Источник

Царская Россия и Восточные Патриархи

Аравитяне-мусульмане63 огнем и мечом насаждали учение Магомета, покоряя города и страны. Второй преемник Магомета, арабский халиф Омар (с 634 г.), овладел в 634 г. Дамаском, в 636–637 гг. – Иерусалимом, в 639 г. – Антиохией, в 640 г. – Египтом. Величайшим унижениям подвергались патриархи, попадая в полное подчинение поработителям. Тогдашний Иерусалимский Патриарх святого Софроний в «анакреонтовских стихах» горько оплакал падение Святого города и бедствия его жителей. Иерусалимская Церковь лишилась свободы и свое внешнее положение вынуждена была создавать на новых началах. По смерти св. Софрония († 638) патриарший престол 29 лет не был замещен и Церковь управлялась местоблюстителем. Патриарх Феодор (680–681) был изгнан из Иерусалима. В начале IX в. на христиан Палестины было воздвигнуто страшное гонение, почти все они бежали или на о. Кипр, или в Константинополь. Наибольшие гонения были при халифе Ал-Хакиме (996–1021). Бедствия христиан Иерусалимской Церкви особенно увеличились после завоевания Палестины (ок. 1076 ) турками-сельджуками. Церковное управление в Палестине пришло в совершенное расстройство. Узаконено было положение патриархии после завоевания Палестины в 1517 г. османскими турками. Но, конечно, последовавшие узаконения мало признавались местными властями и мусульманским народом.

Тяжко отразились на Восточных Патриархах Крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. Латиняне, предпринявшие их, проявляли сильную враждебность к Православной Церкви. Заняв в 1098 г. Антиохию, они поставили там своего патриарха, подчинив ему Православную Церковь. Патриарх Иоанн IV нашел убежище в Константинополе, где и скончался. В Иерусалиме Патриарх Симеон, первый подавший мысль о необходимости освобождения Святой Земли от иноверных, после занятия Константинополя крестоносцами вынужден был удалиться на о. Кипр, где и умер. Заместитель его Евфимий должен был жить в Константинополе. Во время четвертого похода крестоносцами захвачен был Константинополь, и там создана в 1204 г. Латинская империя с учреждением в Византии нескольких латинских митрополий и епископий. Патриархи пребывали в Никее, где правили Византийские императоры. Там был поставлен Патриархом Мануилом II около 1249 г. Киевским митрополитом русский архимандрит Кирилл – первый глава Русской Церкви после начала татарского ига. В 1261 г. Михаил Палеолог, будущий Император, отобрал от латинян Константинополь. Патриархи вновь водворились там. Все более окружаем был Константинополь турками, завоевавшими Сербию, Македонию, Фессалию, Элладу. В 1453 г. Магомет II занял Константинополь. Константинопольская Патриархия подпала под власть турок – и остается под нею по сей день.

***

В 1962 г. исполняется 1100 лет государственного бытия России. В течение 1055 лет ею правили Князья, Великие Князья, Цари и Императоры, с 1547 г. – Помазанники Божии. Последующие 44 года Отечество наше пребывает в страшном рабстве сатанинской коммунистической власти, над коей тяготеет анафематствование ее Патриархом Тихоном, провозглашенное в 1917 г. и им не снятое.

Великий Князь Иоанн IV Васильевич, венчанный митрополитом Макарием на Царство, возжелал получить благословение Восточных Патриархов. Им отправлен был к ним с посланием суздальский архимандрит Феодорит. Первым на зов Царя отозвался 120-летний Патриарх Александрийский Иоаким. Он обратился в 1558 г. к Иоанну, как к «боговенчанному, возвеличенному победами от Бога, великому поборнику Православия, святейшему Царю богоутвержденной земли Православной Великой России». Святейший Иоаким называл его не только русским, но и своим Государем, «вторым солнцем, надеждой благих времен, и как после студения области земной, когда возвращается лето, все птицы небесные, подъемлют радостный глас, так и святители восточные, угнетаемые под хладом и мерзостью студеной зимы неверных, ожидают сладчайшего лета и умирения себе от кроткого его Царства». Патриарх, достигший возраста древних патриархов Израилевых, писал далее: «Яви нам в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника и Богом наставляемого ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин... Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними бывшими прежде Царями».

Патриарх Антиохийский в ответном послании, привезенном через два года русским купцом Василием, именовал Иоанна «Самодержцем Русским, предстателем нищих и крепким упованием христиан, благодетелем Церкви Православной». Патриарх Иерусалимский Герман II называл его «истинным подражателем милостивого Царя Христа Бога нашего». «Велегласно воссылаем, – писал он, – славу Господу о Царствии твоем, дабы укрепил и утвердил тебя силою Своею во исполнение Божественных заповедей Его на похвалу, пользу и помощь нашему роду единокровных тебе христиан».

В сентябре 1562 г. митрополит Евгрипский Иоасаф доставил в Москву Царю три грамоты Константинопольского Патриарха Иоасафа, подписанные в 1561 г. В первой из них, исходившей от одного Патриарха Иоасафа, сообщалось о полученных дарах, о расходовании их, о состоянии училищ для воспитания учителей Церкви, о состоянии построек, монастырских церквей и зданий. Патриарх писал, что не имеет другого прибежища, кроме Русского Самодержца.

Две другие грамоты подписаны полным Собором высших иерархов – Патриархом и 31 митрополитом. В одной из них говорится, что повелено молиться о здравии Иоанна, Царя и Государя всех православных христиан: «Отныне и впредь записали мы имя твое, как Царя вернейшего и православного, в наших церковных службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие благоверному Царю нашему Иоанну, как и прежним древним царям. Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам митрополичьим будем молить Бога о имени твоем, да будешь и ты между царями, как равноапостольный и православный Константин, который в начале своего Царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя его во святых диптиках».

Другая грамота содержала признание права Иоанна именоваться Царем. Патриарх объявлял: «Смирение наше, с согласия всех здесь обретающихся священнейших митрополитов и боголюбивейших епископов, действием же и благодатию Всевышнего Живоначального и Совершенноначальнейшего Духа преподает и дарует реченному Царю, Господину Иоанну, быть и называться ему Царем законным и благочестивейшим, увенчанным и от нас правильно, вместе и церковно, так как он от рода происходит и крови царской, как мы уже сказали, и сие полезно всему христианству, повсюду законно и справедливо для утверждения и пользы всей полноты христианства» (Зызыкин М. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София, 1924).

И до установления царской власти наши государи держали тесную связь с Восточными Патриархами. Помощь в Царьград посылал св. митрополит Феогност († 1353). Великий Князь Василий I по просьбе св. митрополита Киприана послал щедрую помощь Императору и Патриарху, когда Константинополь сильно потерпел в 1395–1396 гг. от блокады его турецким султаном Баязидом. Со времени же падения Константинополя в 1453 г. полилась щедрая помощь тамошней Патриархии. Когда первый после занятия Константинополя св. Патриарх Геннадий Схоларий просил св. митрополита Иону о помощи, Великий Князь Василий III отправил ему с послом пожертвование. Святитель Иона в согласии с Великим Князем писал Патриарху Геннадию, что обещает, «ради Христовой любви, присылать и впредь что у него найдется».

В княжение Великого Князя Иоанна III (1462–1505) Патриарх Иерусалимский присылал за милостынею протосинкелла «для искупления Гроба Господня от неверных». По этому случаю митрополит Московский Феодосий отправил в 1464 г. замечательное послание к новгородцам и псковичам, в котором убеждал всех подать милостыню протосинкеллу Иосифу. Последний вернулся со значительными дарами. В это княжение были и другие подобные сношения с Востоком.

Великий Князь Василий III (1505–1533) вскоре по вступлении на престол сделал значительные пожертвования Афонским монастырям. Афонские монахи прислали ему в 1509 г. благодарственные грамоты, называя своим кормителем и ктитором. Прибывшие вскоре за милостынею для церквей и монастырей сербы говорили, что не имеют другого ктитора, кроме православного Государя Василия Иоанновича. Великий Князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними богатые дары. В 1515 г. Василий III дал Афонским монастырям жалованную грамоту на свободный проезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать без преувеличения, что Афонские монастыри с того времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских.

В 1516 г. щедрая помощь была оказана Константинопольскому Патриарху Феолепту I. На Синай, по просьбе оттуда, было послано вещами, соболями, белками, лисицами и рыбьим зубом на 600 золотых.

Царь Иоанн IV Грозный (1530–1584) рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царскою щедростью. Все четыре Патриарха пользовались милостынею Царя, присылали ему грамоты, благодарили за дары и просили вновь о вспомоществовании. Патриарх Иерусалимский Герман II просил Царя помочь бедствующему Святому Гробу. Как дороги были для Востока милости Царя, видно из того, что Константинопольский Патриарх в одной из своих грамот называл Иоанна Грозного ктитором Патриархии. Позднее Александрийский Патриарх писал Царю Феодору Иоанновичу, что, если бы Иоанн IV не присылал милостыни, его Патриархия разорилась бы до конца. В Царствование Иоанна IV старцы восточных монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от Царя, производили сборы по России и возвращались с большим запасом средств.

Особенно благоволил Грозный к Афонским монастырям. В 1543 г. дана была грамота старцам Пантелеймонова [монастыря], по которой они везде в областях Московского государства пропускались свободно, не платя пошлин, получая корм и подводы. В 1547 г. митрополит Макарий писал окружное послание о вспомоществовании старцам Пантелеймонова монастыря, пришедшим в Москву за милостынею. Также бил челом Царю Паисий, игумен Афонского болгарского монастыря Хиландаря, что им «от даней султановых истомы великие и от греков обиды большие; Государь бы их пожаловал, послал об них свою грамоту к султану, чтоб тот от даней их пооблегчил и от греков оборонил». Царь просил в 1551 г. султана Солимана I об облегчении дани с Афонских монастырей. Особенно замечательна последняя милостыня Иоанна IV: на помин души Царевича Иоанна роздано было царскими посланными на Афоне и в Константинополе и его окрестностях до 6000 рублей.

Царь Феодор Иоаннович (1584–1598) так же был щедр на милостыню, как его отец. Не говоря о множестве монахов, приходивших при нем с Востока за милостынею, в его Царствование посетили Россию Патриархи Антиохийский Иоаким (в 1586 г.) и Константинопольский Иеремия II (в 1588–1589 гг.). Оба они были приняты с величайшим вниманием и получили щедрые подарки.

В беседе с Борисом Годуновым Иеремия поведал ему свои скорби. Султан ссылал его на о. Родос, ограбил патриарший храм в Константинополе, превратив его в мечеть. «Тогда, – говорил Патриарх Годунову, – обливаясь слезами, вымолил я у Амурата позволение ехать в христианские земли для милостыни, чтобы достроить новый храм истинному Богу. Слышав о таковом благочестивом Царе, пришел я сюда, чтобы помог нам Царь в наших скорбях». Когда Патриарх Иеремия, после поставления им в 1589 г. митрополита Иова первым русским Патриархом, возвращался в Константинополь, Царь Феодор отправил с ним грамоту султану, в которой писал: «Ты б, брат наш Мурат салтан, Патриарха Иеремию держал в своей области и беречь велел пашам своим так же, как ваши прародители Патриархов держали в береженье, по старине во всем; ты б это сделал для нас». В июне 1591 г. Терновский митрополит Дионисий Ралли привез утвержденную грамоту Восточных Патриархов на Московское Патриаршество. Послание заканчивалось обращенной к Патриарху Иову просьбой помочь построению в Константинополе церкви и патриаршего дома. Иеремия добавлял: «А мы, кроме Бога да святого Царя, надежды ни от кого не имеем, Патриаршества Цареградского не может никто воздвигнуть и устроить по-прежнему, кроме святого Царя». Посланы были тогда богатые дары Государем, Иовом и Годуновым.

Царь Борис Годунов (1598–1605) также много благотворил Востоку. Патриарху Иерусалимскому однажды было послано более двух тысяч золотых, кроме церковных одежд и сосудов.

После окончания великой Смуты в России в начале XVII в. в Москву прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан. Он участвовал в 1619 г. в поставлении Патриархом вернувшегося из польского плена митрополита Филарета Романова, отца Царя Михаила. Будучи на обратном пути в Киеве, Патриарх Феофан укорил гетмана Скоропадского и малороссийских казаков за их недавний поход с поляками против Православного Русского Государя. Вернувшись из Москвы в Киев, он в 1620 г. поставил тайно от поляков, ночью, митрополита Киевского Иова Борецкого и нескольких епископов, чем восстановлена была каноническая преемственность православной иерархии в Западной Руси. Примечательно, что через триста с небольшим лет архиепископ Анастасий, глава Зарубежной Русской Церкви, тогда представитель ее в Святой Земле, соучаствовал в поставлении в Иерусалиме покойным Патриархом Дамианом (с 1897 г.) и одним оставшимся верным ему епископом нескольких новых епископов Иерусалимской Церкви, вероятно, и ныне здравствующих. В числе их был и будущий Патриарх Тимофей, сохранивший до конца дней своих доброе чувство к митрополиту Анастасию.

В Царствование Царя Михаила Феодоровича (1613–1645) монахи восточных монастырей не только делали сборы в России, но и начали поселяться там. Особенно усилилось посещение России высшими иерархами Восточных Церквей в Царствование Царя Алексея Михайловича (1645–1676). Все они возвращались с большими дарами. Сокровищница Царя Алексея была неистощима для милостыни: весь Восток понимал это. Одарен был Царем много страдавший от турок Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателарий, прибывший в Москву в 1653 г. Наш церковный историк митрополит Московский Макарий считал посещение Патриарха Афанасия важным «в том преимущественно отношении, что и он, подобно другим Восточным Первосвятителям, приходившим к нам прежде, «зазирал» Патриарху Никону «в неисправлении Божественного Писания и прочих церковных винах» и тем вновь возбуждал его ревность к исправлению наших церковных книг и обрядов. Кроме того, Афанасий во время своего пребывания в Москве написал для Патриарха Никона сочинение под названием «Чин архиерейскаго совершения литургии на Востоке», чтобы Никон ясно мог видеть, какие отступления от того чина допущены в России». Патриарх Афанасий на обратном пути преставился 5 апреля 1654 г. в Лубенском монастыре и там погребен. В 1662 г., по обретении его мощей нетленными, Патриарх Афанасий был Русскою Церковью причислен к лику святых.

Патриархи Паисий I Александрийский и Макарий Антиохийский, дважды посетившие позднее Москву, почетно принятые Царем Алексеем Михайловичем, оказали большую помощь в деле исправления богослужебных книг и устроения правильного духовного образования в России.

Знаменитый Иерусалимский Патриарх Досифей II Нотара (1669–1707) в Царствование Царя Феодора Алексеевича (1676–1682) много помог устройству и развитию Славяно-греко-латинской академии в Москве и был затем очень близок с Царем Петром I (1682– 1725).

В позднейшие времена приезды в Россию за милостынею высших церковных иерархов сократились. Тем не менее благотворение восточным христианам продолжалось в значительных размерах. В XVIII и XIX вв. уполномоченные от Восточных Церквей и монастырей, как и в прежние времена, приезжали в Россию и производили на всем ее пространстве сборы. С разрешения правительства восточные иноки основывали свои монастыри, подворья, часовни, приобретали для них разные угодья – земли, дома, лавки и т. п. Доходы от всего этого также посылались на Восток. Правительство и отдельные люди отправляли на Восток свои пожертвования. Правительство почти каждый год отправляло на Восток, по просьбам Патриархов или других иерархов, значительные суммы, так называемые милостынные дачи. Святейший Синод разрешал уполномоченным от той или другой Восточной Церкви или монастыря производить сбор пожертвований. Разрешения давались на определенный срок. Во всех церквах России учреждены были кружки для сбора пожертвований под особым наименованием: «В пользу Гроба Господня» и «На улучшение быта православных в Палестине». На тот же предмет, равно и на все Восточные Церкви и монастыри (сообразно воле жертвователей) принимались пожертвования в присутственных местах духовного ведомства, в редакциях духовных журналов и газет. В случаях особых бедствий, выпадавших на долю восточных христиан, составлялись особые комитеты для сбора пожертвований. Все это выражалось в очень больших суммах. Сверх всего этого, Святейший Синод ежегодно отпускал суммы на содержание духовных учебных заведений на Востоке, посылал для бедных Восточных Церквей и в славянские страны облачения, сосуды, богослужебные книги и проч.

При таких постоянных заботах со стороны России бедственная участь христиан значительно облегчалась, как нередко свидетельствовали они сами. На русские деньги они строили новые церкви, поправляли старые, возобновляли монастыря, заводили училища, устраивали больницы, приюты, выкупали христиан из рабства, Патриархии платили долги, откупались от турок и т. п.

Граф Ланжерон, генерал-губернатор Одессы, 10 мая 1821 г. писал князю А.Н. Голицыну, министру исповеданий: «Честь имею донести Вашему Сиятельству о происшествии, столько же важном и ужасном, случившемся в Константинополе в день Пасхи. Почтенный Патриарх Григорий на 46-м году своей жизни был отторгнут от алтаря, где он едва только окончил богослужение, и по приказанию султана был повешен перед его домом; новый великий визирь сам присутствовал при исполнении сей казни, сидя на табурете и спокойно куря табак в продолжение двух часов. В тот же день тою же казнью погибли семь других митрополитов или епископов. Греческая церковь патриаршеская и 16 других церквей осквернены и разрушены мусульманами. Уверяют, что многие тысячи христиан греческих в сие время были умерщвлены. На другой день тело несчастного Патриарха, по повелению султана, было продано иудеям, которые оное влачили по улицам и изрыгали самое ужасное богохульство против нашей святой религии и Божественного Спасителя; наконец труп его брошен был в море. Барон Строганов (Григорий Александрович, посол. – Н. Т.), который уведомил меня о сем ужасном происшествии, присовокупляет, что к шее Патриарха был привязан тяжелый камень, но или он несправедливо слышал о сем, или сей камень оторвался, только тело Патриарха носилось по водами Босфора и остановилось между двумя суднами, готовившимися ехать сюда» (Русский архив. 1900).

По повелению Императора Александра I (1801–1825), смертные останки Патриарха-мученика были торжественно встречены в Одессе духовными, военными, гражданскими властями и народом. Они пребывали в Одессе до 1871 г. В этот год королевство Эллинское праздновало 50-летие начала освобождения Греции от турецкого ига. Император Александр II (1855–1881) повелел перевезти гроб Патриарха Григория V в Афины, где греческим королем был Георг I, а королевой – Ольга Константиновна, внучка Императора Николая I, которому православная Греция столь обязана своим освобождением.

Русские Государи, пользуясь возрастанием своего влияния в Европе, помогали и политически восточным христианам. Русские послы в Константинополе всегда являлись покровителями восточных христиан. Все государства с христианским населением, вырвавшиеся из-под турецкого владычества, обязаны этим поддержке Русских Государей. В 1804 г. сербы, восставшие под предводительством Кара-Георгия, поддержаны были Императором Александром I, начавшим в 1806 г. войну с Турцией. В 1809 г. народное собрание сербов постановило отдаться под покровительство Русского Императора. На основании русско-турецкого мира в Бухаресте (1812 г.) Сербия получила автономию. В итоге новой войны с Турцией в 1828–1829 гг. в Царствование Императора Николая I (1825–1855) на основании Адрианопольского мира Греция стала самобытной и независимой.

В конце сороковых годов усилились в Святой Земле распри отдельных вероисповеданий вокруг святынь Господних, причем страдавшей стороной были чаще всего православные. Особенно усилилась борьба в 1850 г., когда французские католики оспаривали у греческих монахов некоторые иерусалимские святыни. Католиков поддерживал нуждавшийся в их политической поддержке Император Наполеон III; греков же, по примеру своих державных предшественников, – глубоко верующий Император Николай I. Известный палестиновед П. В. Безобразов приводит указания, данные из Санкт-Петербурга тогдашнему посланнику в Константинополе. Из них видно, что Россия не желала стеснять другие народности, но за свое стояла твердо. Вследствие равноправия всех вероисповеданий, Императорская Россия не противилась учреждению англиканского епископата в Иерусалиме и католического патриархата в Иерусалиме. «Но, – говорилось в инструкции, – в тот день, 'когда Император увидит, что Православная вера подвергается гонению и унижению в Святом городе или в другом месте под иностранным влиянием или по политическим соображениям, Его Величество не остановится ни перед какими жертвами, чтобы защитить своих единоверцев и сохранить за ними стародавние права».

В 1853 г. чрезвычайный посланник князь А.С. Меншиков потребовал от султана восстановления прав Православия до тех размеров, какие были обеспечены другим христианским исповеданиям. Турки перед этим отняли у греческого духовенства ключи от Вифлеемского храма. Настаивая на восстановлении прежнего порядка, Меншиков ходатайствовал и о разрешении возобновить купол над храмом Гроба Господня, а также построить в Иерусалиме церковь, больницу и богадельню для русских паломников. Султан, подстрекаемый Францией и Англией, отверг все эти требования. Тогда русские войска, в целях восстановления условий прежних договоров, заняли временно Молдавию и Валахию. Началась трудная восточная война с Англией, Францией, Турцией, потом с Сардинией, при враждебной к России Австро-Венгрии. Защищать надо было сухопутную западную границу Империи, Кавказ, берега Балтийского и Северного морей, Тихого океана. Действительно, Царская Россия не остановилась «ни перед какими жертвами», чтобы защитить единоверцев. Во время войны преставился Император Николай I, о котором еще 30 марта 1840 г. говорил архимандриту Порфирию Иерусалимский армянский Патриарх Захария: «Весь армянский народ счастлив под сенью скипетра Русского Царя. Сначала армяне были бедны, а теперь, слава. Богу, живут покойно и богато. Государь ваш есть отец всех племен, населяющих Россию, и покровитель всех вероисповеданий. Мы имеем царей добрых и мудрых. Но Николай!.. Он есть посланник Божий. Он поклоняется кресту со смирением и крест укрепляет и возносит его паче всех царей земных». Внося сказанное в свои записи, архимандрит Порфирий прибавляет: «Я тронут был до души этими неожиданными словами Патриарха».

Война России с Турцией в 1876–1878 гг. велась Императором Александром II (1855–1881) за освобождение единоверной Болгарии. На основании договора в Сан-Стефано, измененного западными державами к худшему в 1878 г. на Берлинском конгрессе, полную независимость получили Румыния, Сербия и Черногория. Болгария и Восточная Румелия получили автономные права, первая в особенности. В 1885 г. они соединились и стали самостоятельным Болгарским княжеством.

В 1901 г. по настоянию Императора Николая II восстановлен был на Константинопольском Патриаршем престоле святейший Иоаким III (1878–1884), 17 лет пребывавший в изгнании. Он очень почитал Русских Государей, живо интересовался судьбами Русской Церкви. За вселенский характер своей просвещенной деятельности он был в 1905 г. избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1913 г. Россия праздновала трехсотлетие Царствования Дома Романовых, благодаря которому она достигла внутреннего благосостояния и внешней силы. Благочестивый Патриарх Антиохийский (с 1906 г.) Григорий IV, араб, пожелал разделить с русским народом это великое торжество. 20 февраля он прибыл в Санкт-Петербург в сопровождении Триполийского митрополита Александра и русского консула в Дамаске князя Шаховского. 22 февраля на трапезе у митрополита Петербургского и Ладожского Владимира, Патриарх, воздав должное Государю Императору, говорил, что славянский и греко-сирийский Православный Восток любит Россию как свою великодушную покровительницу. «Эту любовь, – говорил далее Святейший Григорий, – мы всасываем с молоком матери. И прежде всего нас не столько удивляет могущество России, сколько ее благочестие и благонравие. И за эту ее христианскую доблесть, мы не сомневаемся, Господь сохранит Святую Русь от внешних и внутренних врагов, как оплот Православия, которое она содержит в неизменной чистоте, и святости, и церковном благолепии, и милость Божия да пребудет над Россией и ее Царем и Царским родом в счастливые веки веков.

Я бесконечно рад, что Провидение помогло мне посетить Великую Россию в радостные дни столь знаменитого торжества в честь Царствующего Дома Романовых. Соучаствуя в юбилейном всенародном торжестве, братски разделяя великую русскую радость, я тем осязательнее мог ощутить оказываемую мне, Патриарху Востока, любовь сестры – Русской Церкви. Если мы ныне, в дни радости, проявляем любовь к дорогой сестре – Русской Церкви, то любовь последней не оставляет наши Церкви многострадального Востока при всех невзгодах.

Живое памятование об этих благодеяниях и подвигло меня прибыть в Россию к ее великому церковно-национальному торжеству.

Ублажаю очи сынов Церкви, смотрящих на благословенный Царствующий Дом Романовых. Его Императорское Величество является великим благодетелем всего Православия в лице духовенства Востока. Велики, тесны духовные узы, соединяющие Святую Русь и ее благочестивейшего Государя с Церквами Востока. И мое сердце, исполненное горячей любви и благодарности к России и ее венценосному вождю, повелевает мне глубоко запечатлеть и свято, навсегда сохранить в памяти эти знаменательные дни патриотического восторга России и из глубины души пожелать многих лет иерархии Русской Церкви, чтобы она, непрестанно молясь о счастии и благоденствии благочестивейшего покровителя всего Православия, всегда пела Его Величеству Государю Императору «Многая лета"».

В тот же вечер на торжественном, по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых, собрании, происходившем в Обществе религиозно-нравственного просвещения, Патриарх Григорий, благодаря за приветствия председателя общества протоиерея Философа Орнатского и профессора А.А. Дмитриевского, делился своими впечатлениями о духовном и материальном богатстве царской России, особенно в сравнении с беднотой его родного края. «Благодарю Бога, Который сохранил Дом Романовых несколько сот лет на счастье и славу России и на поддержание всего Православия, – говорил далее Первосвятитель Антиохийской Церкви. – Молитесь и вы со мною о сохранении здоровья Государя Николая II, портреты которого я часто видел у себя на родине. Необыкновенное впечатление оставил во мне он при личном свидании...»

Патриарх Григорий, в бытность свою в России особенно сблизившийся с тогдашним архиепископом Волынским владыкой Антонием (Храповицким), до конца дней своих поддерживал с ним сердечные отношения. Для него митрополит Антоний Киевский и Галицкий, возглавлявший Церковь, не признававшую богоборческую советскую власть, был ярким представителем той подлинной России, в которой так прочно сочетались Царство и Священство.

Патриарх Григорий, как и единомышленный с ним Патриарх Александрийский Фотий (с 1899 г.), в согласии с митрополитом Антонием, отрицательно относились к «Всеправославному конгрессу», созванному в 1923 г. в Константинополе свободомыслящим Патриархом Константинопольским Мелетием. Патриарх Фотий в письме к Патриарху Григорию IV от 25 июня 1923 г. за № 211, сообщенном последним митрополиту Антонию, писал, что принятые конгрессом реформы – новый стиль и проч. вызываются, вероятно, требованиями нового догмата «современности».

***

Исстари началось паломничество русских людей в Святую Землю. М. С. Пальмов писал: «По сказанию былин, на поклонение Святому Животворящему Гробу Господню совершались путешествия еще во времена святого равноапостольного Великого Князя Владимира. В то время с дальнего севера внушительными дружинами шли «во Иордане реке искупатися» перехожие калики. По сказанию летописи, караваном этих странников, в 1022 году проходивших через Курск в Иерусалим, увлекся преподобный Феодосий Печерский. Правнука св. Владимира, княжна Полоцкая Евфросиния, умирает в Святом граде. Сохранилось до нас еще имя паломника Варлаама, первого игумена Киево-Печерской лавры. Путешествие его в Святую Землю относится к 1062 г. После него непрерывною цепью, чрез все столетия, несмотря на опасность и трудность пути, тянется ряд наших богомольцев во Святую Землю помолиться у Гроба Господня за Русь Православную и за всех православных христиан. Многие из них оставили нам на поучение описания своих странствований. Из этих описаний особенно замечательно «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» – краса нашей паломнической письменности, которое относится к 1106–1107 гг. В нем Даниил замечает, что у Святого Гроба он встретил целую дружину новгородцев, киевлян, кашинцев и иных многих. Татарское иго, впрочем, на время задержало хождение русских богомольцев в Святую Землю. С ослаблением его стремление к святым местам снова пробудилось в самых глубоких слоях православного русского народа. С каждым веком оно возрастает. Для многих оно сделалось целью, с достижением которой связано было великое благо в жизни» (Нижегородские епархиальные ведомости. 1897).

А.В. Елисеев, побывавший с паломниками в Святой Земле около 80 лет тому назад, пишет в своей книге: «Я уже говорил не раз, что maximum скопления не только русских, но и вообще паломников, бывает к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы, продавцы различной снеди и objets de piete, погонщики ослов, даже нищие – все стараются в это время мараковать по-русски. «Подай ради Христа, Бог с тобой, Христос воскресе!» – кричат прокаженные, уроды, слепцы и другие просящие милостыню; замечателен тот факт, что ни на каком другом иностранном языке не просят нищие, как только по-русски, – это чрезвычайно характеризует наше паломничество. Нет перед Пасхою ни одного такого уголка в Иерусалиме или его окрестностях, где нельзя было бы встретить русского мужичка или бабы» (Елисеев А.В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года. СПб., 1885).

В те уже годы число паломников, которым русское правительство облегчало путешествие и пребывание в Святой Земле, Елисеев исчисляет в 4000, предвидя все большее увеличение таковых. Елисеев вычислил, что в среднем каждый русский паломник тратил на религиозные потребности – вклады, свечи, молебны, записки и проч. – около 100 рублей. Но бывали богомольцы, даже серые мужики, которые, по словам самих греков, жертвовали по 200–300 рублей ко Гробу Господню.

Россия, став великой Православной Империей, продолжала свои заботы в отношении Святой Земли. В ней же, наряду с притеснением турок, надвинулась опасность со стороны инославных. Протестанты начали насаждать там школы, больницы, приюты, стараясь этим способом отвратить бедных арабов от Православия. Воспрянули с еще большей силой опытные миссионеры-католики. Насажден был там «восточный обряд». Для отступающих от своей веры устраивались католиками училища, странноприимные дома, приюты для детей. Католики особенно старались создавать школы, чтобы уловлять в свою веру неопытных детей.

Государи наши вследствие этого признали необходимым иметь в Святой Земле в помощь православным свои учреждения. Прежде всего, учреждено было там русское консульство.

В сороковых годах XIX в. усилилась деятельность инославных. В 1841 г. Пруссия учредила в Иерусалиме протестантскую кафедру, римский же папа восстановил латинский Иерусалимский патриархат, существовавший во времена Крестовых походов. В 1842 г. англикане учредили свою епископскую кафедру, которую занял д-р Александер.

В 1847 г., по повелению Императора Николая I, учреждена была Русская миссия. Начальником ее был назначен большой знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), который был поставлен в зависимость от Министерства иностранных дел. В записях архимандрита Порфирия отмечен отзыв митрополита Лидского Кирилла о русском консуле. Граф А.И. Медем, занимавший эту должность, оказывал поддержку Иерусалимской Патриархии. Сам Медем говорил: «Я хоть и лютеранин, но я присягал служить Русскому Царю верою и правдою и готов пролить за него кровь мою, и потому мой долг – защищать всех, кто исповедует одну веру с ним».

При участии архимандрита Порфирия Патриархией была устроена арабская типография для печатания богослужебных книг и были открыты Патриархом Кириллом II эллинско-арабское училище и духовная семинария Святого Креста, называвшаяся Крестной. Миссия укрепляла бодрость тамошних православных, научала их вере и благочестию, находила надежных учителей. Деятельность первой миссии прервалась восточной войной 1854–1855 гг., возникшей, как упоминалось выше, из-за стараний Императора Николая отстоять право православных в Святой Земле.

После Парижского мира (1856 г.) восстановлена была Духовная миссия. В бытность начальником ее знаменитого архимандрита Антонина (Капустина), Палестину посетил в 1872 г. брат Императора Александра II, Великий Князь Николай Николаевич, с племянниками своими – Князем Евгением Максимилиановичем Лейхтенбергским, принцами Александром и Константином Петровичами Ольденбургскими. Адъютант Великого Князя Д.А. Скалон написал об этом посещении книгу «Путешествие по Востоку и Святой Земле». Патриархом Иерусалимским тогда был 85-летний Кирилл II (1845–1872), почитавшийся всем Православным Востоком.

Д.А. Скалон пишет: «От претории, где жил Пилат и начался крестный путь Христа Спасителя, мы слезли с лошадей и до церкви Святого Гроба шли пешком. У входа в храм встретил Великого Князя Патриарх Кирилл в полном облачении, окруженный собором духовенства, и приветствовал Великого Князя следующею речью на греческом языке: «Ваше Императорское Высочество! Иерусалимская Церковь земного сего града Небесного Царя, с пламенным желанием и материнскою любовию ныне приемля Ваше Императорское Высочество и сопутствующих вам высоких принцев преславной отрасли богохранимого Императорского Дома благословенной России, облекается во славу превеликую и наслаждается веселием и радостью неизреченною. Но не менее и Ваше Императорское Высочество, стоя сию минуту под кровом сего святилища величия Божия, вероятно, чувствуете необычайное и неизреченное веселие... Итак, преклони, благоверный Князь, колена души и тела пред священными стопами Богочеловека и Искупителя мира. Преклони чело пред страшною Голгофой, окропленною за нас честною кровью. Поклонись с сокрушенным сердцем всесвятому Гробу, источнику нашего воскресения, и принеси жертву благоприятную слезную о себе и о здравии Августейшего Монарха, о Святой России и о всем Царствующем Доме. Распятый за нас, погребенный и воскресший Иисус Христос да благословит труд твой, да истечет от святых Его стоп новая сила в вере! Да пошлет тебе помощь от святого и от Сиона заступит тебя и даст тебе блага Иерусалима не столько земные, сколько небесные. Аминь"».

На следующее утро Патриарх Кирилл освящал соборне церковь в русском подворье. Брат Государя и православная братия его дружины присутствовали на ночном богослужении у Гроба Господня, по окончании заутрени, совершенной архимандритом Антонином, исповедовались. Литургию совершал Патриарх, который и приобщил их Святых Таин.

Благочестивая Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II, проявляла много рвения в развитии миссионерского дела в России. Дороги были ей особенно святые места Иерусалима, и она не раз намеревалась совершить туда паломничество. Постоянные недомогания Государыни не дали ей возможности осуществить сие благое намерение. Память о любимой матери побудила ее сыновей, Великих Князей Сергия и Павла Александровичей, совершить в 1881 г., через год после ее кончины, это паломничество. В бытность в Иерусалиме Великий Князь Сергий обратил особое внимание на незастроенный земельный участок, лежавший на 16,5 сажени к юго-востоку от храма Воскресения, приобретенный в 1859 г. тогдашним начальником миссии епископом Мелитопольским Кириллом (Наумовым). На этом месте отдельные английские и французские ученые производили поверхностные раскопки, указывавшие, что под вековым слоем мусора и земли лежат остатки местоположения древнего Иерусалима.

Повествования Сергия Александровича, любимого брата, побудили Императора Александра III основать Православное Палестинское общество, которое должно было заменить Палестинский комитет, существовавший с 1858 г., председателем его стал Великий Князь Сергий Александрович. В 1889 г. обществу присвоено именование Императорского. На втором же заседании совета общества Великий Князь провел постановление о начале работ по раскопкам в упомянутом иерусалимском месте, внеся на это дело и личные средства. 7 марта 1883 г. начальник миссии архимандрит Антонин (Капустин) начал эти работы. Итогом их было: обнаружение византийской арки, древних иудейских стен, главное же – обретение 10 июня 1883 г. сохранившегося во всей своей целости порога древних иудейских ворот, через которые, как ближайшие к Голгофе (отстоящей от них всего на 38 саженей), шествовал Спаситель на крестную смерть.

Память об Императрице Марии Александровне и Императоре Александре III Миротворце запечатлена должным образом в Святой Земле. На Елеонской горе, на приобретенном участке, согласно воле Императора Александра III, сооружен храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины. Закладку его 21 января 1885 г. и освящение 1 октября 1888 г. совершил Патриарх Никодим (1883–1890), ранее архиепископ Фаворский и Патриарший наместник в Москве, большой друг России. На освящении присутствовали Великие Князья Сергий и Павел Александровичи и супруга первого Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Палестинское общество, по выяснении всего достигнутого раскопками, считало своим долгом предохранить найденные драгоценные останки, для чего и возвести над ними достойное сооружение. При этом августейший председатель общества настоял, чтобы ни один камень из сих останков не был уничтожен и заделан. По плану иерусалимского городского архитектора Георгия Франгиа, утвержденному Великим Князем, выполнено было сооружение здания под одною крышею, разделенного на две различные по характеру своему части: северную, вмещавшую в себе все обретенные останки святыни, и южную – на месте прежней хлебопекарни, с террасою над греческим Авраамиевским монастырем, предназначенную для помещения паломников. Русский дом близ храма Воскресения был освящен 5 сентября 1891 г. Посередине северной части оставалось большое пространство, занимающее возвышенную площадку, к которой вели во всю ширину, направо от обретенного порога, ступени. Это место предположено было отвести под церковь.

20       октября 1894 г. скончался Император Александр III. Общее собрание членов Императорского Палестинского общества 27 ноября 1894 г. постановило в память державного основателя на сем месте, в русском доме, соорудить храм во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского. Через полтора года храм был сооружен и освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом 22 мая, в день кончины Императрицы Марии Александровны.

Великий Князь Сергий Александрович был убит 4 февраля 1905 г. в Москве социал-революционерами, расчищавшими путь сатанистам-коммунистам, залившим кровью Россию. Императорское Палестинское общество возглавила Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, способствовавшая дальнейшему развитию его миссионерской деятельности. Летом 1918 г. она и другие члены Царственного Дома, а также ее келейница Варвара, по распоряжению советской власти, были сброшены живыми в шахту, вблизи Алапаевска, где и приняли мученическую кончину. Местность эта была потом временно занята противобольшевицкими силами. Тела замученных были перевезены в Русскую духовную миссию в Пекине. Стараниями сестры Великой Княгини, английской принцессы Виктории Мюльфорд-Хавен, и великобританского правительства гробы мучениц Елисаветы Феодоровны и ее верной келейницы Варвары были перевезены в 1920 г. в Иерусалим, где погребены под нижними сводами храма св. равноапостольной Марии Магдалины.

В последние десятилетия до революции Императорское Палестинское общество развило большую деятельность. Непосредственно в общество или через епархиальных архиереев поступали со всей России пожертвования крупные и малые, в числе их – и копейки бедного люда, ревновавшего о Святой Земле. Святейший Синод благословил особый сбор на сей предмет. Этот сбор производился во всех церквах Империи в Вербную неделю.

Собранные средства дали обществу возможность устроить удобный и дешевый проезд паломников в Святую Землю. Там оно обставляло их пребывание всем необходимым. Сооружено было большое странноприимное подворье с благолепным Александро-Невским храмом. В созданных врачебных учреждениях (больница в Иерусалиме и пять амбулаторий в Иерусалиме, Бет-Джале, Назарете, Вифлееме и Дамаске) помощь оказывалась паломникам и местному населению. По отчету общества за 1901–1902 гг. в одной иерусалимской больнице насчитывалось 10 733 больничных дней, а в пяти амбулаториях была подана врачебная помощь в 110 000 случаях, с отпуском лекарств бесплатно. Для паломников устраивались назидательные чтения, и они снабжались соответственными книжками.

Духовной миссией и Палестинским обществом сделано было много для утверждения в вере и благочестии местного православного населения и ограждения его от вовлечения в сети католиков и протестантов. Учреждены были Палестинским обществом закрытые учебные заведения – учительские семинарии: мужская в Назарете и женская в Бет-Джале. Созданы были школы. Первую из них, основанную в Иерусалиме еще в 1858 г., взяла под свое покровительство Императрица Мария Александровна. В начале XX в. имелось 85 школ Палестинского общества. Число учащихся в эти годы доходило до 10 000, причем учителями становились постепенно питомцы учительских семинарий. Печатались на туземных языках книги для учивших и учащихся.

В Иерусалиме, по Божиему изволению, находятся и ныне Русская духовная миссия и русские монастыри, входящие в состав Русской Православной Церкви за границей... Существует там и представительство Православного Палестинского общества. Вице-председатель такового, в бытность председательницей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, князь А.А. Ширинский-Шихматов, избранный после февральской революции председателем, оказался в 1918 г. в эмиграции. Ему, ныне покойному, удалось восстановить и развить деятельность общества...

***

Четыре года назад исполнилось тысячелетие связи Русских Государей с Константинопольской Патриархией. В 957 г. Царьград для поклонения его святыням посетила Княгиня Ольга, в крещении Елена, о которой летописец писал: «Она предтекла христианству в земле нашей, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом, как луна в ночи сияла она между людьми неверными. Она первая от Руси вошла в Царство Небесное». Внук св. Княгини Ольги, креститель Руси Князь Владимир, приявший веру от Константинопольской Церкви, породнился с Византийским Царственным Домом, последняя отрасль которого, Великая Княгиня София Палеолог, была бабкой первого боговенчанного Русского Царя Иоанна IV.

Почти 900 лет назад преставилась в Иерусалиме, вероятно, первая русская паломница, правнучка св. Князя Владимира, Предслава, Княжна Полоцкая, в иночестве – преподобная Евфросиния. Погребена была она в Феодосиевом монастыре. Вскоре мощи ее перевезены были из Святой Земли в Киево-Печерский монастырь. В 1909 г. перенесение мощей святой из Киева в Полоцк явило подлинный лик Православного Русского Царства в том верующем народе, который во множестве стекался на сие торжество со всех сторон великого государства. Среди присутствовавших при перенесении мощей преподобной Евфросинии была благочестивая Великая Княгиня Елисавета Феодоровна...

* * *

63

Православный путь. Джорданвилль. 1961. С. 77–94.


Источник: Русская быль : очерки истории Императорской России / Н. Д. Тальберг. - Москва : Правило веры, 2006. - 1023 с. ISBN 5-7533-0090-1

Комментарии для сайта Cackle