Великий Четверток
Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам
«Воскресное чтение», 1822
Итак, Святой Дух подает христианам не иную, особенную истину, а истину Христову: только человеческие учителя предлагают таковое учение, которым опровергаются мнения учителей предшествующих. Божественная истина – одна, нераздельна и неизменна.
Он Мя прославит. Благодать Святого Духа дарует христианину силы усвоять искупительные заслуги Иисуса Христа и проразумевать Его Божественное учение. Самая вера в Иисуса Христа невозможна без благодати: Никтоже, говорит апостол, может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3). Посему озарение и просвещение от Святого Духа служит к прославлению имени Христова во Святой Церкви, а чрез нее и во всем человечестве.
Яко от Моего приимет. Слова сии изъясняет Сам Иисус Христос: Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет (ст. 15). Истина, подаваемая Святым Духом, есть та же истина Христова, потому что ее источник в триипостасном Боге есть один и тот же.
Иисус Христос говорит о Своем учении: Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12:49). То же самое говорит Господь и Спаситель наш об учении, которое подает христианам Дух Святой: Се не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать (ст. 13). Посему учение, исходящее от Святого Духа, не полагает основания иного, паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор. 3:11). Святой Дух не основывает в человечестве иной Церкви, кроме Церкви Христовой. Святой Дух, укрепляя и просвещая христианина, только соделывает его истинным последователем Христовым, живым членом и верным сыном Церкви Христовой.
Сообразно с этим нужно судить о тех лжеучителях и лжепророках, которые под предлогом мнимого озарения и просвещения свыше от Святого Духа проповедуют новое учение, и как сами отпадают, так и других отторгают от общения с Церковью Христовой. Эти лживии пророцы являлись еще во времена апостольские (1Пет. 2:1) и соблазняли сердца простодушных христиан. Эти лживии пророцы не так давно выступали во множестве между народами Запада и, говоря о непосредственном озарении от Святого Духа, о внутреннем ясновидении, об откровении истины в их собственном сердце, расторгли окончательно и без того уже ослабевшее единство Христовой Церкви между поименованными народами: каждый из таких учителей выдавал за откровение свыше то, что всходило на его омраченное и испорченное сердце. Из предыдущего видно, что эти лжеучители внемлют не Духу истины (Ин. 15:13), Который дарует Свое благодатное просвещение только в Церкви Христовой и для преуспеяния Церкви Христовой; нет, они внемлют, по апостолу, духовом лестчим и учением бесовским (1Тим. 4:1), потому что и дух тьмы, который от Бога несть и есть антихристов (1Ин. 4:3), распространяет свои темные откровения, дабы возмущать свет истины Христовой. Нет, тот не имеет Святого Духа истины, кто иного учит и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа (1Тим. 6:3), которые хранит и проповедует Святая Церковь Христова. Кто отступает от единства Церкви и чистоты ее учения, тот напрасно бы ссылался на внутреннее свидетельство об озарении свыше; потому-то не только свидетельство испорченного человеческого сердца, но и всякое другое или высшее свидетельство ничего не значит в этом случае и есть несчастное обольщение: Аще мы, говорит апостол, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1:8). Возлюбленный, так увещевает святой Иоанн, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир (1Ин. 4:1). Поистине, и в наше время много лжепророков, мнимоозаренных от Святого Духа; чтобы избежать искушений, христианин всячески должен держаться общения со Святою Церковью, в коей неизменно действует Дух Святой, Дух истины.