Источник

Глава XXII

У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати

44. Но пусть люди принимают во внимание какие угодно добрые заслуги, которые, как полагают они, должны предшествовать, чтобы кто-либо мог быть оправдан Божественной благодатью; эти [люди] не понимают, что когда говорят так, не что иное делают, как просто отвергают благодать; но, как я сказал, пусть принимают во внимание какие угодно заслуги, когда говорят о взрослых, ведь в отношении младенцев пелагиане уже точно не найдут, что ответить. Ибо у младенцев нет [еще] никакой воли к принятию благодати, а [пелагиане] говорят, что [благодати] предшествует заслуга этой самой воли. Более того, мы видим, что младенцы с плачем сопротивляются, когда их крестят и когда получают они Божественные таинства, что было бы вменено им в великий грех нечестия, если бы они уже употребляли свободное решение; однако благодать не отступает даже и от противящихся, причем ясно, что без всякой предшествующей заслуги, иначе благодать не была бы уже благодатью. И иногда эта благодать даруется детям неверующих [людей], когда по тайному промыслу Божию они неким образом попадают в руки людей благочестивых, а иногда не наследуют ее дети верующих, поскольку возникает некое препятствие, так что [благодать] не может прийти на помощь находящимся в опасности. И все это совершается по тайному промыслу Бога, суды Которого непостижимы и пути неисследимы253. Давайте посмотрим, в каком смысле сказал эти слова апостол и что предпослал этому. Ведь он вел речь об иудеях и язычниках, а писал к римлянам, то есть к язычникам, и сказал вот что: Как вы некогда не веровали (non credidistis) Богу, а ныне унаследовали милосердие вследствие их неверности (in illorum incredulitate), так и они ныне не уверовали ради милосердия к вам, чтобы и они [позже] унаследовали милосердие: ибо Бог всех заключил в неверности (in infidelitate), дабы всех помиловать254. И когда апостол задумался над тем, что сказал, удивляясь как точной истине своего изречения, так и великой его глубине, – тому, как Бог всех заключил в неверности, чтобы всех помиловать, как бы делая зло, чтобы вышло добро, -он тотчас воскликнул и сказал: О, бездна богатства премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисповедимы пути Его255. А превратные люди, не разумея этих непостижимых судов и неисповедимых путей, будучи скоры на осуждение и неспособны к пониманию, сочли и предъявили как обвинение апостолу, будто он говорит следующее: Станем делать зло, чтобы вышло добро256. Невозможно, чтобы апостол говорил такое, но неразумные люди сочли, что это говорится, когда услышали сказанное апостолом: Закон же пришел позже, так что умножилось преступление. Но когда множился грех, стала преизобиловать благодать257. Однако благодать, разумеется, делает так, что уже добро совершается теми, кто прежде делал зло, а не так, что [люди] остаются во зле и ожидают, что им будет воздано за это добром. Итак, они не должны говорить: Станем делать зло, чтобы вышло добро, но: «Мы сделали зло, а вышло добро, станем же теперь делать добро, чтобы в будущем веке нам получить добро за добро, как в этом мы получили добро за зло». Поэтому и написано в псалме: Милосердие и правосудие буду петь Тебе, Господи258. Итак, в первый раз Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него259, – это по милосердию, – а во второй раз придет для суда, судить живых и мертвых; хотя и в нынешнее время само спасение также не совершается без суда, но тайного, почему и написано: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы260.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

254

Рим 11:30–32. В Синод. пер.: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle