ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 1-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ
Что касается первого утверждения, а именно, что нет познания Отца, как только через Сына, то оно легко доказывается тем, что основано на подлинных словах Св. Писания.
Остановимся на этом положении
Бесконечный и премудрый Бог, являющийся основанием, корнем и источником всякого действия, совершил все Своим вечным Словом и Сыном. Это – то Слово, Которое было в начале у Бога, и Само было Бог; «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1–3).
Так как этот бесконечный и непостижимый Источник жизни и движения действует в тварях посредством Своего собственного вечною Слова и Силы, то, естественно, никакая тварь не имеет доступа к Нему, как только в Сыне и чрез Сына, Который Сам засвидетельствовал это ясно и непререкаемо: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27; Лк.10:22). Он же сказал в другом месте: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6).
Потому Он и назван Посредником между Богом и человеком, что, от самой вечности будучи с Богом, Сам будучи Богом, а со временем, приняв на Себя человеческую природу, Он является проводником благости и любви Божией к человеческому роду, и опять – чрез Него человек получает и участвует в этих милостях.
Отсюда легко вывести доказательство первого утверждения:
Если никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть Его, то нет никакого иного познания Отца, как только чрез Сына.
Но Отца никто не знает, кроме Сына.
Поэтому нельзя познать Отца, как только чрез Сына.
Опять же, если Сын является путем, истиной и жизнью, и никто не приходит к Отцу, как только чрез Него: то не может быть познания Отца, как только чрез Сына.
В самом деле, как может знать кто-нибудь вещь, кто не пользовался путем, вне которого она непознаваема? А так как доказано, что нет иного пути к Отцу, как только чрез Сына, то, ясно, что, кто не пользуется этим путем, тот не может ни знать Отца, ни прийти к Нему.