Источник

Апостольская Церковь, по изображению ее в книге Деяний Апостольских

Игнатия, Архиеп. Воронежского

I. Общий состав Церкви

Все вообще члены, составляющие Церковь, именуемую, – как сказано в Символе Веры, между прочим, – Апостольской, назывались внутри своего общества Верующими, Святыми, Учениками, Избранными, Братиями, Христианами; а вне общества сторонними называемы были по большей части Христианами и изредка – Назореями.

Они составили царство Божие на земле не из одного только народа, не из иудеев только, но из всех народов, без всякого различия племен, полов, возрастов.

Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ Богоугождения, единство Божие, единство Святителя исповедания нашего, Иисуса Христа, единство способа оправдания, единство упования.

Впрочем, все сие, чем сделалась Церковь Христова, не есть какое-либо учреждение новое, неожиданное, но древнее, предопределенное свыше, предсказанное Пророками, началом своим касающееся самого начала мира, и оттуда, сквозь весь ряд древних Божественных учреждений Богоугождения, дошедшее до своего времени, как истина, заключавшаяся в образах. См. «Беседы Апостола Петра, в Иерусалиме и Кесарии бывшия».

По таким-то понятиям Церковь в Символе веры именуется единою, святою, Соборною, Апостольскою.

II. Священноначалие

Особое сословие в общем составе Церкви представляют священные служители ее. Вся жизнь апостола Петра – свидетельством тому. Здесь особо упомянуть должно о том только, что такое служение сделалось передаваемым, и способ сообщения оного, друг другоприимательный или преемственный, вполне раскрыт в самом обществе Апостольском, как то видно в нем избрание в апостольство рукоположение в епископство, рукоположение в диаконство, рукоположение в пресвитерство.

Полный состав служителей Церкви Апостольской представляется в лице а) Апостолов, потом епископов, б) пресвитеров и в) диаконов, сперва только юношей, по-гречески νε ώτεροι, по соответствию с именем пресвитеров. Это три различные степени священноначалия, в порядке друг-другоприимательном. Об Апостольской не говорим; она была чрезвычайна. Называем звания степенями, по ясным словам Писания и по самой действительности, из которой видно, что не все священнодействия равно предоставлены были всем служителям Церкви, но некоторые из священнодействий были исключительно совершаемы только высшими служителями, как то сперва самими Апостолами, а после – епископами.

Высшая степень священноначалия, Апостольство в друг-другоприимательном порядке, стала называться епископством. И епископство его да приимет ин, сказано при избрании Матфия на место отпадшего Апостола, Называемые иные 70 учеников Христовых по истории Апостольской называются везде епископами, быв поставляемы к известному округу церквей. Св. Иаков (младший, праведный) был первый епископ Иерусалима из числа их, и на соборе Апостольском участвовал, как Апостол, наравне с прочими из двунадесяти.

Подобным образом и епископы именовали себя иногда пресвитерами, и, наоборот, пресвитеры были называемы иногда епископами. Апостол Петр именует себя в послании своем пресвитером (1, 5, 1). Св. Павел – себя диаконом, пресвитеров – епископами. Служение всех – одно, по одному и тому же делу Божию, и должно быть одушевляемо духом смиренномудрия, в котором друг друга честию больша себя творить должно.

Собственно, степень низшая или третья сначала была известна под именем юношей. Но к ней, в первый же год Апостольской Церкви, присоединился разряд лиц, который назван именем диаконов и получал рукоположение. Так и ныне. Посвящаемые в причетники, обыкновенно в молодых летах, именуются в так называемых ставленнических грамотах отроками.

К ней принадлежал еще чин и из женского пола, под именем диаконисс или вдовиц церковных. Обязанности третьей степени состояли в исполнении поручений апостольских и епископских, в служении при совершении ими и пресвитерами крещения, Литургии, обедов, погребений и прочих обрядов.

Долг пресвитеров – в назидании паствы и совершении таинств, – кроме возложения рук для низведения даров Святого Духа по крещении и для преподаяния священства, – ограничивался теми только местами, к которым кто был из них поставляем.

Должность высшей степени, как показывает и самое имя епископов, была окружная, обнимавшая нескольких поместных церквей. Имя значит посетитель, или блюститель. Особенно состояла она: а) в совершении молитв и благовествовании Евангелия, б) в возложении рук на крещенных, что стало совершаться потом Миропомазанием, поручаемым и пресвитерам; в) в рукоположении служителей для всех трех степеней; г) в обозрении и посещении церквей; д) в разрешении недоумений и e) в совещаниях, или соборах.

Как между апостолами были избраннейшие, почетные и так называемые столпы, так и между епископами одни перед другими имели преимущества чести и некоторым образом власти, что зависело впоследствии между ними от гражданской знаменитости мест. Впрочем, власть местных епископов имела особую уважительность перед всеми. Наиболее всего к поступлению в священный чин, какой бы то ни было степени, требовалось избрание, а не искательство, кольми паче не святокупство.

III. Священнодействия.

Под сим именем разумеется:

1. Богослужение вообще, к чему принадлежат:

a. Собрания (Деян. 2, 42, 46).

b. Чтение в них св. Писания.

c. Учение или изъяснение читанного.

d. Молитвы,

a. Кои составлялись вновь по требованию времени (Деян. 4, 24–31).

b. Чему, впрочем, основанием служили ветхозаветные псалмы и песни (Кол. 3, 16).

c. Иногда были петы 24.

d. О служителях веры предлагались в Церкви особые молитвы (Деян. 12, 5).

e. Литургия: ее, сверх сказанного выше, составляли:

a. Проскомидия (Деян. 4, 35).

b. Благословение или освящение видов евхаристии.

c. Причащение или преломление хлеба (Деян. 2, 42).

2. Таинства:

a. Крещение, причем надобно заметить необходимость его видна (Деян. 10, 44, 45, 47, 48).

b. Дарование Духа Святого рукоположением, как ныне Миропомазанием; причем нужно видеть необходимость сего тайнодействия (Деян.8, 14, 15, 16).

c. Священство через рукоположение (Деян.6, 6; 14, 23).

d. Руковозложение вместо елеопомазания (Деян. 9, 17, 3, 7, 11, 9, 34).

e. Покаяние (8, 22).

f. Супружество (1Пет. 3, 1, 5, 7).

Об евхаристии сказано выше особо.

3. Обряды; в них примечается особливо:

a. Основание знаменательности их, – знаменательный образ действий Самого Иисуса Христа (Иоан.21, 1–22).

b. Тройственность священных действий во имя Пресвятые Троицы (Иоан. 21, 14, 17, 19. Деян. 9, 16).

c. Погребение или провод усопших (Деян. 9, 38).

d. Лишение провода (Деян. 5, 6, 10).

4. Образ жизни о Господе.

a. Посты. (Деян. 10, 30; 13, 3; 14, 23).

b. Всегдашнее воспрещение употребления крови и удавленины (Деян.15, 29).

c. Общительность (Деян.2, 44, 45; 4, 32, 34).

d. Благоговение (44).

e. Степенность (47, 5, 13).

IV. Священные времена

Они разделяются по суткам и годам.

1. В сутках такие времена суть:

а. Час третий (Деян. 2, 12).

б. – шестый или обедница. (Деян. 10, 9).

в. Час девятый (Деян. 3, 1).

г. Полнощный или всенощная (Деян. 12, 12).

д. Час первый или начало дня (Деян, 5, 20, 21).

2. В году:

а. День Воскресный, начало и основание всех праздников Господних (Деян. 2, 20, 24; 3, 24).

б. День Пятидесятницы (Деян. 2, 1).

в. – Вознесения Господня (Деян. 1, 12).

г. Другие праздники о Христе (Деян. 3, 24).

V. Священные места.

Святые Апостолы начали свои священные собрания в горнице, совершали иногда молитвы свои и поучения в притворе храма Соломонова. Из апостольских путешествий св. Петра видно, что у верующих были также и в других местах, вне Иерусалима, отдельные места для священнодействий, называемые также горницами, и что он и другие апостолы имели обычай собираться на Пятидесятницу во св. град Иерусалим из других мест. (Чтения о св. Первоверховном ап. Петре, стр. 272).


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с.

Комментарии для сайта Cackle