Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси

1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых

В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского.

В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября).

В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых.

В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.

11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского.

В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Иоанна III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную.

С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь.

5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался.

На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Погребение его было совершено 7 апреля.

Труды:

Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 280.

Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, стр. 181, а также // Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. 4. 1. № 102.

Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 282.

Грамота к слуге // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 79.

Грамота в Новгород (1467) с поучением о неприкосновенности церковных земель // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 82, а также // Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, № 101.

Грамота в Псков (1471) с разрешением построить шестой собор // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. № 283, а также // Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, № 103.

Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, № 278, а также // Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, № 104.

Литература:

Боголюбский М. протоиерей. Московская иерархия // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, сентябрь, стр. 461–463.

Иванов П.И. Описание Московского Архива министерства юстиции. М. 1848, стр. 210.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 274, прим. 8.

Шемякин В.И. Москва, её святыни и памятники. М. 1896, стр. 78.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911, Т. 3, ч. 1, стр. 548.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых; в 14 вып. Каменец-Подольск. Тверь. 1892–1902; 1898, вып. 7, апрель, стр. 21–23.

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир. 1901–1902, т. 2, стр. 574.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 135.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1396, 1405.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 563.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М. 1852, стр. 96.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 365.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 113–114.

Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей / Изд, Археографическою комиссией: в 24 т. СПб., 1841–1863, т. 6, стр. 23, 24, 37, 52.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 4, стр. 232–233: т. 5, стр. 35; т. 6, стр. 145; т. 8, стр. 151,163, 169–170, 177.

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. М. 1813–1894, т. 1, № 85, 92–95, 97–98.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. 1896, стр. 46. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 520.

Московский некрополь: в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 259.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 223.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35 (кн. 70), стр. 764–765.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 122–124.

Лурье Я.С. Филипп I // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. Вып. 2, ч. 2, стр. 464–466.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 4, ч. 1, стр. 35, 39, 41–43, 275, 282, 284, 294, 296, 297, 304; т. 4, ч. 2, стр. 7, 14, 27, 31, 41, 116, 162, 181, 183, 229.

Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 75.

Комментарии для сайта Cackle