еп. Михаил (Чуб)

Святой священномученик Мефодий и его богословие. Часть 1

Источник

Часть 2 →

Содержание

Предисловие

Глава I. Сведения о жизни святого Мефодия Глава II. Литературная деятельность святого Мефодия Общие замечания Известия о литературной деятельности св. Мефодия у древних авторов Анонимное и неправильно озаглавленное использование творений святого Мефодия в древности Современный объём сведений о литературной деятельности святого Мефодия Произведения, приписываемые святому Мефодию Данные о вероятной последовательности появления важнейших произведений святого Мефодия Глава III. Рукописная передача литературного наследства святого Мефодия Греческие рукописи Славянские рукописи Сирийские рукописи Армянская рукопись Глава IV. Научное освоение литературного наследства святого Мефодия А. Литература на иностранных языках Б. Литература на русском языке  

 
Предисловие

Святой священномученик Мефодий оставил в наследство христианскому миру свои творения, в которых можно найти многие характерные черты церковного самосознания в эпоху, непосредственно предшествовавшую Миланскому эдикту и Первому Вселенскому Собору. Изображая исключительно яркими и выпуклыми чертами высокие Евангельские идеалы и вдохновенно призывая своих учеников, читателей и последователей к овладению этими духовными высотами, св. епископ выразительно пишет и о том, чем и как фактически жила современная ему христианская община, к чему она стремилась и на что надеялась. Нашли своё место в его творениях и те проблемы, теоретические и практические, которые осложняли в ту эпоху жизнь Церкви, её клира и рядовых мирян.

Истолковывая с церковных позиций Священное Писание, умело привлекая к этому истолкованию данные философии и классической литературы, св. Мефодий считал одной из важнейших своих задач защиту чистоты веры и традиционного учения Церкви от искажений, грозивших ей как со стороны различных проявлений гностицизма, так и со стороны языческого неоплатонизма. В связи с этой апологетической деятельностью св. епископа находится и его общеизвестная полемика с оригенизмом: св. Мефодий, стоявший на страже церковной традиции, отчётливо видел, что Ориген, за которым надолго утвердилась слава авторитетнейшего богослова, своим чрезмерным увлечением схемами греческой философии сделал возможным проникновение антицерковных тенденций в богословие.

Апологетические и полемические аспекты диалогов и трактатов св. Мефодия в полной мере подтверждают тот ореол защитника чистоты церковного учения, которым окружено его имя в летописях Церкви. Но, в то же время, именно эти его апологетические и полемические выступления вызвали самое отрицательное отношение к нему со стороны тех, против кого он вооружался, в первую очередь, со стороны оригенистов. Это обстоятельство, несомненно, играло немалую роль в последующих судьбах литературного наследства св. Мефодия: оно было, в значительной доле, подвергнуто незаслуженному забвению и частично приписано другим авторам, в то время как в период раннего средневековья с именем св. Мефодия стали соединять такие сочинения, которые ему не принадлежали. (Необходимо иметь в виду, что интригами оригенистов отнюдь не исчерпываются причины временного забвения писаний св. Мефодия.)

Патрология новейшего времени в числе своих несомненных заслуг может считать внесение ясности в сложный вопрос о судьбе литературного наследства св. Мефодия. В решение этой проблемы исключительно важный вклад был внесён приобщением к ранее сделанным публикациям греческих текстов вновь открытых славянских переводов его творений, значительно дополнивших объём сведений, которыми обладали в данном случае патрологи старших поколений.

Вторым, не менее важным, достижением новейшей патрологии в комплексе вопросов, относящихся к богословию св. Мефодия, следует признать привлечение всеобщего интереса к тому, что долгое время как бы скрывалось на втором плане за его апологетикой и полемикой. Мы имеем теперь все основания считать самым драгоценным сокровищем богословия св. Мефодия его мистико-аскетическое учение о духовной жизни Церкви и о христианском совершенстве. Страницы творений св. епископа, посвящённые раскрытию этой темы, следует рассматривать как один из важнейших истоков учения о внутреннем совершенствовании, которое было развито писателями-аскетами, трудившимися в последующие века в уединении пустынь и в тиши монастырских келлий.

Принятые в тексте сокращения:

Ловягин – «Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III века. Полное собрание его творений, переведённых с греческого под ред. Профессора СПб. духовной академии Евграфа Ловягина». (Изд. 2-е, СПб., 1905).

Б. труды II – «Богословские труды». Сб. II. Изд. Московской Патриархии, М., 1961.

Б. труды III – «Богословские труды». Сб. III. Изд. Московской Патриархии, М., 1964.

БО – N. G. Bonwetsch. Methodius. (Die Griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. B. 27.) Leipzig, 1917.

Bonwetsch. «Die Theologie»… – N. G. Bonwetsch. «Die Theologie des Methodius von Olympus». Berlin, 1903.


Источник: Михаил (Чуб), архиеп. Святой священномученик Мефодий и его богословие. Ч. 1. // Богословские труды. 1973. Сб. 10. С. 7-58.

Комментарии для сайта Cackle