Источник

Приложение. Служба праздника у католиков

Гимны

Знамена Царя являются,

светится тайна Креста,

которым Жизнь смерть понесла

и смертью жизнь принесла,

который, уязвленный копья

лезвием лютым, чтобы нас очистить

от нечистоты преступлений,

источил воду и кровь.

«Исполнилось то, что воспевает

Давид верной песнью,

говоря народам:

воцарился Бог с древа.

Дерево прекрасное и светлое,

украшенное пурпуром Царя,

избранное в столб, достойный

столь святым членам прикоснуться.

Блаженное, на ветвях которого

висела цена века

сделано под вес тела

и унесло добычу тартара.

О, Крест, радуйся, надежда единственная, в этой славе торжества

умножь благочестивым благодать,

и у виновных уничтожь преступления.

Тебя, Троица, источник спасения,

хвалит всякое дыхание.

Тем, кому Креста победу

даешь, прибавь награду. Аминь.

Сплети, язык, славному

венок сражению

и о Креста трофее скажи в славном торжестве:

как Искупитель мира

умерщвленный победил.

Прародителя первозданного

обману Творец сострадая,

когда тот яблока вредного

вкушением в смерть ниспал,

сам тогда древо избирает,

чтобы от осуждения за древо освободить.

Этого дела нашего спасения

порядок требовал,

чтобы многоразличного изменника

искусство искусством победить

и врачевство принести оттуда,

откуда враг повредил.

Итак, когда приходит святого

исполнение времени,

послан из недр Отца

рожденный мира Основатель,

и от чрева девичьего

приходит плотью облеченный.

Плачет Младенец в тесных

положенный яслях;

члены, покрытые пеленами,

Дева Мария обвязывает

и руки и ноги Бога

тесными повивает повязками.

Вечная да будет блаженной

Троице слава,

равная Отцу и Сыну,

равная честь Утешителю,

и Одного Троичного имя

да восхвалит вселенная. Аминь.

Уже совершивший шесть очищений,

полный срок для тела,

добровольно Искупитель,

страданию предавшись,

как Агнец поднимается на крестное

древо для заклания.

Желчью напоенный, вот Он обессилен;

терновником, гвоздем, копьем

кроткое тело пронзили.

Вода истекает и кровь;

земля, море, звезды мир тем омываются током.

Крест верный, между всеми

древо единственно знаменитое!

никакой лес такого не вырастит

по росту, цвету и семени:

сладкое, сладкое (бремя) железо, древо

сладкое бремя носит на себе.

Приклони ветви, древо высокое,

колесница расширь недра,

и твердость да смягчится,

которую дало рождение;

и Вышнего Царя члены

распростри на мягком стволе.

Одно достойно ты было

носить жертву мира,

а также и пристанище предуготовить

ковчегом (своим) миру, потерпевшему крушение,

который кровь священная искупила, пролитая Агнца телом.

Вечная да будет блаженной

Троице слава,

равная Отцу и Сыну,

равная честь Утешителю.

Одного Троичного имя

да восхвалит вселенная. Аминь.

Респонсории и антифоны

Это знамение Креста будет на небе, когда Господь придет на суд.

О, Крест, светлейший всех звезд, известный миру, весьма любезный людям, святейший всех, который один был достоин носить сокровище мира, сладкое древо, приятные гвозди, носящий сладкое бремя, спаси настоящий сонм, сегодня в твоих похвалах соединенный.

Христу Царю, за нас на Кресте вознесенному, придите поклонимся.

Знаменитое древо возвышается, вера Христова сияет, когда Крест всеми почитается.

Славный день празднует святая Церковь, когда победоносное возвышается древо, на котором наш Искупитель победил лукавого аспида. Слово Отца, вися на древе, открывает путь нашего спасения.

Древо это достойнейшее, посреди рая находящееся, на котором Виновник спасения своею смертью победил смерть всех. Крест, блистающий превосходной красотой, который возвратил император Ираклий страстно желающей душой.

Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, в котором наше спасение, жизнь и воскресение, через который мы спасены и освобождены. Твоему Кресту поклоняемся, Господи, и почитаем славное Твое страдание.

Когда святое знамение возвышается к небу, вера Христова укрепляется. Являются божественные чудеса, прообразованные жезлом Моисеевым. От прикосновения ко Кресту восстают мертвые и поведают величие Бога.

Это знамение Креста будет на небе, когда придет Господь для суда. Тогда будет открыт мрак сердца нашего. Когда сядет Сын Человеческий на престоле величества Своего и начнет судить всех огнем.

Как Моисей вознес змея в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего, чтобы Он судил мир, по чтобы мир был спасен через Него.

О, великое благочестия дело: смерть умерла, когда на древе умерла Жизнь! Аллилуиа.

Спаси нас, Христе Спаситель, силою Креста. Спасший Петра на море, помилуй нас.

Вот Крест Господень – убегайте, противники; победит лев от колена Иуды, корень Давида. Аллилуиа.

Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа.

Знамением Креста от врагов наших освободи нас, Боже наш.

Поклоняемся Тебе, Христе, и благодарим Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир.

Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе. Псалом да скажет имени Твоему, Господи!

О, Крест досточтимый, который принес спасение несчастным! Какие я принесу тебе похвалы, ибо ты предготовал нам небесную жизнь.

О, победа Креста и удивительное знамение, сподоби нас в небесном судилище (curia) получить триумф.

Осуждается мучение убийственной смерти, когда на Кресте Христос уничтожил наши узы прегрешений.

Царь возносится на высоту, когда знаменитый трофей Креста получает поклонение от всех христиан во веки.

Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя, ибо Крестом Твоим Ты искупил мир.

Через древо мы сделались рабами и через святой Крест мы стали свободными; плод древа обольстил нас, Сын Божий искупил нас.

Спаситель мира, спаси нас. Ты, Который искупил нас Крестом и своею кровью, помоги нам, преклонив колена, умоляем Тебя, Боже наш.

Молитвы

Боже, радующий нас годичными торжествами, в сегодняшний день Воздвижения св. Креста подай, молимся, чтобы, как мы познали на земле тайну его, так и на небе заслужили награду его искупления. Через Того же Господа нашего.

Псалмы

Вместо рядовых: на 1-й и 2-й вечерне 109, 110, 111, 116. На утрене 1–4, 10, 20.

Чтения

Большие: Числ. 21 – о заклятии на Арада и медном змии; история возвращения Креста при Ираклии; беседа папы Льва на страсть Господню. Capitulä Флп. 2:5–7 – об уничижении Христа; Гал. 6– о хвалении Крестом; Флп. 2:8–9 – об уничижении Христа до смерти и превознесении Его Богом.

На Литургии

Входное: «Нам же надобно хвалиться Крестом Господа нашего, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через который мы спасены и освобождены». Пс. 66:1: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны».

Молитва – та же, что на других службах (см. выше).

Апостол – Флп. 2:5–9 – об уничижении Христа.

Graduale (прокимен): «Христос за нас стал послушным до смерти, смерти же крестной». Стих: «Посему и Бог Его превознес и даровал Ему имя большее всякого имени».

Стих к аллилуиа: «Сладкое древо, носящее сладкие гвозди, сладкую тяжесть, ты одно было достойно поднять Царя небес и Господа.

Евангелие. Ин. 12:31–36 – беседа Христа о вознесении Его от земли (по поводу желания эллинов видеть Его).

Offertorium (молитва при принесении Даров): Огради, Господи, народ Твой знамением св. креста от козней всех врагов, чтобы мы совершили Тебе приятное служение и чтобы стало приемлемым наше священнодействие. Аллилуиа.

Secreta (тайная молитва): Имеющие насытиться телом и кровью Иисуса Христа, Господа нашего, Которым освящено знамя креста, просим, Господи Боже наш, чтобы, как мы удостоились поклониться ему, так непрестанно мы пользовались действием его спасительной славы. Через Того же Господа.

Причастен: Знамением креста от врагов наших избави наш, Боже наш.

По причащении: Да будет с нами Господь Бог наш, чтобы нас, которых Ты обрадовал честью св. Креста, и защищал постояной его помощью. Через Господа.

Поклонение (adoratio) кресту у католиков совершается не в день Воздвижения, а в Великую Пятницу на литургии после Евангелия и особой ектении по следующему чину: Священнодействующий, обратившись лицом к народу, сперва с правого угла престола открывает верхнюю часть креста, потом, подвинувшись немного, открывает правую ветвь креста и главу Распятого и, наконец, становится среди престола и открывает весь крест. При всяком открытии он, постепенно возвышая голос и поднимая крест, восклицает: «се древо креста, на котором повешено было (pependit) Спасение мира», на что хор всякий раз отвечает: «приидите поклонимся», и в то же время все простираются долу, кроме одного священнодействующего. После этого крест кладется на подушке на полу, устланном ковром. Тогда совершается поклонение кресту сперва от клира (без обуви), а потом от народа (для женского пола уготовляется крест в особенном месте). Перед лобзанием креста клир кладет чтнибудь на блюдо: это – достояние церемониймейстера. Государи латинские при поклонении кресту кладут на блюдо бумаги, в которых изъявлены разные милости подданным. Во время поклонения кресту поются так называемые «укоризны» (improperia), или антифоны, в которых изображены сперва благодеяния Божии, оказанные еврейскому народу, а потом черная его неблагодарность перед Богом. К каждому антифону припевается трисвятое, которое поется попеременно на греческом и латинском языках. Затем поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и другие гимны в честь Креста Господня.

/ Издано в рамках совместной издательской программы ИЦ «Пролог» и Киевской Духовной Академии. Текст печатается по изданию: Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев, 1915 Серия «Lex orandi» УДК 27–565–282 ББК 86.372–52 С42 Скабалланович М. Н. С42 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.– К: Пролог, 2003. 258 с. ISBN 966–8538–04–8


Источник: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня / М. Скабалланович. – Киев : Пролог, 2003. – 256 с. (Серия «Lex orandi»).

Комментарии для сайта Cackle