Источник

Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, в неделю Антипасхи или Фомину (Деян.5:12–20)

Нравственные дела, подобно как и физические вещи, ежели при самом начале встретятся им великие препятствия, теряют свою силу и не имеют успеха. Идолопоклонство не возросло бы до толикой силы, не распространилось бы в толикой многочисленности по всей вселенной, если бы при самом рождении его поставлены были ему препятствия, если бы в самом начале кто-нибудь осмелился восстать против него. Да и всякая другая ересь и заблуждение распространились на многие роды потому, что там, где они в первых появились, ни один не восстал против них, чтобы в самом начале их истребить. Посему, когда видим, что при самом начале какого-нибудь дела многие восстают против него сильные враги, властные, мощные, имеющие всякую власть упразднить оное, и всячески старающиеся его ослабить и уничтожить, производители же оного суть немногие, бедные, бессильные, простого и низкого рода люди, но дело их не останавливается, и не уничтожается, а от часу усиливается, возрастает и умножается, то что иное отсюда необходимо заключить должны, разве то, что не естества и не произволения сила, но сила Божеская производит дело оное, управляет и благоустрояет? И сие-то есть похваление и слава Христианской веры, сие преизбыточно доказывает, что вера во Христа Богонаученная, Богопреданная и Боговозращенная. Восстают против дела Христианской проповеди в самом оного начала Архиереи, Князи, Игемоны, целые сонмища, и всеми силами стараются не только воспрепятствовать оному, но и совершенно то истребить. Делатели же, то есть проповедники веры суть дванадесять рыбарей, люди простые, некнижные, безоружные и бедные; но дело Евангельской проповеди будучи гонимо, благопоспешествуется; будучи воюемо возрастает, и в короткое расстояние времени размножается и распространяется по родам, племенам, народам и языкам: преодолевает вера все препятствия, побеждает восстающие на оную брани, и проповедуется во всей вселенной. Что сие иное есть, разве сила Вышнего? «Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу» (Пс.117:16); «вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8). В сем удостоверяет нас ныне чтенное Апостольское деяние: обратим внимание к оному.

Деян.5:12. Во дни оны руками Апостольскими быша знамения и чудеса в людех многа: и бяху единодушно вси в притворе Соломони.

Убо иное суть знамения, иное чудеса или дивные происшествия. Чудеса суть знамения, чудеса суть и дивные происшествия: и хотя знамения и дивные дела, или происшествия берутся часто в Священном Писании за одно: однако известно, что собственно и будучи взяты сами по себе, дивные дела, суть чудеса, причиняющие страх и ужас: ибо дивное дело означает нечто страшное: знамения же суть чудеса, производящие удивление и благотворение. Таким образом, Пророк Иоиль говоря: «И дам чудеса на небеси» горе, «и» знамения «на земли» низу, описует потом знамения сими словами: «кровь и огнь и курение дыма» (Иоил.2:30). Каковые знамения суть знамения удивления благопокорности, пoелику они предозначали плоть и Божество Богочеловека и Духа Святого нашедшего на Приснодеву. А о прочих чудесах он пишет так: «солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному» (Иоил.2:31). Кто же скажет, чтобы сие было весьма страшно и ужасно? Сам Господь наш, говоря о знамениях, дал нам уразуметь, что знамения приводят нас и в удивление, и вместе суть для нас благотворны. «Знамения же», сказал он, «веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:17–18). Богоносные Апостолы творили и чудеса и знамения: к чудесам должно отнести нечаянную и насильственную смерть Анании и Сапфиры, которая произвела страх великий не только в видевших, но и слышавших о сем (Деян.5:5); также – ослепление волхва Еллимы (Деян.13:11); а к знамениям исцеление больных, изгнание нечистых духов, воскресение мертвых и прочие благотворительные их чудодеяния, о которых Божественный историк возвещает нам.

Что же такое есть притвор Соломонов, и для чего все Апостолы единодушно, то есть, вкупе, с единым и тем же намерением в оной собираясь творили там чудеса? Притвор Соломонов был некое преддверие храма оного, или так сказать паперть, как то видно из десятой главы Деяний Апостольских. Находился же он вне храма Соломонова, на стороне врат называвшихся красными. Сей притвор на греческом языке назывался2 по истолкованию на языке нашем, стояло, потому, что он один только устоял, или остался, от всего здания Соломонова храма, который Навуходоносор разорил, а Кир Персидский возобновил (4Цар.25; 1Ездр.5:13). Пoелику же притвор сей был весьма пространен, и мог вмещать в себе великое множество народа: то Апостолы все купно и собирались туда для того, чтобы учить там народ (См. кн. 15, ст. 14. и кн. 20, гл. 8, древ. Иосиф.)

Деян.5:13–14. От прочих же никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие: Паче же прилагахуся верующии Господеви, множество мужей же и жен.

Когда Апостол Петр обличил в святотатстве Ананию и Сапфиру, когда они оба тот же час пали мертвы пред ногами его: тогда сердце народа, все сие слышавшего и видевшего, поражено было великим страхом и трепетом. Почему «никтоже от прочих», то есть, от неверовавших, «смеяше», говорит священный историк, «прилеплятися им», то есть, приближаться к ним, с намерением оскорбить их: но все «людие их величаху», то есть, великое имели к ним уважение, и многими хвалами увенчали их. Притом не только народ их величал, но еще множество мужей и жен уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, и число верующих в Него собою преумножили. Приметить должно, что слова «и бяху единодушно вси» даже до сих слов «мужей же и жен» вложены между прочими, а что далее говорится, то прямо следует после оных слов: «быша знамения и чудеса в людех многа».

Деян.5:15–16. Яко и на стогны износити недужныя, и полагати на постелях и на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них. Схождашеся же и множество от окрестных градов во Иерусалим, приносяще недужныя и страждущыя от дух нечистых, иже исцелевахуся вси.

Толики знамения и чудеса руками Апостольскими совершаемы были, что народ видя оные, немощных своих, положив на постели и одры, выносили на большие дороги, и там полагали, дабы хотя тень Петрова, когда он будет проходить путем тем, которого-нибудь из них коснулась. Отсюда видно, что и самая тень Петрова немощных исцеляла: иначе не для чего было бы выносить их на дороги. Вот исполнение слов Спасителя нашего: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Ин.14:12). Христос кровоточивую жену и больных немощных, во стране Геннисаретской обитающих исцелил не тению Своею, но краем ризы (Лк.8:44; Мф.14:36); а Петр врачевал лежащих на постелях и одрах не ризою, но единою тению своею. Ежели убо тень Петрова имела от Бога данную целительную благодать, то много паче кости его и мощи других святых. Безрассудно убо некоторые под видом благочестия осуждают православных в том, что они чтут мощи святых, что мощи сии могут силою Христовою исцелять болезни, и другие совершать чудеса. Видите же, что чудеса Апостольские толико славными тогда соделались, что и из окрестных стран Иерусалима приносили множество немощных и страждущих от духов нечистых, и все получали исцеление немощей своих. «Иже исцелевахуся вси». Вот исполнение и сих слов Господних: «именем Моим бесы ижденут: на недужныя руки возложат и здрави будут» (Мк.16:17, 18). Выслушайте же теперь и то, что по толиких Апостольских чудесах последовало.

Деян.5:17–18. Восстав же архиерей и вси, иже с ним, сущая ересь Саддукейская, исполнишася зависти, И возложиша руки своя на Апостолы, и послаша их в соблюдение общее.

Еретики Саддукеи были потому, что они говорили, якобы нет ни воскресения мертвых, ни духов, ни Ангелов (Деян.23:6, 8). Число сих еретиков увеличилось до того, что одну часть сонмища Иудейского составляли они, а другую Фарисеи. Пoелику же Архиерей, в то время бывший, как думать надобно, Каиафа и все сущие с ним, последователи ереси Саддукейской услышали тогда, что Апостолы проповедуют воскресение Иисуса Христа из мертвых, и проповедь свою утверждали многими чудесами, а следовательно увидели, что ересь их, отвергающая воскресение из мертвых, изобличается яко ложная, напротив вера во Христа час от часу возрастает и усиливается: для того они воставше исполнились ревности, то есть, столь жарко вступились за свое учение, что дерзнули возложить на божественных оных Учителей беззаконные свои руки, «И емше их, послаша в соблюдение общее, то есть, заключили их в общенародную темицу». И сие сделали оные богоборцы с намерением, положить препоны истине Евангельской проповеди, и истребить веру во Христа.

Деян.5:19–20. Ангел же Господень нощию отверзе двери темницы, извед же их, рече: Идите, и ставше глаголите в церкви людем вся глаголы жизни сея.

Слышите ли, какая сила разрушила препоны Евангельской проповеди? Не сила Игемонов и князей, ниже дары и ходатайство, но сила единая всемогущего Бога. Безрассудный и злобный Иудейский Архиерей и сущие с ним нечестивые и еретичествующия власти Иудейского сонмища, желая прекратить успехи веры во Христа, заключают в темницу проповедников оной: но всемогущий Бог, хотя яко всеблагий распространить веру для спасения человеческого, посылает нощию с небеси Своего Ангела, который, отверзши темничные двери и изведши Апостолов, рек им: идите, в церковь, и тамо ставшее пред народом объясните ему. Глаголами жизни здесь Ангел назвал учение веры во Христа, так как и Петр: «Господи, к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши» (Ин.6:68). Учение же веры зовется глаголами жизни потому, что верующий и хранящий все то, чему глаголы оные учат, делается наследником вечной жизни и Царствия.

Беседа о Божественной, бесовской и о безрассудной ревности

Слышали ли вы, возлюбленная братия моя, что повествуется в ныне чтенном Апостольском деянии; в нем говорится, что Архиерей и сущие с ним начальники сонмища исполнишася зависти, то есть, ревности (Деян.5:17). Но что значит ревность, и какую ревность имели оные злые люди. Ревность, как самое имя ее показывает, означает горячность и рвение3: и когда сердце наше горит любовию к Богу, тогда мы с великим жаром поборствуем по истине, правде, по законе Божием, и самом Боге: «ревнуя поревновах о Господе вседержителе», говорил Илия Фесвитянин (3Цар.19:10). Когда же сердце наше наполняют тлетворные страсти: тогда мы с горячностью защищаем ложь, неправду, дела диавольские и самого сатану. О таковой ревности брат Божий Иаков сказал следующее: «идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь» (Иак.3:16). И так, от благовонных дерев, когда зажжешь их, приятный происходит и запах, а от зловонных противный для обоняния: так и когда сердце наше горит Божественной любовию, тогда дела наши бывают добродетельные: когда же оно воспаляется страстьми, тогда дела наши бывают греховные. И так два суть рода ревности: одна Божественная, а другая демонская. Первая обитает в сердце людей добродетельных, а вторая в душе людей порочных.

Зол был и развращен Иудейский Архиерей тогдашний, начальники также Иудейского сонмища большею частию были еретики, люди лукавые и самые злейшие. Следовательно сердца их исполнились ревности демонской. Исполнишася зависти, ревности. Какие же были дела таковой их ревности? Они возлагают беззаконные свои руки, и заключают в темницу тех проповедников истины, тех светильников вселенной, те сосуды пресвятого Духа, те громогласные трубы спасения, и тех благотворителей человечества, ихже Бог, яко превысших всех людей на земли как верою, так и святостью жизни, избрал от мира, да и после сего не взирая на то, что всемогущий Бог извел сих Божественных учителей из темницы чрез Ангела своего, они, будучи возжигаемы бесовскою ревностию, представляют их в беззаконные свои судилища, дерзко поносят их, жестоко биют, и наконец с угрозами запрещают им проповедывать пресвятое имя Иисуса Христа, да тако весь род человеческий лишат спасения.

В истории всеславного Пророка Илии можно видеть действия и той и другой ревности. Там можно усмотреть, как ревность Божественная и бесовская между собою борются: слепая привязанность к своему заблуждению произвела в сердце Иезавели бесовскую ревность по идолопоклонстве: а святые деяния добродетели возродили в душе Пророка Илии Божественную ревность по благочестии. Иезавель развращает Ахаава, своего мужа и царя, исторгает из сердца его к истинному Богу почитание, и вместо того насадив в оном неистовствующее идолопоклонство, делает его орудием злых своих пожеланий: а Илия обличает Ахаава: «развращаеши», говорит ему, «Израиля ты, и дом отца твоего, егда остависте вы Господа Бога вашего и идосте в след Ваала» (3Цар.18:18). Угрожает же Пророчески и Иезавели: «снедят», говорит, «пси плоть Иезавелину, и будет труп Иезавелин аки гной на лице села в части Иезраеля, яко не рещи им: сия есть Иезавель» (4Цар.9:36, 37). Бесовская ревность Иезавели сооружает кумир Ваалу, и в дубраве идольские требища: она учреждает Пророков четыреста пятьдесят Вааловых и четыреста дубравных (3Цар.18:22), и готовит для них каждодневно пышную трапезу: она гонит и умерщвляет Пророков истинного Бога, мучит и развращает благочестивых до того, что почти всех отторгает от истинного Богослужения: ибо из многих тысячей тысяч оного народа осталось токмо семь тысяч, которые не преклонили колен своих пред Ваалом, и не поклонились ему яко Богу (3Цар.19:18). Но ополчается против всего того Божественная ревность Илии. Илия идет безбоязненно к Ахааву, возвестить ему Божескую казнь за нечестие народа. Илия, человече Божий! к Ахааву ли ты идешь? «Но он сотвори дубраву: и приложи творити прогневания, еже разгневати Господа Бога Израилева, и душу свою погубити: злодействова паче всех царей Израилевых бывших прежде его» (3Цар.16:33): а ты идешь к нему вещать именем Бога Израилева? Како не боишься? Како не страшишься ярости Иезавели, которая ищет души твоей? Божественная ревность есть дщерь совершенной любви: «совершенная же любы вон изгоняет страх» (1Ин.4:18): посему-то Илия ревнитель не малодушествует и ничего не страшится, но идет смело к Ахааву, и став пред ним, безбоязненно говорит ему: слыши, царю, я возвещаю тебе в присутствии Господа Бога сил, Бога Израилева живаго, которому я служу, что на земли сей три лета не будет дождя, ни росы, доколе наконец уста мои не воззовут о сем к истинному Богу: «жив Господь Бог сил, Бог Израилев, емуже предстою пред ним, аще будет в лета сия роса и дождь, точию от уст словесе моего» (3Цар.17:1, 5, 10). После сего святой Пророк сей удалился оттуда к потоку Хорафскому, а отсюда, когда источник сей иссяк, в Сарепту Сидонскую, и ожидал там как окончания трехлетия, так и исправления наказуемого народа.

Когда же исполнились три лета, а Ахаав с народом своим, хотя и был наказан бездождием, не обращался однако же к Богу, он пребывал в нечестии и поклонялся Ваалу: тогда Илия возвращается в Самарию, и предлагает Ахааву собрать всех Пророков студных, коих питает Иезавель: и когда сии собравшись пришли пред Илию, то он их обличил, к народу же сказал: дадите нам два вола, и пусть одного из них изберут ваши Пророки, и приготовят жертву свою, токмо да не возгнещают огня: потом и я тоже сделаю с другим волом. Призовите же вы, сказал он лжепророкам, богов ваших, и я призову имя Господа Бога моего, и кого Бог послушает, и пошлет с небеси огнь на жертву его, той Бог будет истинный Бог. Сие предложение всем было угодно: «и отвещаша вси людие и реша: добр глагол, егоже глагола» (3Цар.18:24). И так студные жрецы приготовили жертву, начали призывать Ваала, и призывали его от утра до полудне, резались ножами, и бились бичьми до пролития крови, но не бе гласа, ни послушания (3Цар.18:26). Тогда Илия сказал им: дадите мне место, да и аз принесу всесожжение мое: потом приготовив олтарь, возложил вола на дрова: но дабы не было какого-нибудь сомнения, и дабы более уверить зрителей в истине чудеси, повелел предстоящим троекратно лить воду на жертву им изготовленную, и на дрова: как же скоро вода разлилась вокруг всего олтаря, тогда он начал взывать и молить Бога с великим благоговением, да ниcпошлет с небеси огнь на жертву, да тако люди познавши, яко он есть истинный Бог, обратятся к нему (3Цар.18:36). И как скоро он окончил молитву свою, то, о преславного чудесе! той же час «спаде огнь от Господа с небесе, и пояде всесожегаемая, и дрова, и воду, яже в мори4 и камение и персть полиза огнь» (3Цар.18:38). Тогда весь народ, видя сие велие чудо, пали ниц на землю и возопили гласом велиим: «воистину Господь Бог, той есть Бог» (3Цар.18:39). Тогда все обратились от нечестия к благочестию, тогда вскоре ниспал и великий дождь и напоил землю во всей стране той. Вот каким образом Божественная ревность преодолела и уничтожила дела ревности бесовской.

Многие суть поистине и досточудные дела ревности: но пoелику различны суть виды ее: то потребно великое рассуждение, чтобы знать, какая ревность Богу благоприятна, и какая Ему противна. Кроме ревности Божественной, от любви к Богу происходящей, и бесовской, от пагубных страстей возгорающейся, есть еще и другая ревность, так называемая не по разуму: сия ревность, равно как и бесовская, бывает виною многих и великих беззаконий: таковую ревность имели Иудеи, как свидетельствует Павел: «свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму» (Рим.10:2). Они не могли рассудить, что закон Моисеев свидетельствует о Иисусе Христе, и есть изряднейший пестун, руководствующий всех к вере во Христа: почему не веровали в Него, но гнали Его, и наконец распяли, посмевались же и воскресению Его из мертвых: «аще бо быша разумели», глаголет тойже Апостол, «не быша Господа славы распяли» (1Кор.2:8). Впрочем, ежели безрассудная ревность происходит не от страсти какой-либо, а от одного неведения: то она заслуживает некоторое извинение. Сие подтвердил и сам Спаситель мира, когда Он оправдывал своих распинателей пред Отцем Своим, и о них молился: «Отче, остави им: не ведят бо, что творят» (Лк.23:34).

Сия безрассудная ревность обладала некогда сердцем Апостола Павла: он, почитая добродетелью защищать отеческие предания, гнал чрезмерно церковь Христову, и всячески оскорблял оную. Вот собственное его признание: «Слышасте», говорит он, «мое житие иногда в жидовстве, яко попремногу гоних церковь Божию, и разрушах ю: и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих преданий» (Гал.1:13–14). Безрассудная ревность воспламеняет его сердце и помрачает ум: он делает церкви всякие оскорбления: соучаствует в побиении камением первомученика Стефана: рыкая на верующих, яко лютый лев, вбегает в домы их, влечет бесчеловечно под стражу мужей и жен, и заключает их в темницу. Пламень безрассудной сей ревности исполняет его духом прещения и убийства, и он просит у Иудейского Архиерея позволения отправиться в Дамаск, дабы всех, коих обрящет там, чтущих Иисуса Христа, связав привести во Иерусалим: Савл же еще дыхая прещением «и убийством на ученики Господни, приступль ко Архиерею, испроси от него послания в Дамаск к соборищем, яко да аще некия обрящет того пути сущия, мужи же и жены, связаны приведет во Иерусалим» (Деян.9:1–2). Впрочем сей хулитель и гонитель церкви помилован: «но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии» (1Тим.1:13).

Сия безрассудная ревность нередко берет владычество над сердцами многих. Один ревнителен, но вместе и несведущ в догматах веры и законах Божиих. Пoелику же имеет ревность, а рассуждения не имеет: то дерзновенно учит других тому, что касается до веры и нравов, но вместо пользы причиняет вред: ибо вместо правых догматов, проповедует странные учения, и вместо законов Божиих, посевает пустые суеверства. Другой имеет ревность, но не по разуму: ибо предпринимает дело исправления без всякого рассуждения, то есть, или с чрезмерною строгостью, или без рассмотрения обстоятельств, или без надлежащего искусства. Почему вместо исправления часто производит ненависть между родственниками и друзьями, соблазны между родителями и чадами их, и несогласие между супругами. Всякий Христианин, по Апостольской заповеди, должен пребывать в пределах своего чина и звания: «Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает» (1Кор.7:20). Но безрассудная ревность, объяв человека, выводит его из пределов своего чина и звания. Посему-то подчиненный восстает против своего начальника, народ не слушает иерея, сын не почитает отца, раб не повинуется господину, и подданный идет против своего владельца. А от сего неповиновения кто может исчислить, коликие происходят бесчиния, мятежи и злодейства? Безрассудная ревность многократно была виною браней и убийств, была виною возмущения градов и других бесчисленных злоключений.

Ревность в Апостоле Павле была прежде поистине нерассудительная, но ревность однако простая и чуждая всякой страсти: почему сердцеведец Бог, рассеяв душевный мрак его, и просветив ум его божественным своим светом, пременил нерассудительную его ревность в рассудительную, мудрую и Божественную: сею-то ревностию будучи он воодушевляем, совершил преславные деяния добродетели, превышающие силы человеческие. А наша ревность есть не только безрассудная, но и основанная на одних страстях. Ее источник, откуда проистекает она, есть или гордость, или зависть, или честолюбие: она только кажется ревностию, а в самом деле есть какая-нибудь постыдная и пагубная страсть: ревнуем, но часто для того, чтобы прославиться между людьми. Ревность бесстрастная заслуживает извинение, хотя она бывает и не по разуму: страстная же неизвинительна.

Но как можно узнать, какая ревность есть Божественная и какая бесовская, какая рассудительная, и какая безрассудная? Сие узнать нелегко: ибо и страсти помрачают ум наш, и самолюбие нас обманывает, и сатана преобразуясь во Ангела светла представляет уму нашему порок в виде добродетели, а добродетель в виде порока (2Кор.11:14). Для сего Богодухновенный Павел повелевает нам со вниманием рассматривать каждое дело, и, когда усмотрим, что предприемлемое нами есть дело доброе, тогда уже избирать его и делать: «Вся искушающе, добрая держите» (1Сол.5:21). Общее же правило в рассуждении искушения сего, то есть, в рассуждении рассматривания вещей, дал нам сам Господь всяческих: «от плода бо», рек Он, «древо познано будет» (Мф.12:33). Искушайте убо ревность вашу исследованием плодов ее: и ежели увидите, что плоды ее суть любовь, правда, послушание, благоустроение, исполнение Божественных законов и душевное исправление: то ревность ваша есть ревность Божественная, есть ревность по разуму. Ежели ж напротив увидите, что плоды ее суть несогласие, неправда, неповиновение, бесчиние, нарушение Божественных законов и душевная погибель: то ревность ваша есть ревность бесовская, безрассудная и страстная.

Возлюбленная братия! ревность по Бозе есть плод совершенной любви к Богу: никто другой не имеет ее, разве любящий Бога всею душою, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением: посему-то она есть великая добродетель и виновница многих других и великих добродетелей. Все Апостольские подвиги, все мученические страдания, все добродетели святых учителей, все труды преподобных отцев суть плодотворения Божественной ревности. Блажен убо тот, кто приобрел великое сокровище сея ревности. Ревность же бесовская, равно как и безрассудная, есть источник многих и великих беззаконий. Отсюда проистекли толикие гонения на Христианство, толикие мучения от тиранов, убийства от еретиков, нападения, злоковарства, и соблазны. Окаянен и беден тот человек, которого обдержит ревность или бесовская, или не по разуму. Внемлите убо, братие, и со всяким тщанием искушайте вашу ревность, да не соделаете греха вместо добродетели, и да не стяжете для души вашей вместо спасения вечную муку: «вся искушающе, добрая держите» (1Сол.5:21).

* * *

2

ςοὰ.

3

Ревность, на греческом языке ζῄλος, происходит от глагола ζέω, означающего «теплею», «горячею», «киплю».

4

В борозде, которая была проведена около жертвенника.


Источник: Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом астраханским и ставропольским. - В 2-х том. - Изд. 1-е. - Москва : Синодальная тип., 1854-. / Т. 1. - 1854. - [6], 579 с. (Ранее книга издавалась в 1800 г. в Москве на греч. яз., в 1819 г. - на церков.-слав. яз.)

Комментарии для сайта Cackle