь подошел и преклонил голову. По окончании молебна все подходили к прикладыванию по порядку: Государь, Государыня, Великие Княгини и Великие Княжны, арап поднес Цесаревича. Поклоны полагали по уставу, как в монастыре. Наследник, молитвенно крестясь, долго держал пальцы на лбу и смотрел на святую икону с великой верой, вероятно, он молил Божию Матерь даровать ему исцеление от болезни.

Цесаревич был одет в темно-синий матросский костюм и желтые ботинки, Государыня и все Княжны – в белые платья. Государь подозвал к себе Князя Иоанна Константиновича и что-то ему тихо сказал. Князь быстро ушел в зал. Через несколько времени два придворных лакея привезли на кресле даму66, одетую также во все белое. Кресло подвезли к самой иконе, и дама поцеловала святую икону.

Тем временем в зале собрались придворные служители – мужчины и женщины в самых разнообразных формах. Государь сделал им знак рукой, и все по очереди стали входить в церковь и прикладываться к святой иконе. Все полагали земные поклоны и крестились, как где-либо в монастыре. После всех подошел арап, который поднес Цесаревича; он также положил три земных поклона и поцеловал святую икону, истово полагая на себя крестное знамение. За это время Государыня и Великие Княгини с Княжнами ушли, а Государь оставался, пока все слуги приложились к святой иконе. Только тогда Государь перекрестился, снова поцеловал святую икону и отошел несколько в сторону, а мы, низко ему поклонившись, понесли святую икону обратно. Государь следовал за нами.

Уже при выходе мы снова увидели Великую Княгиню Елисавету Феодоровну. Она стояла на коленях и попросила, чтобы святую икону пронесли над ее головой, что мы и исполнили.

Внизу вестибюля стояли наши солдаты, и, когда мы вышли за двери, Государь с ними поздоровался и разговаривал. Он спросил солдат, через какие города проезжали, так ли в Житомире холодно, как в Царском, имеются ли у них перчатки и приказал надеть...»

* * *

65

Православная жизнь. Джорданвилль. 1952. № 3. С. 10–17.

66

Светлейшую княжну Орбелиани.


Источник: Русская быль : очерки истории Императорской России / Н. Д. Тальберг. - Москва : Правило веры, 2006. - 1023 с. ISBN 5-7533-0090-1

Комментарии для сайта Cackle