Источник

Подробное истолкование Евангельских оснований, приводимых католиками в защиту папского главенства

1) Первое и самое главное Евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет ​разрешено​ на небесах» (​Мф.16:18–19). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова, во-первых, основана на апостоле Петре и только на нём одном, и, во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Римский папа, как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение, ​по-видимому​, логичное, но, если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых, у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа.

Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши​ же в страны ​Кесарии​ ​Филипповой​, – повествует евангелист ​Матфей​, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за ​Илию​, и иные за ​Иеремию,​ или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? ​Симон​ же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, ​Симон​, сын ​Ионин​, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр...» и т. д. (​Мф.16:13–18).

Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: «Иисус спрашивал, сказано, учеников Своих» и еще: «он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?" На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном ​Божиим.​ Является вопрос: за себя ли только одного апостол Петр произнес исповедание, или он говорил свои слова от имени всех апостолов? Если предположить, что апостол Петр говорил исповедание только за себя, то становится непонятным, почему молчали другие апостолы? Почему и они, подобно Петру, не ​исповедовали​ Спасителя Сыном ​Божиим​? Ведь Христос спрашивал всех, а не одного апостола Петра. Что же? Может быть все апостолы, кроме Петра, не знали о Божественном достоинстве Христа и ​не​ признавали Его Сыном Бога живого? Но предположить последнее, значит сознательно пойти против Евангелия, которое многими местами свидетельствует, что ученики Христовы ​еще​ раньше упоминаемого события не раз ​исповедовали​ Спасителя Сыном ​Божиим​. Припомним апостола Андрея (Ин.1:40), который тотчас же после призвания своего говорил о Спасителе брату своему ​Симону​ – Петру: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (​Ин.1:41). Припомним апостола Нафанаила, который ​увидя​ Спасителя и поговорив с Ним, воскликнул: «Равви​! Ты Сын Божий, Ты Царь ​Израилев​» (​Ин.1:49). Припомним, наконец, как все апостолы после укрощения Спасителем бури на море, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (​Мф.14:33).

А если так, если ученики Христовы уже раньше описываемого события не раз исповедали Спасителя Сыном ​Божиим​, то молчание их в вышеупомянутом случае можно объяснить только так: ученики молчали потому, что за всех их, или точнее, от лица всех их отвечал Спасителю апостол Петр, говоря исповедание, разделяемое всеми апостолами: Ты Христос – Сын Бога живого. Что апостол Петр говорил именно от лица всех апостолов, можно подтвердить и Евангелием. Так в Евангелии Иоанна ​повествуется​ следующее: «Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ​Симон​ Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь ​гла​голы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (​Ин.6:67–69). Если Евангелисты повествуют и не об одном случае исповедания Христа учениками, то всё же повествование Иоанна свидетельствует о том, как один апостол ​исповедовал​ Спасителя от лица всех других. А что было возможно в одном случае, то вполне допустимо и в другом. Таким образом, факт, что в вышеупомянутом событии апостол Петр исповедал Спасителя Сыном ​Божиим​ не за себя только, но и от имени всех остальных апостолов, можно считать не подлежащим сомнению.

Теперь уже само собою разумеется, что если слова исповедания, сказанные апостолом Петром, произносились от лица всех апостолов, то и ответ Спасителя, обращенный ​по-видимому​ к одному апостолу Петру, так же должен был относиться ко всем апостолам вместе. Иначе думать невозможно, так как в противном случае возник бы новый недоуменный и неразрешимый вопрос: почему Спаситель выделяет одного апостола Петра, когда исповедание, произнесенное последним, принадлежало не одному Петру, а равно и остальным апостолам?

Отсюда понятна первая ошибка папистов, толкующих вышеприведенные ​Евангельские​ слова: «Ты Петр, и на сём камне»... в том смысле, что они якобы относились к одному апостолу Петру. Нет; они, как мы показали, лишь обращены были к одному Петру, относились же ко всем апостолам.

А раз слова Господа относились ко всем апостолам, то и понимать их нужно не так, как понимают их паписты, а несколько иначе. Мы начнем ​изъяснять​ слова эти по порядку. Прежде всего, что означает выражение «Ты Петр»? Слово Петр в греческом тексте пишется Petros, а в латинском – Petrus. И то, и другое выражение одинаково означает «каменный» (не камень, как толкуют паписты, а каменный).

За что же назвал Спаситель апостола каменным?

Разумеется, за твердость в вере, за крепкое, как камень, упование в Него, как Христа, Сына Бога Живого. Следовательно, выражение «Ты – Петр» равносильно выражению «Ты каменный, потому что вера твоя в Христа, Сына Божия, тверда и крепка, как камень». Далее Спаситель произнес: «и на сём камне Я создам Церковь Мою». Что нужно разуметь под камнем, на котором Спаситель обещал создать Церковь Свою? Ответить на данный вопрос не трудно. Раз Христос назвал апостола ​Симона​ каменным (Петром) за твердость выраженного им от лица всех апостолов исповедания веры, то камнем он естественно и называет не иное что, как это самое исповедание веры в Него, как Сына Бога Живого. Значит, смысл вышеприведенных Евангельских слов, сказанных Спасителем в лице Петра всем апостолам, таков: Я говорю тебе, или что то же, Я называю тебя каменным за твердость исповедания веры и на этом исповедании веры в Меня, как Сына Божия, Я, говорит Христос, создам Церковь Мою. Вот как нужно понимать смысл слов, сказанных Спасителем апостолу Петру. Так толкуют св. Отцы и учители Церкви.

Укажем некоторых. Св. Кирилл в четвертой книге о св. Троице говорит: «я думаю, что под камнем мы должны разуметь непоколебимую веру апостолов». Св. ​Иларий​, епископ Пуатьесский учит: «камень есть благословенный и единственный камень веры, ​исповеданной​ устами св. Петра»; и в другом месте: «на сём камне исповедания веры основана Церковь». Св. Иоанн ​Златоустый​ в пятьдесят третьей беседе на евангелиста ​Матфея​ говорит: «на сём камне Я создам Церковь Мою, то есть на вере исповедания. А в чём состоит исповедание апостола? Вот оно: Ты Христос, Сын Бога живого». Приведем еще толкование Блаженного ​Августина​, который во втором трактате на первое послание Иоанна пишет: «Что означают слова: ​созижду​ Церковь Мою на сём камне? Они означают: на сей вере, – на словах: Ты Христос, Сын Бога живого».

На основании всего вышесказанного мы приходим к следующим положениям:

1) Исповедание, которое произнес апостол Петр, принадлежало всем апостолам.

2) Слова, сказанные Спасителем апостолу Петру, также относились ко всем апостолам.

3) Под камнем, на котором обещал создать Свою Церковь Спаситель, должно разуметь твердое исповедание веры в Него, как Сына Божия.

Выходя из этих положений, мы решительно заявляем, что толкование того же Евангельского места папистами, доказывающими, будто Церковь Христова основана на личности апостола Петра, как единственного из всех апостолов исповедавшего веру в Сына Божия, неправильное и ошибочное.

Толкование папистов противоречит толкованию Отцов и Учителей Церкви. Оно нарушает смысл всего Евангельского повествования; противно прямым словам Господа, ибо если бы Господь хотел основать Свою Церковь на Петре, он так бы и сказал: на тебе Я создам Церковь Мою; однако Спаситель не говорит: на тебе, а на сём камне. Толкование папистов, разумеющих под камнем апостола Петра, противоречит, наконец, самому тексту, так как камень по-гречески и по-латыни пишется «petra», а Петр, – «Petros» и «Petrus», почему смешивать эти слова – «камень» и «каменный» – никак нельзя.

Но паписты возражают: пусть слова «на сём камне» означают не апостола Петра, а твердое исповедание веры, но ведь последнее всё же было выражено апостолом Петром. Нет, ответим мы, не одним апостолом Петром, а, как мы показали, всеми апостолами. Это в вышеупомянутом случае; вообще же вера в Христа – Сына Божия выражалась и выражается всеми, веровавшими и верующими в Христа – Сына Божия. Поэтому и пишет св. апостол Павел в послании к Ефессянам, что христиане «утверждены на основании (не одного апостола Петра, а всех) Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ин.2:20). А св. Иоанн Богослов в Откровении видел Церковь под видом города, причем, пишет он, «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (​Откр.21:14). И пока будут люди, верующие в Христа, а они будут всегда, Церковь Христова не поколеблется под ударами мирового зла, но будет крепка и устойчива. Вот почему, сказав, что Церковь будет создана на вере в Него, Спаситель непосредственно добавляет: «и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

II) Второе основание из Евангелия, приводимое папистами, представляет ​дальнейшие​ слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (​Мф.16:19). На основании этих слов Спасителя паписты заключают, будто апостол Петр был поставлен от Христа верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Означенное заключение папистов также неправильно и ошибочно. Мы уже показали, что слова Спасителя, хотя и были обращены к апостолу Петру, однако относились ко всем апостолам, так как все апостолы исповедали Христа Сыном ​Божиим​. Теперь в доказательство своего положения, скажем еще, что вышеприведенные слова были Спасителем повторены и притом в такой форме, что отношение их именно ко всем апостолам более чем очевидно. В 18 главе от ​Матфея​ мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные своим апостолам: «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе» (Мф.18:18). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: "Иисус, – повествует Евангелист Иоанн, – дунул, и говорит им (апостолам): примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (​Ин.20:21–23). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; но умолчание о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть ни более, ни менее, как образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких-то исключительных правах, которые в сравнении с другими апостолами якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком-то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно.

III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство ​проповедуемого​ ​ими​ папского главенства, представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симон​! ​Симон​! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:31–32). На основании этих слов католики учат во-первых, о том, что вера римских пап, как преемников (?) апостола Петра, никогда не оскудеет; а во вторых, что Петру будто бы было поручено утверждать остальных апостолов («братьев твоих»), или, что то же, дано верховное главенство в Церкви.

Чтобы воочию представить всю произвольность и натянутость этого католического объяснения, нам стоит лишь взять вышеприведенные ​Евангельские​ слова не в том отрывочном виде, в каком их берут паписты, а в полном контексте, сравнив при этом повествование Евангелиста Луки с повествованием других Евангелистов.

Контекст же Евангельского места таков: Наступали последние дни земной жизни Спасителя, близился час великих страданий Христовых, и вот Сын Божий устраивает со Своими учениками многознаменательную тайную вечерю. Во время последней Иисус Христос, зная, что в ту же ночь ученики Его оставят Его и соблазнятся о Нем, говорит им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы» (Мк.14:27). Такое предсказание, конечно, не могло не опечалить учеников, однако они молчат, так как не чувствуют достаточного дерзновения возражать на слова своего Божественного Учителя. Один лишь Петр, как более других пылкий и впечатлительный, не выдерживает и начинает уверять Спасителя в своей беззаветной преданности: «Петр сказал Ему в ответ, – читаем мы у Евангелиста ​Матфея​, – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (​Мф.26:33). Так говорил Петр, но Господь, зная, что апостол Петр не только соблазнится о Нем вместе с другими учениками, но даже поколеблется в вере, троекратно ​отрекшись​ от своего Учителя, говорит апостолу: «...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:32). Этими словами Господь предсказывает Петру, что, не смотря на отречение, вера его всё же не оскудеет ради молитвы Спасителя, и что по новом обращении ко Христу апостол должен будет загладить свою вину утверждением в вере своих братьев, то есть всех тех, которым Петру придется проповедовать. Однако, апостол Петр снова начинает доказывать свою твердость в вере в Спасителя, обещаясь идти со Христом на какие угодно подвиги: «Господи! с Тобой я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.22:33). Тогда Спаситель прямо и ясно открывает апостолу, что произойдет с ним в ту же ночь: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22:34). Вот смысл Евангельского повествования. Где же здесь, спросим мы у папистов, основание для учения о вручении апостолу Петру какого-то особого главенства над прочими апостолами? Его нет, да и не может быть. В самом деле, уместно ли было вручать Петру главенство в ту пору, когда предстоял момент троекратного отречения апостола от своего Божественного Учителя? Уместно ли было вообще говорить о главенстве одного и подчинении других, когда речь шла о том, что все ученики вскоре же оставят Своего Учителя и соблазнятся о Нем? Уместно ли было вообще вручать Петру главенство при подобных условиях? Об этом паписты, очевидно, и не подумали. Но перейдем к частностям. Христос, говорят паписты, молился, чтобы вера Петра не оскудела, значит и вера пап, как преемников Петра, не оскудеет. Откуда такой вывод? На чём основано такое заключение? Этого не скажут и сами паписты. Положим, Спаситель молился о ​неоскудении​ веры апостола Петра, но он просил у Бога того же и для других апостолов. Вспомним всю​ ​первосвященническую​ молитву и в частности слова: «Я о них молю... о тех, которых Ты дал мне, потому что они Твои... ​Соблюди​ их во имя Твое... ​Освяти​ их истиною Твоею»... (Ин.17:9,11,17) и т. д. Если же по молитве Спасителя, не оскудела вера апостолов, то не должна оскудеть и вера всех патриархов и епископов, которые являются преемниками апостолов. По логике папистов выходит так, но они лишь папу своего наделяют неоскудеваемой верой, признать же последнюю за всеми преемниками апостолов не соглашаются. Всё это наглядно свидетельствует, ​что​ толкование, которое дается папистами относительно вышеприведенного Евангельского места, слишком произвольно и натянуто. Перейдем далее. Выражением «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», говорят паписты, Спаситель поручил апостолу Петру утверждать остальных апостолов, или, что то же, поручил ему главенство над ними. Снова произвольная натяжка. В самом деле, кто дал папистам основание учить, что под именем братьев в данном случае нужно разуметь непременно апостолов? Правда, апостолы называли друг друга братьями, но этим же именем они называли и всех вообще людей, которым проповедовали Слово Божие.

Если же согласиться с папистами и признать в данном месте под именем «братьев» именно Апостолов, которых якобы должен был утверждать – учить ​ап​. Петр, то получится противоречие с следующими словам Спасителя, сказанными апостолам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и не называетесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». (​Мф.23:8,10).

IV) Четвертое Евангельское место, на которое любят также ссылаться паписты, это известное троекратное восстановление Петра в апостольском достоинстве, утерянном им чрез троекратное отречение от Христа. Поручением «пасти агнцев», говорят паписты, Господь вверил апостолу Петру верховное главенство в Церкви. Папистов, очевидно, соблазнило то, что, поручив апостолу Петру «пасти овцы и агнцы» (см.: Ин.21:15–16), Спаситель не дал, как будто такого поручения остальным апостолам. Но кто внимательно вчитается в Евангелие, тот увидит, что каждый из апостолов получил такое поручение в самом призвании к апостольскому служению, почему и не было никакой нужды повторять это призвание. Что же касается Петра, то последний нуждался в повторении призвания, так как чрез троекратное отречение от Христа, Петр лишился апостольского достоинства и перестал быть учеником Христовым. Что апостол Петр, ​отрекшись​ от Христа, уже перестал быть апостолом, это, во-первых, понятно само собою, так как нельзя же, разумеется, считаться учеником Христа после троекратного от Него отречения; во-вторых, это видно и из Евангелия. Так, когда Спаситель воскрес из мертвых, то ангел сказал женам-мироносицам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру» (Мк.16:7). Выделением Петра из числа учеников Христовых ангел ясно показал, что Петр в ту пору уже не был апостолом Спасителя. А раз Петр лишился апостольского достоинства, то для восстановления в последнем он, естественно, нуждался в новом призвании. Это новое призвание Петра к апостольскому служению и было совершено Спасителем известными словами «паси овцы Моя и агнцы Моя». «Иисус говорит ​Симону​ Петру, – читаем мы у Евангелиста Иоанна, – ​Симон​ ​Ионин​! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Выражение «больше, нежели они», т. е. прочие ученики, – должно было напомнить Петру о том, как он перед отречением своим уверял Господа – «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (​Мф.26:33). Вот почему теперь Петр ​уже​ не говорит Господу, что любовь его ко Христу сильнее, чем у других апостолов, а лишь со смирением отвечает: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Спаситель тогда ​восстановляет​ Петра в апостольском достоинстве, говоря: «Паси агнцев Моих» (​Ин.21:15). Троекратное восстановление Петра в апостольском достоинстве и троекратное повторение вопроса: «​лю​​бишь​ ли ты Меня» имело в виду напомнить Петру о его троекратном отречении. И Петр это понял, почему опечалился, когда Господь спросил его в третий раз: любишь ли Меня? и сказал Ему: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (​Ин.21:17). Вот смысл Евангельского повествования, на которое ссылаются паписты.

Где же здесь речь о вручении Петру какого-то верховного главенства?

Что Господь словами: «паси агнцев Моих» не вручил Петру верховного главенства над другими апостолами, это особенно открывается из дальнейших строк Евангельского повествования. «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус... Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу чтобы он пребыл, пока ​приду​, что тебе до того?» (​Ин.21:20–22). Выражение «что тебе до того» ясно показывает, что Петр не получил никакого верховного главенства над прочими апостолами, так как верховному главе, конечно, нужно было бы знать всё, что касалось судьбы подчиненных ему апостолов, почему Господь в таком случае, разумеется, не сказал бы Петру «что тебе до того».

Этим мы и закончим разбор Евангельских оснований, приводимых папистами в доказательство мнимого главенства апостола Петра, а в лице последнего и всех римских пап. Теперь мы видим, что учение папистов не имеет для себя опоры в Слове ​Божием​, а если так, то оно является не Божественным учением, как гордо именуют его паписты, а произвольным вымыслом человеческим.


Источник: Разбор римского заблуждения о главенстве и непогрешимости папы / Архимандрит Митрофан (Абрамов) - Изд. Харьковского Прикарпатского комитета. - Харьков : Епарх. тип., 1916. - 32 с.

Комментарии для сайта Cackle