О Священном Писании
Священное Писание – самый верный источник света, как мощный прожектор, бросающий свет на судьбы людей, как в древние времена, так и сейчас. Согласно Священному Писанию, два обстоятельства определяют судьбу всех и каждого: человеческое сердце и Промысл Божий. Воздаст тебе Господь по сердцу твоему, говорится в этой Книге судьбы.
Священное Писание непогрешимо. Это вселенский устав, данный Богом.
Священное Писание объясняет судьбу каждого человека и каждого народа. Каждое слово Божие в этой святой книге книг – открытие истины и указатель жизненного пути одновременно. Вся современная цивилизация не смогла поколебать ни единого слова Писания.
Закон Божий дан для всех людей и народов земли. Его может исполнять каждый человек, независимо от звания, положения и занятия. Об этом ясно свидетельствуют примеры из Священного Писания. Закон исполняли пророк Моисей и пастух Авраам, раб Иосиф и полководец Навин, судья Самуил и земледелец Аввакум, царь Давид и мытарь Матфей, простые рыбаки апостолы и образованный Павел, сотник Корнилий и ткач Акила. Так если Божий Закон исполняли мудрец и пастух, раб и полководец, судья и земледелец, царь и мытарь, рыбак и ученый, офицер и ткач, бесплодные жены и вдовы, девицы и пустынницы, почему же ты не можешь исполнять его? Христос за всех умер (2Кор. 5:15).
Если бы все христиане читали Ветхий и Новый Завет Божий, они больше боялись бы Бога и чаще ходили бы в храм и там слушали слово Божие. И священникам было бы легче проповедовать народу и толковать волю Божию и закон Божий. Меня часто мучает мысль, что кто-то из слушателей не поймет меня, потому что он никогда не читал Священного Писания и не держит его у себя в доме. И не поймет, что такое Новый Завет. Эта мучительная мысль заставила меня часто повторять: «Открывайте Священное Писание и читайте. Так же как держите в доме иконы, так же держите и Священное Писание. Икона – святыня в красках, а Священное Писание – святыня в слове. Священное Писание читайте, на иконы смотрите. Священное Писание научит вас, как нужно жить, а икона покажет вам лик того, кто жил по Священному Писанию. Так же как можно прожить без любой пищи, а без хлеба нельзя, так и без всякого другого слова можно, а без слова Божия нельзя. Честный хлеб и святое слово. Господь Иисус Христос говорит о хлебе и о слове, и говорит, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4).
Можно ли отделять Священное Предание от Священного Писания? Нет, они нераздельны, ибо в свете Священного Предания мы правильно понимаем Священное Писание, а в свете Священного Писания дорожим Священным Преданием. Каковы были бы последствия отделения одного от другого? Отрицательные последствия такого отделения могли бы выразиться в неверном толковании Священного Писания, разночтениях, ересях, расколах и в конце концов разделении Вселенской Церкви. Хранить текст Священного Писания от искажений и чистоту Священного Предания призвана Церковь, которая, по определению апостола, есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). в первую очередь это обязанность церковной иерархии.
Кто первым в Новом Завете употребил слово Евангелие? Сам Господь Иисус Христос, Который сказал людям в Своей первой проповеди: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Мы узнаем о том, что все обетования, данные Богом людям в Ветхом Завете, исполнились, все пророчества от Адама и далее исполнились в личности Иисуса Христа. Если кратко, то Евангелие учит нас знанию всех основных истин о нашем Спасителе и спасении. Мы могли бы назвать его Книгой основных истин.
Ты прочитал в Евангелии святые слова Спасителя об иге и бремени и спрашиваешь, что они означают. Вот как сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Иго означает служение, а бремя означает страдание. Читал ты, как Господь и словом учил, и примером наставлял, что пришел Он не для того, чтобы Ему служили, но, чтобы Самому послужить. Читал ты и о том, что Сыну Человеческому надлежит пострадать. И воистину, Он служил и страдал. Служил праведным и грешным, слепым и прокаженным, бесноватым и расслабленным. И это тяжкое иго Он назвал благим! А назвал его так потому, что служил с любовью. И страдал безгрешный Господь: от кого только Он не страдал! От царей и царедворцев, от друзей и недругов, от ученых и неученых. Оплеван и бичеван, осмеян и оклеветан, наконец распят на Кресте.
И это страдание Господь назвал бременем легким! А легким назвал Он это страшное бремя потому, что страдал с надеждой. И ныне есть в мире много христианских душ, которые с любовью несут служение ради Христа, которые терпят тяжкие болезни, поругания, клевету с надеждой на Бога живого, Промыслителя. Это те великие души, которые научились от Спасителя своего. Этим великим душам иго воистину благо, а бремя легко. Ибо их любовь – Христос, их надежда – Христос. А со Христом и на кресте легко, и в могиле светло, и в аду сладко.
Своим Евангелием Спаситель мира говорит: «Дайте мне добрых людей, а Я вам дам счастливый народ, счастливое государство, счастливое человечество». Есть сумасброды, говорящие, что христианство – пережиток; но, если люди действительно достигли бы идеала, который явил Христос, тогда можно было бы говорить о том, что христианство себя изжило. Какой идеал поставил перед родом человеческим Христос? Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). И только достигнув такого идеала, можно было бы говорить о том, что христианство изжито. Но он недостижим для нас, несмотря на огромное число Божиих людей, которых сила Христова дала за минувшие 2000 лет.
Пишешь о чудесном случае, который произошел с тобой на войне. Кто-то перед началом битвы раздавал бойцам Евангелие. Маленькие, красиво оформленные книжечки. Взял ее и ты. И едко заметил: «Здесь требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и подавно!» Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру Божию полагал за ничто. Ты смотрел на нее как на ветхую одежду, которую человечество с незапамятных времен влачит на себе без пользы. Но все же ты взял книжечку и положил ее во внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь: чудо Божие, – и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, ты нашёл застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно исследовать вероучение. Итак, вера Христова не ветхая одежда, и не напрасно несет ее человечество.
Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов. Но, говорите, вам пока не дается молитва. Придет и она, не сомневайтесь. Когда разгорится в сердце любовь к Любящему вас, вы начнете жадно искать любого общения с Ним. А сейчас упражняйтесь в краткой молитве, скажем: «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш» или «Богородице Дево». Повторяйте эту молитву пятикратно в течение дня, сделайте это правилом и, хотите или не хотите, не отступайте от него. Ибо чтение Священного Писания дает свет, а молитва – тепло. Присоедините к ним милостыню, пусть небольшую, пусть не для многих. Милостыня вместе со светом Писания и теплом молитвы действует на душу, как духовная влага, и душа начинает возрастать, расширяться, углубляться и приносить добрые плоды. Так вернется ваша душа в духовно здоровое, нормальное состояние и будет как древо доброе. А всякое дерево доброе приносит, по словам Непогрешимого, и плоды добрые (Мф. 7:17).
Апокалипсис – книга, имеющая пророческое значение для всех поколений христиан до конца времен. Поэтому каждое поколение применяет ее смысл к своему времени. Ибо во все времена против веры Христовой поднимался свой змей. Облаченный в броню всех безбожных земных орудий, змей этот вздымался, нависал, шипел, изрыгал яд, но в конце концов лопался и рассыпался в прах. И всегда всемогущий Христос выходил победителем всех апокалиптических чудовищ. Так было во все века, так будет и в последний век, перед Судом Божиим. Внимательно прочтите, что говорит апокалиптический провидец: все звери и змеи и все лжецы восстанут на Агнца, и Агнец победит всех, ибо Агнец – Царь царей и Господь господствующих (Откр. 17:14).
Бог даровал мне жизнь. Он постоянно касается меня Своим животворящим Духом. От Его Божественного прикосновения моя жизнь теплится, существует и продолжается во мне. Богоборческий дух, отец всякой лжи, искушает меня земной сладостью. Он шепчет мне, что жизнь зависит только от земного хлеба и от других сладких плодов земли. Прикидываясь мне большим другом, чем мой Творец, берется «защитить» меня от Него, как некогда праотцев наших в раю, он мне говорит: «Если бы Он любил тебя, то превратил бы для тебя в хлеба все камни!» А я знаю, что, если бы тело мое умерло от голода без хлеба, жизнь не прекратилась бы во мне. Ибо моя жизнь сокрыта в Нем, а Он – в моей жизни. И если бы камни превратились в хлеба, и я съел бы их все, моя жизнь не стала бы ни дольше, ни лучше. Вот мера жизни – вечность, а не количество дней во времени. Слова моего Творца мне слаще, чем хлеб и мед. Ребенок в разлуке с родителем больше радуется голосу родителя, чем хлебу. Овца, заблудившаяся в горах, беспокойно грызет травинку за травинкой, постоянно поднимая голову и прислушиваясь, не слышен ли голос пастыря. А чуть заслышит его голос, перестает щипать траву и мчится к пастырю. Так же и каждый знак присутствия моего Отца Небесного веселит и укрепляет мою жизнь. Слова Его для меня – сладчайшая трапеза. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4).