Источник

Глава 8

Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40)

Деян.8:1. Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии.

«Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он (Деян.22:20).

«В те дни...»εν εκείνη τῆ ημέρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля).

«Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа (Мф.10:23). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...»

Деян.8:2. Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем.

«Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем (Быт.50:10; Втор.34 и др.).

Деян.8:3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

Деян.8:4. Между тем рас­сеяв­шиеся ходили и бла­го­ве­с­т­вовали слово.

«Рассеявшиеся», т.е. от гонения иерусалимского, верующие с успехом использовали новые условия своего положения, благовествуя о Христе в новых местах. Ниже замечается (Деян.11:19), что они таким образом распространили Евангелие Христово даже до Финикии, Кипра и Антиохии, оправдывая мудрое замечание позднейшего церковного писателя: «кровь мучеников – семя христиан...» (Тертуллиан).

Деян.8:5. Так Филипп при­шел в город Самарийский и про­поведовал им Христа.

«Филипп», упоминаемый здесь и далее, не есть один из 12 Апостолов, а один из диаконов. Апостолы, как было нарочито упомянуто выше, не покидали в это время Иерусалима. Непонятно было бы также и послание Апостолов Петра и Иоанна в Самарию, упоминаемое в Деян.8:14, если бы Филипп здесь был апостол из 12. Наконец, о диаконе Филиппе заставляет думать здесь и одно дальнейшее место Деяний, где о нем упоминается, как о благовестнике, одном из 7 диаконов (Деян.21:8). Так думают посему и Златоуст и Феофилакт.

«Пришел в город Самарийский...» Из дальнейшего видно, что Филипп имел в Кесарии (Стратоновой, см. прим. к Деян.8:40) дом и семейство (Деян.21:8), и, очевидно, и направлялся туда, с успехом потрудившись на пути, в Самарии. Из Самарии он, исполнив здесь все предназначенное, продолжал путь свой далее – в Кесарию, где, как видно, и оставался до времени (Деян.8:40).

Названия самого города самарийского дееписатель не указывает. Может быть, это был главный город страны – Самария, переименованная Иродом в Севастию, или другой значительный город самарийский – Сихем, где Господь Сам посеял некогда первые семена Своего учения, обещав иному жатву (Ин.6).

Деян.8:9. Находил­ся же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед­ тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

О Симоне волхве Иустин мученик (сам природный самарянин из Сихема) говорит, что он был родом из самарянского селения Гитты или Гиттона. Волхвом он был не в том лучшем смысле, в каком именовались так персидские мудрецы, приходившие на поклонение к Младенцу Иисусу (Мф.2:1), а в смысле просто чародея, фокусника, колдуна. Ослепленный успехами своих чар и искусства, он выдавал себя за кого-то великого, еще более изумляя и привлекая к себе темный народ, который видел в нем «силу Божию великую» – η δύναμις τοῦ Θεοῦ η μεγάλη. Это выражение отчасти напоминает язык несколько позднее развившегося гностицизма, с его учением об эонах, как силах, истекающих из полноты (плиромы) божества. За одну из таких сил мог выдавать себя и быть признан народом и Симон.

Несмотря на столь продолжительное и глубокое очарование народа Симоном, сила проповеди Филиппа и чудеса его были так поразительны, что преодолели не только народ, но и самого Симона. Вера в Симона уступила место вере во Христа. Крестился народ, крестился сам Симон. Изумлявший столько других своими волхвованиями – теперь изумлялся сам знамениям и силам, бывшим от Филиппа. По-видимому, однако, и вера Симона, и его изумление имели в основе своей нечистые, плотские, самолюбивые и своекорыстные побуждения. Иначе недостаточно объяснимо все происшедшее далее (Деян.8 и д.).

Деян.8:14. Находив­шиеся в Иерусалиме Апостолы, услы­шав, что Самаряне при­няли слово Божие, по­слали к ним Петра и Иоан­на,

Деян.8:15. которые, при­дя, по­молились о них, чтобы они при­няли Духа Святаго.

Деян.8:16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Го­с­по­да Иисуса.

Деян.8:17. Тогда воз­ложили руки на них, и они при­няли Духа Святаго.

«Самаряне приняли...»δέδεκται η Σαμάρεια... – точнее слав.: «прият Самария» – приняла Самария, – общее целое вместо части. «Послали к ним Петра и Иоанна...» – («находившиеся в Иерусалиме апостолы»). Здесь целый ряд замечательно важных подробностей. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы», оставшиеся там, несмотря на гонение, услышали, что Самария yверовала. Этой вере недоставало, однако, важного для того, чтобы верующие могли быть полноправными членами тела Церкви Христовой: они не приняли при крещении Духа Святого – очевидно, потому, что Филипп, крестивший их, не имел, как диакон, апостольской власти на сообщение крещенным Духа Святого. Восполнить это «Апостолы» посылают «Петра и Иоанна» – двух верховных апостолов. Сонм апостолов здесь, таким образом, действует, как одна собирательная личность, частные члены которой совершенно равноправны, так что даже и верховнейшие из них не считаются и не считают себя выше всего сонма, и, наоборот, даже беспрекословно исполняют его поручения. Исполнение поручения состояло в вознесении молитвы о «крещенных и возложения на них рук», каковые действия и низвели на новокрещенных Духа Святого. Отсюда видно знамение таинства миропомазания, которым впоследствии заменилось апостольское возложение рук – для сообщения крещаемым Духа Святого. По поводу этого хорошо говорит Златоуст: «почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, – может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Св. другим), потому что был из числа 7 диаконов, – последнее можно сказать с большею вероятностью... Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только 12-ти... Как, скажут, неужели они (самаряне) не получили Духа (совсем, при крещении)? Они получили Духа отпущения грехов, но Духа знамений еще не получили».

Деян.8:18. Симон же, увидев, что через воз­ложе­ние рук Апостоль­ских подает­ся Дух Святый, при­нес им деньги,

«Симон же, увидев...» Очевидно, принятие Св. Духа верующими сопровождалось какими-то видимыми знамениями. Может быть, то были особенные выражения духовного восторга или нечто подобное тому, что было с апостолами и др. верующими в день Пятидесятницы, – во всяком случае, нечто видимое и удобопримечаемое (Злат.), что и побудило Симона на его безумную попытку.

Возникает любопытный вопрос: принял ли пред тем сам Симон Духа Св. в числе других уверовавших с такими нечистыми побуждениями и намерениями?

По мнению толкователей, Симон еще не успел принять Духа Святого. Вероятно, возложение рук на каждого для низведения Св. Духа требовало немало времени и совершалось по известной очереди. Пораженный очевидными знамениями дарования Духа Святого руковозложением апостолов, Симон, не выжидая своей череды, спешит сделать апостолам свое безумное предложение. «Не ради веры он уверовал, – говорит о нем Феофилакт, – но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Потому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться сего дара, он постоянно находился при Филиппе...»

Что же касается того, как мог человек с такими нечистыми намерениями оказаться в числе уверовавших, – этот вопрос прекрасно решает св. Златоуст: «недуг был в Симоне с давнего времени; оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду...»

Деян.8:20. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в по­гибель с тобою, по­тому что ты по­мыслил дар Божий по­лучить за деньги.

«Серебро твое да будет в погибель с тобою....» выражение угрозы, с указанием на гибельность поступка Симона, если он не сознает сего.

Деян.8:21. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

«Нет в тебе в сем части и жребия...» ουκ έστι δοί μερίς ουδέ κλῆρος εν τῶ λόγω τούτω... «несть ти части ни жребия в словеси сем...», т.е. в том, о чем ты говоришь, – в получении Духа Святого. Ни части, в размере той, какая даруется всем верующим, ни целого жребия в той мере, в какой обладаем мы, апостолы, ты не получишь, – как бы так говорит Петр Симону.

«Сердце твое неправо пред Богом...», как одержимое нечистыми побуждениями, мыслящее и нечистые средства для достижения своих нечистых стремлений.

Деян.8:22. Итак по­кайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустит­ся тебе по­мысел сердца твоего;

«Может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего...» Этим указывается на тяжесть греха Симонова, требующего для прощения особо усиленных молитв и покаяния.

«Помысл сердца твоего...» – приведенное выше сознательное намерение купить дар Божий за деньги, возможное лишь при другом богохульном помысле, что Бог способен торговать Своими дарами.

Деян.8:23. ибо вижу тебя исполнен­ного горькой желчи и в узах неправды.

«Вижу тебя исполненного...» εις γάρ χολήν πικρίας καί σύνδεσμον αδικίας ορῶ σε όντα... лучше слав.: «в желчи бо горести и союз неправды зрю тя суща...» Вижу тебя в желчи горькой и узах неправды. Как желчь горька и ядовита, так и твои слова, твое намерение, твоя душа, способная на такие мысли и речи, и не просто способная на это, но при этом еще и неспособная на обратное этому – наилучший образ мыслей и действий. Как желчь самую горькую и ядовитую издавала, по мнению древних, змея, так и человек, способный дать столь горькую желчь мыслей и намерений, должен был дойти до особенно печального и опасного нравственного состояния.

Деян.8:24. Симон же сказал в ответ: по­молитесь вы за меня Го­с­по­ду, дабы не по­стигло меня ничто из ска­за­н­ного вами.

Дальнейшее подтверждает указание Петра на опасное нравственное состояние Симона. На призыв к очищению греха усиленною молитвою и покаянием он отвечает лишь просьбою о том, чтобы апостолы сами помолились о нем, и именно о том лишь, чтобы ему не подвергнуться наказанию, которое беспокоило его более, чем очищение и исправление души. Дееписатель ничего не сообщает о дальнейшей судьбе Симона. Но история сохранила о нем сведения, как о злейшем враге христианства, противодействовавшем апостолам, с которыми Петр еще раз встретился в Риме. Очевидно, он нашел себе ту гибель, которую предвещал ему на его опасном пути св. Петр.

Деян.8:25. Они же, засвиде­тель­ствовав и про­поведав слово Го­с­по­дне, обратно по­шли в Иерусалим и во многих селе­ниях Самарийских про­поведали Евангелие.

«Они же», т.е. Апостолы Петр и Иоанн, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне», научив новообращенных самарян еще подробнее Евангельскому чтению и засвидетельствовав и словом, и делом истинность принятой ими веры.

Деян.8:26. А Филиппу Ангел Го­с­по­день сказал: встань и иди на по­лдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

«Ангел Господень сказал (Филиппу)...» Это было не невидимое внушение Ангела Филиппу, а очевидно, в видимом явлении ему Ангела Божия в Самарии.

Тремя чертами Ангел обозначает место, куда надо идти Филиппу: «на полдень», т.е. к югу от Самарии, «на дорогу из Иерусалима в Газу» и именно «на ту, которая пустынна» (αύτη εστίν έρημος).

«Газа», здесь упоминаемая, – один и древнейший из городов филистимских (Быт.10:19; Нав.15:45) к юго-западу от Иерусалима, близ Средиземного моря. Как ныне, так, очевидно, и в то время, из Иерусалима в Газу вело несколько дорог, почему Ангел и обозначает точнее ту, какая нужна Филиппу. Эта «пустынная» дорога, по мнению толкователей, вероятно, та, которая вела через Елевферополь.

Деян.8:27. Он встал и по­шел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, при­езжав­ший в Иерусалим для по­кло­не­ния,

Встретившийся Филиппу на указанном пути человек обозначается дееписателем тремя особенностями: «евнух ефиоплянин», и «вельможа царицы». Первое означает не место только жительства, но именно национальность встретившегося. Он был не природный иудей, живший в Эфиопии, а именно ефиоплянин родом. То обстоятельство, что он путешествовал в Иерусалим для поклонения и читал книгу пророка Исаии (вероятно, в переводе LXX), говорит о том, что он был прозелит, и если был скопец (каковые по закону Моисееву не могли быть принимаемы в общество Иеговы), вероятно, был прозелит врат, а не прозелит правды то есть II, а не I степени.

«Евнух», по обычным понятиям – скопец, каковые состояли на Востоке хранителями царских гаремов, а иногда удостаивались и высших государственных должностей, как видим и в данном случае.

«Кандакии, царицы Эфиопской...» Эфиопия – страна к югу от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния, политическим и торговым центром коей был Мерое. Страна эта управлялась обыкновенно женщинами, которые все назывались «Кандакиями», подобно тому, как египетские цари – «фараонами». (Плин. Hist. natur, VI, 35).

Как прозелит врат, он имел доступ во храм и мог, наравне с иудеями, приносить жертву Богу истинному, Которого познал, очевидно, от кого-либо из живших в Эфиопии иудеев. Его доброе религиозное настроение, делавшее его достойным и достаточно подготовленным к вере во Христа, ясно открывается из того, что он и в пути занят был чтением Слова Божия.

Деян.8:29. Дух сказал Филиппу: подойди и при­стань к сей колеснице.

«Дух сказал Филиппу». Это было, очевидно, внутреннее духовное откровение, без всякого внешнего видимого посредства, ясно сознанное, как повеление свыше, от Св. Духа.

Деян.8:30. Филипп подошел и, услы­шав, что он читает про­рока Исаию, сказал: ра­зу­меешь ли, что читаешь?

«Услышав, что он читает...» греч. προσδραμών δέ ο Φίλιππος ήκουσεν αυτοῦ αναγινώσκοντος, точнее слав.: «притек же Филипп, услыша его чтуща..». – подойдя же, Филипп услышал его читающим – очевидно, вслух, так что Филипп мог расслышать даже и то, что именно читалось.

Вопрос Филиппа заключает в подлиннике некоторую игру слов, смягчающую, с одной стороны, некоторую дерзновенность обращения к незнакомому вельможе: α ρά γε γινώσκεις ά αναγινώσκεις; с другой – выражаемое частицею α ρά γε сомнение, что евнух понимает читаемое. Ожидавший отрицательного ответа Филипп действительно не ошибся. И, может быть, именно благодаря мягкой и игривой форме вопроса, Филипп расположил сразу сердце евнуха и вызвал в нем сознание, исполненное детской простоты и смирения, что он не понимает читаемого. В то же время этот вопрос подсказывал вельможе и то, что вопросивший его, очевидно, сам владеет истинным пониманием данного места, почему и умоляет Филиппа взойти и сесть с ним для толкования читаемого. В этом опять новая трогательно-добрая черта характера в знатном вельможе (ср. Злат.).

Деян.8:32. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Сво­их.:

Деян.8:33. В уничиже­нии Его суд Его совершил­ся. Но род Его кто раз­ъяснит? ибо вземлет­ся от земли жизнь Его.

Упоминаемое здесь место Писания находится в Ис.53 и передается точно по переводу LXX, что свидетельствует о том, что читал евнух книгу пророка на этом переводе, распространенном тогда более всего в Египте. Как церковь иудейская, так и древнехристианская единогласно относили приведенное место к Мессии – Страдальцу за грехи мира (ср. Мф.8:17; Мк.15:28; Ин.12 и д.; 1Пет.2 и д.). Смысл этого места таков: «как овца, Он веден был на заклание» (при жертвоприношении), «и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» (т.е. для жалоб, или порицания и выражения сопротивления). «В уничижении Его» (при страданиях) «суд Его совершился» (т.е. суд, совершившийся над Ним, был судом, на который Он Сам обрек Себя взятием греха всех людей). «Но род Его» (γενεάν) «кто изъяснит?» («род», т.е. Его рождение, происхождение – вечное от Отца, без Матери, и во времени от Матери без Отца). «Ибо вземлется от земли жизнь Его...» В связи с предыдущим это последнее выражение означает: «кто изъяснит, что при таком неизъяснимом происхождении, при такой непостижимости этой жизни ей суждено было взяться от земли, т.е. прерваться в страданиях на кресте (это намекается несколько формою самого выражения – «вземлется от земли...»).

Деян.8:34. Евнух же сказал Филиппу: про­шу тебя ска­за­ть: о ком про­рок говорит это? о себе ли, или о ком другом?

«Евнух же сказал Филиппу...»αποκριθείς δέ ο ευνοῦχος τῶ Φιλίππω εῖπε... – «отвещав же каженик к Филиппу рече», точнее по-русски: «евнух же сказал Филиппу в ответ...»

«Прошу тебя...» – т.е. объяснить.

Деян.8:35. Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, бла­го­ве­с­т­вовал ему об Иисусе.

«Отверз уста свои...»ανοίζας... τό στόμα... открыв уста... – некоторая торжественность речи для указания особой важности благовестия Филиппа об Иисусе.

Деян.8:36. Между тем, про­должая путь, они при­ехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что пре­пят­с­т­ву­ет мне креститься?

Дальнейший вопрос евнуха к Филиппу о возможности для него крещения показывает, что проповедь Филиппа была достаточно подробна и внимательно воспринята слушателем, возгоревшимся жаждою быть последователем Христовым.

«Приехали к воде» – точно неизвестно это место, вероятно, находившееся между Елевферополем и Газою (Робинзон II, 749).

Деян.8:39. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Го­с­по­день, и евнух уже не видел его, и про­должал путь, радуясь.

Деян.8:40. А Филипп ока­за­л­ся в Азоте и, про­ходя, бла­го­ве­с­т­вовал всем городам, по­ка при­шел в Кесарию.

«Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень...» Только в немногих древних греческих рукописях (которым следуют наши переводы славянский и русский) это место читается так. В большинстве же рукописей и переводов, которым следует большинство толкователей (в том числе Златоуст и Феофилакт), в данном месте говорится просто: «Дух Святый восхитил Филиппа...» Отчего произошло такое различие – от прибавки ли в одних кодексах, или от опущения в других, сказать трудно. Вероятнее, однако, первое – добавление последующими переписчиками умолчанного дееписателем сошествия Св. Духа на крещеного. Это сошествие, необходимое и в данном случае исключительное, могло быть и без видимого возложения рук, как после, при крещения Корнилия и домашних его, и даже еще до совершения крещения (Деян.10 и д.), ибо по слову Господа (Ин.3:8) «Дух, идеже хощет, дышет...»

«Филиппа же восхитил...» – указание на особенное сверхъестественное действие – мгновенное исчезновение Филиппа, после чего он «оказался» в Азоте (40 ст.). «Хорошо сделано, говорит по сему случаю Златоуст, чтобы явно было, что происшедшее есть дело Божие, чтобы евнух не подумал, что Филипп простой человек. И Филипп получил от того великую пользу, ибо, что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и других (Дан.14:36–39), увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим мгновенно далекий путь».

«Продолжал путь, радуясь...» – всему происшедшему, т.е. и тому, что он крестился, принял Св. Духа, стал учеником Господа Иисуса Христа, и тому, что все это совершилось таким дивным образом.

Предание церковное сохранило нам имя этого вельможи – Индих, а также и некоторые сведения о его дальнейшей судьбе. По возвращении в свою страну он был в ней первым проповедником Евангелия, обратил многих, в том числе и свою повелительницу – царицу, крестив ее (Никиф. Кал. II, 6).

«Азот», как и Газа, – один из 5 главных городов филистимских севернее Газы и к Западу от Иерусалима, верстах в 50 от него, близ Средиземного моря – ныне селение Есдуд.

«Проходя благовествовал...» – из Азота путешествие Филиппа продолжалось уже обыкновенным образом, по направлению к северу, в Кесарию. На этом пути, для благовествования, он должен был посетить города – Аккарон, Иамнию, Иоппию (Яффу), Аполлонию и др.

«Кесария», где Филипп, по-видимому, имел постоянное местожительство (Деян.21 и д.), – большой известный город при Средиземном море, верстах в 100 к северо-западу от Иерусалима, местопребывание тогдашних римских прокураторов Иудеи; построен и назван так в честь кесаря Августа Иродом Великим, на месте бывшего здесь Стратонова замка, почему Кесария и называлась еще Кесарией- Стратоновой в отличие от Палестинской Кесарии- Филипповой на месте древней Панеи. Кесария-Стратонова в дальнейшем нередко упоминается дееписателем.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с. / Деяния святых апостолов. 5-246 с.

Комментарии для сайта Cackle