Глава 7
Беседа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками (1–13), с народом (14–16) и с учениками (17–23). Господь в пределах Тирских и Сидонских: исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки (24–30). Возвращение оттуда Господа и исцеление глухого косноязычного (31–37).
Мк.7:1–23. Беседа о преданиях старцев относительно вкушения пищи изложена у ев. Марка несколько полнее, чем у ев. Матфея; впрочем немногие частности из рассказа сего последнего опускаются, а нечто переставляется; в сущности же изложение совершенно одинаково (см. Мф.15:1–20 и прим.). – «Ибо фарисеи» и пр.: ев. Марк, писавший Евангелие свое первоначально для уверовавших из язычников, которым обычаи и обряды иудейские были или совсем незнакомы, или не довольно знакомы, объясняет, по какому поводу зашла речь о пище, поводу, который мог показаться странным и непонятным для воспитавшихся в язычестве и незнакомых с обычаями иудейскими. Иудеям предписано было законом соблюдать возможную чистоплотность обыденной жизни, но они, по внушению и примеру в особенности фарисеев, простерли в иных случаях эту заботливость о чистоплотности до крайностей, оградив ее «преданиями» якобы «старцев» – древних мужей, касавшимися крайних мелочей, которые, однако же, исполнялись в точности, строже, чем исполнялись самые нравственные заповеди закона; последние совсем иногда заслонялись первыми; в Них полагалось существенное, важнейшее. К этому, при разделении на секты, присоединилась взаимная нетерпимость и брезгливость, принявшая религиозный оттенок (как у некоторых из наших раскольников): считали нечистым предмет, к которому прикоснется член не их секты. Потому, пришедши например «с торга», где что-либо покупали или продавали, и волей или неволей прикасались к чему-либо, что по таким или другим мелочным причинам считали нечистым, не ели «не омывшись», т. е. не вымыв рук, по крайней мере, если не всего тела, что конечно не совсем удобно и не всегда необходимо, так как прикасаются большей частью и почти исключительно руками. Потому же омывали тщательно чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и пр.
– «Оставив заповедь Божию» и пр.: т. е. ставите вымышленное вами предание выше заповедей закона Божия, когда, не исполняя последних в точности, до мелочей держитесь первых» придавая им более важности, чем важным нравственным заповедям. – «Не в сердце его входит»: принимаемое в пище не имеет отношения к нравственному существу человека, а имеет влияние только на телесную его природу. – «Злые помыслы» и пр.: см. прим. к Мф.15:19. «Под «лукавым оком» разумеет или зависть, или распутство, потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь очами своими, стремится к делу лукавому. – «Богохульством» называет оскорбление Бога..., «гордыня» есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под «безумством» разумеет обиду против ближних» (Феофил.).
Мк.7:24–30. Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки рассказано у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, впрочем, совершенно согласно с ним (см. Мф.15:21–28 и прим.). – «Не хотел, чтобы кто узнал»: Господь хотел, вероятно, укрыться от преследовавших Его фарисеев и книжников, злоба которых против Него начала все яснее обнаруживаться, – укрыться на некоторое время, чтобы и себе со своими учениками найти покой от трудов, так как в Галилее и Иудее народ постоянно окружал Его и не давал покоя, и дать время хотя несколько утихнуть разгоравшейся против Него ненависти врагов Его. Но и здесь Он не мог укрыться: слава о Нем распространилась и здесь. – «Дай прежде насытиться детям»: надобно, по божественному определению, избравшему иудеев в свой особенный народ, чтобы им прежде проповедано было учение Христово и предложены средства (между прочим чудотворения над больными их) для вступления в Царство Христово; ибо они суть чада Божии, по преимуществу (Рим.9:4). – «За это слово» и пр.: в этих словах выразилась великая вера и смирение женщины (ср. Феофил.), и эта вера, и это смирение привлекли к ней милость Господа, по которой Он благоволил тотчас исцелить дочь ее. – «И дочь лежит на постели»: здорова и «в мире» (Евф. Зигаб.).
Мк.7:31–37. Исцеление глухого косноязычного – только у ев. Марка повествуемое событие. – «Пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия»: это путь по северной границе Галилеи по северо-восточному берегу Геннисаретского озера, на восточную сторону Иордана; может быть, Господь избрал этот путь, уклоняясь до времени от назойливости фарисеев и книжников, преследовавших Его более, когда Он находился во внутренний областях Галилеи и Иудеи.– «Глухого косноязычного»: евангелист не говорит, чтобы эта болезнь происходила от действия духа нечистого, чтобы этот больной был бесноватый. Так Господь- и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых непосредственным действием духа нечистого на человека. –«Возложить на него руку», или, что то же, исцелить болезнь через возложение руки.
– «Отведя его в сторону»: и пр.: трудно объяснить причины, почему Господь употребляет при этом такие внешние средства для уврачевания больного, как отведение его в сторону от народа, вложение перстов в уши, плюновение и прикосновение к языку. Первым действием Он, может быть, хотел отклонить праздное любопытство толпы, в которой, как полуязыческой (ибо это происходило в Перее, в пределах Десятиградия, где иудеи жили вместе с язычниками), не было серьезной искренней веры в Господа. Второе действие имело целью возбудить энергию веры больного в Господа, так как словом содействовать возбуждению ее не было возможности, ибо больной был глух. Подобную же цель, вероятно, имело и третье действие – плюновение и прикосновение к языку. – Кажется, что смысл этих действий стоит в связи с дальнейшим сказанием евангелиста и несколько поясняется им: и, «воззрев на небо, вздохнул и сказал: отверзись». – «Воззрев на небо»: выражение молитвенного настроения духа, как будто Он особенно в этом случае взывал о помощи к Отцу своему небесному. – «Вздохнул»: выражение напряженного молитвенного воззвания, вздох молитвы и прошения, выражающий вместе и скорбь и сострадание к больному. К пояснению сего, а вместе и к пояснению потребленных в сем случае Господом символических действий могут служить следующие соображения: 1) так как для совершения подобных чудес требуется вера со стороны самих приемлющих исцеление, то недостаток в жителях этой полуязыческой страны теплой искренней веры требовал, так сказать, особого усилия для совершения чуда, и возбуждал невольно в Чудотворце внутреннюю борьбу духа, выразившуюся в этом воздыхании и, так сказать, напряжении молитвенном. 2) Ввиду этой полуязыческой толпы, склонной верить в полубогов, магов и колдунов, молитвенное призывание небесной помощи и вообще выражение зависимости Чудотворца от Отца небесного было особенно уместно и сочтено необходимым, особенно когда фарисеи старались всюду распустить слух или клевету, что Он творит чудеса нечистой силой. Бл. Феофилакт еще так изъясняет эти действия Спасителя: «отводит его «в сторону», ибо Он был не самолюбив, смирив себя до нашей нищеты, и не желая совершать чудеса пред многими, разве когда требовала того польза зрителей. – «И плюнув, коснулся языка его» в знак того, что все части святой Его плоти были божественны и святы, так что даже и плюновение разрешило узы языка.
– «Воззрев на небо, вздохнул», – с одной стороны молитвенно к Отцу, чтобы Он помиловал человека, – а с другой вздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана дьяволу, что терпит от него такое поругание и страдание». – «Еффафа»: сирское слово, означающее – отверзись, откройся. – «И повелел им не сказывать»: им, т. е. народу, к которому Он возвратился вместе с исцеленным, или в частности тем, которые привели к Нему больного. – «Повелел не сказывать»: в настоящем случае, может быть, потому, чтобы до времени не раздражать вооружавшихся все более и более против Него и следивших за Ним фарисеев, которые, не веря Его чудесам, распускали злые языки о силе, которой Он совершал чудеса. – «Но они еще более разглашали»: удивляясь чуду, они разглашали о нем, и самое запрещение разглашать еще более усиливало их желание разглашать. – «И глухих делает слышащими» и пр.: один случай они обобщили, как это бывает в молве народной. Впрочем из этих слов можно заключать и о том, что Господь в этой стране совершил не одно чудо, а и другие подобные, или же, что до жителей страны той доходили уже слухи о других чудесах Господа, сотворенных в сопредельной Галилее и Иудее.