Источник

О святителе Григории Неокесарийском

Предисловие

Божественный сей Григорий был современником св. Дионисия Александрийского, хоть и несколько более поздним. По этой причине он вместе с ним застал и тех же императоров, Валериана и Галлиена, и воздвигнутые ими на христиан гонения. Получив прежде в Александрии полное эллинское образование, а затем став учеником Оригена28, он после этого, по Божественному внушению, принимает рукоположение во епископа Неокесарии на Понте (Черное море) от Амасийского епископа Федима, который хотя по месту находился далеко от Григория, но по не знающему границ действию благодати был рядом. Когда Григорий желал в точности постичь православное учение, ему явилась Госпожа Богородица с Иоанном Богословом, который по повелению Матери Божией открыл ему таинство богословия так:

«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Начертания вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного».

«Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая мироздание, и зиждительная Сила всего творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый – Невидимого, Нетленный – Нетленного, Бессмертный – Бессмертного и Вечный – Вечного. Един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся людям, совершенный Образ совершенного Сына, Жизнь, Причина живущих, святой Источник святости, Податель освящения. В Нем являют Себя Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который через всё. Троица совершенная, в отношении славы, вечности и царства не разделяемая и не обособляемая. Итак, нет в Троице ничего тварного, или рабского, или привнесенного – того, что прежде не существовало бы, а появилось потом. Итак, никогда ни Отец не был без Сына, ни Сын без Духа; и не возросла единица в двоицу, а двоица в троицу, но всегда та же Троица непреложна и неизменна»29.

Вместе с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, и многими другими отцами Григорий присутствовал на Антиохийском соборе, созванном против Павла Самосатского30. Св. Григорий застал даже время правления Аврелиана, при котором в 272 г. состоялся последний Собор против Павла Самосатского31.

Церковь Христова празднует память св. Григория 17 ноября. Василий Великий в послании к клирикам Неокесарии среди многого другого о Григории говорит и то, что он, будучи истинным учеником ап. Павла, не покрывал головы, когда молился; избегал клятв, довольствуясь словами «да» и «нет»; никого не называл безумным; ненавидел злословие32. В 29-й гл. сочинения «О Святом Духе» свт. Василий пишет о нем так: «Где же мы поместим Григория и его речи? Не с апостолами ли и пророками поместим мы мужа, который ходил в едином с ними Духе, все время жизни шествовал по стопам святых и всю жизнь со тщанием жительствовал по-евангельски; мужа, в котором действие Духа являло во всей силе знамения и чудеса и которого из-за преизбытка этих дарований сами враги истины называли вторым Моисеем?»33

Итак, этот муж помимо прочих сочинений34 написал в 252 г. и данное каноническое послание, – о чем говорит Милиас в т. 1 «Синодикона» – разделенное на 12 или 11 правил. Оно было косвенно утверждено правилом IV Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2. Благодаря такому утверждению оно некоторым образом получило силу правил Вселенских соборов. Послание содержится в т. 2 «Пандект» и в т. 1 «Синодикона», с. 107. Григорий отправил его или самому Дионисию Александрийскому, или Максиму, преемнику Дионисия, по Евсевию (кн. 7, гл. 28)35, потому что называет адресата своего письма папой. Очевидно, этот папа спросил божественного Григория о тех, кто вкусил идоложертвенное и сделал нечто другое во время варварского нашествия как на Понтийскую, так и на Александрийскую область. А о том, что и в Понте, и в Александрии при тех же императорах последовали одинаковые гонения, каждый может узнать как из жития этого святого, так и у Евсевия (там же. Гл. 11)36, который повествует о бедствиях, выпавших на долю Египта при Дионисии.

Во святых отца нашего Григория, архиепископа Неокесарийского, чудотворца 12 правил, на которые разделено его каноническое послание

С толкованиями

Правило 1

Не пища тяготит нас, священнейший папа, хотя пленники и ели то, что предлагали им победители, – тем более когда все согласно утверждают, что варвары, совершившие набег на наши страны, не приносили жертв идолам. Апостол же говорит: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор.6:13). И Спаситель, очищающий всякую пищу37, говорит, что не входящее оскверняет человека, но исходящее (см. Мф.15:11).

Толкование

При жизни этого святого варвары, называемые ворадами и готами, вторглись в земли римлян и захватили в плен большое число христиан. Они давали пленникам идоложертвенное или такую пищу, которая по иной причине была запрещенной и нечистой, и те ели. Поэтому на вопрос тогдашнего папы божественный Григорий отвечает в настоящем правиле: в том, что христиане едят такого рода пищу38, нет особенного вреда и тяжкого греха, тем более когда всем известно, что эти варвары не приносили жертв идолам и, следовательно, пища, которую они давали верным, не была идоложертвенной. Приводит он и свидетельство апостола, учащего, что пища для чрева, т. е. для угождения чреву, и, в свою очередь, чревоугодие – для наслаждения; Бог же и наслаждение, и чревоугодие упразднит, чтобы никто не потерпел от них вреда39. После этого святой показывает, что осуждается та пища, которую едят ради наслаждения и чревоугодия, а не та, которую едят пленные христиане, потому что их принуждает к этому природная необходимость и насилие варваров. Приводит он и свидетельство Евангелия: «Человека делает нечистым не входящая через уста пища, но то, что исходит из сердца».

Правило 2 (1)40

Скажем и о том, что плененные женщины были растлены, поскольку варвары надругались над их телами. Но если жизнь какой-либо из них и прежде заслуживала порицания, потому что она, как написано, ходила вслед очей блудодействующих (см. Руф.3:10)41, то очевидно, что наклонность к распутству внушает подозрения и во время плена, так что таковых не следует допускать к общению в молитвах поспешно. Если же она жила в совершенном целомудрии и показала, что прежняя ее жизнь чиста и свободна от всякого подозрения, а теперь она подверглась поруганию насильно и поневоле, – на этот случай у нас есть во Второзаконии пример юной девушки, которую встретил на поле человек и совершил над ней насилие. Отроковице, – говорит Писание, – ничего не делай, на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его, так и это дело. Хотя отроковица кричала, но некому было помочь ей (Втор.22:26–28). Таковы и подобного рода случаи.

Толкование

В свою очередь, и о взятых в плен женщинах, которые были растлены варварами, настоящее правило определяет, что это насильное растление не является тяжким грехом, однако дело нужно расследовать. Ведь если прежняя свободная жизнь таковых женщин подвергалась порицанию как распутная, то со всей очевидностью возникает подозрение, что они последовали влечению и привычке к распутству и во время плена. Иначе говоря, можно подозревать, что они не подверглись насилию от варваров, но скорее сами пожелали этого растления. Поэтому не должно с легкостью допускать их к совместной молитве с другими женщинами. Но если прежняя их жизнь была в высшей степени целомудренной и чистой, свободной от всякого подозрения и обвинения, а впоследствии они были насильно обесчещены варварами, то Бог судит о них как о непричастных к смертному греху. Ибо Он признаёт таковой и ту девушку, над которой, когда она была на поле одна, совершили насилие и которую растлили, «поскольку закричала она, – говорит Писание, – и не оказалось поблизости никого, кто бы помог»42.

Согласование

Согласно с этим и Василий Великий в своем 49-м правиле говорит, что потерпевшие насильственное растление не подлежат наказанию. А в 20-м правиле св. Никифора говорится, что на монахиню, растленную варварами или другими бесчинными мужчинами, налагают 40-дневную епитимию, если прежняя ее жизнь была незапятнанной и безукоризненной; а если она жила скверно, то наказывают как прелюбодейку43.

Правило 3 (2)

Но что ужасно – это любостяжание, и невозможно в одном послании привести места из Божественных Писаний, в которых возвещается, что не только грабить – гнусно и отвратительно, но и вообще предаваться любостяжанию и присваивать чужое ради гнусного прибытка и что всякий таковой должен быть публично объявлен изгнанным из Церкви Божией. А касательно того, что во время нашествия, среди столь великого стенания и столь многих слез, некоторые дерзнули это время, несущее всем погибель, счесть для себя временем наживы, – скажем, что это свойственно людям нечестивым и богоненавистным, непревзойденным в гнусности. Поэтому решено всех таковых приговорить к изгнанию из Церкви, чтобы гнев не пришел на весь народ и прежде всего на самих предстоятелей, которые за это не взыскивают. Ибо я боюсь, как говорит Писание, чтобы нечестивый не погубил вместе с собой праведного (см. Быт.18:23). Блуд, – говорит Писание, – и любостяжание, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол.3:5–6). Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод света состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Господу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света (Еф.5:7–13). Так говорит апостол. Если же некоторые, подвергнувшись наказанию за прежнее любостяжание во время мира, в это самое время гнева вновь обратились к любостяжанию, наживаясь на крови и гибели тех людей, которые стали изгнанниками или попали в плен и были убиты, то чего иного нужно ждать, кроме того, что подвизающиеся в любостяжании навлекут гнев и на самих себя, и на весь народ?

Толкование

Во время нашествия упомянутых выше варваров некоторые христиане, не взятые в плен, вторгались в дома плененных и похищали те вещи, которые не унесли варвары. Итак, святой на вопрос о таковых отвечает, что всякое любостяжание – дело в высшей степени порочное и запрещенное Божественный Писанием, так что невозможно в одном послании охватить все изречения Писания, которые клеймят позором как страшный и ужасный грех не только воровство, но и вообще всякое любостяжание, хищение чужой вещи и несправедливость. Ведь всякий вор, любостяжатель и обидчик отлучен от Церкви Божией и чужд ее. И если любостяжание и хищение таково само по себе, то совершенно несомненно, что люди, которые во время нашествия варваров, среди столь великого плача и стона (когда иные плакали о том, что сами попали в плен, иные – о том, что в плен взяты их родственники, а иные – о том, что варвары захватили их имущество) сочли это гибельное время удобным для собственной наживы и дерзнули похитить и присвоить имущество плененных братьев, суть люди нечестивые, богоненавистные и превзошедшие всякую меру зла. Потому и нужно их изгнать из Церкви Божией, чтобы из-за них не пришел Божий гнев на весь народ и в особенности на его предстоятелей, т. е. архиереев и правителей, которые не расследуют разумно такие дела.

Святой приводит из Писания и свидетельства того, что нечестивый влечет к наказанию и погибели вместе с собой и праведного, что из-за любостяжания грядет гнев Божий на сынов непослушания и что люди праведные и добродетельные не должны становиться соучастниками и сообщниками в бесплодных и темных делах порока и несправедливости. Прибавляет он и следующее: если присвоившие имущество плененных братьев не были образумлены тем наказанием, которое навел на них Бог (т. е. варварским нашествием) за любостяжание, проявленное ими во время мира, но продолжают и во время гнева и нашествия варваров лихоимствовать, грабя и наживаясь на крови и гибели убитых и захваченных в плен людей, то чего другого должно впредь ожидать, кроме того, что усердно радеющие о ненасытном любостяжании и хищении навлекут великий гнев Божий на самих себя и на весь народ?

Согласование

Следующее за этим 4-е правило св. Григория говорит, что такие грабители хуже Ахара, который украл из посвященных Богу иерихонских вещей. В 5-м правиле св. Григорий запрещает даже нашедшему вещь присваивать ее. А в 6-м правиле он говорит, что и те, которые потеряли свое имущество, а затем нашли чужое, не могут удержать его взамен своего. В правиле Феофила Александр. 14 сказано, согласно со словами божественного Григория, что пресвитеры в Гемине поступили законно и канонично, отлучив от Церкви женщину, поступавшую против справедливости, поскольку она не хотела отступиться от своей неправды. Правило Василия Велик. 61 наказывает вора, который сам раскаялся и исповедался, годичной епитимией, а обличенного другими – двухгодичной. Правило Карфаг. 5 запрещает любостяжание, называя его матерью всех пороков. Григорий Нисский говорит в своем 6-м правиле, что любостяжание есть болезнь, поражающая три части души: разумную, раздражительную и вожделевательную44, и разделяет воров на два вида. Первый – грабители, т. е. явные воры, которые совершают вооруженные нападения, привлекают сообщников и устраивают засады в опасных местах. Второй – воры тайные, которые крадут чужое имущество тайно. Первых Григорий наказывает как убийц, подобно тому как это делает и его брат Василий, назначая им в своем 8-м правиле епитимию вольных убийц. А вторым, после исповедания ими своего греха, предписывает раздавать имущество нищим, если оно у них есть; если же имущества нет – трудиться и от своего труда подавать нуждающимся45.

Григорий же Богослов идет еще дальше: он говорит, что вины того, кто приобрел что-либо неправедно, т. е. кражей, хищением или по любостяжанию, не только просто покаяние, не только облечение в монашеский образ46, но даже и само крещение не может загладить, если лихоимец, имея у себя на руках присвоенное, не возвратит его тем, у кого взял. Во 2-м слове на крещение, обращаясь к тем, которые совершили беззаконие, а затем крестились, но после крещения не отвратились от беззакония, он говорит так: «Два зла ты соделал, о хищник и лихоимец! Первое – несправедливо присвоил чужую вещь, второе – удерживаешь и не возвращаешь ее. И за неправедное присвоение ты был прощен Богом в святом крещении, а за то, что удерживаешь и не возвращаешь, прощен не был, поскольку не отказался от неправды, но до сих пор ее творишь, ведь до нынешнего дня у тебя в руках чужая вещь, которую ты удерживаешь несправедливо. Этот грех не был изглажен совершенно, но лишь разделен временем надвое. Ты похитил и присвоил чужую вещь до крещения, а владеешь ею и после него, поэтому и остаешься непрощенный. Ведь в крещении прощаются – именно так! – грехи, совершенные до него, каково в этом случае и хищение чужих вещей, однако крещение не отпускает также и всех тех грехов, в которые ты впадаешь после него, а таково для тебя незаконное владение похищенною вещью»47.

Итак, кто нечто похитил, а затем крестился, похищенного же не возвратил, тот не должен считать, будто это его беззаконие прощено, потому что он обманывает самого себя и лишь придумывает очищение, т. е. считает себя чистым от несправедливости, хотя это не так. Вора, который приносит покаяние добровольно, Постник в 27-м правиле не допускает до причастия в течение сорока дней, а уличенного другими – в продолжение шести месяцев, с сухоядением и поклонами. О том же говорят Арменопул (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 3) и Матфей Властарь. А совершивший «существенную кражу», если он мирянин, не становится священником, согласно 28-му правилу Постника, а если священник – подвергается извержению, по правилу Апост. 25, которое и прочти.

Правило 4 (3)

Разве не Ахар, сын Зары, прегрешил прегрешением, взяв от заклятого, и не пришел ли гнев на весь сонм Израилев (см. Нав.7:1)? И согрешил лишь он одни, но разве один умер в грехе своем? Нам же в настоящее время подобает считать заклятым всякое приобретение, если оно составляет не нашу, а чужую собственность. Ведь упомянутый Ахар взял из добычи, и эти ныне берут из добычи, но тот взял принадлежавшее врагам, а нынешние берут принадлежавшее братьям, приобретение пагубное.

Толкование

В настоящем правиле святой приводит в пример Ахара, сына Зары. Из-за того что Ахар из добычи, взятой в Иерихоне и посвященной Богу, украл разноцветную ткань, 200 дидрахм серебра и один слиток золота и спрятал это в своем шатре, Бог прогневался на израильтян, и они потерпели поражение в войне с городом Гаем. Тридцать шесть человек были убиты, три тысячи бежали и были разбиты. Стало быть, как Ахар, хотя украл и согрешил один, однако погиб не один, но с очень многими, так и похитившие имущество взятых в плен не только сами погибнут, но и многих других погубят с собой. Ведь и они украли из вещей, посвященных Богу (поскольку оставленное варварами чужое имущество должно считаться приношением Богу), как некогда Ахар, и похитили из добычи от набега, как и он тогда. Да и почему «как он»? Они даже хуже его, потому что Ахар украл принадлежавшее врагам, а они – принадлежавшее своим братьям, к тому же братьям, захваченным в плен и ограбленным.

Смотри также 3-е правило этого святого отца.

Правило 5 (4)

Никто пусть не обольщает себя даже тем, что он нашел что-либо, ибо и нашедшему непозволительно наживаться. Второзаконие говорит: Когда увидишь вола брата твоего или овцу заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему. Если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их. Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь (Втор.22:1–3). Это говорит Второзаконие. А в книге Исход не только о том случае, если кто-то найдет вещь брата, но и о том, если найдена вещь врага, сказано: Возвращением верни ее в дом хозяина ее (см. Исх.23:4). Но если в мирное время непозволительно наживаться за счет брата или врага, который живет беспечно, в роскоши и небрежет о своем имуществе, то насколько более это непозволительно, когда он находится в несчастье, бежит от врагов и по необходимости оставляет имущество?

Толкование

Настоящее правило – это продолжение предыдущего правила св. Григория.

Пусть никто из таковых похитителей не обманывает себя, оправдываясь тем, что он якобы нашел вещь, которую брат бросил и оставил в пренебрежении, и потому он ее поднял. Пусть он нашел оставленное в пренебрежении, однако непозволительно это присваивать и держать у себя, поскольку должно, взяв вещь, сохранить ее до тех пор, пока хозяин не станет ее искать. Св. Григорий приводит и два подтверждения этого. Первое – из Второзакония, где говорится, что если кто-либо найдет пропавшего теленка, овцу или осла, потерянную одежду или любую другую вещь своего брата, то он должен вернуть это ему. Если же он не знает, чья это вещь, он обязан хранить ее до тех пор, пока брат не станет искать пропавшее, и тогда пусть вернет ему. Второе же свидетельство святой приводит из книги Исход, где говорится, что если кто-то найдет брошенной вещь не брата, а врага, он должен вернуть ее хозяину. Если же, согласно этим Божественным изречениям, непозволительно удерживать имущество брата или врага, которое он в мирное время по нерадению оставил в пренебрежении, то насколько более не позволяется удерживать вещь брата, который попал в беду, бежит от врагов и оставил свое имущество по нужде? Смотри также 3-е правило этого святого отца.

Правило 6 (5)

Многие обольщают себя, удерживая найденное чужое имущество вместо утраченного своего, так что, после того как ворады и готы поступили с ними как с врагами, они сами становятся для других ворадами и готами. Итак, поэтому мы послали к вам собрата, старца Евфросина, чтобы он установил, по здешнему примеру, от кого принимать обвинения и кого отлучать от молитв.

Толкование

Поскольку некоторые из вышеупомянутых похитителей оправдывали себя тем, что найденное ими чужое имущество они удержали вместо собственного, отобранного варварами, св. Григорий в настоящем правиле возражает им, говоря, что те, которые ссылаются на такую нелепость, сами себя обманывают и вводят в заблуждение. Ведь что сделали им враги и противники, то самое совершили и они, став врагами и противниками для остальных своих братьев. Варвары захватили их имущество – захватили и они имущество своих братьев. Поэтому, говорит святой, мы послали брата, старца Евфросина, чтобы как мы поступаем здесь, так поступали и вы у себя. Этот брат укажет вам, кого должно допускать до обвинения (об этом см. Апост. 74 и II Всел. 6) и кого должно изгнать из Церкви, чтобы они не молились вместе с прочими верными.

Смотри также 3-е правило этого святого отца.

Правило 7 (6)

Возвещено нам было и нечто невероятное, совершённое в вашей стране, несомненно, людьми неверными и нечестивыми, не познавшими даже имени Господа. Именно, некоторые дошли до такой лютости и бесчеловечности, что насильно удерживают бежавших пленников. Пошлите кого-нибудь в это место, да не падут молнии на творящих таковое.

Толкование

Некоторые, говорит св. Григорий, как мы узнали, дошли до столь крайнего зверства и бесчеловечности, что насильно удерживают у себя тех христиан, которые убежали и спаслись от варваров. Это, без сомнения, люди неверные и нечестивые и даже совершенно не знающие имени Божия. Итак, пошлите кого-нибудь и повсюду проведите расследование об этом, чтобы огонь и молния не упали с неба и не пожгли творящих таковое48.

Правило 8 (7)

Тех, которые примкнули к варварам и ушли к ним в плен, забыв, что были некогда верными христианами, и до того уподобились варварам, что даже убивали единоплеменников или дубинкой, или удавкой; а также тех, которые показывали не знавшим местности варварам дорогу или жилища христиан, должно исключить даже из разряда слушающих до тех пор, пока сошедшиеся святые отцы, а прежде них Святой Дух, не изволят вынести о них общее решение.

Толкование

Настоящее правило выносит определение о тех, которые были взяты в плен варварами, а потом, забыв, что были некогда христианами, обрели варварский нрав и сами стали с врагами заодно, так что даже убивали своих единоплеменных христиан и показывали дорогу и их дома варварам, не знавшим местности. Итак, они и после того, как раскаются и обратятся, не должны стоять даже сослушающими Божественные Писания. Пусть они стоят за дверями церкви с плачущими, пока святые отцы, собравшись вместе на Собор, не определят подобающее для них наказание, а лучше сказать, пока не определит его через святых Святой Дух49. Под святыми св. Григорий подразумевает здесь отцов Анкирского собора, которые, собравшись спустя 52 года после этого, в своем 9-м правиле назначили для таковых епитимию. Это правило и прочти.

Правило 9 (8)

Если те, которые дерзнули напасть на чужие дома, будут уличены после обвинения, то не удостой их даже степени слушания; если же они сами объявят о себе и вернут похищенное, пусть припадают как обращающиеся.

Толкование

Сказав в предыдущих правилах о тех, кто похитил имущество плененных христиан, святой теперь определяет и подобающие им епитимии. Он говорит, что те, которые вторглись в чужие дома, принадлежащие попавшим в плен, и похитили оттуда вещи, если после обвинения не признаются, но будут уличены в этом хищении, не должны стоять даже со слушающими, но только с плачущими вне храма. Если же они сами признаются и вернут украденное имущество, пусть молятся вместе с припадающими.

Смотри также 3-е правило этого святого и изображение храма.

Правило 10 (9)

А нашедшие на поле или в своих домах что-либо, оставленное варварами, если будут уличены после обвинения, пусть точно так же будут в числе припадающих, а если сами объявят о себе и вернут присвоенное, да удостоятся и молитвы.

Толкование

Грабя страну и унося имущество христиан, варвары, если впоследствии находили другие, лучшие, вещи или из-за тяжести не могли унести все похищенное, бросали его или прямо на поле, или в домах, где случайно находили нечто лучшее. Итак, настоящее правило определяет, чтобы все те, которые нашли вещи своих братьев, брошенные варварами на поле или в своих домах, если присвоили эти вещи себе, в чем и были уличены, стояли вместе с припадающими. Если же они сами объявили о находке и возвратили ее, пусть стоят и молятся с верными, молящимися в церкви до конца службы. И так до тех пор, пока, показав покаяние, они не будут удостоены причастия.

Смотри также 3-е правило этого святого и изображение храма.

Правило 11 (10)

Исполняющие эту заповедь должны исполнять ее без всякого корыстолюбия, не требуя ни награды за сообщение, ни вознаграждения за сохранение, ни платы за находку, ни чего-либо другого, каким бы именем они это ни называли.

Толкование

Умеренно наказав в предыдущем правиле тех, которые сознаются, что нашли чужую вещь, теперь в настоящем правиле святой определяет, что они не должны требовать у владельцев имущества ни вознаграждения за находку, ни так называемых благодарственных, например за то, что они сообщили им о найденном, ни чего-либо подобного, как это принято у многих. Следует возвращать найденное без всякой постыдной и бесчестной корысти. Ведь поистине постыдна такая корысть, когда от потерявшего во время бедствия свое имущество требуют награды, а не возвращают его безвозмездно. Поэтому и гражданские законы, по которым нашедшие чье-либо имущество получают от его хозяев вознаграждение за находку, в этом случае не должны быть принимаемы во внимание как противоречащие данному правилу.

Смотри также помещенное в начале книги предисловие о правилах.

Правило 12 (11)

Плач совершается вне врат молитвенного дома: стоя там, согрешающий должен просить входящих верных молиться о нем. Слушание – внутри врат, в притворе, где согрешивший должен стоять до молитвы об оглашенных и затем выходить, ибо сказано: «После того как он выслушает Писание и учение, его должно изгонять и не удостаивать молитвы». Припадание же заключается в том, чтобы стоящий внутри храмовых врат выходил вместе с оглашенными. Стояние вместе – в том, чтобы кающийся стоял вместе с верными и не выходил с оглашенными. Наконец – причастие Святых Таин.

Толкование

Настоящее правило не говорит ни о чем другом, кроме как о четырех местах, на которых стояли кающиеся. Обрати внимание на следующее. Хотя это правило представляется неподлинным, – как потому, что приведенное здесь изречение есть дословная цитата из 75-го правила великого отца нашего Василия, который по времени жил позднее, так и потому, что выдающийся из толкователей Зонара не оставил никакого толкования на это правило и вообще о нем не упоминает, а также потому, что в некоторых рукописях это правило надписывается как схолия, – однако, по совету ученого исследователя господина Дорофея, этот текст был добавлен в качестве правила, как находим его в «Пандектах» и других сборниках. Места кающихся смотри на изображении храма, помещенном в конце книги.

* * *

28

Об этом повествует Григорий Нисский в красноречивейшем похвальном слове о жизни этого святого (Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum. // PG 46, 905CD.).

29

В таком же точно виде символ содержится у Григория Нисского в том же слове (Idem. // PG 46, 912D-913A.).

30

Смотри у Евсевия (кн. 7, гл. 28) (PG 20, 705C-708A.), Зонары и Вальсамона.

31

Смотри в Часослове под 17 ноября, а также предисловие к правилам св. Дионисия и примеч. к I Всел. 19.

32

Basil. Маgп. Ер. 207. 4 // PG 32, 765АВ.

33

Idem. De Spirit. Sanct. 29. 74 // PG 32, 205BC.

34

Творения этого святого были напечатаны в Париже в 1622 г. В их числе издано и «Переложение Екклесиаста» (которое ошибочно приписывают Григорию Богослову) – ведь это подлинный труд неокесарийского святителя (см. также: Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 12).

35

PG 20, 708B.

36

Euseb. Hist. eccl. VII, 11 // PG 20, 661C-673A.

37

Т. е. объявляющий чистой всякую пищу.

38

Почему правило Петра Александр. 14 того, кто принял в уста идоложертвенное мясо, причисляет к исповедникам, а настоящее правило ничего подобного о вкусившем идоложертвенного не говорит? Дело в том, что правило Петра говорит о тех, кто был заключен в оковы и кого насильно принуждали есть таким образом. Иначе говоря, о тех, кому гонители насильно вкладывали в уста пищу, которую они не могли выплюнуть, даже если и хотели. Настоящее же правило говорит о тех, кого принуждали есть идоложертвенное, однако не таким образом: пленные не были заключены в оковы, и варвары не вкладывали пищу им в уста насильно, но они ели сами, своими руками.

Хотя поступившие так не совершили тяжкого греха, тем не менее их поступок не вполне безупречен, а поэтому их, по мнению Вальсамона, подобает наказывать умеренной епитимией. Петр, диакон и хартофилакс Великой церкви, в своем 9-м ответе говорит, что вкусивший скверное отрекается от Христа и будет принят не тотчас, но по прошествии некоторого времени, если сотворит достойные дела покаяния, и тогда получит миропомазание и после этого причастится (Синодикон. Т. 2. С. 1002). Следовательно, Петр налагает епитимию более тяжкую, чем полагается, если только кроме скверноядения не было и действительного отречения от Христа.

39

Так истолковали это изречение Зонара и Вальсамон, а прежде них божественный Златоуст (Толкование на Первое послание к Коринфянам) (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. I ad Cor. 17. 4 // PG 61, 139–140.). Но св. Григорий, пожалуй, имел в виду толкование более простое, поскольку ниже прибавил и евангельское изречение. Иначе говоря, пища попадает в чрево и чрево ее принимает, однако Бог упразднит и то и другое, потому что пища, после естественного процесса переваривания, выходит афедроном, а чрево вновь становится пустым, как прежде, притом душа не получает от этого никакого вреда.

40

Нумерация правил у толкователей Зонары и Вальсамона отличается от принятой в настоящей книге. Потому рядом с нумерацией «Пидалиона» помещается нумерация толкователей. – Примеч. издательства AΣTHP. Причина этого различия в том, что первый канон авторами «Пидалиона» разделен на два. – Пер.

41

См. также: Чис.15:39; Иез.6:9.

42

Обрати внимание, что, по толкованию Филона Иудея на это изречение, если девушка не закричала, хотя бы это происходило и в поле, она осуждается, поскольку молчанием показала, что согласна быть растленной. Как и наоборот: если насильник связал ее и заткнул ей рот, чтобы она не могла закричать, то, хотя бы это было и в городе, она не подлежит осуждению. Поэтому духовный судия должен исследовать в такого рода деле не столько место, сколько произволение, согласно упомянутому Филону (Philo. De special. Legibus // TLG 0018/024 3.76.4–3.78.8.).

43

Почему же Василий признает растления такого рода не подлежащими наказанию, а Никифор наказывает их 40-дневной епитимией? Хотя эти растления как насильственные наказанию не подлежат, однако, во-первых, растление остается растлением, и женщины, подвергшиеся ему, каким бы образом это ни произошло, суть растленные, а не невинные девственницы, как прежде. Во-вторых, хотя их растлили насильно и в тот момент они не подали насильникам никакого повода со своей стороны, тем не менее за другие свои грехи – прошлые, настоящие или будущие – Бог попустил им претерпеть такое осквернение. По этой причине божественный Никифор определяет для них умеренную епитимию. Ведь и Постник в 35-м правиле налагает 40-дневную епитимию на того, у кого после Божественного причащения произошла рвота, по какой бы причине это ни случилось. «Если даже он думает, – говорит Постник, – что тогда не подавал повода, однако это, конечно же, было попущено за какие-нибудь другие его прегрешения». А в 23-м правиле он наказывает умеренными епитимиями мать, по диавольскому злоумышлению умертвившую во сне своего младенца, поскольку «это оставление произошло из-за других согрешений».

Явно, что и божественный Григорий, хотя и не называет такое насильственное растление тяжким грехом, вместе с тем именует его поруганием. Итак, из-за этого, т. е. из-за поругания через растление, мужчины, которые во время варварского нашествия подверглись подобному насильственному растлению, лишаются сана, если они священнослужители; а если непосвященные – не допускаются к священству. Жены священников, подвергшиеся насилию, должны разлучаться со своими мужьями, если те желают священнодействовать. Если же священники не хотят разлучаться с женами, то оставляют священство. Ибо все это для непорочного священства порок и скверна. Однако жены мирян, насильно растленные, не разлучаются со своими мужьями, но получают прощение по причине насилия, согласно гражданскому закону (кн. 60, тит. 38, гл. 12, положение 6).

44

Почему божественный Григорий Нисский в том же 6-м правиле говорит, что отцы оставили любостяжание неуврачеванным, т. е. безнаказанным, тогда как Григорий Чудотворец наказывает любостяжателей отлучением? Нисский святитель говорит так или потому, что Григорий Чудотворец не налагает на любостяжателей епитимию на определенный срок после прекращения ими греха любостяжания, как назначают правила епитимии определенной продолжительности для других грешников, но наказывает их только до тех пор, пока они предаются любостяжанию, и не долее (как видно это из 14-го правила Феофила). Или же Григорий Нисский говорит так потому, что отцы не издали против любостяжателей соборного правила.

45

Согласно 2-му тит. 6-й кн. «Кодекса» и 47-й кн. «Дигест» (у Фотия тит. 9, гл. 27) существует два вида воровства. Одно из них называется явным, а другое неявным. Явное – если вор схвачен с украденной вещью в самый день кражи, прежде чем он отнес украденное в то место, куда задумал. А неявное – если вор схвачен с украденной вещью уже после того, как добрался до того места, куда намеревался отнести вещь. Явного вора приговаривают к выплате стоимости украденной вещи в четырехкратном размере, а неявного – в двукратном.

В том же титуле 6-й кн. «Кодекса» и у Арменопула (кн. 6, тит. 7) сказано, что тот, кто похищает какую-либо вещь во время пожара в здании, кораблекрушения или разрушения дома, подлежит осуждению как вор. И если хозяин украденной вещи опознает ее в течение одного года, то похититель должен выплатить ее цену в четырехкратном размере. А если он опознает вещь по прошествии года, похититель обязан просто возместить ущерб, т. е. уплатить стоимость взятой вещи. Кроме того, похититель, согласно постановлению закона о грабителях, подвергается и уголовному наказанию.

В 1-й гл. 27-го тит. 60-й кн. «Василик» говорится, что те, кто принял разбойников, а также те, которые, имея возможность задержать разбойников, отпустили их, потому что получили от них деньги или часть украденного, подвергаются тому же наказанию, что и разбойники. Того, кто предостерег и спас грабителя, который приходится ему родственником, наказывают со снисхождением, по 2-му постановлению 16-го тит. 47-й кн. «Дигест» (у Фотия тит. 9, гл. 33). И Арменопул (кн. 6, тит. 7) пишет, что принять краденое, зная, что это чужое, – все равно что самому украсть. В этом он согласен с Василием (См. Василия Велик. 71.) и с правилом Анкир. 25. Осуждается как вор и тот, кто нашел оброненную чужую вещь и взял ее себе, даже если он не знал, чья она. Исключение составляют те случаи, когда эта вещь была выброшена – в действительности ли, или так счел нашедший (кн. 60, тит. 12, гл. 43, положение 5). А положение 48 тит. 11 кн. 60 говорит, что вор не тот, кто, зная вора, не разоблачает его, а тот, кто его скрывает, как и Давид осуждает не того, кто вора видит, но того, кто с ним сходится, т. е. содействует и помогает ему советом или делом. Если ты видел вора, – говорит Давид, и не останавливается на этом, но прибавляет: – спешил вместе с ним (Пс.49:18.). Те же императорские законы повелевают тому, кто передвинет границы или присвоит землю, заплатить за присвоенное вдвойне.

46

Стало быть, заблуждаются и говорят безрассудно те, кто утверждает, что принятие монашеского пострига и вообще покаяние могут загладить неправедное приобретение, когда человек, удерживая приобретенную вещь у себя на руках, не возвращает ее и после принятия пострига. Ведь если само крещение, которое сильно простить всякий грех: и первородный, и произвольные грехи, – не дарует прощения тем, кто похитил и не вернул похищенного, то как может даровать его постриг, являющийся образом крещения, или вообще покаяние? Об этом очень мудро высказался Августин: «Если есть возможность вернуть чужую вещь, однако ее не возвращают, значит, покаяние не истинное, а притворное».

47

Greg. Nazianz. Or. 40. 32 // PG 36, 404C-405A.

48

Справедливо изрек святой столь грозное слово, поскольку, согласно гл. 45 кн. 8 «Апостольских постановлений» (PG 1, 1149В.), христиане, которые не подверглись гонениям, должны заботливо принимать тех, кто гонимы за веру и потому бегут из города в город и ради того, чтобы не отречься от имени Христова, оставляют на расхищение неверным свое имущество. Нужно помогать им всем необходимым, а не удерживать их насильно и с жестокостью.

49

Обрати внимание: что угодно собранным во Святом Духе Соборам, то угодно и Самому Святому Духу.

Смотри также примеч. 1 в предисловии к I Всел.


Источник: Пидалион: правила Православной Церкви с толкованиями: перевод с греческого: в 4 томах / преподобный Никодим Святогорец. - Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. / Т. 4: Правила святых отцов. - 524, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle