Родители
См. также: Любовь к родителям. № 421; Молитва. №№ 472–473; Мученичество. № 572; Самоубийство. № 979; Супруги. № 1119; Царствие Божие. № 1189.
954. О христианском воспитании, полученном глинским игуменом Филаретом в детстве
С самого раннего детства на Фому (будущего глинского игумена Филарета) особенно сильное и весьма благотворное влияние имела мать его Феодосия, женщина умная и благочестивая. Она первая развила в нем религиозные наклонности и возбудила в его юном сердце горячую любовь к храму Божию. Каждый воскресный и праздничный день мать брала Фому в церковь и по возвращении требовала отчета в том, что он слышал во время богослужения, о чем читалось в дневном Апостоле и Евангелии. В случае неудовлетворительных ответов она сама передавала понятным для мальчика языком содержание церковных чтений. Он хорошо запоминал нравственные уроки любящей матери. (Глинский патерик. С. 47).
955. Имея любовь ко Христу, Мелания Старшая убедила многих своих родственников вести богоугодную жизнь
См. также: Любовь к Богу.
Расположением к сыну Мелания Старшая не была отвлечена от стремления к пустыне, любовь к единственному сыну не удалила ее от любви ко Христу, напротив, по ее святым молитвам этот юноша достиг высокого успеха в науках и чистоты нрава, вступил в брак, по мирским понятиям, блистательный, получил светские отличия и имел двоих детей. Спустя долгое время, когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет. Во время своего пребывания здесь она наставила в вере и сделала христианином блаженного, достопочтенного и знаменитого мужа Апрониана, который прежде был язычником. Она убедила его жить целомудренно со своей женой – ее племянницей – блаженной Акитой. В том же утвердила и свою внучку, младшую Меланию, с ее мужем Пинианом. Наставив Альбину, свою невестку, жену своего сына, и убедив всех их продать имение, она вывела их из Рима и ввела в благое и спокойное пристанище жизни. (Лавсаик. С. 268).
956. Мать, поправшая иноческие одежды своего сына, вскоре, согласно с предсказанием святого Дионисия Афонского, лишилась его. Сын разбился, упав с дерева
См. также: Наказание.
Одна женщина имела единственного сына, который по чувству особенного сердечного влечения удалился на Олимп и там от преподобного Дионисия Афонского принял пострижение, а потом, желая видеть свою мать, с благословения своего духовного наставника, явился к ней. Иноческий образ, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования она схватила камилавку сына и, попирая ее ногами, требовала, чтобы он оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Через несколько дней после этого пришел в то селение святой Дионисий. В числе прочих подошла к нему и та жена и приблизилась поцеловать его руку. “Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ, надеясь иметь сына помощником в своей старости, – строго сказал ей старец. – Ты увидишь, что завтра он умрет злой смертью. Наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости!” И, действительно, на другой день ее сын сорвался с высокого дерева и по предсказанию преподобного – испустил дух. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 51).
957. Мать отвергла сына-отступника
См. также: Любовь к Богу; Мать; Мученик.
Преподобномученик Нектарий обманным путем в юности был совращен в магометанство. Когда одетый в турецкое платье он пришел к своей матери, то благочестивая и мужественная женщина и любящая мать, увидев его в таком одеянии, сказала: “Не подходи ко мне! Я не знаю, кто ты такой.” Юноша сознался, что он сделался магометанином. Но добрая и истинная христианка еще с большей уверенностью сказала: “Прочь отсюда! Я родила тебя христианином Николаем, убирайся отсюда сейчас же, чтобы не видели тебя мои глаза.” Слова доброй матери до глубины пронзили сердце сына, как острые стрелы. Только теперь он осознал всю глубину своего бедствия и с великой скорбью, не отвечая ни одного слова своей благочестивой матери, удалился от нее. Придя таким образом в себя, он стал молиться от всей души Богу и Отцу щедрот, чтобы Он помиловал его, как познавшего свое беззаконие и имеющего свой грех пред собой, чтобы Он Сам, Им же весть образом, наставил его на путь правый. Удалившись на Афон, он принес там искреннее покаяние в отступничестве, принял монашество, а через некоторое время добровольно и бесстрашно исповедал Христа перед турецкими властями, за что и принял мученическую кончину. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 349).
958. Благоразумный сын предпочел нарушить клятву, данную по неопытности злому человеку, чем исполнить его совет – поссориться с отцом
См. также: Клятва неразумная.
Некий человек имел весьма почтительного и послушного сына. Один злой человек, желая поссорить его с отцом, сказал: “Поклянись мне в том, что, как я научу тебя, так ты и поступишь по отношению к своему отцу.” Неопытный юноша, не подозревая ничего худого, поклялся. Злой человек затем и говорит: “Ступай же и сейчас же поссорься с отцом, досади ему и нанеси сердечные раны словом, глядя с наглостью в его глаза. Да смотри же, непременно исполни все, что я тебе говорю. Не забывай, что ты мне дал в этом клятву.” Сын, услышав такие слова, понял, наконец, с кем имеет дело, и злому наушнику отвечал: “Я вижу в тебе человека лживого, врага моему отцу и желающего погибели моей душе. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змий Еву, и никогда не ввести в заблуждение злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться своему отцу ради спасения моей души. И уши свои от слышания твоих слов я ограждаю крестным знамением, чтобы в них не вошли они и чтобы избежать твоей лести.” Так и Апостол повелевает нам удаляться от всякого лукавого человека и молиться Богу, чтобы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2Кор. 13:7). (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 521).
959. Соблюдение заповеди отца спасло юношу от злой смерти
См. также: Послушание; Самопожертвование; Храм.
У некоего благочестивого мужа был единственный сын. В той стране, где они жили, случился голод, а они были бедны, и им грозила голодная смерть. Вот и сказал отец: “Сын мой, ты видишь, что мы дошли до того, что нам нечего есть. Согласись на то, чтобы я продал тебя в рабство, тогда и ты останешься жив и мы, твои родители, с голода не умрем.” Послушный сын отвечал: “Делай, отче, как тебе угодно.” Отец отвел его к одному из вельмож и продал в рабство. Прощаясь с сыном, отец сказал: “Сын мой, вот какую я оставляю тебе заповедь: когда будешь проходить мимо церкви и узнаешь, что в ней в это время идет служба, не проходи мимо, войди и стой непременно до окончания службы.” Послушный сын, служа у вельможи, в точности исполнял завет отца. Прошел год, все шло благополучно. Но вот однажды отрок случайно узнал об одном беззаконном деле своей госпожи, соучастником которого был его сотоварищ по службе. Благочестивый отрок никому о своем открытии не сказал и только молил Бога о прощении согрешивших. Но злая госпожа, зная, что отроку известен ее грех, с досады и стыда решилась погубить его. “Твой новокупленный раб, – сказала она мужу, – замышляет на твою жизнь, и я советую тебе избавиться от него, убить его.” Муж послушался злого совета своей жены и, повидавшись с начальником города, сказал ему: “Я пришлю к тебе порознь своих рабов. Первому, который придет к тебе с полотенцем, ты с помощью палача отруби голову, а второму, который придет после, отдай эту голову, чтобы он принес ее ко мне.” Возвратившись домой, вельможа дал оклеветанному отроку полотенце и послал к палачу. Не зная, что идет на смерть, благочестивый отрок, проходя мимо церкви, в которой шла служба, помня завет отца, вошел и стал дожидаться окончания службы. Между тем злая госпожа, желая скорее видеть голову невинного отрока, послала соучастника своего беззакония, любимца-раба, тоже к палачу. Случилось так, что и этот раб зашел в церковь, где был благочестивый отрок, и тот спросил своего товарища: “Куда идешь?” – “К палачу мне велено идти.” Благочестивый отрок сказал: “И я туда же с полотенцем послан. Так зачем нам сейчас обоим идти? Возьми полотенце и снеси его, а я после зайду.” Любимец госпожи взял полотенце, принес к палачу, и тот тотчас же отрубил ему голову. Благочестивый же юноша по родительской заповеди достоял до конца всю службу, а затем пошел к палачу. Тот отдал ему завернутую в полотенце голову раба и сказал: “Неси ее к своему господину.” Каково же было изумление господина и его жены, когда они увидели посланного на смерть живым и голову того, который должен возвратиться невредимым! “Как это случилось?” – спросили отрока. Он сказал перед всеми: “Исполняя завет своего отца, я зашел в церковь, чтобы отстоять в ней до окончания службы, но туда же пришел и раб, посланный вами после меня. Я попросил его сходить к палачу прежде меня. Он пошел первый и умер, а я – после него и возвратился живым.” И все, заключает сказание, “прославили Бога, яко соблюден бысть отрок от смерти, сотворивый заповедь отчу, а виноватый зле умре.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 655).