Обозрение службы в предпразднство и попразднство
Малая вечерня
Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов
Крест возносится и прогоняются демоны, разбойник же открывает врата Эдема; смерть умерщвляется и теперь явилась ничтожной. Поэтому веселитесь, все люди, – проклятие разрушено.
Приидите, все боголюбивые, видя возносимым Крест драгоценный, (все) вместе прославим и воздадим славу единому Избавителю и Богу, взывая: Распятый на крестном древе, не презри нас молящихся.
Моисей в древности усладил горечь (вод) через прообраз креста. А мы, таинственно изображая этот (крест) в наших сердцах всегда, спасаемся силой его.
Слава и ныне, глас 6
Сегодня вырастает из недостижимых недр земли насаждение; (оно) подтверждает воскресение пригвожденного на нем Христа и, воздвигаемое руками священников, возвещает вознесение Его на небеса, через которое наша бренность801 переселяется802 от падения на землю в небеса. Поэтому с благодарностью воскликнем: Господи, вознесшийся на нем и им вознесший нас с собою, удостой (нас), как Человеколюбец, Твоей небесной радости.
Стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов
Водой боготворной803 и Твоей кровью блистательно804 украшается805, как невеста, Слово, Церковь, восхваляющая806 славу Креста.
Восхваляя807 копье с крестом, гвозди и (все) другое, чем было пригвождено живоносное Христово тело, поклонимся (им).
Когда Моисей побеждал Амалика, держа крестообразно руки вверх, он являл образ пречистого808 Христова страдания.
Слава и ныне, глас 6
Ныне явилось древо, ныне погиб еврейский народ, ныне проявляется вера верными царями; Адам из-за дерева пал и также демоны деревом приведены в трепет. Всесильный Господи, слава Тебе.
Служба предпразднства, 13 сентября
Тропарь
Животворящий Крест благости Твоей, который Ты, Господи, даровал нам недостойным, приносим Тебе для умоления809: спаси, единый Человеколюбец, императора810 и Твой город, молящийся811 через Богородицу.
Канон, творение Иосифа (песнописец IX в.)
Песнь 1-я. Ирмос812
Умоляю813 Тебя, Родившийся от Девы, потопи в глубине бесстрастия сильные тристаты – трехсоставное (существо) души, – чтобы, во умерщвлении тела, я, как на тимпане, воспел Тебе победную песнь.
Тропари
Веселись, небо, и радуйся, земля, ибо является814 Крсвятой Крест, освящающий благодатью нас, целующих815 его, как источник освящения и причину обожения всех.
Укрепи, Пресвятой Крест, нас, с верою поклоняющихся тебе, на благочестивое шествие небесной тропой, чтобы мы, уклонившись от пропастей противников, сделались общниками божественной славы.
Песнь 3-я. Ирмос
Мы хвалимся не мудростью, не силой и не богатством, но Тобой, Ипостасной816 Премудростью Отца, Христе: ибо никто не свят, кроме Тебя, Человеколюбец.
Тропари
Верой прославляем тебя, Преславный Крест Господень, как являющегося817 славой Христовой, сами прославляемые и просвещаемые благоговейным818 обниманием819 тебя.
Придя в веселии, верные, почерпнем, как из чистого источника, присноживой воды820 Креста и, спасаемые821, прославим Бога.
Будучи822 жизнью, Иисус умерщвлен, вися на крестном древе, которое с верой обнимая, отгоняем страсти, (этих) посредников823 смерти.
Песнь 4-я. Ирмос
Ты, Милосердный824, по любви к своему образу, стал на Кресте Твоем, и растаяли язычники; ибо Ты, Человеколюбец, сила моя и похвала.
Тропари
Солнцеподобным является825 получающий поклонение826 от верных Крест Господень, целуя который мы просвещаемся душами.
Бог Господь явился воплощаемым и, возвышенный на древо, просвещает поклоняющихся ему, всегда827 избавляя от бедствий828.
Подай, Слово Божие, очищение829 и отпущение согрешений830 нам, с верой ныне поклоняющимся предлежащему драгоценному Кресту Твоему.
Песнь 5-я. Ирмос
Просвещение Твое, Господи, ниспошли нам и разреши нас от мрака831 прегрешений832, Благий, подавая Твой мир.
Тропари
Против страстей пагубных833 укрепи834, драгоценный Крест, нас, почитающих и целующих тебя, святейшее знамение835 святого страдания.
Просвещенные ныне сердцами и душами, приступим, верные, в хорошем виде836, поклонимся священному и божественному древу Креста.
Моисей услаждает837 воды Мерры, прообразуя838 деревом тебя, драгоценный Крест, что Ты источил людям839 спасительную сладость.
Песнь 6-я. Ирмос
Я сошел в глубины моря, и потопила840 меня буря841 многочисленных грехов, но Ты, Многомилостивый, как Бог, выведи из глубины842 жизнь мою.
Прободенный в ребро Творец на тебе, Крест, добровольно распятый843, источает844 кровь и воду, которыми мы, с верою тебя целующие, воссозданы845.
Жизнеподательное древо Господне, источник бессмертия, избавление всего мира, спаси нас, целующих тебя, как спасительного, стража846 нашего.
Ты, божественный Крест, явился847 для нас несокрушимым848 оружием, которым мы, в прямоте849 душевной священно тебя целующие, побеждаем все наветы850 противников.
Песнь 7-я. Ирмос
Три юноши в Вавилоне, сделав из повеления мучителя безрассудство851, посреди пламени взывали: благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.
Тропари
Некогда Иаков в благословениях детей предначертал тебя, драгоценный Крест; потому мы тебя ныне чтим, поклоняясь852 (и) почерпая просвещение.
Ныне слова божественных пророков получили исцеление, Крест священнейший, ибо на тебя поднялся Господь всех, все избавляя от тления853.
Ныне лобызая тебя, благоговейно чтимый Крест, устами и сердцем, мы почерпаем всегда освящение, здравие и спасение души и тела.
Песнь 8-я. Ирмос
Ты, всесильный Избавитель854 всех, сойдя, оросил благочестиво державших себя855 среди пламени и научил их петь: все дела Господни, благословляйте, воспевайте Господа.
Тропари
Ныне поклонимся лежащему перед всеми Кресту Господню, спасительному и несокрушимому оружию, готовой помощи и крепкой защите верных.
Моисей высоко повесил поперек дерева змия, как написано, преднаписывая856 тебя, благоговейно чтимое древо, через которое мы избавляемся от обольщения духовных змиев.
Светоподатель, благоговейно чтимый Крест, ты – просвещение душ наших; ибо, лобзая тебя, мы божественной твоей силой отражаем начала и власти тьмы.
Песнь 9-я. Ирмос
Рождество Твое явилось непорочным, Бог прошел из чресл857 Твоих, как плотоносец явился на земле и жил858 среди людей; поэтому Тебя, Богородица, все величаем.
Тропари
Вися859 на тебе, Крест поистине Господний, Христос возвысил павший в глубину погибели мир; поэтому тебе с любовью860 ныне кланяемся, и чтим, и славим.
Очистим души и сердца постоянными861 добрыми трудами862 и, взирая на лежащее перед нами спасительное древо Креста, с верой и любовью богомысленно поклонимся ему.
Как великое солнце, Ты, прекраснейший863 Крест, озаряешь864 своими лучами находящихся во тьме и демонов опаляешь865; поэтому взываем: просвети всех с верой поклоняющихся тебе.
Стихира на хвалитех, гл. 3
Христе Боже наш! Ты, добровольно принявший свое распятие для общего восстановления866 рода человеческого и тростью Креста, омоченной перстами твоими в красную краску867 груди Твоей, человеколюбно по-царски подписавший нам освободительную868 (грамоту), не презри нас, бедствующих869 новым удалением от Тебя, но умилостивись, единый Долготерпеливый, над людьми Твоими, находящимися в опасности870, и восстань, побори871 воюющих против нас, как Всесильный.
Из службы 16 сентября
Стихиры на Господи воззвах, гл. 4
Сегодня световидно, как солнце, воссиял Честной Крест Твой, Христе, водружаемый на преславном Лобном месте и возвышаемый на пресвятой горе Твоей, Спаситель, весьма явственно показывая, что Ты, Всесильный, возвысил, как Человеколюбец, наше естество на небеса.
Ныне небеса возвестили людям славу Твою, Непостижимый, ибо образ Креста, светло заблистав неприступным светом, обличил неистовый и жестокий нрав богоубийц. Поэтому прославляем человеколюбивое промышление Твое, Иисусе Всесильный, Спаситель душ наших.
На стиховне утрени, гл. 6
Будем таинственными песнями согласно воспевать Крест Господень, на котором распялся Спаситель, всех воскресение.
Приидите, множество монашествующих, в собрании божественно воспоем живоносное древо, на котором простерся Христос.
Из службы 18 сентября
Стихиры на Господи воззвах, гл. 4
Когда вознесся Ты, Владыка, на крест, то совознес падшую872 Адамову природу; поэтому, вознося Твой пречистый Крест, Человеколюбец, просим у вышней Твоей силы, взывая: спаси, Вышний, как Бог милостивый, почитающих святое и светоносное божественное вознесение Креста Твоего.
Как непобедимому оружию, как щиту873 непреоборимому и как божественному скипетру, поклоняемся, Христе, пресвятому Кресту Твоему, через который мир спасся и торжествует Адам; мы, собрания земных, восхваляя песнями, почитаем его и, совершая его божественное воздвижение, просим очищения.
Из службы 19 сентября
Стихиры на Господи воззвах, гл. 4
Некогда обращал в бегство ополчения иноплеменников крест, изображаемый Моисеем, угодником и истинным боговидцем, божественным пророком; ныне же, изображаемый через божественное, совершаемое священными дланями, возношение, он отгоняет полки демонов и собрания иудеев, и обличает дерзость безбожников.
Крест Твой, Спаситель наш, является для нас, христиан, непобедимой силой; им побеждается множество иноплеменных народов и дарован мир Церкви Твоей, добрым православным; его и ныне целуя, умоляем Тебя, Человеколюбец: удостой нас участи святых Твоих.
На утрени стиховны, гл. 6
Умертвив страсти плоти и духа, постараемся, богомыслящие, воздвижением Креста возвыситься от земного в небесное жилище, сораспявшись Христу-Владыке.
Животекущий источник явно источился из божественных ребер Спасителя, напояющий души с верою поклоняющихся божественным Его страстям, Кресту и воскресению.
Таблица гласов и подобнов в службе пре- и попразднства Воздвижения
Число
Госп воззв.
стих. веч.
сед. по 1 каф.
сед. по 2 каф.
сед. по 3 пес.
стих. утр.
13
Нет
5. Самоподбен
Нет
Нет
4. Удивися Иосиф
Нет
15
5. Самоподбен
6. Все отложше
2 Благоутрбия сущи
3. Красоте девства
4. Вознсыйся
2. Доме Евфрафов
16
4 Дал еси знамение
6. Тридневен
3. Красоте девства
6. Надежда мира
8. Премудрости
2. Доме Евфрафов
17
1 Небесных чинов
2. Доме Евфрафов
2 Благоутрбия сущи
4. Скоро предвари
1. Лик ангелов
6 Тридневен
18
4 Яко добля
2. Доме Евфрафов
4. Удивися Иосиф
6. Надежда мира
5. Собезнчальное
2. Доме Евфрафов
19
4.Дал еси знамение
1. Небесных чинов
7 Без подобна
4. Без подобна
1. Гроб Твой
6. Тридневен
20
4 Дал еси знамение
2 Доме Евфрафов
4. Удивися Иосиф
8. Воскресе из мертвых
8. Премудрости
2 Доме Евфрафов
21
Служба праздника
Объяснение терминов
«Все отложше» – стихира свв. бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября). «Дал еси знамение» – стихира Октоиха 4 гл. на стиховнах утрени; «Тридневен» – стихира Октоиха 6 гл. в неделю на утрени хвалитна 4-я. «Доме Ефрафов» – стихира 24 декабря, если оно приходится на воскресенье. «Небесных чинов» – богородичен понедельника для 1 гл. в конце Минеи. «Удивися Иосиф» – богородичен воскресных седальнов 4 гл. «Красоте девства» – богородичен воскресных седальнов 3 гл. «Собеначальное» – воскресный тропарь 5 гл. «Яко добля» – стихира вмч. Георгию; в древних рукописях была такая стихира и вмч. Феодору (Стратилату или Тирону -неизвестно) и именно она служила подобном (ср. подобен «Радуйся»). «Лик ангельский» – седален Сретения по 1-й каф. «Гроб Твой» – воскресный седален 1 гл. «Вокресе из мертвых» (по нынешним книгам «Воскресл еси») – воскресный седален 8 гл. «Премудрости» – кондак Триоди недели сырной. «Вознесыйся» – кондак Воздвижения. «Благоутробия сущи», «Надежда (ныне «Упование») мира» и «Скоро предвари» – богородичны Октоиха будничные по кафисмах и тропарях (последний и на 1-м часе).
Праздник Воздвижения, как еще только Рождество Христово и Крещение, имеет особые субботы и недели (воскресенья) перед собой и после себя. Эти субботы и особенно недели составляют предпразднство и попразднство праздника для тех, кто не может бывать на будничных службах. Но в противоположность Рождеству Христову, имеющему для этих недель целую особую службу, Воздвижение, как и Крещение, отмечает эти недели только особыми апостольскими и евангельскими чтениями. Иногда с особыми прокимнами и аллилуариями.
В субботу перед Воздвижением воскресный прокимен 3 гл. «Пойте Богу нашему», стих «Вси язы́цы восплещите руками», восхваляющие с особенной торжественностью Бога как Царя, так как Христос именно через страдание свое получил всякую власть на небе и на земле. Апостол 1Кор. 5:6–9 (зачало 126) – о премудрости Божией, в тайне сокровенной, от неразумения которой люди распяли Господа. Аллилуарий – воскресный 5 гл. «Милости Твоя, Господи, во век воспою», указывающий на плоды искупления. Евангелие Мф. 10– 11(зачало 39) – о самоотверженной любви ко Христу и о последовании Ему в крстоношении и вообще о всецелой преданности Ему.
В неделю перед Воздвижением прокимен – воскресный 6 гл. «Спаси, Господи, люди Твоя», стих «К Тебе, Господи, воззову», говорящие о предстоящем празднике с той же стороны, что и его тропарь. Апостол Гал. 6:11–18 (зачало 215) – о хвалении одним Крестом. Аллилуарий 1 гл. «Вознесох избраннаго», прикровенно указывающий на вознесение Христа на крест и через крест над всем. Евангелие Ин. 3:13–17 (зачало 9) – о вознесении Сына Человеческого подобно Моисееву змию.
В субботу по Воздвижении Апостол 1Кор. 1:26–29 (зачало 125 от полу, т. е. с половины) – об отсутствии внешнего блеска у христиан, создаваемом Крестом. Евангелие Ин. 8:21–30 (зачало 30) – беседа Христа о скорой смерти своей и ее отличии от обыкновенной смерти и по характеру и по способу (через вознесение, подразумевается, на крест). Особых прокимна и аллилуария эта суббота не имеет, уступая в этом отношении субботе перед праздником, как и вообще предпразднство ставится выше попразднства.
В неделю по Воздвижении Апостол Гал. 2:16–20 (зачало 203) – об оправдании верой помимо закона и обрезания и связанном с этим сораспятии Христу. Евангелие Мк. 8:34–9(зачало 37) – о крестоношении. Особых прокимна и аллилуария эта неделя не имеет, но повторяет праздничные.
* * *
Смешение φύραμα – смешение, глыба, бренность.
Жительствует πολιτεύεται – живет на правах гражданства.
Сообщающей обожение; θεουργός – совершающий божественные дела, напр., молитвы; слово позднее (отсюда-теургия).
Светло – λαμπρῶς.
στολίζω – одевать, украшать, вооружать.
Поющи – от μέλπω петь, соединяя песню с пляской, прославлять хороводной песнью, веселиться, играть.
Греч. «в песнех поклонимся копию...»
См. службу праздника, прим. 39.
«В молитву»; πρεσβεία – посольство, ходатайство.
Греч. «царей».
Хотя эти ирмосы на службе не поются, но мы приводим их здесь потому, что они с весьма искусной прикровенностью говорят о Кресте; у греков они поются, так как канон пред- празднства у них предшествует канону Обновления.
δέομαι – нуждаться, просить.
Происходить – см. службу праздника, прим. 677.
Целующыя – от κατασπάζομαι обнимать, целовать.
Ипостасною – ἐνυπόστατος (от ἐνυφίστημι вставлять) – существующий в чем-либо; поздн. сл.; в церк.-слав. яз.: существующий как Ипостась, Лицо Св. Троицы.
Бывающу – от χρηματίζω заниматься делами, иметь дело, отношение.
Честным – от σεπτός почитаемый, священный, святой.
См. службу праздника, прим. 69.
νάματα – потоки.
См. службу праздника, прим. 59.
ὑπάρχων
πρόξενος – должность у древних, соотв. нашему консулу; отсюда – заступник, ходатай.
См. службу праздника, прим. 495.
Греч. «являясь... получает поклонение», см. прим. 694.
Покланяемый – προσκυνούμενος.
Присно – ἑκάστοτε всякий раз.
Лютых – от δεινός страшный, ужасный; ср. р. мн. ч. – бедствия.
Очищение – ἱλασμός
πταισμάτων – падений; поэтическое название греха (αμαρτία).
Тмы – от ἀχλύς мрак, тьма; др. поэт. слово, в прозе позднее.
πταισμάτων.
Тлетворныя – см. прим. 369.
ενίσχυσον – см службу праздника, прим. 212.
См. службу праздника, прим. 160.
Добрыми виды καλών ἰδέαις – букв. «видами прекрасного» – со всем хорошим, что есть у нас; ἰδέα – вид, внешность, образ, способ, идея; τὰ καλά – прекрасное, хорошее, прекрасные вещи (дела, качества).
Так в греч., слав, деепричастие «ослаждая» – ошибка.
"Прежде (πρότερον) знаменуя».
См. службу праздника, прим. 535
καταποντίζω – бросать в море.
καταιγίς – буря; поэт. сл. (от αἰγίς козья шкура, эгида – щит Зевса, от сотрясения которого, по мифам, происходят бури).
Из глубины – φθορά порча, растление, гибель.
Повешен – от ἀναρτάω вешать на что-л.; в службе праздника о распятии не употребляется.
Источает – от ἀποκενόω делать пустым, опоражнивать; «истекает кровью и водою».
Наздахомся – от ἀναπλάττω создавать заново.
Хранитель – см. службу праздника, прим. 191.
Греч. «дань».
Крепкое- ἄρρηκτος несокрушимый, нерасторгаемый.
Правости – εὐθύτης прямизна, честность, справедливость; противоположение к «наветы».
ἐνέδρα – злоумышление, умысел, засада.
φλήναφος – болтовня, вздор; редкое слово.
Греч. «поклоняемся», а вместо «чтим» – πάντοτε – во всякое время, всегда.
Греч. другой тропарь: «В древности божественный Моисей прообразует тебя, Крест, жезлом разделяя море; мы же ныне, кланяясь тебе, посуху проходим море страстей».
λυτρωτής.
Благочествовавшия – от εὐσεβέω благочестиво, богобоязненно жить, поступать. Выражение (вместо «благочестивые») указывает на то, что отроки не оставили своего благочестия и в раскаленной печи.
Прописуя – προγράφων.
Из боку – λγόνων, λαγών – пустота, мягкость, бока, ущелье.
Поживе – от συναναστρέφομαι находиться вместе, обращаться с кем-либо.
Повешен – см. выше прим. 840.
См. службу праздника, прим. 181.
Единеми – επίμονος выносящий, твердый, постоянный.
Деянии – ἐργασία дело, работа, труд, занятие.
Краснейший- ὡραιότατος; ὡραίος (от ὥρα – время года, час, пора) – зрелый, цветущий, красивый; см. службу праздника, прим. 646.
καταυγάζω (αὐγή сияние, блеск, луч, особ. солнечный) – освещать.
Попаляеши – от φλέγω жечь, сжигать, гореть.
Воскресение ἐξανάστασις (усиление ἀνάστασις – воскресение) – воскресение из мертвых.
Обагрение – βαφή – погружение в жидкость, окрашивание, краска (на современный язык следовало бы перевести: «красные чернила»).
Оставителъная – от ἀφέσμιος отпущенный, освобожденный.
κινδυνεύω – находиться в опасности; с греч. все выражение: «не презри нас, которым грозит опасность нового удаления от Тебя».
В обстоянии – ἐ v περιστάσει – внешнее состояние, приключение, опасность.
πολέμησον – повоюй.
Падшее- от ἐκπίπτω выпадать, падать.
Щиту – θυρεός – огромный камень для закрытия входа в гроб, щит.