Источник

Слово в день Преображения Господня 11

Егда моляшеся, бе видение лица Его ино (Лк. 9:29)

Господь наш Иисус Христос имел обыкновение удаляться в горы для молитвы; и ныне пред Своим Преображением взыде помолитися, как повествует св. Евангелист, на гору, именуемую Фавор.

Он был на Фаворе не один. Туда взяты были три ученика Его. Поят Иисус Петра, Иоанна и Иакова, возведе их на гору (Лк. 9:28). Туда призваны были из горнего мира два Пророка: явистася Моисей и Илия с ним глаголюща (Мф. 17:2–3). – Те и другие, жители земли и обитатели неба, должны были присутствовать при преображении Господнем во свидетельство истины.

Но Иисус молился на Фаворе один. Ученики не могли разделять с Ним молитвы, – бяху отягчены сном (Лк. 9:32), а Пророки явились среди молитвы, и беседовали о последних днях и смерти Богочеловека: глаголаста же исход Его (Лк. 9:31). Молитва Иисуса на Фаворе была из самых необыкновенных Его молитв. Среди нее последовало славное Преображение. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино; Оно просветися, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася (Мф. 17:2); то есть Божество, сокрытое в человечестве Иисусовом, так раскрылось, что просияло в лице Его, яко солнце; преобразило одежду Его; озарило и восхитило учеников до того, что Петр хотел навсегда остаться на Фаворе. Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17:4), воскликнул он от радости.

Для чего преобразился Иисус? Для того, как выражает св. Церковь в своей песни, да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное; для того, дабы и мы, по слову Апостола, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, старались преображаться Духом Божиим в тойже образ, от силы в силу, от славы в славу (2Кор. 3:18). Вникнем в эту цель.

За восемь дней до Фаворского события свет небесного откровения о Божественном достоинстве Иисуса Христа просиял в мыслях Его учеников. Так, когда Иисус Христос, по случаю разногласия о Нем народных мнений, спросил Своих учеников: вы же кого мя глаголете быти: Апостол Петр отвечал прямо и ясно: Ты ecи Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16:15–16). Но сей свет исповедания Петрова еще не мог открывать их земному чувству величие и славу крестной смерти их Учителя. Так, когда Иисус Христос стал предсказывать им о Своих страданиях; тот же Петр начал пререкать Ему, говоря: не имать быти Тебе сие (Мф. 16:22). Сколь удобно было уму учеников убедиться в Божестве Иисуса Христа, при виде Его необыкновенных чудес, столь напротив трудно было их сердцу уверовать в будущую славу Его крестной смерти. Свет откровения боролся в учениках со тьмою их плотских чувствований. Она всегда боится и отвращается скорбей и страданий. Она любит жить весело, спокойно, прохладно.

Иисус преображается. И вот, чтобы народ и ученики не почитали Его за Илию, или за единого от Пророк, являются пред Ним на Фаворе Моисей и Илия и служат Ему. Не очевидное ли доказательство, что Он выше всякого Пророка? Иисус преображается. И вот, чтобы крестная смерть Его не представлялась им соблазном, Небожители не о чем другом беседуют, среди фаворской славы, как о Его смерти. Глаголаста же исход Его. И это также не убеждает ли ясно в том, что бесславие креста может быть совмещено со славою Божества? Иисус преображается. И вот, чтобы утвердить исповедание Петра в уме учеников, Сам Отец свидетельствует среди фаворского торжества: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте (Мф. 17:5). Для чего все это? да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное.

Но сего не довольно. В Преображении Господнем мы видим осуществление важных истин. Некогда Иисус назвал себя светом: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12). На Фаворе Он преображается во свет всеозаряющий и всепроницающий.

Просветися лице Его, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася (Мф. 17:2). Некогда Он назвал Себя жизнию: Аз есмь жизнь. На Фаворе преображается в жизнь, все наполняющую радостию и блаженством, так что Апостол Петр, быв проникнут этою жизнию, хотел на Фаворе сотворить три сени для всегдашнего жительства. Некогда Он говорил: Праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их (Мф. 13:43). На Фаворе подтверждаются эти слова самым делом. Здесь видим двух пришельцев с неба во свете, подобном свету Богочеловека. Для чего и это все? Для того же, – да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное.

Блаженны самовидцы фаворского события, – ибо приобщились славы преображения Господня; но не менее блаженны и мы, которые знаем о нем из Евангельской истории; ибо Преображение Господне есть такое событие, нечто подобное которому должно повторяться над всеми истинными последователями Христовыми. – Оно есть образ нашего духовного преображения, и следовательно нашей славы и блаженства.

Как человеческое естество во Христе преобразилось на Фаворе, явив славу Божества: так наша плоть должна преобразиться в тело духовное. Плоть есть жилище греха и смерти, а дух есть хранилище останков образа Божия, света и жизни. Плоть влечет к земле: ибо она земна, а дух парит к небу: ибо он есть дыхание Вседержителя. Что же надобно делать с плотию, чтобы сделать ее духовною? Надобно, по слову Апостола, распять ее и умертвить страсти ее. Иже Христовы суть, говорит Он, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Может быть, апостольское выражение плоть распять, – покажется непонятным? Объясню. Апостол называет плотию не тело наше, которое должно быть служебным орудием духа, но грех, живущий в душе и сердце, то есть: злый помысл и злое произволение. Их то и нужно распять, злой помысл со всеми его отраслями исторгнуть из области ума, а злое произволение с его ветвями из области сердца. Когда наш ум научится мудрствовать, не по стихиям мира, а по Христе (Кол. 2:8); когда наша воля станет желать не славы своей или богатства, или удовольствия, а славы Божией, спасения своего и ближнего, тогда мы будем жить хотя с плотию, но не по плоти, а по духу; тогда будем находиться в состоянии преображения.

Как Божество во Иисусе Христе просияло на Фаворе светом и славою, так и вера Божия в нас должна преображаться в подобный свет и славу. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, иже есть на небесех (Мф. 5:16), говорил Господь Иисус ученикам Своим. Не тоже ли самое внушает Он и ныне нам, христиане, Своим ученикам и последователям? Какой свет просветится пред человеки, как не свет веры, которая дарована нам при отрождении нас водою и духом? И как прославят другие Отца Небесного, если тот же свет не коснется прежде их сердца? Все это – свет, озарение и славу видим на Фаворе, и все это должно повториться над нами, в наших сердцах и делах.

Иисус Христос преобразился на Фаворе; а где должны преображаться мы? На Голгофе, братия, на Голгофе. Здесь наш Фавор. Наше преображение требует от нас глубокого самоотвержения, а это не может обойтись без лишений, скорбей и страданий. Где они, там Голгофа, там крест.

Преображение плотского человека в духовного совершается не вдруг, а постепенно, от силы в силу, от славы в славу. Оно начинается в мыслях, переменою нечистых на чистые, потом переходит в желания, согласуя их с мыслями, далее открывается в действиях, делая их благими, наконец одухотворяет все существо человека и делает его достойным неба. Так преобразился Енох, который преложен на небо, не видев смерти, то есть вознесся туда с плотию; Илия, который восхищен был на небо на колеснице огненной; Павел, который был на третьем небе, и слышал там неизреченные глаголы. Так преображались все Святые Божии, которых чествует и призывает в молитвах св. Церковь Христова. – Что препятствует и нам, христиане, преображать плоть свою в дух, как они преображали, воспарять мыслями и желаниями на Фавор вечного блаженства и славы, жить и действовать для неба? Не та же ли плоть была и у Святых, какая и у нас? Не подобострастные ли они были нам человеки, с теми же немощами, с тою же прирожденною нам порчею? Но что я говорю о Святых? Не случается ли иногда видеть преображения в таких людях, которых мы знаем лично. Увидев чрез два три года знакомого, которого знали как вольнодумца и изувера, увидев его пламенным защитником Веры и ревностным исполнителем всех ее требований, мы говорим: как он преобразился, как сделался набожен, благочестив! Зная чью-то рассеянность, слабости, пороки, и не видя в нем этого, мы говорим: как он переменился, как теперь хорош! Что это, как не живые примеры нравственного преображения? Не убеждают ли они нас очевидным образом в возможности высшего духовного преображения?

Легко сказать, но нелегко сделать, скажут некоторые на счет распятия своей плоти. Как можно поднять руки на свою питательницу и сообщницу? у кого достанет сил победить себя? Точно, братия, умерщвление греха и страстей нелегко. Но разве легче жить под владычеством греха и управлением страстей? Не они ли расстраивают наши умственные и нравственные силы? разрушают спокойствие души, веселие сердца, мир совести? производят беспорядок в деятельности и жизни? Не они ли? Но предоставляю договаривать сердцу, испытавшему сладости и горести, сердцу, созревшему под крестом в чувстве добра. Я только скажу, что распинаемый грех подвергает нас меньшим искушениям и опасностям, чем грех возрастающий. Трудно распинать его, тяжело и больно, но за то как бывает легко сердцу и отрадно душе, когда умертвим его.

Не бойтесь скорбей и страданий в деле духовного преображения. В преображении Господнем указано нам средство самое легкое и самое действительное к получению помощи свыше. Среди какого действия происходило Преображение Господне? Среди молитвы. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино (Лк. 9:29). И наше духовное преображение чем и как должно начинаться, как не молитвою? И среди чего совершаться, как не среди той же молитвы? Видите затруднения и препятствия? молитесь об отвращении их. Впадаете в уныние и грусть? молитесь об утешении вас. Слабеете от подвигов? молитесь об укреплении. Страдаете от оскорблений, обид и притеснений? молитесь о терпении. Молитва души и сердца с верою и упованием, молитва живая и пламенная, молитва, имеющая предметом благо и спасение души, непременно будет услышана. Сам Господь милосердия и щедрот уверяет: вся, елика аще молящеся просите, веруйте, яко приимете, и будет вам (Мк. 11:24). После такого уверения можно ли сомневаться в содействии благодати нашему преображению? Скажете ли, что подается она только Святым? Нет, подается и нам и, может быть, в иных случаях еще более нам, нежели им. В этом уверяет нас Апостол Христов: идеже, говорит он, умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20).

Но наше духовное преображение здесь только начинательное. Преобразившись на Голгофе скорбей и страданий во свете веры, преобразимся некогда в Царствии Отца Небесного во свете видения. – Там наш настоящий Фавор, там приготовлены всем нам вечные сени вечного блаженства и славы. Там в высшей степени добро быти.

О, если бы Преобразившийся ныне на горе Фаворской, сподобил нас просветиться в вечности, хотя бы не как солнце, но как звезды. Да будет! Аминь.

* * *

11

Произнесено в 1843 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 2: Слова на праздники Господские и Богородичные и на дни святых. - 1857. - III, 461 с.

Комментарии для сайта Cackle