Слово на новый год. (1 января 1878 г.)

Братие! Блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе (На лит. апост. зач. 254).

Итак, православные христиане, по милости Божией, мы в новом лете. Приветствуем вас от лица Христовой церкви с сею милостию Божиею. Но что принесет нам новый год? Обновимся ли мы в каком-нибудь отношении, станем-ли лучше, разовьемся-ли, подвинемся-ли к своей человеческой цели? Вот мысли, которые невольно приходят в голову при начале нового года. Один великий и богопросвещенный муж сказал, что человек в духовном отношении никогда не стоит на одном месте, но или идет вперед или назад. Что если в новом годе, вместо того чтобы идти вперед, мы назад пойдем в духовно-нравственном своем развитии? А не мудрено и этому случиться при нынешних смутных и сбивчивых понятиях о цели человеческой жизни, об отношении человека к Богу, о взаимных общественных отношениях между людьми и проч... Любят конечно нынешние люди называть себя новыми, и сущность жизни человеческой полагают именно в движении вперед. Но как бывает на самом деле? Из многого укажем на некоторое. Напрягают напр. все усилия изучить человеческую природу, а в конце своих исследований равняют человека с животными неразумными. Стараются начертить правила человеческой нравственности, а позабывают о Боге и его законе. Стараются поднять и облагородить общественную жизнь, а разобщают ее с церковию. И выходит, что хотят идти вперед, а идут самым погибельным образом назад. Предостережем себя от этой опасности; уясним для себя, при свете слова Божия, те основные начала, на которых должно созидаться христианское, т. е. истинно человеческое развитие, и станем, с помощию Божиею, обновлять себя по этим началам в новом лете. Житие наше на небесех есть. Странники есмы и пришельцы на земли (Флп. 3:20). Вот первое начало христианское, которое мы должны поставить исходною точкою, и отсюда начинать свое духовное усовершенствование. Бессмертие богоподобного духа человеческого, самостоятельность и духовность души нашей, загробная жизнь, – какие все это общеизвестные, общепонятные и можно сказать старинные истины, не совсем неизвестные даже языческому миру! А между тем какою мглой, каким туманом старается обложить эти высокие и драгоценные истины нынешнее велемудрое время! Истощают все свое остроумие, пускают в дело всю свою ученость, чтобы доказать, что человек не есть человек, а какая-то оживленная машина, по разрушении которой остается будто бы толико прах и пепел. И пусть себе и так философствуют. Подобная жалкая мудрость никогда не и обольстит здравого смысла даже простых и нравственных, а тем более истинно-образованных людей. Но вот что худо. Слишком обольстительным представляется это широкое раздолье, этот беззаветный разгул чувственности и сластолюбия, которые вытекают необходимо из мрачного догмата нынешней грубой философии. Человеку с слабой волей и без крепких христианских убеждений трудно устоять против увлекающего потока времени и не поддаться соблазнам чувственности; и значит для большинства всегда есть опасность в образе жизни и приложиться скотом несмысленным и уподобиться им. Оградим же себя накрепко, благочестивые слушатели, от современной заразы светлым и возвышенным учением христианским о загробной жизни и вечном единении нашем с Господом Богом в царстве славы. Перенесем это учение в наше сердце и станем обновлять себя постепенно в наступающем лете по смыслу сего учения христианского. Перестанем гоняться за призраками земного счастия; не будем тратить своих сил телесных и душевных на тленные и скоропреходящие чувственные наслаждения. Возревнуем наипаче о том, что питает душу, приближает ее к Богу и приготовляет для вечности. Самые невинные и дозволенные Господом Богом радости и блага земные станем, по слову его, ценить настолько, насколько они могут способствовать нашему духовно-религиозному совершенству. Таков должен быть общий тон и характер нашей жизни.

Далее – будем освещать себе путь к духовному совершенству, как светильником каким-нибудь, христианским учением о нашем собственном бессилии, об испорченности и греховности нашей природы, о том что не живет в нас, сиреч в плоти нашей, доброе; еже бо хотети прилежит нам, а еже содеяти доброе – не обретаем. Ибо есть ин закон во удех наших, противувоюющ закону ума нашего, и пленяющ нас законом греховным, сущим во удех наших (Рим. 7:18, 23). Этого закона, хотя он громко дает о себе знать каждому честному и беспристрастно наблюдающему себя человеку, – этого закона – говорим – тоже не хочет знать современная мудрость, и силится довести человечество до совершенства путем простого и естественного его развития... Что ж выходит из этих усилий? Судя по тем быстрым успехам, какие делаются ныне в науке и гражданственности, можно бы надеяться, что скоро настанет царствие Божие на земли, если бы точно от этих успехов зависело нравственное совершенствование человечества. Но где же, где признаки этого человеческого совершенства в настоящее время? Насколько люди стали лучше от того, что сделались образованнее, богаче и опытнее? Где та неподкупная честность, то самоотверженное стремление к общему благу, та теплая любовь к ближнему, та непоколебимость и чистота убеждений, те высокие добродетели, о которых так красно нынче пишут и говорят? Все это покуда на словах, в ожидании и в одних предположениях. И сбывается на нас слово писания: закон духовен есть: мы же плотяны, проданы под грех. Не еже бо хощем, сие творим: но еже ненавидим, то соделоваем (Рим. 7:14, 15). Может, конечно, наука просветить в человеке и сознание его человеческого достоинства, и расширить в нем понятие о долге, – это ее бесспорная заслуга. Но одного сознания недостаточно для дела, – для этого требуется главным образом сила, способность и энергия, а их то и не дает наука. Не станем же обольщать себя призраками, смиренно сознаемся в своей немощи и испорченности, о которой так громко возвещает нам слово Божие. Это сознание и взгляд на себя приведет лучше всего нас на надлежащую дорогу, и укажет нам действительные средства к духовно-нравственному совершенству.

Где же именно искать этих средств, где надлежащая дорога к нравственному совершенству? Аз есмь путь, истина и живот, говорит Спаситель наш Иисус Христос всем ищущим и жаждущим духовного совершенства. Без мене не можете творити ничесоже. Аз есмь лоза, вы же рождие. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во мне не пребудете (Ин. 15:4, 5). Итак, вот куда устремимся всей душей и сердцем, – к спасителю нашему Иисусу Христу! Привьемся к нему, как дикие ветви к плодотворной маслине; отречемся от своего самолюбия, возложим на себя с любовию иго закона его, и пойдем туда, куда он поведет нас. Пойдем как неопытные ученики за учителем, как дети за отцем. Не на глазах ли у нас тысячи доказательств и опытов, что закон Христов есть именно свет миру, и жизнь в общении с Христом Спасителем есть единая истинная и здравая жизнь человеческая! Тогда как мудрость современная, гордящаяся своими высокими понятиями и гуманными правилами, выбивается однако же из сил стараясь на самом деле обновить общество по новым лучшим началам, тогда как она бессильно и бесплодно борется с человеческими страстями и самолюбием: благодатный закон Христов десятки тысяч смиренных рабов Божиих уже привел и доселе неуклонно ведет к царствию Божию, и ставя своих исполнителей на такую нравственную высоту, пред которой должна склониться во прах вся современная мудрость с своими высокими нравственными правилами. Эти высокие правила и понятия, напр. о нравственном достоинстве личности человеческой, о добросовестности пред законом и обществом, о необходимости честного труда, о низости тунеядства и привычки жить чужими силами, все эти понятия, которыми так гордится современная наука, как своим изобретением, оказываются самым простым долгом и самою естественною обязанностию всякого доброго христианина. И всегда так бывало, Как бы далеко ни оглядывались в историю прошедших времен, что лишь только наука человеческая соберется сказать что-нибудь новое, выдумывает какое-нибудь, по ее мнению, очень высокое и необыкновенное правило для нравственности человеческой, – как оказывается, что это правило уже давно имело самое широкое приложение в среде людей, называющих себя Христовыми. Так евангелие не только всегда светило и светит миру, но и дает силы ходить и жить в свете! И общества человеческие по той мере обновлялись и улучшались нравственно, в какой они проникались евангельскими началами; и наоборот – по той мере они падали и развращались, несмотря на все свое умственное и научное развитие, в какой отдалялись от Христа Спасителя и его божественного евангелия. Так тому и должно быть. Ибо только здесь, в союзе со Христом Спасителем даются неизреченным и таинственным образом те божественные силы, яже к животу и благочестию, которые из самых простых и неученых людей делают высоких и мощных героев добродетели, – к изумлению высокоученых книжников и фарисеев нашего времени, которые возлагают бремена тяжка на плечи людей, предписывают тысячи высоких нравственных правил, а сами не хотят, или вернее – не могут двинуть пальцем, и продолжают коснеть в самом глубоком нравственном растлении. Только в таинствах Христовой церкви, юже стяжал он честною своею кровию, льется на бедное и острупленное греховными язвами человечество та вседейственная и целебная сила, которую тщетно силится стихийная мудрость века сего найти в искусном воспитании, в научной образованности, в вещественном улучшении гражданского быта, – во всем и повсюду, кроме Господа Иисуса Христа, и конечно ни где не находить, и никогда не найдет ибо несть иного имене под небесем, о нем же подобает спастися, кроме Господа Иисуса Христа. Неверующих мы, конечно, не убедим; одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да некогда узрят очима, и ушима услышат и сердцем уразумеют, и обратятся (Ис. 6:10). Скажем им, однако вот что. По вашей привычке все испытывать и исследовать испытайте и попробуйте! Хоть в виде опыта поставьте себя на христианские начала, и поживите ими хотя несколько времени, но поживите искренно, – всем сердцем и душею. Может быть Господь и даст вам узреть тот свет спасительный, который вы так усердно, но тщетно ищете. Может быть удостоит вас Господь восчувствовать всю сладость союза с ним так, что вы не захотите больше возвращаться к прежнему образу мыслей и жизни; может быть вы сделаетесь избранными сынами благодати и будете приносить плод сторицею, силен бо есть Бог поставити вас!!...

А нам, православные и верующие христиане, нечего колебаться и раздумывать, куда держать путь свой. Пред нами лежит, и прямая и истинно царская дорога к нравственному совершенству, – это св. евангелие; а указателем и руководителем да будет дли нас св. церковь. Целые сонмы угодников Божиих шли по этой дороге и при сем указателе, и дошли до неизреченно сладких и блаженных обителей царя небесного. Да поможет нам Господи в новом лете собраться с силами, твердо стать на сию благодатную дорогу, и неленостно совершать по ней шествие к своему спасению. Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle