Источник

Письмо 93

Ты желала все монашества; но какую же пользу получила, принявши оное? Я писал уже тебе, что образ монашества состоит в покаянии и смирении; а ты, как видно, и понятия о сем не имеешь; а говоришь, что буду жить по-монашески; как же это? Между тем вижу неприятности с И..., а по-монашески надобно бы себя укорять и обвинять, – а у тебя все они виноваты; тут ты уж не видишь Промысла Божия, что Он так быти устрояет; а виня людей, больше на себя навлекаешь скорбь. Что ж мне тут остается делать, и чем могу тебя утешать? Письмами моими ты оскорбляешься, и всегда имею от тебя только выговоры; никак тебе не угожу. Ещё какое-то имела откровение, о котором и писать не можешь: вот явная прелесть; то как же мои письма могут тебя пользовать? Тогда хорошо писать, когда принимают советы, а когда делается противное, и все что пишу, тебе не нравится, так что некоторых моих писем и читать не можешь, как ты сие сама говорила некоторым: то какая же польза от сего? А ежели мне писать к тебе только одни льстивые слова, то, не знаю, может ли это тебе принести пользу? Я не отрицаюсь к тебе писать, только не могу на всякое письмо отвечать: а как будет мне удобно, и как потребует того нужда. Ты, когда будешь с верою принимать, то не будешь оскорбляться, хотя бы то и противно твоему мнению было написано; а где нет веры, там всё кажется невыносимо; а тут ещё и зависть тобой обладала; св. Писание учит: не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрейший будет: обличения бо нечестивому, раны ему (Притч.9:8, 9:9, 9:7). Не принимая обличений, неужели и ты хочешь подражать оным? А св. Иоанн Лествичник учит: «благословное или неблагословное обличение отвергнув, своего спасения отвергся». Вот сколько тебе доказательств; – от многих малое. А когда будешь читать сама книги отеческие, то найдешь и более того; и когда с самоукорением и смирением примешь, то успокоишься, а в противном случае противные и плоды будут.

Да даст тебе Господь истинный разум и смирение, чрез что обрящешь душевное спокойствие; чего тебе усердно желаю. Многогрешный И. М. 25 сентября 1851 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle