Источник

Чудесные знамения, последовавшие за смертью Господа нашего Иисуса Христа

(Мф. 27:51–53)

Архимандрит Никодим

Знамения и чудеса, прославившие земную жизнь Богочеловека, не кончились с Его жизнью. Когда Начальник жизни нашей (Деян. 3:15), Господь Иисус Христос, пригвожденный ко кресту, испустил дух – последовал целый ряд необычайных, поразительных знамений. И се завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа: и исшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град и явишася мнозем (Мф. 27:51–53).

Господь никогда без особенного намерения и благодетельных целей не являет Своей чудодейственной силы. И голгофские знамения, без сомнения, имеют особенное глубокое значение. Чудодействующая десница Божия чрез них благоволила показать величие и могущество Распятого на кресте, величие и силу тех благ, какие дарованы людям Его смертью. Сам Господь Иисус предсказал о сих знамениях и предварительно указал их значение и цель. Он говорил однажды иудеям: Егда вознесете Сына Человеческого, то есть когда распнете Меня, – тогда познаете, яко Аз есмь (Ин. 8:28), то есть тогда узнаете, что Я истинный Сын Божий, узнаете Мою силу и власть.

В час смерти Иисуса Христа завеса раздралась надвое, сверху донизу, во храме Иерусалимском. Это была та завеса, которою святое святых отделялось от святилища (Исх. 26:33; 2Пар. 3:14). В храме Иерусалимском, кроме двора, в котором стоял народ во время богослужения, были две главные части: святилище и святая святых24. Важнейшею частью храма было святая святых. Здесь находился ковчег завета, самая, главная святыня иудейского храма. Он был сделан из драгоценного дерева вне и внутри окован самым чистым золотом. Наверху его был золотой покров, названный очистилищем, по обеим сторонам которого стояли два изображения херувимов. В ковчеге хранились скрижали закона, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов. Очистилище было престолом, с которого Бог принимал поклонение и давал слышать глас Свой и открывал волю Свою. Сделанная из богатой ткани и украшенная шитьем завеса (Исх. 20:31–32) отделяла сию часть храма от святилища. В святилище ежедневно входили священники совершать богослужение (Евр. 9:6). Но в святая святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью жертвенного животного для очищения грехов своих и грехов народа. Это было в один из великих праздников иудейских, в день очищения. Нет сомнения, что скиния Моисеева, будучи сотворена по образу, показанному Моисею Богом на горе (Исх. 25:40), а следовательно, и храм Иерусалимский, созданный по образу скинии, изображали собою предметы высшие, духовные, небесные. Важнейшая часть скинии и храма, святая святых, это место обитания Божия на земле, по изъяснению апостола Павла, изображала собою небо, где является славное присутствие Божие. Христос, говорит апостол, не в рукотворенное вошел святилище, но в самое небо (Евр. 9:24). Соответственно таинственному значению важнейшей части храма, и завеса, закрывавшая вход в нее, имела таинственное же знаменование. По объяснению апостола (Евр. 9:8), эта завеса таинственно изображала то, что путь в истинное святое небо тогда возбранен был людям. Созданный для неба, для жизни с Богом человек за нарушение Божественной заповеди лишен был того близкого общения с Богом, при котором для него прежде возможно было непосредственное беседование с Ним; заградил себе доступ к Богу и сам по себе не мог восстановить расторгнутого союза. Вот почему во время законодательства Синайского, где Господь явил Свое особенное присутствие, Он запретил евреям под страхом смерти подходить к горе ближе определенной черты. Этим Он показал, что люди, не имея святости, требуемой Богом и достойной Его, недостойны были и близкого доступа к Богу, так что, дабы хотя издали стоять пред Ним, они должны были совершить пред

(ПРОПУСК ТЕКСТА В КНИГЕ)

ный первосвященник, однажды в год входивший с кровью во святая святых. Когда Господь Иисус как истинный Первосвященник, скажем словами апостола Павла: не с кровию козлов и тельцов, но со Своею пречистою кровию вошел единожды во святилище, не в рукотворенное святилище, которым изображается истинное, но в самое небо, и явился пред лицем Божиим, как Ходатай за нас для уничтожения грехов наших (Евр. 9:12, 24); тогда Он снова отверз людям небо, опять даровал нам доступ к Богу. И о сем-то великом благодеянии, дарованном человечеству смертию Сына Божия, чудодействующая десница Божия проповедует людям раздранием церковной завесы. Посему апостол Павел писал к верующим, что они имеют свободу входить во святилище, за завесу, куда Предтеча Иисус вошел за нас (Евр. 6:20; 10:19–20). За Христом, Предтечею о нас, мы можем теперь приступать к Сионстей горе и ко граду Бога живого – Иерусалиму небесному и тмам ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю завета нового Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева (Евр. 12:22–25).

Раздрание церковной завесы означало вместе и то, что со смертью Иисуса Христа Ветхий Завет кончился и жертвы ветхозаветные отменены. По учению апостола Павла, все ветхозаветное устройство имело временное назначение, установлено было только до времени лучшего распоряжения (Евр. 9:10). Дары и жертвы ветхозаветные не могли сделать совершенными приносящих (Евр. 10:1); не могли вполне успокоить совести (Евр. 9:9), не могли истребить грехов их (Евр. 10:11), ибо невозможно, чтобы кровь волов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10:4). Напротив того, сими жертвами каждогодно делалось только напоминание грехов (Евр. 10:3). Посему, когда Христос в конце веков явился с жертвою Своею для уничтожения греха (Евр. 9:26), когда Он единожды вошел во святилище со Своею кровию, очищающею совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9:12, 14), когда единократным приношением тела Иисус Христова верующие в Него освящены (Евр. 10:10) и соделаны совершенными (Евр. 10:14), тогда Ветхий Завет и все жертвы ветхозаветные стали не нужны. Ибо где прощение грехов, там не нужно уже приношение за них (Евр. 10:18). После Жертвы Иисуса Христа, живой и духовной, кровь козлов и тельцов потеряла свое значение, Завет Ветхий отменен, и в знамение сего раздирается церковная завеса ветхозаветного храма.

Вместе с раздранием церковной завесы в час смерти Христа Спасителя последовало землетрясение и распадение камней. Евангелисты не говорят того, что землетрясение ограничилось одною Палестиною. А по свидетельствам языческим видно, что оно было замечено и в других местах. Флегонт, язычник второго века, пишет, что на 4-м году 202 Олимпиады (то есть в год страдания и смерти Христа Господа) было сильное землетрясение в Вифинии и разрушило большую часть Никеи. Другой языческий писатель, приводимый Евсевием, говорит о том же годе, что тогда землетрясение колебало Вифинию и большая часть Никеи пала. Святой Кирилл Иерусалимский, спустя три века после смерти Спасителя, вслух христиан Иерусалимских говорил, что на скалах, окружающих Иерусалим, сохранились еще следы разрушения, совершившегося во время смерти Господа Иисуса. Святой мученик Лукиан в речи своей пред Никомидийским префектом говорил о Христе: «Он умер для того только, чтобы воскресением победить смерть. То, что говорю вам, совершилось не в темном месте и не остается без свидетелей. Если еще не верите, приведу вам в свидетели то самое место, где совершилось событие. Согласно с этим самое место в Иерусалиме и Голгофская скала, расторгшаяся под тяжестью креста».

Сии знамения, то есть землетрясение и распадение камней, были гласом природы, которая, не терпя видети распинаема своего Творца и Владыку, изъявляла свое сострадание к Распятому и негодование на распинателей. Припомним здесь то, что говорил Иисус Христос фарисеям во время торжественного входа Своего в Иерусалим. Тогда народ, бывший неоднократно свидетелем чудес Христовых, подстилал Ему свои одежды по дороге и восклицал: Благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних. Фарисеи, слыша сие, предложили Господу запретить сие народу, но Он отвечал: Глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиют (Лк. 19:40). Слова сии подтвердились тем, что было во время смерти Иисуса Христа. Когда в Распятом на кресте иудеи не хотели видеть своего Мессию, когда и самые ученики Его в ужасе разбежались, тогда потрясшаяся земля и распавшиеся камни в обличение первых и утешение последних вещали, что Распятый есть Бог всея твари.

Свидетельствуя о Божественном достоинстве Распятого, знамения сии служили также знаком того, что после смерти Господа на земле должно произойти великое потрясение и переворот в человечестве, великое нравственное обновление живущих на земле. Человечество в нравственном отношении было тогда не что иное как поле, исполненное сухих костей, в которые надлежало ввести дух животен, которым надлежало дать жилы и плоть, чтобы они ожили (Иез. 37); людям надлежало выйти из того нравственного растления, в каком находились они. И сей-то переворот произведен смертью Спасителя. Немного проходит времени после смерти Господа, и на земле уже не то, что было прежде. Ученики Распятого с евангельскою проповедью обтекают землю. Мрак многобожия и идолопоклонства видимо исчезает. Люди, сидящие во тьме и сени смертной, усматривают свет велий, от ложных богов обращаются к Богу живому, Который сотворил небо и землю, море и все, что в них (Деян. 14:15), и научаются почитать Его. Они познают добро и научаются быть добродетельными.

И о сем-то великом изменении человечества и обновлении его смертию Иисуса Христа чудодействующий Бог возвещает людям чрез потрясение земли во время Его смерти. Так еще издали вдохновенный пророк Аггей будущее просвещение и изменение людей евангельскою проповедью представляет под образом потрясения всех языков. Сице глаголет Господь Вседержитель, вещает он, еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, и стрясу вся языки, и приидут избранная всех языков (Агг. 2:7–8). Также пророк Иезекииль под образом оживления сухих костей представив будущее нравственное обновление человечества благодатию Евангелия, говорит: Се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяжда к составу своему, и Быша им жилы и плоть растяше (Иез. 37).

В частности, распадение камней служило указанием на сокрушение окаменевших сердец человеческих, изменение их свойств и расположений благодатию Христовою. Господь устами пророка Иезекииля так возвещает о сем людям: И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас. И сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните́ и сотворите́ я (Иез. 36:26–27). И действительно, с принятием веры в Распятого люди получают сие новое сердце и новый дух. Они приемлют благодать Божию, которая смягчает их каменные сердца и преклоняет к добродетели.

После потрясения земли и распадения камней, за смертью Господа Иисуса последовало знамение более других поразительное – отверстие гробов и воскресение многих усопших святых, которые, вышедши из гробов, по воскресении Господа явились многим во Иерусалиме. Думают, что воскресли те святые, которые ожидали пришествия Мессии Господа, в которых это ожидание было действующим началом всей жизни; восстали, впрочем, не все из этих святых, но только те, которые могли быть узнаны почему-либо, которые известны были при жизни, или, как говорит святой Епифаний, могли быть узнаваемы своими, как умершие за несколько времени пред тем. Посему со всею вероятностью полагают в числе воскресших Симеона Богоприимца и Анну пророчицу, Захарию и Елисавету. Есть предание о воскресении и явлении двух сыновей Симеона Богоприимца.

Знамение сие имеет прямое отношение к смерти Иисуса Христа, служа очевидным изображением ее силы и величия. Оно засвидетельствовало, что Богочеловек Иисус Христос Своею смертью попрал смерть, упразднив имущаго державу смерти, сиречь диавола, избавил находящихся в его власти и извел их из ада для вечной жизни на небесах.

Знамение сие служит также залогом нашего будущего воскресения. И после того как Своею смертью Иисус Христос сокрушил царство смерти, люди умирают, как умирали прежде. Но мы твердо веруем, что некогда труба архангела воззовет всех людей из гробов их, да приимет кийждо, в день Страшного Суда Божия, яже с телом содела или блага или зла (2Кор. 5:10). Иисус Христос, победив смерть, силою Своею воскресил многа телеса усопших святых; Он же воскресит и всех нас. Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1Кор. 15:22).

* * *

24

В святилище находились: золотой стол с двенадцатью пресными хлебами, которые назывались хлебами предложения, золотой семисвечник и золотой кадильный алтарь, на котором каждодневно утром и вечером священники возжигали благовонный фимиам (кадило).


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle