Филипп II, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Колычев Фёдор Степанович)

1569; память 9/22января, 3/16 июля и 5/18 октября, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых

Родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к знатному боярскому роду Колычевых, которые происходили от Андрея Кобылы, боярина времён великого князя Симеона Гордого (1353) и родоначальника многих дворянских фамилий, в том числе дома Романовых. Его отец Степан Иванович, «муж просвещённый и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Фёдора, окончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофий, воспитывала сына в духе искренней веры и глубокого благочестия. Юный Фёдор Колычев изучал Священное Писание и свято-отеческие книги, на которых зиждилось старинное русское просвещение. До тридцати лет Фёдор находился на службе при великокняжеском дворе.

В 1537 году, после подавления мятежа князя Андрея Старицкого. который поддержали в числе других бояр и Колычевы, Фёдор тайно покинул Москву. Он в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, отправился на Север. Сначала был пастухом у некоего крестьянина Субботы в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, год прожил боярский сын в Хижах и потом снова продолжил свой путь к Соловецким островам, куда так давно влекло его сердце. В Соловецком монастыре Фёдор исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет послушнических трудов игумен Алексий (Юренев), по желанию Фёдора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп, и вручил в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усиливая пост и молитву. Игумен Алексий послал его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжёлым молотом сочетал делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа как на достойного своего преемника. По избранию монастырского Собора Филипп (не позже 1547 года) был возведён в сан игумена Соловецкой обители Новгородским архиепископом Феодосием († 1563).

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

Своей праведной жизнью Соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного. Царь надеялся, что найдёт в игумене Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость Филиппа, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. После долгих отказов Филипп наконец согласился принять высокий святительский сан.

25 июля 1566 года он был хиротонисан в митрополита Московского и всея Руси вместо изнурённого болезнью, а может быть и «душевною горестию», митрополита Афанасия, оставившего митрополию. Принимая посвящение, Филипп ставил условие иметь за своею совестью право говорить открыто о правде евангельской и печаловаться за опальных, которых тогда во время свирепой и бессердечной опричнины, было очень много. Царь же требовал, чтобы он «в опришнину и в царский домовой обиход не вступался», но вместе с тем соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это было при прежних государях. Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Филиппом и семью епископами.

Первый год святительства Филиппа прошёл спокойно. Митрополит занимался делами Церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия. Отношения его с царём наружно были благоприятными. Неистовства опричнины временно прекратились. Но вскоре вспыхнула новая смута, пошли доносы, клеветы и казни, а опричники опять принялись за грабежи и буйства.

Святитель Филипп, видя беззакония и жестокости опричников, решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567–1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать Польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками. Неустрашимый митрополит стал открыто укорять царя в разорении своего царства и в напрасном пролитии крови народной, заступался за невинно гонимых. Царь в гневе на святителя дошёл до озлобления, которое особенно усилилось после открытых столкновений. Окончательный разрыв между царём и митрополитом произошёл весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришёл в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждова ти об опричнине». Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твёрдость твою! Я был слишком мягок с вами», – добавил царь.

В другой раз, 28 июля, в Новодевичьем монастыре, где был царь с опричниками, митрополит Филипп упрекнул одного из опричников в том, что он стоял в тафье (т. е. в шапке) во время чтения Евангелия. На этот раз царь не сдержал себя, назвал святителя лжецом, мятежником и злодеем. Царь стал проявлять ещё большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Иван Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви. Для сбора обвинительных материалов на Соловки отправили специальную комиссию. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Митрополита Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, вплоть до колдовства. «Я пришелец на земле, как и все отцы мои, – смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину». Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Царь хотел превратить извержение митрополита Филиппа из сана в подлинную демонстрацию. Он заявил ему, что «решил послушать в великий праздник, в день святого Михаила, его богослужение». Для развенчания митрополита Филиппа Иван Грозный избрал день Архангела Михаила, который, по представлению царя, олицетворял грозную карающую власть. Во время богослужения в церковь ворвались опричники во главе с царским любимцем Алексеем Басмановым, сорвали с митрополита Филиппа святительские одежды, вытолкали из храма и с бранью и побоями повезли на дровнях в Богоявленский монастырь, где скованного цепями и с колодкой на шее заточили в смрадную келью. Чтобы окончательно сломить дух святого, царь отправил ему в монастырь голову казнённого родственника.

Вскоре опального митрополита Филиппа перевели в заточение в Тверской Отроч монастырь. Во время похода на Новгород Иван Грозный проезжал мимо этого монастыря, и начальник опричников, Малюта Скуратов, зашёл в келью святителя и задушил его «возглавием» (т. е. подушкой), а настоятелю монастыря сказал, что опальный митрополит умер от угара. Так 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину митрополит Филипп.

Ещё за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Тело его было предано земле первоначально там же, в монастыре, за алтарём храма.

В 1591 году, по ходатайству игумена Соловецкой обители Иакова, гроб с нетленным телом святителя был перенесён из Твери в Соловецкий монастырь, где стал благоговейно почитаться. Нетленное тело святителя Филиппа было положено в могилу, приготовленную им для себя ещё во время пребывания в этом монастыре под папертью храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба своего бывшего наставника, духовника и уставщика Соловецкой обители иеромонаха Ионы (Шамина).

31 мая 1646 года, после получения игуменом Соловецкого монастыря Илией грамоты патриарха Московского и всея Руси Иосифа († 1652) от 29 апреля того же года об открытии мощей святителя Филиппа, его святые мощи были торжественно переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители.

В 1652 году царь Алексей Михайлович по совещании с патриархом Иосифом и всем Освящённым Собором определил перенести мощи святителя Филиппа в Москву. В Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, митрополитом Новгородским (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1681). За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, владыка Никон прочёл грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину прадеда: «Сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием». 9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перенесены в Москву. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила своё название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Ныне этот крест хранится в алтаре Московского Знаменского храма. 19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне.

Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в «царицыных светлицах», замечательный памятник русского шитья. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января. Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля.

Труды:

Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь по поводу нового похода в Ливонию, датируемая 24 ноября 1567 года // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т.1, № 275, стр. 312–313.

Уставные грамоты для управления монастырскими имениями // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией императорской Академии наук: в 4 т. СПб., 1836, т. 1, № 221, 258, 268, стр. 209–211, 283–285, 303–304.

Грамоты святого Филиппа, митрополита Московского и всея России, в Соловецкую обитель // Душеполезное чтение. 1861, ч. 3, стр. 192–206.

Литература:

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 377–382, прим. 11, 12. Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 38.

Шемякин В.И. Краткое описание Соловецкого монастыря. СПб., 1899, стр. 23–30, 41, 42.

Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Арзамас, 1911, стр. 19.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; 1901, вып. 11. июль, стр. 26–29.

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью... в 12 т. М. 1884–1885, т. 1, стр. 147–169.

Волкова Е. Митрополит Филипп, (исторический очерк). Петроград. 1915.

Соловьёв Е.А. Иоанн Грозный, его жизнь и государственная деятельность. Биографический очерк Е.А. Соловьева. СПб., 1893 (Жизнь замечательных людей, вып. 73).

Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 2. СПб., 1899, т. 2, стр. 101–111.

Поселянин Е. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви / Под ред. Е. Поселянина. СПб., б. г., приложение к журналу «Русский паломник», 1908, январь, стр. 75–79.

Леонид (Краснопевков), епископ. Жизнь Филиппа святителя митрополита Московского и всея Руси. М. 1861 // Душеполезное чтение. 1861, ч. 2.

Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик. СПб., 1901, стр. 18–30.

Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. М. 1881, стр. 57, 68, 99, 167–171.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3., с доп. СПб., 1882, т. 1, январь, стр. 1841.

Досифей (Немчинов), архимандрит: Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429–1833 гг. Изд. 3. М. 1833.

Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. М. 1836.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 566–575.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1405.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 10, 18, 404, 819.

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 9. гл. 2, стр. 54, 63; гл. 3, стр. 86.

Бекетов П.П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М. 1843, стр. 3, 4.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 601, 602.

Краткое историческое описание монастырей Архангелогородекой епархии. Архангельск. 1902. С, 17–23 (Соловецкий монастырь).

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 46.

Соловецкий патерик. М. 1906, стр. 44–66.

Московский некрополь: в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 259.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 524.

Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный первого класса монастырь // Живописное обозрение русских святых мест: в 9 вып. Изд. 2. Одесса. 1896–1908, вып. 6, стр. 51, 55, 92.

Начертание жития митрополита Филиппа. М. 1860.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 125, 162.

Александро-Невская летопись // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией: в 39 т. СПб., 1872–1927, т. 3.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией, СПб., 1841–1921, т. 3, стр. 162, 253.

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. М. 1813–1894, т. 1, № 193.

Устрялов Н.Г. Сказания князя Курбского: в 2 т. Изд. 2. СПб., 1842, стр. 108, 109, 117–121, 227.

Боярский род Колычевых. М. 1886, стр. 77–96.

Уманц Я.М. // Древняя и новая Россия. СПб., 1875–1881.

Валуев Д.А. // Библиотека для воспитания. 1845.

Исторический вестник. СПб., 1884, май, стр. 275.

Исторический вестник. СПб., 1888, декабрь, стр. 115.

Исторический вестник. СПб., 1889, май, стр. 315–316.

Исторический вестник. СПб., 1896, март, стр. 920; январь, стр. 212.

Исторический вестник. СПб., 1906, август, стр. 521,– 1908, октябрь, стр. 168.

Русская старина. СПб., 1879. апрель, стр. 736–747.

Русская старина. СПб., 1904, июнь, стр. 645: ноябрь, стр. 454–455.

Скворцов Н., священник. Московский Кремль // Русский архив. М. 1893. Кн. 3, стр. 16.

Боярин и воевода князь М.Б. Скопин-Шуйский // Русский архив, М. 1889, Кн. 2, стр. 129, 504–505.

Русский архив, М. 1912. № 6, стр. 214.

Журнал Московской Патриархии, М. 1945, № 4, стр. 11–18.

Иванов Н. Св. Филипп, митрополит Московский и всея Руси (к 450-й годовщине со дня рождения) // Журнал Московской Патриархии. М. 1957, № 8, стр. 59–66.

Никитин В.А. Великий игумен Соловецкого монастыря // Журнал Московской Патриархии. М. 1983, № 5.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900–1905, т. 19, стр. 215.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2237–2238.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 762, 764.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 116–121.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 13.

Н. Д[урново). Иерархий Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч .1, стр. 12.

Минея январь. М. 1983, Ч. 1, стр. 336–338.

Минея июль. М. 1988, ч. 1, стр. 128–130.

Буланин Д.М. Филипп II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. Вып. 2, ч. 2.С. 466–470.

Комментарии для сайта Cackle