Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. (17-го апреля 1878 г.)

Христос воскресе!

С светлым пасхальным торжеством сливается для нас в нынешний день и светлое торжество о царе нашем. Оба эти торжества нисколько, однако же не мешают единству нашего ликующего чувства. Напротив, торжество веры и церкви глубоко объединяет с собою, и тем еще более возвышает и украшает торжество о царственном представителе Христовой веры и верховном покровителе православной церкви в нашем отечестве. Особенно же с именем нашего преблагословенного Александра и с историей его славного царствования тесно связуется мысль о возрастающем торжестве просветительных идей христианских над темными и злыми силами, гнетущими народы, о постепенном углублении животворных начал любви и свободы христианской собственно в нашей русско-народной почве. А какое торжество может быть чище, светлее и желаннее для самой церкви Господней, как не торжество образованности и просвещения христианского над тьмой и невежеством, торжество правосудия над произволом, любви и гуманности евангельской над грубостью и произволом, свободы над рабством, веры над неверием, евангелия над лжефилософией и стихийной мудростью, христианства над противниками Христа. А таково именно и есть, по основному характеру и по общему направлению своему, благочестивое царствование нашего возлюбленного монарха. Итак, радуясь и веселясь о воскресшем Спасителе в сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и о царе своем, столь высоко держащем знамя Христовой религии, на страх врагам ее и нашим ненавистникам! Однако же никакое торжество, как известно, не обходится без жертв и без борьбы: напротив после них только оно и наступает, и притом так, что чем выше и полнее бывает торжество, тем оно больших требует усилий и подвигов, и неразрывно связанных с ними жертв. Вот и нашей великой нации под державой царя православного, сколько пришлось и приходится еще приносить жертв, какую великую борьбу вести, – прежде чем настанет полное наше торжество над врагами нашей веры и нашей национальности, и осуществятся на деле все наши великие идеи и гуманные цели среди окружающей нас ненависти, торгашества и религиозного фанатизма в Европе. Эта борьба вызывает, конечно, великие напряжения народных сил, задерживает и до некоторой степени даже останавливает правильное течение и развитие нашей внутренней жизни, и поэтому вызывает немало раздумья и колебаний, и даже прямого недовольства в некоторых личностях и слоях общественных. Но это самое и дает нам повод вдуматься несколько глубже в значение внешних политических потрясений и войн, и предложить вам на сей раз несколько слов о влиянии этих войн и потрясений политических на ход внутреннего развития народа, и вообще на исторические судьбы его. Находясь под свежим, и можно сказать еще не остывшим впечатлением кровавой и убийственной войны нашей с мусульманским миром, ограждая себя от всяких случайностей и предусматривая в будущем всякие возможности и вероятности новой борьбы с нациями, связавшими с этим дряхлеющим миром свои интересы, мы естественно располагаемся к думам о значении уже совершившихся и еще наступающих серьезных событий, долженствующих без всякого сомнения оставить явственный след и положить глубокую печать на всей нашей общественной и политической жизни.

Война, погашающая враз тысячи жизней человеческих и легионами скашивающая ничем неповинные жертвы свои, – конечно есть великое зло и тяжкое бедствие в роде человеческом. Но тот гуманист и мечтательный радетель о благе человеческого рода допустил-бы большую ошибку, если бы сказал, что это зло, как зависящее будто бы от воли и решения отдельных лиц, всегда можно отклонить и отдалить. Но еще боле погрешил-бы тот, кто, назвав войну злом по забыл-бы, или стал бы отрицать и те поистине великие и благие последствия, к которым направляет зло войны рука благого провидения, премудро правящая судьбами царств и народов. На священных страницах библии мы читаем, как богоизбранный народ Израильский, путем войны между прочим возводим был от силы в силу самим Иеговою, и какое живое и непосредственное участие принимал в этих войнах сам Господь Бог, как глава и верховный правитель своего избранного народа, то обращая их в орудие наказания для Израиля, то в орудие его очищения и возвышения, то употребляя их как средство для проведения в темную массу языческих соседей Израиля здравых и чистых понятий религиозных. То же значение войн и политических столкновений между народами продолжает оставаться и для нашего времени, и так же руководит ими, для своих великих и сокровенных целей, невидимый правитель мира, разселивший народы по всему лицу земли, и определивший жительству каждого из них предназначенныя времена и пределы (Деян. 17:26, 27). Объяснимся точнее и определеннее.

Во-первых войны пробуждают народное самосознание и выясняют нам время от времени то, что мы такое в среде других народов; стоим-ли мы, или движемся вперед на пути своего развития и усовершенствования; крепнем, или слабеем в своих силах; становимся дальше, или ближе от предназначенной нам цели и исторической задачи своей. Мирная и уединенная жизнь гражданская, отвлекая все внимание общества к его домашним и частным интересам, незаметно притупляет зоркость его внимания к тому, что не входит прямо в круг его национальных потребностей и вкусов, и располагает к самодовольству и беззаботному пользованию наличным своим капиталом, и добытыми уже удобствами и выработанными условиями жизни. Или же наоборот, вселяет робкое недоверие к собственным успехам и приобретениям, и развивает вредную опасливость и самоуничижение, по недостатку цельного и живого соприкосновения с другими народами, и по неимению случаев и средств сравнить свои успехи с чужеземными успехами гражданственности и науки, и измерить напряжение своих сил в тот или другой момент своей истории. Что делать, когда правильное и сознательно-спокойное развитие и движение вперед стало невозможно как для отдельных лиц, так и для обществ, вследствие древнего еще уклонения от истины, и вследствие занесенного в раю еще расстройства в нашу природу, возмутившего равновесие наших физических и духовных сил! Что делать, если с тех пор отдельные люди и народы растут с болезнями и разными ненормальностями, и развиваются путем уклонений от истины, путем недоумений, колебаний и опытов над собою! Для сего то провидение, изводя народы на борьбу друг с другом, и дозволяя столкновения между ними, приводит их к ясному и живому сознанию накопившихся у них недостатков, равно как и приобретенных совершенств, чтобы в том и другом случае могли начать они новый, более правильный и сознательный период своего развития, и с большей энергией приняться за это развитие. Припомним случившееся на нашей памяти, и кое-что былое из нашей национальной жизни. Если наша тяжкая и неудачная Крымская война с союзными народами Европы открыла нам много всяких неустройств и несовершенств нашей внутренней жизни, и дала нам горький хотя и спасительный урок самоисправления, то последняя наша благословенная Богом блестящая и победоносная война, сокрушившая дикую и фанатическую силу мусульманства в Европе, не воскрылила ли наш дух народный, и не привела ли нас к отрадному и ясному сознанию, что мы с достоинством и честью можем идти по пути своего всестороннего развития среди прочих цивилизованных народов. Раскрыв перед нами, может быть, некоторые новые недостатки, или еще уцелевшие некоторые старые, не рассеяла-ли она то малодушие и вредную неуверенность в своих силах, и то раболепное склонение пред силой наших соседок, которая так громко высказывалась в некоторых органах нашей печати, и так вредно могла действовать на дальнейшее внутреннее наше саморазвитие. Громом борьбы и побед верховный правитель судеб народных рассеял все эти ложные страхи, висевшие над нами, и сподобил указать нам, что Россия может быть сильна и могуча сама по себе, может бестрепетно идти на своем собственном православно-русском пути, и с успехом может, а следовательно и должна достигать предназначенных ей от провидения целей исторических. Вот первый благодетельный результат минувшей войны нашей. Для более ясного и наглядного обозначения подобного рода влияния войн и политических потрясений об них можно сказать, что они похожи на те встряхивания нашего организма, которые возбуждают в нем застоявшиеся силы, восстанавливают равновесие их деятельности, и освежают для равномерной и здоровой жизни.

Но есть еще более важное значение, которое могут иметь войны в направляющей и всеблагой деснице провидения. Оне не только приводят к самосознанию, но и могут очищать и освежать народную жизнь от тех вредных противунравственных и противуобщественных миазмов, которые накопляются время от времени в народной жизни вследствие продолжительного занятия, на просторе и среди покоя, одними житейскими и чувственными интересами, имеющими лишь временное и земное значение, и касающимися только тела а не души. Между тем как последняя и наивысшая цель благоустроенных человеческих обществ должна состоять в том, чтобы содействовать главным бракам духовно-религиозному и нравственно-религиозному развитию человеческих личностей, чтобы облегчать им возможность делаться из граждан мира достойными гражданами неба. В этом случае материальное благосостояние людей и разные улучшения форм государственной и бытовой жизни, должны быть только посредствующим орудием и облегчающим средством к достижению указанной наивысшей цели человеческих обществ. Так вот, если люди забывают и эту главную свою цель, то Господь и посылает им иногда чувствительные напоминания об ней, колебля грозой военной всю их общественную жизнь. Никакие меры правительства не могут иногда подавить зарождающуюся и таящуюся крамолу, никакие усилия здравой науки не в состоянии рассеять распространяющуюся изгарь неверия и лжефилософии, никакой огонь пастырских обличений и вразумлений не силен остановить разлив безнравственности и поднять религиозный дух народа; между тем гроза военная сразу останавливает мутный потоп эгоизма, мелких дрязг и животно-чувственного разгула, устремляя дух народа к самоотвержению, к подвигам любви и попечения о ближних, к исполнению долга чести, располагая жертвовать жизнию за веру, царя и отечество, и невольно устремляя мысль к вечности и Богу, верховному властителю и распорядителю судеб народных. Вспомним из своей истории тяжелую эпоху 1612 года, когда в обществе русском накопилась масса и противуобщественных и противурелигиозных начал. Дух крамолы, измены и неповиновения предержащей власти – в политической жизни, дух фарисейства и внешней обрядности рядом с глубокою порчею нравов – в жизни нравственной, наконец дух холодности к церкви и вере и пренебрежение к ее учению – в религиозной жизни, – вот какую грустную картину представляло из себя русское общество! Но послал Господь тяжелую и губительную войну, не стало законного государя на Руси, появились самозванцы, Москва взята иноверцами, вера и святыня наша поругана, православию угрожала гибель от польского фанатического короля, – и встрепенулась Русь православная, возбужденная голосом Свято-Троицкой Лавры. Единодушно откликнулась она на призывный голос Минина и Пожарского, – и враги прогнаны, вера наша восторжествовала, все общество обновилось и быстро пошло по пути своего государственного переустройства и улучшения! Подобное же случилось с нами в начале текущего столетия. Дух неверия и нравственной распущенности, навеянный к нам с запада тамошнею лжефилософиею, проник преимущественно в высшие слои нашего общества, испортил наше воспитание, измелчил и оплотянил наши нравы, – и вот грозная туча в виде двадесяти язык, под предводительством Наполеона, надвинулась и разразилась над нашей землей. Всколебалась и восплакнула Русь православная; но обратилась всей душей к Богу, и вышла победительницею. Прежнего легкомыслия и безверия как небывало! То и другое заменилось искренним и глубоким благочестием. Явился попечительный комитет о тюрьмах, образовались различные комитеты попечения о больных и раненых, о неимущих и угнетенных, и во всем обществе открылся заметный поворот к религии и вере. На Крымскую войну тоже есть основание смотреть, как на урок и внушение, данное нам провидением за накопившиеся у нас разные земские грехи, за нашу косность и нерадение о своем внутреннем благе и за слабое, и холодное отношение к религии. А разве подобного чего-то нельзя указать и в только-что пережитое нами время пред восточной войной? Разве не проповедывался у нас и устно и книжно некоторыми, по-видимому, умными и учеными людьми эгоизм корысть и финансовые расчеты, как главное и высшее начало общественной и политической жизни? Разве не старались уверить всех нас, что Болгары народ благоденствующий, счастливый и богатый под властию Турок, что они вовсе не нуждаются в нашей непрошенной будто бы защите, и что интересы веры хотя бы то и христианской, гонимой и унижаемой темным и фанатичным мусульманством ни коим образом не должны будто бы входить в соображения политические, и мешать международным отношениям. Но вот по сокровенному распоряжению промысла Божия, и по повелению царя православного, Русь облеклась во всеоружие войны, и вспыхнул в ней священный огонь любви к единоверным братьям, целые века стонавшим под варварским гнетом мучителей мусульманских, и охватило весь народ русский одно высокое религиозное чувство, и неудержимо повлекло все сословия на жертвы и благотворения; всех охватила одна мысль – восстановить гонимую православна веру на востоке; всех волновало одно чувство и одна надежда на помощь Божию, и слышалась одна молитва: «Господи спаси, Господи помоги!» И Господь помог. Вековой враг христианства разгромлен, – и наши бедные братья христиане с упованием и благодарностью встают из праха и неволи к свободе и мирной гражданской жизни, во славу имени Христова. Такое оживление религиозного чувства и поднятие народного духа для интересов чисто духовных и святых – невозможно измерить и расчислить какими-нибудь математическими выкладками; но несомненно, что оно в высшей степени важно и благодетельно в историческом развитии народов. Нельзя здесь пройти молчанием и не вспомнить к нашему назиданию и того нашего домашнего прискорбного обстоятельства, как начали было появляться по разным, более или менее скрытым, местам и темным углам нашей обширной земли дурные признаки заражения западными идеями, идущими в разрез с коренными началами нашего народного духа и нашей политической жизни, основанными на благоговении к православной Христовой вере и преданности к помазанным царям нашим. Дух крамолы и противления верховной власти то и дело стал было показывать свою буйную и строптивую силу, и то там то здесь стал было набирать своих жалких проповедников и несчастных борцов. Ни вразумлениям, ни строгим мерам по-видимому не хотели поддаваться эти дурные и наносные элементы нашего общества, подобно тем микроскопическим и зловредным животным, скопляющимся в атмосфере, которые, по наблюдению ученых, могут быть убиваемы и рассеваемы только громами небесными; и кто знает, как долго продолжало-бы возрастать это зло, и сколь многих оно могло бы погубить, если бы не грянула гроза военная. Очистительное и освежающее действие этой грозы тотчас же почувствовалось. Дух крамолы присмирел, затих и оглушен был единодушным взрывом патриотического чувства, охватившего всю Русь Православную. Враги престола и власти предержащей должны были почувствовать, что они в тоже время суть и враги народа русского, плотно собравшегося вокруг своего царя, чтобы идти на защиту священных идей и интересов русских, охраняемых православными русскими царями не только в пределах русского царства, но и за этими пределами. О, ежели бы после этого урока понято было нашими непрошенными реформаторами и учителями, что их идеи и стремления нам не нужны, нежеланны и противны!...

Наконец войны, служа целебным, хотя горьким и тяжелым средством к обновлению и направлению на надлежащий путь развития какой-нибудь одной в отдельности, напр. нашей русской народной жизни, могут служить в тоже время у Господа Бога, верховного мироправителя, сокровенным средством к произведению важнейших переворотов в целой группе народов племен, для достижения каких-нибудь особенных благих и премудрых его целей и планов. Т. е. в те время, как нам казалось напр., что не пожелай мы воевать с Турцией, войны бы и не было; может быть наоборот – потому то мы и увлеклись и расположились к войне, что она решена была в премудром совете Божием, что Господь не кого иного, а именно православную Россию избрал в орудие своих целей. Еще не настало время, и еще нет пока возможности по надлежащему взвесить все результаты и исчислить все плоды минувшей войны. Не есть ли она начало новой жизни для всего славянского мира? Не есть ля она указание разрозненным славянским племенам, в чем должна состоять их сила, куда должны устремляться их идеалы и к чему сводиться все их чаяния и основные надежды? Не есть ли она начало цивилизации и задаток лучшего будущего для самого мусульманского мира, который, пробудись из своего слепого и беспечного фатализма и придя в самое энергическое столкновение с одним из образованнейших и гуманнейших христианских народов, должен же почувствовать, по крайней мере в лучших и умнейших своих представителях, превосходство христианских идей над своим узким миросозерцанием и неизмеримую высоту евангелия в сравнении с темным и чувственным кораном. Мажет быть и для самых христианских народов Европы наша русская война на Балканском полуострове, наши победы и одоление над магометанской гордыней, опиравшейся на корысть и себялюбивую расчетливость фальшивых друзей и союзников, положит начало новым международным отношениям и новой политике, ибо открылись от многих сердец помышления, и обнаружилась повсюдная взаимная зависть, недоброжелательство и корысть? Не даст ли Господь скоро почувствовать, может быть через нас же, и европейским народам, хвалящимся своею мудростью и высоким развитием гражданственности, что они отклонились от правого пути своего развития, что стали плоть и кровь и что дух Господень не будет больше пребывать в них, как в предпотопных людях.

Все эти размышления и предположения к одному приводят нас, православные сыны России, что всю свою заботливость и попечения должны мы устремить теперь к тому, чтобы сберечь, усилить и умножить в себе драгоценное сокровище св. веры и религии Христовой. Здесь источник нашей несокрушимой силы и могущества, которого не победить никаким врагам нашим. Ибо что в самом деле из народа делает неодолимую силу? Богатство ли, масса ли войск, иди отличное оружие? Но все это лишь тогда оказывается силою, когда люди одушевлены глубоким сознанием своего долга, когда в сердце их горит святой огонь любви к престолу и родине и к ее высшим духовным интересам, когда каждый готов принесть в жертву на общее благо свое личное счастие, свой покой и удобства и самую свою жизнь. Но такое настроение и такие возвышенные и святые чувства во всей их чистоте и широте могут созреть и раскрыться только под влиянием св. веры Христовой и евангелия, учащего людей безграничной и самоотверженной любви к Богу и ближним. Государственные богатства самые громадные могут растаять бесплодно и разойтись по рукам нечестных и бессовестных людей; а как от них уберечься, если их разведется много? А разводятся они, как известно, вследствие слабости и шаткости религиозных начал в обществе; равным образом и многочисленны и прекрасно вооруженные армии могут оказаться лишь бесполезными массами, трусливыми и невыносливыми, могут быть рассееваемы и сдаваться в плен, если люди не будут видеть во главе разумных и доблестных вождей, и если не будут уверены в совершенной их преданности долгу, и если сами не будут ограждены против страха смерти верою в Бога и небесную помощь и надеждою на всепрощение от Бога и великие награды по смерти. А что же может вдохновить вождей до истинного геройства, а воинам внушить спокойствие и хладнокровие при виде смерти, как не свята религия. Та отчаянная и бессознательная удаль, которая, увлекаясь общим потоком и закрыв глаза бросается навстречу опасности, не есть истинна храбрость; она подвержена большим случайностям, и потому весьма ненадежна. Два три неуспеха, непредвиденные какие-нибудь затруднения, или внезапно нагрянувшая опасность – могут быстро охладить такой искусственный пыл, и обратить в совершенно противоположное настроение. Но трудно сломить и поразить человека, умеющего прямо и бестрепетно смотреть в глаза смерти и в каждую секунду помнящего, что он исполняет долг святой религии, и что ему нужно исполнить свой долг чтобы там ни было, и что за это мзда его многа на небеси. Да, истинным героем может быть только искренно-религиозный человек! И оставит-ли Господь на поругание врагам таких людей и откажет ли им в своей помощи? А при помощи Божией нет ничего страшного и невозможного. Аще Бог по нас, кто на ны. Невольно припоминаются здесь отрадные и великие обетования помощи небесной, которыми обнадеживал Господь народ свой, в случае его нравственной чистоты и преданности своей воле и своему закону. Если ты, Израиль, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять заповеди Его: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли... Поразит пред тобою… врагов твоих, возстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. И увидят все народы земли, что имя Господа, Бога твоего, нарицается на тебе, и убоятся тебя... и будешь давать взаймы многим народим, а сам не будет брить взаймы, и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Сделает тебя Господь, Бот твой, главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять! (Втор. 28:1, 7, 10, 12, 13).

Боже наш, призри на смирение наше! Если не можем мы похвалиться делами благочестия нашего пред тобою; то все же имя твое святое нарицается на нас, а в сердце нашем горит святая искра любви к тебе и веры в твой всеблагий промысл. Сам поддержи и воспламени сию искру и пробави милость твою ведущим тя! Умножились, Господи, умножились, стужающии нам; мнози восстают на нас, многие глаголют об нас, «нет спасения им в бозе их». Спаси же Господи своею всесильною десницею православную Россию, и возвеличи ее для славы имени твоего! И спаси Господи раба твоего, благочестивейшего государя нашего, – Александра Николаевича. Укрепи его царство, и умножи славу его новыми и новыми победами над врагами, да под скипетром его тихое и безмолвное поживем житие во всяком благочестии и чистоте! Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle