Источник

Письмо 168

Также и брань, приносимая на помыслы, кроме естественного устроения, имеет силу от нашего нерадения, неимения страха Божия и гордости, также осуждения ближних. Во всём Господь силен даровать тебе прощение; чего теперь, читая, не понимаешь, не добивайся узнать; сделай то, что понимаешь, тогда и то тебе откроется. Труд телесный иметь необходимо по силе, а ты так ленива, что и платье не можешь сама взять или прибрать; надобно на это себя понуждать. Хорошо, что тебе попалась девочка такая кроткая и непрекословная; а если бы была грубая и сварливая, то она показывала бы тебе твоё устроение. Не в том только состоит дело, что сходить в церковь, да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев, ярость, злобу, обжорство, похоть плоти, и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань – противиться страстям, истреблять их помощью Божией. Выписки из книги Никона Черной горы можно переписать; они полезны. Руку целовать другим не должно допускать, из этого доброго не произойдёт, а сказать: «Бог благословит»; не ты благословляешь, а Бог благословляет, можно. В беседах, сколько можно, избегать осуждения, переменя на другую материю, или молчанием упразднить. Многогрешный И. М. 26 июля 1855 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle