О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ ПО УЧЕНИЮ СЛОВА БОЖИЯ
Так как «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27), и так как откровение Сына бывает в Духе и чрез Духа (1Кор.12 и др.), то свидетельство Духа есть то одно, посредством чего было открыто, открывается и только может открываться истинное познание Бога. Движением Своего Духа Бог, с одной стороны, расположил и претворил хаос этого мира в тот чудный порядок, какой был вначале, и сотворил человека, с другой – посредством откровения того же самого Духа, Он являл Себя во все время сынам человеческим – и патриархам, и пророкам, и апостолам. Эти откровения Бога посредством Духа, либо внешним образом – голосами, явлениями, сновидениями, – либо внутренними объективными проявлениями в сердце, совершенно необходимы для образования в человеке истинной веры.
Прежде те считались сынами Божиими, кто был водим Духом Божиим (Рим.8:14). А теперь признают себя сынами Божиими многие такие, которые ничего не знают об этом Водителе. Происходит это по совершенно понятной причине, а именно потому, что многие, носящие в настоящее время имя христиан, по опыту знают, что ими не движет и их не водит Дух Божий. Да и многие, так называемые великие ученые, богословы, учители и епископы христианства совершенно заткнули свои уши, чтобы не слышать, и закрыли свои глаза, чтобы не видеть этого внутреннего Вожатая, – и вследствие этого сделались чуждыми Ему. Таким образом, они собственным опытом приведены к такой дилемме: или признать, что они до сих пор не знают еще Бога и имеют только тень знания, а не истинное познание Его, или – что это познание приобретено без непосредственного откровения.
Знание духовное и знание по букве – различны
Чтобы лучше понять это, – следует различать между достоверным познанием Бога – и недостоверным; между познанием духовным – и познанием по букве, между спасительным сердечным знанием и парящим, воздушным, головным. Последнее – мы признаем это – может быть приобретено различными путями, но первое никаким иным, как только внутренним, непосредственным проявлением или откровением Духа Божия, светящего в сердце, просвещающего и отверзающего разумение.
Введение ложного познания
Вывести из употребления этот верный и несомненный способ истинного Богопознания было одной из уловок диавола, чтобы завлечь человечество в свое царство. В самом деле, после того как христианская вера стала господствовать в мире, рассеяв густой туман языческого многобожия, – тот, кто знал, как мало осталось надежды впредь обольщать мир этим путем (многобожия), исполнил тогда человека ложным познанием истинного Бога. Он стал подстрекать его на дело искания Бога ложным путем, убеждая его довольствоваться таким познанием, которое было собственным его приобретением, а не научением Божиим. И эта уловка оказалась самой успешной, потому что приспособлялась к естественному и развращенному настроению и характеру человека, который больше всего любит превозносить себя. Насколько в этом самопревозношении была умалена слава Божия, настолько достиг своей цели диавол, который не беспокоится о том, насколько Бог признается на словах, лишь бы только ему самому всегда служили на деле; ему не важно, каких великих и возвышенных умозрений держится человек относительно Бога, пока он служит собственным похотям и страстям, и повинуется его злым внушениям.
Христианство стало ремеслом, созданным человеческими наукой и старанием
Таким образом христианство обратилось, так сказать, в ремесло, созданное наукой и старанием человека, подобно всякому другому ремеслу или науке. И люди не только присвоили себе имя христиан, но даже добились путем некоторых искусных измышлений, совершенно, впрочем, чуждых духу и жизни И. Христа, того, что их почитали за знатоков христианства. Но если мы дадим правильное определение христианина, согласно Св. Писанию, и скажем, что христианин это тот, кто обладает Христовым Духом и водим Им, то скольких христиан, да и из этих, так называемых великих знатоков и докторов христианства, должны мы по справедливости лишить этого благородного титула?!
Итак, обладающие всеми средствами богословского знания и достаточно сведущие в них, – будь то буква Писания или Предания Церкви, все еще не могут считаться истинными христианами.
Внутреннее, непосредственное откровение – вот единственно верный и надежный путь к достижению истинного и спасительного познания Бога
Однако, отсюда не следует, что те прочие средства познания совершенно исключаются и признаются бесполезными для человека. Вовсе нет. Но вопрос не в том, что может быть выгодно или полезно, но что совершенно необходимо. Многое может способствовать преуспеянию дела – и не быть все-таки тем главным, что двигает дело.
Все сказанное можно свести к следующему: где есть истинное внутреннее познание Бога, чрез откровение Духа, там – все и там нет необходимости в чем-либо другом. Но где наилучшее, высочайшее и глубочайшее знание – без этого внутреннего, там нет ничего для достижения великой цели спасения. Эта истина покоится на следующих бесспорных положениях:
Первое утверждение: Нет познания Отца, как только через Сына.
Второе утверждение: Нет познания Сына, как только через Духа.
Третье утверждение: Чрез Духа Бог всегда открывал Себя Своим чадам.
Четвертое утверждение: Эти откровения были предметом веры святых.
Пятое утверждение: Это же самое продолжает быть предметом веры святых до сего времени.