Источник

ГЛАВА XVII. О ЧУВСТВЕННО-ПОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ573

Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-нежелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается574 и само575. Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает576 вожделение в собственном смысле (επιθυμία), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит страх577, а наличное (постигшее) – печаль578. Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые определяют четыре вида страсти579: вожделение, удовольствие, страх и печаль580. А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым581.

Дурные страсти (πάθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела582. В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела583: те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой584, упражнениями и, если понадобится, лекарствами.

* * *

573

Общее заглавие: «Περί του έπιθυμητικου» – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: «Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi"… etc. У Vall.: «De concupiscibili».

574

оно – ред.

575

Эти четыре вида, как дальше указано, суть: επιθυμία, ηδονή, φόβος И λύπη.

576

Буквально: «есть (εστί) вожделение», но, конечно, в том смысле, что вызывает его.

577

См. предыдущее примечание.

578

То же буквально – у Дамаскина (ibid.) стр. 85 по рус. пер.

579

У пер.: разделяют страсть (πάθος) на четыре вида – ред.

580

Такое деление πόθος на четыре вида, а равно – приведенные Немесием основания этого деления, приписывают (у пер.: усвояют -ред.) стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119).

581

Ср. Aristotle De anima, III, 10.

582

Καχεξία.

583

Имеется в виду: состав органических соков.

584

Иначе: «образом жизни».


Источник: О природе человека / Епископ Немезий Емесский ; Пер. с греч. Ф.С. Владимирского, сост., послесл., общая ред. М.Л. Хорькова. – Москва : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 464 с. (История христианской мысли в памятниках).

Комментарии для сайта Cackle