Источник

Храмоздание императорской России в Европе

Впервые64 в XVII в. Русское Православие делается более известным европейским народам. В их землях постепенно вырастают диковинные храмы, оглашаемые своеобразным пением, появляются священники, столь – по виду – отличные от местных. С XIX в. число русских церквей увеличивается. Естественным путем прокладывает себе путь в Европе это своеобразное русское миссионерство.

В силу различных обстоятельств возникали русские храмы. Наши Великие Княжны, выходя замуж за европейских королевичей и принцев, отеческой веры не меняли, имея при себе духовников и созидая свои храмы. Дипломатические представители Русского государства, ширившегося и приобретавшего все большее международное значение, также нуждались в удовлетворении своих религиозных потребностей. С усилением посещаемости русскими для лечения и отдохновения курортов и живописных мест Европы возникала необходимость иметь там православные церкви.

Посильное изложение истории возникновения всех этих храмов в Европе и является задачей данного очерка. Главными источниками для такового послужили замечательные книги протоиерея Алексия Петровича Мальцева: «Православные церкви и русские учреждения за границей» (Братский ежегодник. СПб., 1906) и «Православные Церкви и русские учреждения за границею» (Берлинский братский временник. Берлин, 1911). Обе книги изданы Свято-Князе-Владимирским братством, творцом и душой которого был настоятель берлинской посольской церкви, протоиерей Алексий Мальцев, почетный член четырех русских духовных академий.

***

Младшая дочь Императора Павла I Анна, родившаяся в 1795 г., в 1816 г. вышла замуж за Вильгельма, наследного принца Нидерландского. По прибытии в Гаагу, она позаботилась об устройстве в своем дворце православной церкви. Во время ее пребывания с супругом в Брюсселе, в тамошнем дворце ею была устроена Владимирская церковь. Храм был закрыт после июльской революции 1830 г., когда образовалось самостоятельное Бельгийское королевство. После отказа короля Вильгельма в 1840 г. от престола, на него вступил супруг Великой Княгини Анны Павловны Вильгельм II, и церковь в Гааге переведена была в королевский дворец. По кончине последнего в 1849 г. и воцарении сына – Вильгельма III, королева-мать поселилась в приобретенном ею Бейтенрустском дворце в Рюстенбургском имении. Церковь была перенесена в смежный с дворцом дом на углу Зигевенингше Вег и Анна Павловна Стаат. После смерти королевы в 1865 г. имение это наследовала дочь покойной, великая герцогиня София Саксен-Веймарская. Возбуждался вопрос о закрытии придворной церкви, но на это не согласилась новая владелица. Храм в 1866 г. был перечислен из придворного ведомства в ведомство Министерства иностранных дел и значился при императорской российской миссии в Гааге. После отделения Бельгии существовала еще церковь в Сузтдейке, летней резиденции королевы. Она перестала существовать после кончины королевы Анны Павловны.

В Горсенсе (Ютландия) существовала придворная церковь и священник. Там пребывала принцесса Екатерина Антоновна Брауншвейг-Люнебургская, правнучка Царя Иоанна V Алексеевича. Она родилась в Санкт-Петербурге за несколько дней до свержения в 1741 г. с престола ее брата, Императора Иоанна VI, с 1742 по 1780 гг. прожила с родными в Холмогорах и была отпущена Императрицей Екатериной II в Горсенс, получая от русского правительства 8000 рублей в год. Скончалась она в 1807 г., последней из всей семьи. Верность Православию сохранила.

В Веймаре (Саксен-Веймар и Саксен-Альтенбург) существовали две церкви: домовая – на Аккерванд, 25 и надгробная – за городом, на протестантском кладбище. Обе церкви во имя св. Марии Магдалины. Первая сооружена была в 1804 г. Великой Княгиней Марией Павловной, гросс-герцогиней Веймарской и Эйзенахской, дочерью Императора Павла, и была придворной церковью, помещавшейся во дворце, а в летнее время – в особом здании на Аккерванд, 25. После кончины Великой Княгини в 1859 г. церковь эта стала храмом императорской российской миссии в Веймаре. Надгробная церковь сооружена в 1862 г. сыном покойной, великим герцогом Карлом-Александром, рядом с протестантской церковью (стена в стену). Внизу имеется один общий склеп для членов правившего Саксен-Веймарского дома. Православный храм – в византийском стиле с пятью позлащенными главами.

В «Русском архиве» (1900) печатались записки М. С. Сабининой, дочери протоиерея Стефана Сабинина, духовника Великой Княгини. Она указывает, что Император Николай I, навещавший сестру, подарил о. Стефану наперсный крест, с которым Государь путешествовал 14 лет. Она же в 1849 г. отмечает: «11 марта была панихида по Императоре Павле I. Это была единственная служба, на которой наша Великая Княгиня всегда желала быть одна. В этот день она приезжала со своей старой камер-фрау, и больше никто не присутствовал на богослужении. Причины смерти Императора Павла держались в страшной тайне».

Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины воздвигнут был на личные средства Императора Николая II в Дармштадте в Гессене. Великое герцогство Гессен-Дармштадтское дало Царствующему Дому глубоко верующих Императриц Марию Александровну, супругу Императора Александра II, и Александру Феодоровну, умерщвленную большевиками в Екатеринбурге. Храм, освященный в 1899 г. в присутствии Их Величеств, сооружен в стиле старинных ярославских церквей, со звонницею и с тремя золочеными главами. Построен он по проекту академика Л. Н. Бенуа. Резной из дуба иконостас, с иконами профессора Неффа, и плащаница принесены в дар храму Великой Княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской. Ранее они находились в ее домовой церкви в Лондоне.

Во время пребывания Их Величеств в Дармштадте богослужения совершались придворным духовенством. В 1904 г. Государь передал храм в ведение Министерства иностранных дел, и богослужения в нем время от времени совершались причтом висбаденской церкви.

В поселке Ирем, в двух милях от Будапешта, имеется храм во имя св. мученицы царицы Александры с приделом св. праведного Иосифа над гробом Великой Княгини Александры Павловны, супруги палатина Венгерского Иосифа. Трагично прошла недолгая жизнь старшей внучки Императрицы Екатерины II Великой, родившейся в 1783 г. В 1793 г. должна была состояться ее помолвка с Шведским королем Густавом IV, с этой целью прибывшим в Петербург. В последний же момент, когда во дворце собрались приглашенные для празднования этого события, король решительно отверг условие Императрицы о сохранении Великой Княжной Православия. Брак расстроился. В 1799 г. Великая Княжна, оставаясь православной, вышла замуж за эрцгерцога Австрийского, палатина Венгерского Иосифа. Австрийская императрица и упорные католики при дворе весьма недоброжелательно относились к юной православной эрцгерцогине. Ожидая рождения ребенка, она в скверных условиях совершила переезд из Вены в Будапешт. Графиня Блудова, со слов приближенной к Великой Княгине дамы, писала: «За ней был такой плохой уход, что она умерла одна, без сиделки, и когда вошли в ее комнату, нашли ее мертвой, с рукой на колокольчике, которым ей не достало сил позвонить». Храм построен эрцгерцогом Иосифом в 1802 г. из камня местной породы и представляет собой удлиненный куб, увенчанный крестом, находящимся как бы поверх надгробного памятника. В 1883 г., к столетию рождения Великой Княгини Александры Павловны, пожертвован был Императором Александром III новый иконостас, церковное облачение и утварь. Гроб Великой Княгини стоит в подвальном этаже церкви.

В Карлсруэ (Баден) с 1865 г. существовала придворная православная Крестовоздвиженская церковь, помещавшаяся во дворце герцога Баденского Вильгельма и супруги его, Великой Княгини Марии Максимилиановны, дочери Великой Княгини Марии Николаевны.

Старшая дочь Императора Петра I Великого и Императрицы Екатерины I Анна, родившаяся в 1708 г., была с 1725 г. в замужестве с Карлом Фридрихом, герцогом Голштин-Готторпским. Император Петр III (1728–1762) был их сыном. Герцогиня Анна Петровна, проживая в Голштинии, посещала г. Киль, входивший тогда в состав датских владений. В Киле имелась придворная церковь во имя св. великомученицы Варвары. Скончалась Великая Княгиня в 1728 г. в Киле. Богослужения в храме совершались до 1799 г. Указом Императора Павла I храм был упразднен, церковные принадлежности отправлены были Великой Княгине Елене Павловне, принцессе Мекленбург- Шверинской.

Императрица Мария Феодоровна, супруга Императора Александра III, была дочерью Датского короля Христиана IX. 29 августа 1883 г. в присутствии Государя, Государыни, Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих Князей Георгия и Михаила, Великой Княжны Ксении Александровны, короля Христиана IX и королевы Эллинов Ольги Константиновны, супруги Георга, сына короля Христиана, совершено было в Копенгагене освящение церкви во имя св. Великого Князя Александра Невского. Сооружена она на месте, купленном русским правительством.

Дочь Императора Александра II Мария, родившаяся в 1853 г., была с 1874 г. супругой Альфреда, принца Великобританского, герцога Эдинбургского. В Лондон Великой Княгине была отправлена домовая церковь во имя св. благоверного Князя Александра Невского, которая первоначально была полковою гвардейскою во имя святителя Спиридона Тримифунтского, в день памяти которого родился 12 декабря 1777 г. Император Александр I. Церковь в качестве походной сопровождала Великую Княгиню Марию Александровну на о. Мальту, место службы (в 1886–1887 гг.) ее супруга, и в путешествиях. По возвращении ее, в Лондоне, для церкви выстроено было помещение в виде небольшой пристройки к герцогскому дворцу, и в 1879 г. она освящена была духовником Великой Княгини, иеромонахом, потом архимандритом Амфилохием (Лутовиновым), в честь Благовещения Божией Матери. Храм сооружен был иждивением Великой Княгини при участии ее родителей. С объявлением наследником Саксен-Кобург-Готского, престола и с переездом герцогской четы в Кобург церковь была перенесена в 1895 г. в Готу и освящена в 1895 г. во имя св. Князя Александра Невского. Иконостас лондонской церкви, как указывалось выше, был пожертвован Великой Княгиней придворной церкви в Дармштадте. В 1905 г., с кончиной сына, а затем супруга Великой Княгини, закрыта была и готская церковь, а бывший в ней иконостас передан в Наугейм в устроенную там церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского.

Старшая дочь Императора Павла I Елена, родившаяся в 1784 г., с 1799 г. стала супругой Фридриха Людвига, принца Мекленбург-Шверинского. В том же году, 20 декабря, в Шверин был отправлен настоятель церкви в Берлине священник Гавриил Данков. Высочайший указ от 5 июня 1800 г. гласил: «Священнику Данкову, находящемуся ныне при любезнейшей дочери нашей, Великой Княгине Елене Павловне, наследной принцессе Мекленбург-Шверинской, повелеваем производить по 500 ефимков в месяц». В 1803 г. Великая Княгиня Елена Павловна скончалась. Пресвитер и духовник ее Гавриил Данков в письме к государственному канцлеру графу Александру Романовичу Воронцову писал: «Его Светлость, по особенной своей любви и приверженности к блаженные памяти дражайшей супруге своей, усопшей Великой Княгине Елене Павловне, положил намерение построить маленькую русскую церковь (в Людвигслюсте) для постановления в оной гробницы блаженные Великия Княгини и чтобы при том ежегодно четыре раза в год совершаемо было в оной церкви поминовение по усопшей блаженной Великой Княгине». Согласие было дано с условием священнодействия в новой церкви, согласно духовным обрядам, ежедневно первые шесть недель. В летней резиденции Аюдвигслюсте сооружено было двухэтажное здание в великогерцогском парке в виде удлиненного четвероугольника, к которому пристроен особый мавзолей (подвергавшийся перестройке) для скончавшихся особ Мекленбург-Шверинского дома. В нижнем этаже помещены усыпальницы, во втором – православная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Из русских Великих Княгинь в усыпальнице погребены тела Елены Павловны и Анастасии Михайловны, внучки Императора Николая I, родившейся в 1860 г., с 1879 г. супруги великого герцога Фридриха Франца III. Супруги их обеих погребены там же.

В 1922 г. мне довелось быть в храме-усыпальнице. Совершалась панихида по скончавшейся незадолго перед этим на юге Франции Великой Княгине Анастасии Михайловне, тело которой было перевезено в Людвигслюст. Сын покойной, великий герцог, пожелал присутствия на богослужении русских представителей. Покойный член Государственного Совета, сенатор, шталмейстер Высочайшего Двора Александр Александрович Римский-Корсаков и я выехали в Людвигслюст в качестве представителей Высшего монархического совета и возложили венок на ее гроб. Всенощную и литургию служили в храме священник Николай Бер (бывший дипломат) и диакон Вдовенко. Пел небольшой хор под управлением Н.П. Афонского. На панихиде после литургии, совершенной в усыпальнице, у гроба, с одной стороны стояли великий герцог с супругой, дочь покойной, кронпринцесса Прусская Цецилия, герцог Брауншвейгский с супругой Фредерикой, дочерью императора Вильгельма II. Против них, как бы представляя Россию, стояли А.А. Римский-Корсаков и я. Вблизи церкви находится могила графа Александра Мусина-Пушкина, который, находясь в летучем отряде Чернышева, вытеснил 20 февраля 1813 г. французов из Берлина и первый оповестил жителей города, что заключен союз между Россией и Пруссией. Он был недолго комендантом Берлина и заслужил общую любовь. 9(21) марта 1813 г. граф Мусин-Пушкин был смертельно ранен в сражении у Люненбурга и погребен в Людвигслюсте.

В Шверине с 1879 г., после замужества Великой Княжны Анастасии Михайловны, существовала в дворце церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1904 г., после бракосочетания сына вдовствующей великой герцогини с немецкой лютеранской принцессой, церковь во дворце была закрыта и иконостас перенесен в Людвигслюст.

В 1851 г. дочь Великого Князя Михаила Павловича Екатерина вышла замуж за Георга-Августа, герцога Мекленбург-Стрелицкого. В г. Ремплине у нее была походная церковь, устроенная ее родителем. С 1884 г. она была помещена в герцогском дворце. С кончиной Великой Княгини Екатерины Михайловны в 1894 г. богослужения в ней более не совершались.

Третья дочь Императора Павла I, Екатерина, родившаяся в 1788 г., состояла с 1809 г. в браке с Петром- Фридрихом Георгием, принцем Ольденбургским; после же его кончины в 1812 г. вышла в 1816 г. замуж за принца, вскоре короля, Вюртембергского Фридриха Вильгельма. В столицу королевства Штутгарт она прибыла с причтом и походною церковью, которая была помещена в так называемом Фюрстенбау, позднее не существовавшем. 20 декабря 1818 г. (ст. ст.) Великая Княгиня Екатерина Павловна проколола подле самого рта иголкой маленький прыщичек и, проболев несколько дней, скончалась 28 декабря. Король в 1824 г. соорудил вблизи столицы, на горе Ротенберг, где находились развалины старинного родового замка (XI в.) королей Вюртембергских, храм во имя св. великомученицы Екатерины. Под сводами храма покоятся Великая Княгиня Екатерина Павловна, ее супруг, король Вильгельм I, и дочь их Мария, графиня Нейперг.

В 1842 г. русский посланник князь А.М. Горчаков исходатайствовал устройство особой походной церкви для дипломатической миссии, им возглавлявшейся. Этой походной церковью пользовалась с 1846 г. вторая дочь Императора Николая I, Ольга, родившаяся в 1822 г., в 1846 г. вступившая в брак с наследным принцем Карлом Фридрихом Александром Вюртембергским (с 1864 г. королем). Позднее эта церковь неоднократно сопровождала Императора Александра II и Императрицу Марию Александровну на воды в Вильбад, Киссинген и Швальбах, затем же хранилась при постоянной церкви. Таковая сооружена была по воле Императора Николая I. Он прислал горячо любимой им дочери все необходимое для устройства собственной домовой церкви. Сначала она помещалась во дворце кронпринца; когда же Великая Княгиня Ольга Николаевна стала королевой – в Большом дворце. Миссийная церковь была закрыта в 1847 г. В 1892 г. королева Ольга скончалась, и церковь была перенесена на виллу «Берг», принадлежавшую Великой Княгине Вере Константиновне, находившейся в замужестве с 1874 г. за герцогом Евгением Вюртембергским. В 1894 г., по ходатайству посланника Э. К. Коцебу, Император Александр III утвердил проект постройки отдельного храма во имя святителя Николая Чудотворца, отпустив 75000 рублей на постройку. 6 декабря 1895 г. состоялось освящение этого храма, выходившего на Гегельштрассе. Сюда был перенесен иконостас и прочие церковные принадлежности с виллы «Берг».

***

Обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский, извещая Синод 24 февраля 1833 г. об участии, которое Император Николай I проявляет в отношении Греческой Церкви, сообщил также о желании Государя, чтобы в Греции находилась «российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». Первым священником в том же году был назначен архимандрит Иринарх (Попов), впоследствии архиепископ, управлявший многими епархиями в России. В 1850 г. настоятелем посольской церкви в Афинах был назначен иеромонах Антонин (Капустин). Занимаясь раскопками и работая над письменными источниками, он остановил свое внимание на месте, на котором, по преданиям, находился Аристотелев Ликей, христиане же соорудили потом храм, называвшийся «Ликодим» (хорошо известен был в XI в.). В XV и XVI в. там образовался Спасо-Никодимов монастырь. Застав на этом месте развалины, оп получил разрешение от короля Оттона и русского правительства восстановить этот храм. В 1855 г. архиепископ Мантинийский Феофан освятил храм, в стиле византийского зодчества XI в. Главный придел был посвящен Святой Троице, правый – св. Никодиму, левый – святителю Николаю.

В Берлине сначала имелась только походная церковь, помещавшаяся в различных частных домах. Впервые таковая была отправлена в 1718 г. посланнику графу Александру Гавриловичу Головкину со священником Герасимом Титовым. При этом в первое время церковь предоставлялась посланникам «персонально» и бралась ими с собой в место новой службы. Известно, что в 1741 г. при чрезвычайном посланнике графе Петре Григорьевиче Чернышеве церковь была в честь Сретения Господня. Более прочно закрепляется церковь в 1764 г. при князе Владимире Сергеевиче Долгорукове и именуется Свято-Владимирской. Помещалась она в «посланническом» доме на Вильгельм- штрассе. Церковь и причт претерпевали трудности во время Семилетней войны, войны России и Пруссии с Наполеоном, когда Берлин был занят французами, и в 1812 г., когда Пруссия была союзницей Наполеона. Церковная утварь в такие времена увозилась. В 1813 г., во время начавшейся тесной дружбы России с Пруссией, Высочайше повелено было 25 апреля «восстановить в Берлине министерскую церковь, отправив туда прежнего священника Чудовского». Последний, будучи ранее настоятелем берлинской церкви, был также духовником первой супруги Великого Князя Константина Павловича, Великой Княгини Анны Феодоровны, рожденной принцессы Саксен-Кобургской, в 1801 г. покинувшей Россию и жившей в Кобурге. В 1837 г. Император Николай I, супруга которого Александра Феодоровна была дочерью Прусского короля Фридриха Вильгельма III, приобрел в Берлине дом для своих в нем остановок. Дом этот впоследствии был передан в пользование посольства. С этого времени посольская церковь помещалась на Унтер-ден-Линден во дворе этого дома.

В сем храме молились очень многие русские эмигранты, жившие в 20-х годах этого столетия в Берлине. После признания германским республиканским правительством советской власти здание посольства с храмом было передано большевикам. С благословения архимандрита Тихона (Лященко), впоследствии епископа Берлинского и Германского, группа русской молодежи вынесла часть икон и доски с надписями о посещении храма монархами. Богослужения совершались в маленькой комнате русской гимназии на Находштрассе. Потом удалось перенести церковь в большее помещение. Воскресные и праздничные богослужения совершались в помещении немецкого Красного Креста в Шарлоттенбурге. Службы Страстной недели и Св. Пасхи – в протестантских храмах. Собрав некоторую сумму денег, епископ Тихон воздвиг доходный дом с церковью наверху. Храм был освящен митрополитом Антонием 22 октября 1927 г. Из-за невозможности в срок уплатить долг строительной компании, дом перешел к ней. Владыка Тихон не впал в уныние и через несколько лет, получив помощь от германского правительства, соорудил Воскресенский храм, освященный 30 мая 1938 г. (ст. ст.) митрополитом Анастасием.

В XVIII в. существовала особая церковь в Потсдаме. В 1713 г. на прусский престол вступил король Фридрих Вильгельм I, поддерживавший дружеские отношения с Царем Петром I. Он старался набирать отовсюду в свою армию великанов. По его просьбе Царь послал ему 80 человек, из которых король выбрал в свои гренадеры 12 человек, остальных разослал по другим полкам. Король продолжал свои просьбы, и ему были посланы еще великаны. В Царствование Анны Иоанновны, в марте 1731 г., король в письме на имя вице-канцлера графа Остермана сообщал «о прибытии прекрасных Ее Императорским Величеством подаренных рекрутов». Императрица Елисавета Петровна прекратила эти дары, требуя безуспешно возвращения прежде отосланных людей. Благочестивая Государыня настаивала на удовлетворении духовных нужд несчастных русских, находившихся, главным образом, в Потсдаме. Вопрос этот беспокоил еще Императрицу Анну Иоанновну. В 1733 г. король согласился давать содержание присланному в Потсдам священнику. В марте 1734 г. священник Василий Щербацкий прибыл в Потсдам. К этому времени стараниями короля была устроена церковь. Это было просторное, в два этажа, деревянное здание, красиво расположенное на углу площади Плантаже у проходящего канала. 31 марта церковь была освящена в присутствии короля и королевской семьи. Священник Щербацкий тогда же крестил своего сына, причем восприемником был король. При о. Щербацком потсдамская община состояла из нескольких сот лиц. Вступивший на престол король Фридрих II Великий уничтожил полк великанов, и составлявшие его солдаты были отправлены в другие полки. В 1747 г. прихожан было всего 30 или 40, в 1790 г. их насчитывалось 20, в 1809 г. умер последний инвалид Стефани (вероятно, Стефанин). После смерти в 1740 г. священника Щербацкого церковь обслуживали приезжавшие из Берлина настоятели тамошнего храма. В 1765 г. православные лишились и помещения церковного. Протоиерей Алексий Мальцев пишет: «Почти совершенно неверующему королю Фридриху II, поклоннику и другу Вольтера, заблагорассудилось отдать последнее в распоряжение труппы комедиантов, взявшихся устроить в нем на свой счет подмостки и обзавестись всем необходимым для театральных представлений». Позднее дом был сломан, и на месте его был выстроен амуниционный склад. До 1818 г. потсдамский городовой магистрат давал деньги на наем русскими инвалидами помещений для молитвенных собраний.

В 1813 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, связанный тесными узами дружбы с Императором Александром I, изъявил желание иметь в Потсдаме русских военных песенников. 23 марта были присланы королю четыре фельдфебеля, четыре унтер-офицера и тринадцать рядовых, в 1815 г. к ним, совершившим с прусской армией поход во Францию, прибавлено было еще семь солдат. Известны имена всех их и их семейное положение. В 1826 г. король для оставшихся в живых двенадцати русских певцов решил построить колонию, придав ей национальный русский колорит и усвоив название Александровка. Устроена она была близ Потсдама. 2 апреля 1827 г. 12 домов переданы были песенникам с указанием условий пользования этим имуществом. В это время два из них были женаты на француженках, остальные на потсдамках. К 1861 г. в колонии не осталось ни одного «русского певца» из первых песенников. При построении колонии имелось в виду и сооружение храма в греко-российском стиле. 10 июня 1829 г. протоиереем Иоанном Чудовским совершено освящение Александро-Невского храма в присутствии Императора Николая I и короля. Обслуживал церковь причт берлинской церкви.

В 1920–1926 гг., когда я жил в Берлине, мне не раз, вместе с моими друзьями, приходилось присутствовать на богослужениях, совершавшихся в сем храме епископом Тихоном или одним из берлинских священников. Пели мы во время литургии. Из жителей колонии в церковь приходили очень немногие. Русский язык был забыт, и только на домах прикреплены были дощечки с русскими фамилиями, написанными по-немецки. Король Фридрих Вильгельм имел еще русского лейб-кучера Евлампия Бархатова (из-за трудности произношения превращенного в Бокова). Даже в походах 1813–1814 гг. король ездил с этим постоянным кучером в русских пролетках на русских лошадях. Жил он потом на покое в звании королевского надзирателя в сельце Никольском, названном так в честь зятя короля Императора Николая I. Сельцо это было на берегу Гафеля, против Пфауенинзель. Бархатову устроен был дом. Вся обстановка была чисто русская: киот с иконами и, за перегородкой, русская печь, русский рукомойник, корчага, чугун, ухват, кочерга. В большой комнате полати. Боков до смерти своей в 1857 г. носил русское кучерское платье, а жена его, хотя и немка, должна была носить кокошник и русский штофный сарафан. Такова была воля короля. Боков погребен в числе еще некоторых русских около храма св. Великого Князя Александра Невского.

В предместье Берлина Тегеле имеется кладбищенский храм во имя свв. равноапостольных Царей Константина и Елены. Построен он иждивением Свято-Князе-Владимирского братства на месте, им в 1892 г. приобретенном. Братство это создалось 29 марта (10 апреля) 1890 г. в Берлине при посольской Свято-Владимирской церкви. Главным деятелем его был настоятель посольской церкви протоиерей Алексий Мальцев. На том же участке земли существовал русский Братский дом в память Императора Александра III и кладбище. На кладбище сем нашли себе место упокоения и многие русские эмигранты, жившие в Берлине после революции. Летом 1921 г. в доме некоторое время проживал митрополит Антоний (Храповицкий) и имел пребывание в течение двух лет архиепископ Евлогий, потом митрополит, управлявший в то время в составе Зарубежной Церкви русскими церквами в Западной Европе.

В Брюсселе церковь во имя святителя Николая Чудотворца устроена была в 1862 г. тогдашним посланником князем Николаем Алексеевичем Орловым. До 1876 г. она помещалась в нанятом им доме. В 1876 г. церковь перешла в ведение Министерства иностранных дел и помещалась на рю де Шевалье в доме № 29, для этой цели приобретенном. Деятельное участие в этом принял настоятель протоиерей Петров. Алтарь помещается в позднейшей пристройке и имеет главу.

В эмиграции на повсеместно собранные средства сооружен во владимиро-суздальском стиле храм во имя св. и праведного Иова Многострадального, в память Царя-Мученика Императора Николая II и всех русских людей, в смуте убиенных. Храм-памятник был освящен митрополитом Анастасием 18 сентября (1 октября) 1950 г.

В Бухаресте сооружен был на средства русского правительства храм во имя святителя Николая. Освящение совершил 26 ноября 1909 г. епископ Кронштадтский Владимир (Путята). После революции румынский Патриарх Мирон, в настоловании которого принял участие митрополит Антоний (Храповицкий), покровительствовал храму. Поддерживал его и бывший русский посланник, поляк-католик Станислав Альфонсович Поклевский-Козелл, отвергший предложение Польского правительства занять видные дипломатические посты. Когда Румыния признала СССР, Патриарх Мирон отдал русскую церковь сербам.

В Веве, в Швейцарии, церковь во имя св. великомученицы Варвары была сооружена иждивением графа Петра Павловича Шувалова. До 1878 г. службы совершались в частном доме. 1 октября состоялось освящение храма. С 1873 г. церковь приписана к женевскому приходу.

В Вене походная посольская церковь и причт при ней имелись с 1762 г. при после князе Д. М. Голицыне. Она помещалась сначала в том же доме, в котором жил посол. Когда этот пост занял граф Андрей Кириллович Разумовский, он поднял вопрос о перемещении церкви из того помещения, в котором она тогда находилась. В 1801 г. последовало на это Высочайшее повеление; снято было другое помещение, и 4(16) апреля 1803 г. состоялось освящение. В дальнейшем происходили недоразумения с хозяевами дома. В Вене проживал в это время уроженец о. Мальты, рыцарь Мальтийского ордена, русской службы статский советник Иван Батист Маллиа (умер в 1812 г.). Он участвовал в Чесменском сражении, во взятии Очакова и в штурме Измаила. Пользовался он расположением князя Потемкина. Последние 20 лет жизни он состоял чиновником при посольстве в Вене. Маллиа подарил русскому правительству шестиэтажное здание с тем, чтобы в нем помещалась посольская церковь и квартира священника.

В 1873 г. в Вену на всемирную выставку прибыли Император Александр II и Германской император Вильгельм I с Бисмарком. Настало 30 августа. На богослужении по случаю этого табельного дня должны были присутствовать три императора. Русская же церковь, бедно украшенная внутри, помещалась в жалком, полуоборванном доме. Богослужение пришлось совершать в доме посольства. Именно тогда настоятель протоиерей М.Ф. Раевский исхлопотал у Государя разрешение на сбор пожертвований для сооружения должного храма. Протоиерей Раевский до своей смерти в 1884 г. успел собрать всего 220 000 рублей. В 1889 г. новый настоятель протоиерей Александр Николаевский просил посла князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского подвинуть это дело. Сочувствовавший этому посол, пробывший в Вене 13 лет, отправил записку настоятеля в Министерство иностранных дел. О дальнейшем протоиерей Мальцев пишет: «Вопрос о средствах был решен Императором Александром III очень быстро: по докладе К.П. Победоносцева, незадолго перед этим посетившего венскую церковь и чрезвычайно неприятно пораженного висевшим над входом громадных размеров сапогом – символом пребывания в одной из квартир в том же доме сапожника, половину, то есть 200 000 рублей, Государь принял на свой личный счет, а другую министр финансов И. А. Вышнеградский изыскал из правительственных средств. Вместе с тем, Император Александр III разрешил, чтобы на внутреннее украшение храма были принимаемы и частные пожертвования».

Церковь решено было воздвигнуть во имя святителя Николая Чудотворца. Место было в саду вновь приобретенного посольского дома, с главным входом со стороны Рихардовой улицы. Второй придел – нижняя церковь – освящен был во имя св. Великого Князя Александра Невского, в память Императора Александра III. В храме этом отпевали покойников, увозимых на родину. Торжественное освящение Николаевской церкви совершил 4 апреля 1899 г. владыка Иероним, архиепископ Холмско-Варшавский. Большое участие в деле сооружения храма принял преемник князя Лобанова-Ростовского посол граф Петр Алексеевич Капнист. Им и его супругой, в частности, пожертвована была гамма колоколов (девять), помещенных в звоннице под одной из шести глав. Во время освящения храма пела часть Московского синодального хора, который 5 апреля дал под управлением Орлова концерт в зале венской консерватории. Другая русская церковь, во имя св. праведного Лазаря, кладбищенская, находилась на венском центральном кладбище, в отделении, отведенном городским магистратом для погребения «православных русских». В сооружении ее принимали большое участие протоиерей М.Ф. Раевский, князь А. Б. Лобанов-Ростовский и генеральный консул К. А. Губастов. Освящение совершено было протоиереем А. Николаевским 26 апреля 1895 г.

В Голландии впервые русские богослужения совершались в Амстердаме, предположительно со времени пребывания в этой стране Царя Петра I. В 1766 г. куплен был дом для церкви русским посланником графом Воронцовым и греческим купцом Бринком в качестве представителей православной общины. В 1792 г. церковь была перестроена на средства Императрицы Екатерины II и греческих купцов. Последние составили акт, по которому, в случае оскудения греческих прихожан, церковное здание переходит в полную собственность русского правительства. Священниками после этого были русские и греки. Последний русский священник Александр Измаилов служил с 1860 по 1866 г. В этом году церковь была закрыта, и все имущество перешло в церковь в Гааге.

В Дрездене до построения настоящего храма домовая приходская Входо-Иерусалимская церковь помещалась в наемном помещении. В то время в Дрездене считалось 300 семейств русских, почти круглый год там проживавших. Трудности в отношении наема помещения подвинули вопрос о сооружении постоянного храма. Большое участие в этом деле принимал посланник при Саксонском дворе Василий Евстафьевич Коцебу. Русский подданный А.Ф. Вольнер пожертвовал участок земли в одной из лучших частей города на Райхстрассе; прикупил еще участок Д.И. Образцов. Самым же крупным жертвователем был попечитель храма, еще домовой церкви, Семен Семенович Викулин, пожертвовавший 150 000 рублей, почему и сам храм посвящен был св. Симеону Дивногорцу. Много пожертвовали Члены Императорского Дома. С благословения митрополита Санкт-Петербургского Исидора, храм был освящен 24 мая 1874 г. Дрезденская церковь была приписана к миссии.

В Швейцарии с 1817 г. существовала церковь в Берне при императорской российской миссии. В 1854 г. церковь, по Высочайшему повелению, переведена была в Женеву и помещалась в наемном доме. В 1862 г. посланник Александр Петрович Озеров писал в Министерство иностранных дел по поводу безвозмездного отведения участка земли под русскую церковь стоимостью до 100000 франков: «В проезд мой через Женеву председатель тамошнего Верховного совета г. Шане-Венель сам от себя повел со мною речь об этом предмете, отозвался с особой похвалой о священнике нашем о. протоиерее Петрове и выразил готовность поддержать в совете уже прежде проявившуюся мысль об уступке безвозмездно в Женеве места для постройки греко-российского храма. Конечно, со стороны швейцарского сановника такая благонамеренность к нам не лишена совершенно политического эгоизма. В правление Фази открыта была из политических видов такая широкая дорога латино-католической пропаганде, даны были такие преимущества римскому духовенству, что возбуждено было негодование и опасение в кальвинизме. Нынешнее правительство старается успокоить это брожение, для него невыгодное, и потому придает вид терпимости, покровительства, оказываемого безразлично всем вероисповеданиям. Принимая в соображение, что в Женеву стекается значительное число наших соотечественников, что здесь воспитывается целая колония русских и греческих детей, женевское правительство думает загладить чрезмерную уступчивость, оказанную латинству, предоставлением равномерных преимуществ Восточной Церкви. По моему мнению, стремление это для нас благоприятно, оно находит сочувствие в женевских гражданах и лестно для духовенства нашего, столь достойно представляемого настоятелем посольской церкви нашей протоиереем Петровым». 14 сентября 1866 г. Крестовоздвиженский храм был освящен. Построен он был на участке земли, подаренном женевским правительством, на месте бывшего монастыря св. Виктора, приором которого был Шильонский узник.

Первым русским посланником в Константинополе (1702–1714) был Петр Андреевич Толстой, впоследствии граф. Им приглашен был для требоисправлений священник грек Афанасий Кондоиди. При втором посланнике устроена была при посольстве домовая церковь во имя преподобных Антония и Феодосии Печерских, существовавшая до 1808 г., когда она со всею утварью сгорела. В 1818 г. при посланнике графе Г.А. Строганове была устроена первая постоянная церковь в загородном посольском доме во имя свв. равноапостольных Царей Константина и Елены. В 1845 г. при посланнике Владимире Павловиче Титове, в сооруженном в предместье Константинополя Пере посольском доме, освящена постоянная церковь во имя святителя Николая. Третья русская, Свято- Николаевская церковь, была сооружена и освящена в 1876 г. при русской Николаевской больнице в пангальдской части города. Создана она усердием посла графа Николая Павловича Игнатьева при содействии игумена русского Афонского Пантелеймонова монастыря архимандрита Макария с братией. Вблизи Константинополя, в Сан-Стефано, освящена в 1898 г. настоятелем посольского храма архимандритом Борисом церковь-усыпальница во имя св. великомученика Георгия Победоносца, в память русских воинов, павших в войне 1877–1878 гг. В усыпальнице под сводами храма погребены останки воинов, которые, насколько было возможно, собраны со всех местностей войны. Сюда же перенесены были и надгробные камни этих воинов.

Существование в Лондоне русской церкви относят к 1721 г. Она долго не имела постоянного помещения, для нее снимались внаем здания. Часто менялся причт. В 1866 г. освящен был Успенский храм, примыкавший непосредственно к церковно-наемному дому на Веллбик-стрит.

Посольская походная церковь в Мадриде была устроена 1760 г. на синодальные экономические суммы. В 1882 г. она была упразднена и впоследствии передана русской церкви в Буэнос-Айресе.

В Неаполе (Королевство обеих Сицилий) по штату положено было открытие церкви русской миссии еще в 1799 г. Но только в 1807 г. она была перенесена из Турина. Последним полномочным министром был князь Александр Никитич Волконский (1860–1862). Миссия и церковь были закрыты.

Начало сношений России с Францией падает на первую четверть XVII столетия. В Париж с 1615 г. приезжали полномочные посланники. Первым из них был Иван Кондырев. Но прибывали они для выполнения определенных заданий, после чего возвращались. Вскоре после приезда в 1717 г. Царя Петра I в Париж назначен был первый резидент при Французском дворе – барон Шлейниц, лютеранин. Впервые упоминается в 1727 г. священник Даниил Яковлев, как состоявший при после князе Куракине. В 1740 г. резидент князь Антиох Дмитриевич Кантемир просил выслать походную церковь, но таковую не получил. Не удерживались там и священники. В 1757 г., в Царствование Императрицы Елисаветы Петровны, в Версале был подписан союз России, Франции и Австрии против Пруссии. В 1756–1757 гг. в Париж было отправлено «знатное посольство»: обер-гофмаршал Михаил Петрович Бестужев-Рюмин, граф Андрей Петрович Шувалов и другие. При посольстве была отправлена и церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла с причтом. В 1764 г. настоятель церкви иеромонах Кирилл (Флоринский; впоследствии известный епископ) жаловался, что церковь не имеет определенного помещения, а, по мере надобности, переносится из дома в дом.

19(31) марта 1814 г. Париж был занят русскими и союзными войсками. Император Александр I в эти дни писал в Петербург князю Александру Николаевичу Голицыну о том, как ему хотелось говеть. Приближалась Страстная неделя. «Мне хотелось говеть и причаститься Святых Таин, но в Париже не было русской церкви. Милующий Промысл, когда начинает благодетельствовать, всегда безмерен в своем милосердии; и вот, к крайнему моему изумлению, вдруг приходят ко мне с донесением, что столь желанная мною церковь явилась в Париже: последний наш посол, выезжая из столицы Франции, передал свою посольскую церковь на сохранение в дом американского посланника. И вот сейчас же насупротив меня французы наняли чей-то дом, и церковь русская была быстро устроена, а от дома моего, в котором я жил уединенно, французы сделали переход для удобного посещения церкви...» В 1816 г. последовал Высочайший указ об учреждении вновь в Париже церкви «грекороссийского исповедания при миссии нашей». Сменялись настоятели церкви, но она оставалась походной. В 1859 г. по Высочайшему повелению из сумм по духовному ведомству ассигновано было 50000 на возведение храма и выдана сборная книга. Храм во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского, в создании коего большое участие принял настоятель протоиерей Иосиф Васильев, воздвигнут был на рю Дарю. Освящение его совершил 30 августа 1861 г. преосвященный Леонтий, епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургский, впоследствии митрополит Московский.

В 1803 г. последовал Высочайший указ об учреждении церкви при миссии в Риме. Посольская церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла, переименованная потом в Свято-Николаевскую, учреждена в 1823 г. и прежде помещалась на Корсо, 518. Потом она находилась в отдельном от посольства наемном помещении на пиацца Кавур, палаццо Минотти. После 1924 г. русская колония устроила церковь в особняке, унаследованном по завещанию от графини Чернышевой на виа Палестро, 71.

В Стокгольме учреждение церкви восходит ко времени сооружения там русского торгового двора, известного под именем Рюссгордэна, что узаконено 15-й статьей Столбовского мирного договора 1617 г. Шведское правительство обязывалось предоставить русским торговым людям в своем торговом доме невозбранно совершать по своей вере богослужения. Рюссгордэн в первоначальном своем виде окончен постройкой в

1641 г. Нарочито приспособленного помещения для церкви не имелось, она ютилась то в одном, то в другом амбаре, который тогда именовался «молитвенным анбаром». В 1651 г. упоминается таковой и «приехавший с торговыми людьми новгородский поп Емельян». В середине XVII в. выстроен был новый – каменный Рюссгордэн, наименованный русскими «малым», шведами – «верхним». Церковь перенесена была туда и в 1671 г. получила более обширное помещение. В 1695–1697 гг., после сооружения каменных флигелей, в одном из них церкви отводится помещение. В 1700 г. назначен был первый резидент в Швецию – князь Андрей Яковлевич Хилков. Он устроил богослужения в домовой церкви. Вскоре в Стокгольм были доставлены русские генералы – цесаревич Александр Арчилович Имеретинский, князь Яков Федорович Долгорукий, князь Иван Юрьевич Трубецкой и другие, взятые в плен под Нарвой. Им, с разрешения сената, предоставлена была гостинодворская церковь, ими улучшенная и освященная в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Некоторые потребные для богослужения предметы взяты были из церкви князя Хилкова. Вследствие попыток некоторых генералов бежать церковь дважды закрывалась. В 1747 г. посланник И. А. Корф просил короля Фридриха предоставить во временное распоряжение под церковь отвечающую этому назначению комнату в Городском доме. Король настоял на этом. Магистрат отвел под церковь прежнюю секционную залу в одном из флигелей, сделав на свой счет необходимые приспособления. Лучшим устройством церкви озабочен был с 1760 г. новый посланник граф Иван Андреевич Остерман, сносившийся с русской Коллегией иностранных дел и шведскими властями. В 1767 г. Святейший Синод, долго искавший походные церкви, бывшие с войсками в Пруссии, отправил в Стокгольм находившуюся в Мемеле церковь, посвященную Преображению Господню. Церковь в Стокгольме стала Преображенской. Городское помещение, в котором находилась церковь, все более ветшало, что отражалось и на церкви. Снято было приличное помещение. Но из-за требований домохозяев приходилось менять помещения. С 1866 по 1910 г. церковь перемещалась шесть раз. Стокгольмская православная церковь – древнейший русский храм на Западе.

В Семилетнюю войну (1756–1763), в которой Россия участвовала с 1757 по 1761 г., занят был Кенигсберг, где монета стала чеканиться с изображением Императрицы Елисаветы Петровны. В 1759 г. туда, а также в занятые Пиллау и Мемель, были отправлены три походные церкви: Воскресения Христова, Сошествия Святого Духа и Преображения Господня. Воскресенская церковь в 1767 г. отправлена была в Стокгольм.

Во Флоренцию походная церковь в честь Рождества Христова была отправлена в Царствование Императрицы Екатерины II и существовала приблизительно до 1814 г., когда была перенесена в Копенгаген. Ее заменила походная церковь, первоначально сопровождавшая Императора Александра во время его заграничных путешествий. Учреждение этой церкви относится к 1791 г. Она находилась в Дрездене, Турине, Флоренции, Риме, снова во Флоренции. В 1844 г. она привозилась в Палермо во время пребывания там Императрицы Александры Феодоровны, в 1868 г. была на вилле де Эсте, на озере Комо, когда там пребывала Императрица Мария Александровна. Из Флоренции церковь была взята в музей Императора Александра III в Санкт-Петербурге.

К этой церкви были приписаны домовые церкви частных лиц в Италии. Из них известны: 1) графини Варвары Шуваловой, княгини Бутера, на вилле Оливуццо, близ Палермо (до 1864 г.); 2) действительного статского советника Павла Григорьевича фон Дервиза, в Лугано (с 1873 г.); 3) в имении князя Дмитрия Друцкого-Соколинского, в местечке Гальчетто, близ г. Прато; 4) Демидовых, в имении Сан-Донато (с 30-х годов XIX в.; в 1879 г. она была пожертвована П.П. Демидовым церкви во Флоренции; 5) Сретения Господня во Флоренции, в доме вдовы генерал-лейтенанта Анны Владимировны Новицкой (с 1889 по 1899 г.); по упразднению, утварь ее передана в церковь во Флоренцию. В 1879 г. пожертвование Николаем Демидовым, князем Сан-Донато, всей утвари своей церкви, стоившей более 300000 франков, походной церкви во Флоренции послужило толчком к осуществлению давнишнего желания построить постоянный храм. В 1880 г. приступлено было к сбору пожертвований. В 1885 г. куплен участок земли и на нем было устроено «временное помещение» для церкви, просуществовавшее до 1902 г. Новый посол при Квиринале (в Риме) А.И. Нелидов подвинул дело постройки храма. В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя св. Николая, снабженная, главным образом, утварью Демидовской церкви, в 1903 г. – верхняя, в честь Рождества Христова. Массивный, резной из белого мрамора иконостас, мраморные цветные клиросы и панели по стенам кругом всей церкви, резные из кипариса царские двери и массивные золотые сосуды – все это дар Императора Александра III.

***

Протоиерей А.П. Мальцев пишет о том, как обычно возникали курортные церкви: «Гонимые разными недугами на всемирно известные и отлично устроенные западноевропейские курорты, наши православные соотечественники, ощущая на чужбине особенно чутко отсутствие церковных служб в воскресные и праздничные дни, соглашаются или снять какое-либо скромное помещение в отеле, или в частном доме, или вилле и, испросив благословение Санкт-Петербургского митрополита, в ведении которого состоят все русские православные церкви в Западной Европе, приглашают для служения сначала обедни, молебнов и всенощных, а затем, по устройстве престола, – и литургии, кого-либо из ближайших и наиболее свободных от своих местных служб (как, например, при надгробных и почти бесприходных церквах в Иреме, Веймаре и проч.) духовных лиц, или же выписывают свободных в каникулярное время священников-законоучителей из России, или же обращаются к духовным лицам, нередко имеющимся среди самих пациентов. По большей части, навстречу этим желаниям и потребностям идет или городской магистрат, или управление вод, предоставляя, если не безвозмездно, то за небольшую плату, соответствующее помещение для отправления богослужений у себя. Мало-помалу образуется более или менее постоянный комитет для сбора пожертвований на приобретение своей собственной виллы или участка земли и на построение на нем своего храма. В состав комитета входят как некоторые сочувствующие лица из местного общества (бургемейстер, доктор, архитектор и т. п.), так и более или менее постоянные по своему служебному и общественному положению видные и богатые русские люди. Санкт-Петербургское епархиальное управление почти никогда не отказывает в выдаче особой, за шнуром и печатью, сборной книги...»

Мысль об учреждении церкви в Баден-Бадене принадлежит министру-резиденту при великогерцогском Баденском дворе Н.А. Столыпину и княгине К. Э. Трубецкой, урожденной княжне Белосельской-Белозерской. Они начали в 1857 г. сбор среди соотечественников. В 1858 г. была нанята квартира в частном доме, в которой была устроена походная церковь, привезенная из Штутгарта, служившая Их Величествам во время пребывания на водах в Швальбахе, Вильбаде и Киссингене. Церковь перемещалась в наемный дом. В 1880 г. дело построения храма приняла под свое покровительство дочь Великой Княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской, Мария Максимилиановна, с 1863 г. состоявшая в браке с герцогом Баденским Вильгельмом. Городское управление Баден-Бадена сначала предоставило участок земли под постройку церкви, потом продало его строителям. Закладка храма состоялась в 1881 г. Украшением церкви иконописью собственной работы занялся безвозмездно бывший вице-президент Санкт-Петербургской Академии художеств князь Григорий Григорьевич Гагарин. 16 октября 1882 г. Преображенский храм был освящен. В 1899 г. храм посетили Император Николай II с супругой. Отметив, что храм производит отличное впечатление, и обратив особенное внимание на невысокий иконостас и низкие царские врата, Государь сказал: «У вас совсем, как в древних храмах: на Востоке царская врата ведь и теперь устраиваются так же и не препятствуют молящимся видеть священнодействующих».

В Биаррице (Франция), на берегу Гасконского залива, мысль о создании церкви возникла в 1879 г. Но из-за недостатка средств только в 1887 г., с разрешения митрополита Исидора и французских властей, приспособлено было временное помещение под церковь в одной из зал бывшего дворца супруги Наполеона III императрицы Евгении. Образованный с 1889 г. особый комитет стремился к созданию постоянной церкви. В 1892 г. состоялось освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Великого Князя Александра Невского. Председателем комитета состоял герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский, князь Романовский, вице-председателем – статс-секретарь князь Михаил Сергеевич Волконский, которому церковь особенно обязана своим процветанием.

Протоиерей Алексий Мальцев пишет в своей книге: «Из всех достопримечательностей г. Висбадена, некогда главного города герцогства Нассауского, едва ли не первое место принадлежит православно-русскому храму на Нероберге. Малая домовая церковь, существовавшая с 11 марта 1844 г. при русской миссии во Франкфурте-на-Майне, первым настоятелем которой был протоиерей И. И. Базаров († в 1895 г. в Штутгарте и погребен на кладбище в Висбадене), соединена была, по воле Императора Александра II, согласно желанию герцога Адольфа Нассауского, в мае 1855 г. с воздвигнутым герцогом на склоне Таунусских гор, вблизи Висбадена, ныне существующим прекрасным храмом, который был сооружен во имя праведной Елисаветы над гробом Великой Княгини Елисаветы Михайловны, дочери Великого Князя Михаила Павловича, скончавшейся 16 января 1845 г. во цвете лет, первой супруги герцога Адольфа Нассауского, великого герцога Люксембургского. Главными средствами для создания этого величественного памятника безвременно почившей послужило оставшееся после смерти ее приданое (до 1 миллиона рублей), которое, по благочестивому желанию герцога и воле Императора Николая Павловича, употреблено было на это благое дело. Храм расположен в исключительно красивой местности, откуда открывается замечательная панорама». Великая Княгиня Елисавета Михайловна, родившаяся в 1826 г., вышла замуж в 1844 г. и скончалась в 1845 г. Десять лет тело ее покоилось в католической церкви, по освящении же храма в 1855 г., – перенесено туда. Поэт князь П.А. Вяземский присутствовал при перенесении тела и художественно описал это событие. С половины сентября до половины мая службы совершались в другой русской церкви – домовой, тоже во имя св. Елисаветы – на Капелленштрассе. Церковь эта освящена в 1861 г. Русскому правительству принадлежало православное кладбище, устроенное на средства Великой Княгини Елены Павловны, матери усопшей Великой Княгини Елисаветы Михайловны.

Почин устройства церкви в Виши (Франция) принадлежит госпоже Пелладо, урожденной Старосельской, которая приобрела для этой цели участок земли в окрестностях Виши. Ввиду отдаленности участка, мэрия г. Виши согласилась предоставить для церкви бесплатно весьма значительный участок в самом городе.

Храм во имя архистратига Божия Михаила в Герберсдорфе (Силезия) сооружен был Берлинским Свято-Князе-Владимирским братством. Курорт этот находится в двухчасовом расстоянии от г. Бреславля. Благодаря близости к тогдашней русской границе и дешевизне проживания там, он посещался многими русскими. Настоятель посольской церкви, протоиерей А. Мальцев, часто бывая в Герберсдорфе для утешения, напутствия и погребения тамошних посетителей, возбудил вопрос о сооружении храма. Этому сочувствовали и заведовавшие лечебными заведениями. В 1898 г. санитарный советник доктор Ремплер уступил для этой цели о. Алексию участок размером до полудесятины на возвышении, окруженный роскошным хвойным лесом. Собраны были средства. Главным жертвователем был самарский купец 1-й гильдии Петр Семенович Аржанов. Храм был освящен в 1901 г.

Закладка храма в честь Всех Святых и в память коронования Их Величеств в Гомбурге, близ Франкфурта-на-Майне в прусской провинции Гессен-Нассау, совершена была 4(16) октября 1896 г. в присутствии Их Величеств – вдовствующей Германской императрицы Виктории, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее брата великого герцога Гессен-Дармштадтского. В 1899 г. храм во имя Всех Святых и в память Коронования Их Величеств был освящен. Городское управление избрало главного храмоздателя действительного тайного советника А.И. Проворова почетным гражданином и назвало его именем одну из городских улиц. В Гомбурге существовала в середине XVIII в. походная церковь, обслуживавшая Анастасию Иоанновну, ландграфиню Гессен-Гомбургскую, урожденную княгиню Трубецкую, прибывшую в Гомбург в 1739 г.

В Давосе (Швейцария) в январе 1909 г. устроена была временная церковь во имя св. великомученика Пантелеймона. Помещалась она в бывшем католическом монастыре. Освящение совершал настоятель женевской церкви протоиерей Сергий Орлов. Значительную помощь этому начинанию оказал лечившийся в Давосе Его Высочество Князь Гавриил Константинович.

В Каннах (Франция) домовая церковь существовала с 1886 г. при вилле госпожи Трипе, урожденной Скрипициной. Более часто службы в ней совершались с приобретением Великой Княгиней Анастасией Михайловной, великой герцогиней Мекленбург-Шверинской, виллы в Каннах. Она приезжала каждый сезон с причтом шверинской церкви. Но все яснее выявлялась необходимость постоянного храма. Средства на сооружение такового собирал комитет под председательством Великого Князя Михаила Михайловича. Место для храма и дома для причта пожертвовал муж госпожи Трипе. 23 апреля 1894 г. состоялась закладка храма во имя архангела Михаила, а 22 ноября того же года – освящение его.

Великая Княгиня Елена Павловна, вдова Великого Князя Михаила Павловича, в начале шестидесятых годов стремилась создать в Карлсбаде (Богемия) величественную русскую церковь. Но не оказалось для этого достаточных средств. Вместо того был куплен небольшой дом, и в 1867 г. устроена домовая церковь. В 1872 г. в Карлсбаде торжественно праздновалось рождение Императора Петра Великого, который проживал там в 1711 и 1712 гг. и где, на одной из вершин карлсбадских гор, высится каменный памятник с его бюстом, воздвигнутый в 1830 г. в Царствование Императора Николая I. На этом празднестве решено было начать сбор средств на сооружение постоянного храма. Большое участие в этом деле принял Александр Агеевич Абаза, бывший секретарь Великой Княгини Елены Павловны. По Высочайшему повелению Императоров Александра III и Николая II оказана была поддержка из средств казны. Освящение храма во имя свв. апостолов Петра и Павла состоялось 28 мая 1897 г.

В Киссингене (Бавария) храм во имя преподобного Сергия Радонежского и в память коронования Их Величеств сооружен Свято-Князе-Владимирским братством по последовавшей в 1896 г. просьбе тогдашних посетителей курорта. Впервые мысль эта возникала в 1871 г., но не осуществилась из-за отсутствия средств. Братство, приступившее к сбору денег, смогло в 1897 г. на деньги, переданные протоиерею Мальцеву неизвестным, удвоившие имевшиеся ранее, приобрести прекрасный участок земли на берегу речки Заале. Магистрат и управление вод поддерживали это начинание, последнее даже ассигнованием денег. Закладку храма и освящение его 5(18) июля 1901 г. совершил посещавший в течение ряда лет курорт первосвятитель Румынской Церкви митрополит Иосиф Георгиан в сослужении с протоиереем Мальцевым, пожалованным к этому дню митрой, и другими русскими священнослужителями. Главными создателями и устроителями храма были тайный советник С. И. Мережковский, действительный статский советник И. П. Калайдович, Анна Ивановна Кузнецова, А.И. Попова.

В Баварии, в Брюкенау-Бад, вблизи Киссингена существовала с 22 июля 1908 г. церковь во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, устроенная стараниями и попечением барона и баронессы А.А. и М.А. Будбергов. Помещение для церкви отведено было баварским правительством, после же революции отобрано. Церковь переведена была в павильон усадьбы баронессы Будберг и в мае 1921 г. освящена архиепископом Евлогием.

В Мариенбаде (Богемия) походная церковь существовала с 1880 г. и помещалась она в городском доме. Средства на постройку постоянного храма изыскали, главным образом, граф Иларион Иванович Воронцов-Дашков и его супруга. По ходатайству графа 25 000 рублей были отпущены из сумм Министерства Императорского Двора. Иконостас, получивший высшую премию на Парижской всемирной выставке 1900 г. (изделие фабрики майоликовых изделий М. С. Кузнецова и К°), приобретен был и пожертвован храму церковным старостой полковником Петром Петровичем Рыковским. Храм во имя св. равноапостольного Великого Князя Владимира освящен был 25 июня 1902 г.

24 ноября 1892 г. в Ментоне (Французская Ривьера) состоялось на берегу Средиземного моря освящение храма Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая. Церковь воздвигнута была Русским ментонским благотворительным обществом, основанным в 1880 г. и состоявшим под покровительством Великой Княгини Анастасии Михайловны, великой герцогини Мекленбург-Шверинской. Там же находился Русский дом – убежище для больных и нуждающихся соотечественников.

Церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Меране (Южный Тироль) устроена была в Русском доме имени Надежды Ивановны Бородиной, на завещанный ею Русскому благотворительному обществу капитал. Большое участие в сооружении храма приняла Великая Княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая. Церковь была освящена 3 декабря 1897 г.

В Бад-Наугейме (Великое герцогство Гессен-Дармштадтское) строительный комитет, почетным председателем которого состоял епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий, председателем – житель этого курорта медицинский советник, профессор, доктор Гредель, создал временный храм в арендованной у магистрата пустовавшей старинной католической церкви св. Рейнгарда. Первая литургия в нем совершена была 11(24) июля 1905 г. Воздвигнутый позднее постоянный храм во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского с 1910 г. принят был под покровительство Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

В Франценсбаде (Богемия) комитет для сбора пожертвований на постройку храма состоял из местных врачей-евреев. Они не допускали к участию в нем протоиерея А. Лебедева, приезжавшего из Праги служить в наемных помещениях. Не допущен был и протоиерей Владимир Ладинский, после смерти протоиерея Лебедева приезжавший служить из Веймара. Ему удалось только настоять на перемене непристойного места, выбранного для постройки храма. Комитет сам произвел в 1888 г. и закладку без совершения положенного церковного чина. Когда 25 июня 1889 г. предстояло освящение храма св. Княгини Ольги, протоиерей Ладинский спросил пребывавшего в Франценсбаде К.П. Победоносцева, как ему поступить в данном случае. Победоносцев посоветовал вынуть один кирпич из алтарной стены храма, прочесть положенные молитвы и, окропив святой водой, снова заделать его в прежнее место.

В Эмсе строительный комитет по постройке храма образовался в 1857 г. В 1863 г. богослужения совершались в местном карауле во временно уступленной королевой Вюртембергской Ольгой Николаевной ее походной церкви. Благодаря собранным средствам и пособиям от Императора Александра II, 2 мая 1876 г. был освящен красивый пятиглавый храм во имя св. мученицы царицы Александры, в память Императрицы Александры Феодоровны, супруги Императора Николая I.

***

Надлежит также отметить следующие русские храмы в Европе.

В Бари (Италия) Императорское Палестинское общество до Первой мировой войны приобрело участок земли и приступило к сооружению храма во имя святителя Николая Чудотворца. Храм этот существует ныне.

В Гамбурге домовая церковь во имя святителя Николая сооружена была Свято-Князе-Владимирским братством в 1901 г. Устроена она была в верхнем этаже братского дома. Ранее, по свидетельству протоиерея А. Мальцева, ему приходилось совершать наездами богослужения в канцелярии императорской миссии при сенатах вольных ганзейских городов Гамбурга и Любека, на заре русской истории торговавших с Новгородом, Псковом и Ладогой. Иногда богослужения имели место в квартирах отдельных представителей Министерства иностранных дел. По скандинавским сказаниям, в 1060 г. русские имели свой храм в г. Висби, а немецкие купцы – в Ладоге.

5(18) октября 1913 г. в Лейпциге состоялось торжественное освящение храма во имя святителя Алексия, сооруженного в память русских воинов, погибших сто лет назад во время войны с Наполеоном в лейпцигской «Битве народов». Накануне останки русских воинов, павших в этой битве, перенесены были с кладбища в склеп-усыпальницу под храмом. На освящении, наряду с прибывшей из России особой депутацией, присутствовали император Вильгельм, Саксонский король и эрцгерцог Австрийский Франц Фердинанд.

В Мюнхене существовала частная церковь графа Николая Николаевича Адлерберга, освященная в 1867 г. во имя Честного и Животворящего Креста Господня. До 1881 г. она находилась в Гельсингфорсе и была подарена графу Адлербергу-отцу Императором Александром II для его дачи в Финляндии. Летом церковь переносилась на дачу графа Адлерберга в Тегернзее.

В Ницце церковь на пляс Лонгшан сооружена в 1859 г. по почину Императрицы Александры Феодоровны, несколько раз проживавшей в этом городе, в первый ее приезд принадлежавшем еще королевству Сардинии. Государыней был пожертвован храму замечательный резной дубовый иконостас. 12 апреля 1865 г. в Ницце скончался на вилле Бермон Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович. Император Александр II приобрел этот дом. На месте кончины Наследника воздвигнута была часовня в византийском стиле, освященная 26 марта 1868 г. в присутствии Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича. Церковь на Лонгшан, представлявшая собою скорее домовую, постепенно становилась непоместительной, в особенности в большие праздники. Предположено было воздвигнуть большой храм с главами и колоколами в византийско-русском стиле. Дело это укрепилось, когда в 1896 г. его приняла под свое покровительство вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. Сооружение храма особенно подвинулось, когда в 1908 г. прежняя строительная комиссия была Высочайше преобразована и Император Николай II предоставил ей право сооружения храма на принадлежавшей Его Величеству земле близ места кончины Цесаревича Николая Александровича. По воле Государя на достроение храма было ассигновано 700000 франков и от председателя Высочайше утвержденной комиссии князя Сергея Михайловича Голицына поступил на ту же цель 300 000 франков.

4(17) декабря 1912 г. новый храм во имя святителя Николая и св. мученицы царицы Александры был освящен преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским. Храм находится между двумя красивыми бульварами Цесаревича и Гамбетта, с юга к нему шла дорога, названная ниццким муниципалитетом авеню Николая II. В пригородной местности Кокад в 1865 г. на пожертвования частных лиц устроено русское православное кладбище, принадлежащее церкви. С соизволения Императора Александра II оно названо Николаевским. В 1898 г. кладбище было расширено. Расположено оно уступами; в середине помещается обширная часовня.

В По (Южная Франция) Свято-Александро-Невский храм сооружен был в 1867 г. на средства проживающих там баронессы Е. П. Пилар-фон-Пильхау, урожденной графини Клейнмихель, Е. Н. Нарышкиной, Е.А. Тимашевой, М.Н. Мухановой, графа Муравьева-Амурского, генерал-адъютанта А. Е. Тимашева, князя Дондукова-Корсакова, Ф. Н. Рюмина, В. Л. Нарышкина, свиты Его Величества генерал-майора барона Пилар-фон-Пильхау. С 1898 г., по повелению Императора Николая II, церковь получала пособие в размере 400 франков из сумм посольства в Париже.

Почин создания русского храма в Праге принадлежит в середине 60-х годов XIX в. Петербургскому отделению Славянского комитета, который нашел сильную поддержку в тех же кругах в Москве. Большое участие в этом деле приняли настоятель венской церкви протоиерей М.Ф. Раевский, графиня А. Д. Блудова, А.Ф. Гильфердинг, Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков и другие московские славянофилы. Австрийское правительство не сочувствовало созданию русской церкви в славянской Праге и сначала старалось мешать этому начинанию. Церковь пришлось снять у городского управления внаем на 30 лет, как бы частному лицу, уполномоченному Славянского комитета, графу П.А. Голенищеву-Кутузову. Храм этот существовал уже в XIII в.; во время Тридцатилетней войны передан так называемым «славянским бенедиктинцам», которые перестроили его в 1732–1737 г. В 1785 г., с упразднением монастыря императором Иосифом II, церковь перешла в частные руки, а потом во владение города, который устроил в ней архив. Освящение храма состоялось 4(16) августа 1874 г. К.П. Победоносцев, присутствовавший на этом торжестве и описавший его 9(21) августа в письме из Зальцбурга Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу, отмечает и следующее: « Примечательно еще, что в нашей пражской церкви от начала не было служения на латинском языке, потому что занимавшие ее бенедиктинцы-чехи имели от папы особую привилегию служить по-славянски». На содержание церкви и причта в законодательном порядке отпускались средства из казны.

В столице Болгарии Софии с начала нынешнего столетия существовал храм во имя святителя Николая, находившийся рядом с домом русской дипломатической миссии. В сооружении его, как приходилось слышать, принимал большое участие посланник Юрий Петрович Бахметев.

На собранные, согласно Высочайшего соизволения от 5 сентября 1879 г., повсеместно в Империи средства сооружен был Александро-Невский храм на Шипкинских высотах в Болгарии, в увековечение памяти подвигов русского воинства, положившего души свои во время русско-турецкой освободительной войны 1877–1878 г.

Вне Европы имелись храмы в Пекине, Токио, Киото, Тегеране, Реште, Буэнос-Айресе и большое количество – в Северной Америке.

Наряду с выдающимся протоиреем Алексием Мальцевым, свыше 20 лет настоятельствовавшим в Берлине, отметим протоиереев Андрея Самборского (Лондон, Ирем), Константина Кустодиева (Ирем, Мадрид), Иоанна Иосифова и Михаила Раевского, настоятельствовавших в Вене, первый – 40 лет с 1783 г., второй – 42 года с 1842 г., Иакова Смирнова, много лет священствовавшего в Лондоне, при Императоре Павле I во время разрыва его с Англией представлявшего там некоторое время Россию, Иосифа Васильева (Париж), Иоанна Базарова (Висбаден, Штутгарт), Сергия Орлова (Брюссель, Женева), Николая Аквилонова (Ментона).

В Константинополе четыре года был настоятелем посольской церкви иеромонах Константин (Неаполитанский). В 1742 г. произошло страшное событие: 8 августа он принял магометанство. Посланник Вешняков сообщил в Санкт-Петербург «ведение о плуте, изменнике и супостате, ренегате, бывшем недостойном иеромонахе при дворцовой церкви». 6-го же октября того же года он сообщал архиепископу Рафаилу, что «помянутой Константин паки на путь спасения обратился и, Христа Спасителя своего и нашего торжественно пред всем миром с теплым усердием и чистым покаянием проповедав, признал пред человеки, как было отвергся; и ту его исповедь чистым покаянием и кровию своею омыв, яко преждебывший христолюб, чем венчал славою его прежнюю ангельскую жизнь, то есть сего утра ему отсечена глава, к чему с достойным великодушием дался, как пространнее Ваше Преосвященство изволите усмотреть из приложенной при сем о мученическом его страдании и кончине ведомости». Греческою Церковью иеромонах Константин причтен к лику святых. Память его приурочена к 26 декабря, а временем страдания считается сентябрь 1742 г. Празднуется он 26 декабря и на 2-й неделе по неделе Всех Святых.

* * *

64

Православный путь. Джорданвилль. 1958. С. 137–163.


Источник: Русская быль : очерки истории Императорской России / Н. Д. Тальберг. - Москва : Правило веры, 2006. - 1023 с. ISBN 5-7533-0090-1

Комментарии для сайта Cackle