Источник

Азбука истины 1

А

Ангелы созданы прежде людей. В начале сотворил Бог Небо и землю, – говорится в Книге Бытия. А под «небом» святые Божьи единодушно понимали ангелов, то есть мир святых духов, воинство без-телесных сил. Согласно Божьему Откровению и пониманию святых, таких, как святой Иерофей и святой Дионисий, ангелы составляют девять чинов, соответственно силе, власти и мудрости, которые им дарованы Создателем. Эти девять огромных общностей называются: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Ум человеческий не может даже представить величие и славу ангелов, а также определить их численность. Только сердце человеческое может радоваться своим большим, старшим и более совершенным братьям. Мы говорим «братьям», потому что у ангелов и людей один Небесный Отец.

Б

Блажен тот, кто верует в Бога так, как Бога явил миру Господь Иисус Христос. Если спрашиваешь, каков Бог, посмотри на Иисуса Христа – и получишь ответ. Бог такой, как Иисус Христос. А это значит: Бог всемогущ, всемудр, всеблаг. Его могуществу не может противостоять никакая сила, Его благости вынуждена покориться всякая злоба. Если ты нуждаешься в силе, обратись к Богу; если ты нуждаешься в мудрости, стань рядом с Богом; если ты нуждаешься в благости или милости, доброте и любви, прилепись к Богу. Знай и помни, что лишь бессилие, глупость и злоба восстают против Бога. Но все, что восстает против Бога, осуждено, в конце концов, на поражение и погибель, а то, что стоит возле Бога, в итоге ликует, радуется и живет вечно. Все это явлено через личность и судьбу Господа Иисуса Христа, а также через судьбы Его последователей и Его врагов. Поэтому мы и говорим: Блажен тот, кто верует в Бога так, как Бога явил миру Господь Иисус Христос.

В

Веруй всему тому, что Христос Господь сказал, показал и предсказал. В этом и заключается наша вера. Я Истина, – сказал Он. Значит, Христос есть живая Истина во всем, что Он сказал и предсказал, во всем, что показал и заповедовал. Он – вечная Истина Божья, Которая явлена во времени телесно, чтобы облегчить плотским людям веру в Бога, Который есть Дух, и чтобы показать безмерную любовь Божью к людям. Видь и помни: если не будешь верить Христу, поверишь или себе, или другому какому-нибудь смертному человеку. То есть ты должен выбрать: либо веришь Христу как Богу, либо веришь какому-то, лишь бы какому, человеку вне Христа. Третьего нет нигде в мире и в истории рода человеческого. А разве тебя жизнь не научила, что ты можешь обмануться и в себе, и в людях, которые находятся вне Христа? Выбирай, человече и сыне человеческий; выбор этот судьбоносный. Когда умрешь, Вечность тебе задаст один только вопрос: Скажи, человече и сыне человеческий, кого ты избрал, то есть кому ты поверил, и за кем ты пошел?

Г

Грех поверить кому-то иному, а не Иисусу Христу, и пойти за кем-то иным, а не за Христом. Все грехи и все беззакония можно соотнести с этими двумя определениями: не верить Христу и не идти за Христом. Вера и образ жизни определяют весь путь земных странников. Вера в Христа и жизнь по заповедям Христа означают здоровье сынов Божьих. Неверование Христу и жизнь не по заповедям Христа означают воспаление ума и сердца человеческого – болезнь от адского огня и дыма.

Д

Дух в душе, душа в теле, тело в мире. Дух является двигателем души, душа является двигателем тела, а тело – двигатель других тел. Каков дух, таковы и движения души; какова душа, таковы и движения тела. Добрый дух подвигает душу на добро, и тело исполняет волю души. Злой дух подвигает душу на зло; и опять же тело исполняет волю души. Человече и сыне человеческий, пусть твою душу Бог наполнит Своим Духом. Ведь тебя Создатель твой и создал для того, чтобы ты наполнился Его Духом, и чтобы посредством этого Духа и в этом Духе был одно с Ним и со всеми чадами Его на Небесах и на земле. Знай и помни, человече и сыне человеческий, что ты одно с тем, чьим духом наполнен: если Духом Божьим – ты одно с Богом, если же духом зла – ты одно с адским противником Бога и Отца твоего.

Е

«Евгений» означает благородный. «Какогений» означает злорадный. «Гений» означает всего лишь родный. У гения нет своего пути; он должен пойти путем или Евгения, или Какогения. Древние эллины и демона называли гением. Таким образом, ясно, что какой-то гений может быть и какогением, то есть злородным, на зло рожденным. В Европе гениями назывались все наиболее одаренные люди, без различий с точки зрения благородства и злородства. Из-за этого в некоторых из этих европейских гениев мы видим ангельских людей, а в некоторых – настоящих демонов. Евгений – человек, который знает о своем родстве с Богом и в соответствии с этим ведет себя, живет. Какогений – человек, который отрицает свое родство с Богом, обнаруживая его на земле или в аду, и в соответствии с этим ведет себя, живет. Гений – человек, которому Творец дал в долг многие таланты, а он эти таланты употребил либо как Евгений, либо же как Какогений. Настоящий христианин может быть Гением, не смеет быть Какогением, должен быть Евгением.

Ж

Жар-птица – существо, которое часто упоминается у русских поэтов. Ее представляют как птицу счастья удивительной красоты. Она приходит на помощь невинным в противостоянии нечистым, и праведным в противостоянии неправедным. Древние египтяне боготворили птицу Феникс, которая, умерши, воскресала вновь. И в одном, и в другом случае мы видим символ Богом созданной души человеческой, которая полна теплоты, полна блаженства и чудной красоты. По своей природе душа чиста и невинна, светла и праведна. Но грех является жалом смерти, которая душу умерщвляет. Грех удаляет ее от Бога в страну дальнюю, где душа стынет и замерзает, блудит и умирает. Такой душе нужен Спаситель, Возвратитель, Воскреситель и Примиритель. Не отчаивайся, душа человеческая, не живи в ожидании Того, Кто уже пришел. А Он уже пришел – твой Спаситель, Возвратитель, Воскреситель и Примиритель. Воспрянь, птица вымокшая, и будь опять жар-птицей, какой ты была тогда, когда тебя Творец твой Своим Духом согрел и окрылил.

З

Завет предполагает добровольные обязательства. В завете два участника: один – дающий, а другой – принимающий. Заветодателем, обязующимся давать, является Сам Бог; а заветоприимцем, обязующимся исполнить все условия приятия, является человек. Два Завета заключил Бог с родом человеческим: Ветхий и Новый. Ветхий Завет заключил Бог тогда, когда род людской был еще молодым и по возрасту, и по греху, а Новый Завет – тогда, когда род людской стал зрелым и по возрасту, и по греху. Первый Завет основан на законе Божьем и на кровной жертве Божьих тварей, животных. Этим Заветом Бог добровольно обязался давать человеку добрую и долгую жизнь на земле и всякое земное обилие из поколения в поколение, а человек, со своей стороны, обязался выполнять установленный закон Божий и приносить Богу кровные жертвы из Божьих животных. Бог исполнил Завет со Своей стороны, а вот человек его полностью попрал, согрешая против Бога Заветодателя и упорно ожидая, что ему Бог тем не менее даст все – безусловно. Из-за того, что обманул Создателя своего, род человеческий стал больным до смерти. Тогда Создатель людей установил Новый Завет с человеком. Этот Новый Завет основан на любви Отца и на кровной жертве Сына Божьего. Этим Заветом Бог добровольно обязался дать человеку вечную жизнь и Царство Небесное, а человек, со своей стороны, обязался ответить любовью на любовь и жертвовать себя всецело Отцу своему Небесному. Вот что есть Новый Завет – любовь и жертва с обеих сторон.

И

И есть ли место третьему Завету? Вот, некоторые люди фантазируют и говорят о третьем Завете, а именно – о некоем Завете Духа Божьего! Это фантазирование и празднословие, за которыми скрываются безумие и злоба. Ведь что больше может Бог пожертвовать для людей, и чем человек мог быть больше обязанным Богу своему? Первый Закон подтвержден и засвидетельствован кровью чистых Божьих животных. Второй Завет подтвержден и засвидетельствован Пречистой и Невинной Кровью Сына Божьего. А чем был бы подтвержден и засвидетельствован третий Завет? Если бы третий Завет был нужен, он бы должен был быть совершеннее второго, а соответственно – подтвержден и засвидетельствован какой-то кровью, более драгоценной, чем Кровь Единородного Сына Божьего. А разве можно даже вообразить какую-то кровь и какую-то жертву, драгоценнее той, которая от Сына Божьего? И наконец, какую же большую обязанность мог человек принять на себя по сравнению с тем, что уже принял в Новом Завете, то есть, что он из любви к Богу предаст себя всецело на волю и в руки Отца своего Небесного? Что есть у человека драгоценнее самого себя, чтобы он мог принести в жертву Богу в ответ на жертву Божью за него? Ясно, таким образом, что о третьем Завете могут фантазировать лишь те, кто исполнен безумия и злобы. А следует учесть, что и апостол о втором Завете говорит, что этот Завет вечный (Евр.13:20).

*

Из народов первым больным, которого Бог принялся исцелять, был народ еврейский. Избранничество еврейского народа означает всего лишь это, и ничего более. Но поскольку евреи воспротивились Богу как Исцелителю и попрали Завет, то Бог принялся за исцеление всех народов на земле, таким образом из всех народов создавая для Себя единый избранный народ добровольно предающихся Ему на исцеление. В этот избранный Божий народ из еврейского рода включены только праведники, пророки и угодники Божьи, которые в свое время обязанности Ветхого Завета исполнили так же, как и те, кто добровольно принял Новый Завет. Остальная же часть евреев отпала от обоих Заветов: от Ветхого, потому что кровная жертва Божьих животных отменена Богом, как и было предсказано: и от Нового, потому что именно они отвергли кровную жертву Сына Божьего. Человече и сыне человеческий, берегись, чтобы не был ты причислен к сыновьям противления. Ведь каждый, кто хочет исцелиться, должен согласиться, чтобы здоровая кровь была влита в него. А единственной здравой и животворящей кровью является Кровь Сына Божьего, Господа нашего и Спаса Иисуса Христа, Которому да будет вечная слава и хвала. Аминь.

К

Крещение – первое Таинство. Посредством Крещения над человеком совершается два спасительных чина: очищение и усыновление; очищение от первородного наследственного греха и усыновление Богу. Господь сказал апостолам Своим: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Если же человек и после крещения осквернится грехом, то от греха уже очищается не крещением, а покаянием. Потому что крещение одно, и оно предназначается для освобождения от страшного и векового груза унаследованного греха. Если же усыновленный человек удаляется от Отца своего Небесного, он становится блудным сыном и живет среди свиней; но и ему для спасения требуется не новое крещение, а покаяние, как это ясно открыл Сам Великий Господь наш притчей о блудном сыне.

Л

Ложь опасную проповедуют сектанты, когда говорят, что не следует крестить детей, а лишь когда дети вырастут и познают, что такое вера, тогда их нужно крестить. Человече и сыне человеческий, закрой уши свои от таких глупых речей. Ведь если дитя твое умрет некрещеным, то войдет в тот мир как нечистое, Богом не усыновленное. С кем же тогда оно будет в вечности, чьим будет называться? Ты ведь не ждешь, пока дитя твое вырастет и познает, что такое вода, молоко, хлеб, мед и лекарство, чтобы тогда только дать ему все это. Ты ему это даешь, хотя оно и не знает, что это такое. Знаешь ты, чтоб для него хорошо и спасительно, поскольку оно этого не может знать, пребывая в колыбели. И если у дитяти твоего заболело горло, будешь ты его лечить, или станешь ждать, пока оно вырастет и познает, что такое болезнь горла? А наследственный грех несравнимо более тяжелая болезнь. Так если ты лечишь свое дитя от болезни горла, то лечи его и от более тяжелой болезни, которая врачуется крещением. Чтобы не умерло твое дитя некрещеным, а то никогда и нигде в вечности не встретишься ты с душой его.

*

Людской род имел одного праотца – Адама. Весь человеческий род, таким образом, представлял собой многоветвистое дерево, у которого один корень – Адам. Соответственно, все люди по своему плотскому корню, по праотцу Адаму, были братьями. Но это братство людей по плоти было никчемным по сравнению с духовным неродством уже первых сыновей Адама. Брат по плоти убил своего брата, потому что между ними не было единства духа, не было братства духовного. Христос назван Новым Адамом. Он – новый корень нового человечества, нового многоветвистого дерева. Он явил настоящего Отца, Которым является Бог, и установил настоящее братство между людьми – братство духовное, то есть единство духа, единство веры, единство целей и единство жизни. Человече и сыне человеческий, не полагайся на братство по Адаму, потому что и сам ветхий Адам нашел свое спасение в Христе, Новом Адаме, тем самым отрекшись от всего своего потомства, которое вне Христа. Так что те, которые не привиты к новому Христову корню, остались сиротами, без обоих отцов: без праотца по плоти, Адама, и без Отца Небесного, Которого Христос явил миру и к Которому только через Христа можешь ты прийти.

М

Милость Божья спасает всех, кто милости Божьей ищет. А искать милости Божьей могут только те, кто верует в живого Бога, и кто сам имеет сердце милостивое. Поэтому один из апостолов говорит: без веры невозможно угодить Богу. Человек, со своей стороны, не может быть милостивым в смысле христианском, если он не имеет веры в живого Бога. Таким образом, вера – семя, а милость – плод. Еще одним, столь же важным, плодом веры является молитва. Вера, молитва и милость представляют в здравой душе три гармоничных гласа, которые вопиют к Богу о помиловании. Между католиками и протестантами на протяжении веков идет спор, как человек спасается – верой или добрыми делами. У православных такого спора никогда не было. Православная Церковь не разрывала на мелкие кусочки закон Божий, а стремилась его весь исполнять, в сокрушении с самоосуждением, помня слова Спасителя: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать (Лк.17:10). А усыновление людьми также совершается не только из-за долга, но и по милости того, кто усыновляет. Так что, человече, сыне человеческий, веруй, молись и будь милостив, не надеясь ни на что свое, а лишь на милость Божью.

Н

Небо, которое мы видим у себя над головой, является только символом настоящего невидимого Неба. Это дивный и чудесный символ, но всего лишь символ реальности, а не сама реальность. Солнце и звезды представляют видимое небо. Бог и Ангелы со святыми составляют невидимое Небо. Видимое солнце – символ невидимого Бога, а звезды – символы Ангелов и святых. Как солнце освещает, согревает и поддерживает звезды, так вечное Солнце Правды, Бог Всевышний, освещает, согревает и поддерживает Ангелов и святых Своих. Святые славны славой Божией, а Бог дивен во святых Своих. Вот это настоящее, нечувственное, святое Небо и есть настоящее отечество наше.

О

«Образом» называется икона в славянском и русском языках. А в России во время Великих гонений довольно часто и весьма чудесно происходило обновление икон. Старые иконы, на которых еле узнавался лик святого, сами обновлялись так, что линии и краски приобретали выразительность как на иконах новых. А разве человек – не икона Божия? В Книге Бытия написано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил eгo... (Быт.1:27) Нам трудно и представить то божественное сияние, которым сиял первосозданный Адам, как новая икона Бога Жизни. Но как обычно икона на дереве тускнеет и утрачивается из-за воздействия времени, воздуха и пыли, так икона Божия в Адаме и его потомстве почернела и утратилась из-за воздействия грехов. Христос обновил икону Божию в человеке. Обновления деревянных икон в страдальческой России именно во время Великих гонений свидетельствовали о том, что страдания за веру Божию обновляют образ Божий, или икону Божию, в человеке.

П

Пост установлен еще в Раю. Он состоял в запрете есть плод с дерева познания добра и зла. Все угодники Божьи в Ветхом Завете соблюдали пост. В Новом Завете пост особо выделен как обязанность и условие очищения, а следовательно – и спасения. Сам Господь Иисус показал пример поста. Все апостолы и святые отцы строго соблюдали пост. Святой Серафим Саровский о посте говорит так: «Пост нужен для победы над врагами телесными и духовными». У постника «духовная жизнь доходит до совершенства». От поста «тело становится утонченным и легким, и дух тогда совершает свое действие как в бесплотном теле». Посредством поста «ум отрешается от земли, возносится на небеса и полностью погружается в созерцание мира духовного. От невоздержанности в еде происходит всякая иная невоздержанность. Сыне человеческий, если тебе кто-то говорит: «Не в еде грех, а в делах плохих», – ты ответь ему: «Однако плохие дела происходят от невоздержанности в еде и питии. Грех ведь и не в самом огне, а в том, что у не следящего за огнем может дом сгореть».

Р

Радость – особый тон в божественной мелодии Нового Завета. Радуйтесь и веселитесь, – сказал Господь. Радость, и только радость льется из слов Спасителя, радость – от Его великих чудес, радость – от Его великих откровений Царства Божьего, радость – от Его Воскресения, радость – от Его обещаний. Радость исходит и от апостолов Господних. Радость рекой течет от всего сонма праведников и угодников Божьих. Церковь является хранительницей даров радости. Церковь Христова – единственная радость в мире. История Церкви насыщена страданиями, мучениями, горестями, гонениями, предательствами, кровью и потом. Однако радость все поглощает, все заглушает, все освещает. Звучание радости доминирует над всеми остальными звуками. Человече и сыне человеческий, если у тебя есть радость, то есть и вера. Если же умолкнет в тебе звучание радости, поднимайся и исправляй веру в себе.

С

Спасение души – единственный смысл всех трудов человека на земле. Те, кто не знает о спасении души, не знают и не могут знать, зачем они трудятся и мучаются. Но когда говорится о спасении, речь должна идти и о Спасителе. Ведь спасения не может быть без Спасителя. Тысячи лет народы земные ждали Спасителя с Неба, искали Его, говорили и гадали о Нем. При этом у всех народов сформировалось общее убеждение: Спасителем не может быть обычный человек, только Бог. Мы, христиане, знаем, что явился Бог-Спаситель и принес спасение душам всех тех, кто желает спасения. В церковных песнопениях постоянно в конце звучит молитва: «Спаси души наши».

Т

Тело без души мертво. Создал Господь Бог человека из праха земного, – так свидетельствует Священное Писание Божье. И это относится лишь к телу, а не к душе. Ибо далее засвидетельствовано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7). Все идет туда, откуда пришло: тело возвращается к земле, а душа – к Богу. Поэтому, опять же, сказал Бог Адаму: Земля еси и в землю отыдеши. Это к телу относится. А когда умер убогий Лазарь, унесли его ангелы, то есть унесли его душу с земли. Ежели спасем душу, тем самым спасем и тело в день воскресения. По свидетельству апостольскому, существуют тела земные и тела Небесные. Души наши сейчас облечены в земные тела, а ежели спасемся, то будем в день воскресения облечены в тела Небесные, неизменные и нетленные.

У

Ум Христов обрести – задача каждого христианина. Апостол Павел говорит: А мы ум Христов имеем. Что значит иметь ум Христов? Это значит мыслить так, как Христос мыслит, рассуждать так, как Христос рассуждает. Человече и сыне человеческий, научи себя мыслить так, как Христос мыслит. Мысли о Боге так, как Христос мыслит. Мысли о каждом встреченном человеке так, как Христос мыслит. Мысли о каждой вещи так, как бы Христос мыслил. Мысли о каждом событии с высоты Христовой мысли. Мысли о жизни и мысли о смерти так, как Сам Христос Господь. Учись так мыслить. И обретешь ум Христов. А когда обретешь ум Христов, озарит тебя свет Небесный, и твоя жизнь будет на Небе, а не на земле.

Ф

Филистимляне со своим скотом вытаптывали и уничтожали посевы правоверного народа Иаковлева. И правоверный народ обнищал весьма и в скорби своей возопил к Господу. Филистимляне были язычниками. Человече и сыне человеческий, разве ты не видишь, как язычники со своим бессловесным скотом вытаптывают Христов посев в душе твоей? Топчут его, уничтожают до корня, да и сам корень вырывают – со скотом своим, своими ослами и обезьянами, слонами и свиньями. Это сыны мрака и слуги сатаны, а скот их – это их чудовищные мысли, поганые страсти и безбожные дела. Это современные филистимляне, безбожные и бездушные, отпавшие от Христа, противники Бога. Сыне человеческий, будешь ли ждать, пока тебя совсем опустошат и нищим сделают, или все-таки немедленно, немедленно возопишь к живому Господу о помощи?

Х

Хлеб как обычная пища – для тела, а хлеб духовный – для души. Тело должно питаться, чтобы существовать, душа должна питаться, чтобы жить. Телу дается пища телесная, а душе дается пища Небесная, потому что душа с Неба. Слово Божье является главной и основной пищей для души человеческой. Чем является хлеб для тела, тем является слово Божье для души. Никакая пища не может заменить телу хлеб, и никакое слово не может заменить душе слово Божье. Но есть одна таинственная и предивная пища, которая возвышеннее и сильнее всякой телесной и духовной пищи. Эту пищу знают только христиане. Пища эта – Сам Бог. Она подается во святом Причастии. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).

Ц

Церковь Христова означает новое избранничество, которое по вере, а не по крови. Церковь составляет избранный народ, включающий тех, кто верует, из всех народов земных. Церковь оживотворяет и ведет, как кормчий ладью, Дух Святой. Православная Церковь – единая, соборная и апостольская во всем мире, но она устроена по Божьему Промыслу и ради как можно более успешной евангельской миссии для разных народов и на разных языках. Человече и сыне человеческий, люби Церковь православную как мать свою духовную да берегись еретиков и сектантов, чтобы не быть на Небе отделенным от православных отцов и дедов своих навечно.

Ч

Чашу Спасения примем и имя Господне призовем. Чаша Спасения есть пречистая Кровь Христова. Имя Господне, как огонь, попаляет демонов. Есть четыре стороны света – четыре окровавленных конца Креста Христова; четыре Евангелия. Есть три лица у Святой Троицы; тремя перстами крестимся мы. Два источника есть у науки Христовой – две главные заповеди Христовы: люби Бога и люби ближнего. Един Бог, Который есть все во всем, ибо мы Им живем и движемся, и существуем (Деян.17:28).

Ш

Шуршащую разноцветную гальку представляют собой мысли и суждения разных безверных философов и писателей. Но эти камешки разве что для глаза, но никак не для строительства. Легковерные люди строят дома своей жизни на таких камешках и поэтому вскоре остаются бездомными, как бездомные – отчаявшимися, а как отчаявшиеся – самоубийцами. Человек, сын человеческий, знай и помни: Камень краеугольный не так многоцветен, как философская галька, однако он прочен и надежен. Дому, на нем построенному, не страшны бури. Церкви, на нем построенной, не страшен ад. Царство, на нем построенное, будет стоять вечно. На этом камне стоит крест и здесь же написано: IC.XC.NIKA (ИИСУС ХРИСТОС ПОБЕДА).

* * *

1

Перевод с сербского академика Сербской Академии наук и искусств И. А. Чароты. Текст при переводе вынужденно адаптировался (Примеч. переводчика)


Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского / пер. Чарота И.А. М.: «Издательство Дмитрия Харченко». Минск, 2014 г. С.162. ISBN: 978–985–545–112–0

Комментарии для сайта Cackle