Источник

32. Лития, стихиры на стиховне и благословение хлебов. Общая мысль вечерни

Лития есть моление, совершаемое на всенощном бдении под храмовые и двунадесятые праздники в западной части храма. Священнослужители для совершения литии выходят из алтаря царскими вратами в притвор. Лития установлена в первые века христианства для того, чтобы оглашенные, стоящие в притворе, хотя на краткое время могли участвовать в общей радости христианской и в общей молитве. Лития напоминает нам древние крестные ходы и усердную молитву христиан первых веков по случаю общественных бедствий. В начале литии, при выходе священнослужителей из алтаря, на клиросе поют несколько церковных песнопений, которые называются «стихирами на литии». Эти стихиры имеют стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного писания. Во время пения стихир на литии диакон совершает каждение иконостаса и молящихся. По окончании пения этих стихир диакон в притворе произносит сугубую ектению при многократном пении «Господи помилуй». В этой ектении произносятся моления Господу Богу об избавлении от засухи, наводнения, землетрясения и других бедствий. После произнесения ектении священник читает молитву, в которой умоляет Бога принять нашу молитву, простить грехи и умиротворить нашу жизнь. Окончив молитву, священник и диакон уходят из притвора на средину храма для благословения хлебов. В это время на клиросе поют стихиры «на стиховне». Эти стихиры называются так, потому что имеют перед собою особенные «стихи» соответственные празднику, после пения стихир на стиховне поют три раза тропарь праздника, а затем священник совершает благословение хлебов. Благословение хлебов совершается так: на средине храма поставляется столик, с сосудом для благословения хлебов, на котором находится масло, вино, пшеница и пять хлебов. Священник произносит молитву, в которой просит Господа благословить и увеличить во всем мире хлеб, пшеницу, вино и масло, а также освятить всех верующих. Это благословение Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами. Первая часть всенощной – вечерня оканчивается песнью Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего». Архангельским приветствием Богородице: «Богородице Дево радуйся» и благословением от священника народа. В это время бывает звон, называемый «второй звон», возвещающий верующим о начале второй части всенощной – утрени.

Общая мысль вечерни есть та, что вечернее Богослужение изображает собою времена ветхозаветные и приготовление людей к принятию Спасителя. Во время вечерни воспоминаются: творение мира, невинное состояние первых людей, их падение и обетование о Спасителе. Песнию «Ныне отпущаеши» святая церковь поучает нас постоянно быть готовыми встретить смерть, подобно Симеону Богоприимцу.


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle