ГЛАВА II. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
§ 247. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сем учения
1. Для полного восстановления и спасения падшего человека надлежало совершить три великие дела: а) примирить грешника с Богом, которого он бесконечно оскорбил своим грехопадением; б) очистить грешника от грехов и соделать его праведным и святым; в) освободить грешника от самих казней за грехи и даровать ему, соответственно его святости, заслуженные им блага (§ 124). Первое дело совершил Господь Бог сам – без нашего участия, когда ниспослал на землю своего единородного Сына, который. воплотившись и приняв на себя грехи всего человеческого рода, принес за них своею смертию совершеннейшее удовлетворение вечной Правде, и таким образом не только искупил нас от грехов и от наказаний за грехи, но и стяжал нам дары Св. Духа и вечное блаженство (§ 153). Второе дело совершает Господь Бог при нашем участии. Он основал на земле свою св. Церковь, как живое и постоянное орудие для нашего очищения от грехов и освящения; ниспосылает нам в Церкви и чрез Церковь благодать Св. Духа, как действительную силу, очищающую нас от грехов и освящающую; учредил в Церкви различные таинства для сообщения нам разнообразных даров этой спасительной благодати соответственно всем потребностям нашей духовной жизни: и от нас зависит воспользоваться или не воспользоваться предлагаемыми нам от Бога средствами освящения. Даровав их нам, Он вместе с тем назначил определенный период времени, в продолжение которого мы можем пользоваться ими: для лиц частных этот период продолжается до самого конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. Наконец третье дело совершает Господь Бог уже по окончании второго, совершаемого Им при нашем участии: Он является тогда Судиею людей, правосудно взвешивающим, воспользовались ли или не воспользовались они дарованными им на земле средствами к их очищению от грехов и освящению, и достойны ли или недостойны освободиться от наказаний за грехи и получить блаженство; является вслед за тем праведным Мздовоздаятелем, назначающим людям определенную участь каждому по заслугам.
2. Как в деле нашего искупления участвовали все Лица Пресвят. Троицы, хотя собственно и непосредственно Искупителем нашим был Сын Божий, принявший на себя естество наше и вкусивший за нас смерть (§ 126); как в деле нашего освящения участвуют также все Лица Пресв. Троицы, хотя собственно и непосредственно совершает наше освящение своею благодатию Бог Дух Святой (§ 165): так точно и в деле суда над нами, в деле мздовоздаяния нам участвует вся Пресв. Троица. Эта мысль – а) вытекает, как следствие, из догмата о том, что Лица Пресв. Троицы единосущны, имеют единое Божество, единое хотение и, различаясь только личными свойствами, нераздельны во всем, – почему и невозможно, чтобы Одно из Них действовало только от Себя, без всякого участия Двух других; – б) подтверждается св. Писанием, которое говорит, например, о Боге вообще: Бога бойся, и заповеди его храни, яко сие всяк человек: яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12, 13. 14), и в другом месте: без веры невозможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим его мздовоздаятель бывает (Евр. 11, 6; снес. 12, 23); и еще: лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предустави, веру подая всем, воскресив ею от мертвых (Деян. 17, 30. 31). Но собственно и непосредственно, нареченный от Бога, судия живым и мертвым есть Сын Божий, Господь наш Иисус Христос (Деян. 10, 42): Ему область даде Отец суд творити (Иоан. 5, 27); чрез Него судит Бог тайная человеком (Рим. 2, 16); Он же, Сын человеческий , приити имать во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Матф. 16, 26. Снес. 19, 28; 24, 30; 2Кор. 5, 10; 2Тим. 4, 1; Иуд. 14; Апок. 1, 7), как исповедует в самом символе своем и св. Церковь1628, исповедывали в своих писаниях и учители Церкви1629. «Судия есть Христос, говорит, например, св. Кирилл иерусалимский, Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Иоан. 5. 22). Отец не лишает себя власти, Он судит чрез Сына. И так по изволению Отца судить будет Сын, ибо не иное изволение Отца, а иное Сына, но одно и то же»1630.
3. Излагая учение о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, православная Церковь различает двоякий суд Божий, двоякое мздовоздаяние: во-первых, суд частный, который совершает Господь над каждым человеком порознь вдруг по смерти его, и следующее за тем мздовоздаяние еще неполное, неокончательное, и, во-вторых, – суд всеобщий, который совершит Господь торжественно над всем родом человеческим при кончине мира, и который заключит мздовоздаянием уже полным, решительным, вечным (Прав. Испов. веры ч. 1, отв. на вопр. 58–61). Таким образом, это учение разделяется на две половины, из которых каждая подразделяется на две части.
* * *
«И паки грядущаго со славою судити живых и мертвых». Также и в богослужебных книгах: «Егоже воплотила еси Сына паче естества, Чистая, сей есть судия живых и мертвых и судяй всей земли, и спасает от мучений, их же хощет, паче же любовию поклоняющихся во изображениих Тому и Тя воспевающих Богородицу во веки» (Требн. л. 144, Моск. 1836). «Грозному, трепетному и страшному престолу Твоему, Христе, предстояще, якоже от века умершие, ожидают праведного изречения Твоего, и божественное приемлют правосудие» (Октоих. ч. 1, л. 158 на обор. Моск. 1838).
Варнав. посл. п. 7; Иустин. Аполог. 1, п. 8; Разгов. с Трифон. п. 125; Ирин. adv. haer. 111, 16, n. 6; IV, 33, n. 3; Тертулл. de praescr. haeret, n. 13.
Поуч. оглас. XV, п. 26, стр, 333, в русск. перев.